овлиняйтес .  БЧера в Большом зале Кремлевского дворца
  [Е открылся ХХ съезд: Всесоюзной Коммунистической
C 4 партии большевиков. ~ ae

’ С отчетным докладом Центрального: Комитета
ВКП(б) выступил секретарь ЦК ВКП(б)
тов. Г. М. Маленков. ем

ЭКТЯБРЯ 1952 г,
ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 238 (8752)

ЕНА 20. КОП.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	ХЛХ еъезд Веосоюзной Коимуниетической партии (большевиков)
	ПРЕЗИДИУМ ХГХ СЪЕЗДА ВКП(б).
	Я. С. Арущев, А. И. Ниязов,
		На снимке (слева направо): товарищи И. В. Сталин, Л. М. Каганович, А. Б. Аристов, М. Д. Багиров, В. М. Молотов, О. В. Куусинен, К. Е. Ворошилов, В. М. Андрианов,
		ото А. УСТИНОВА и ХФ. КИСЛОВА,.,
	Затем, по предложению В. М. Молотова,
съезд переходит к избранию CBCHX руко-
волящих, ортанов.

Слово предоставляется т. Мельнико-
ву. По поручению Совета представителей
делетаций всех областей, краев и респуб-
лик он предлагает избрать Президиум
съезда в составе 16 человек. Предложе-
ние принимается.

Кота т. Мельников называет имя

товарища Сталина, в зале возникают 6у-
	ные аплодисменты. Бсе встают.
Состав Президиума избирается съездом
	’ ерлинотласно.
	Д. С. Коротченко, Л. П. Берия,
		том
	Да злраветвует ХГХ партийный съезд!
	(Бурные ‘апледисменты).
	Шаяхметов, Н. А. Булганин, Н. С. Патоличев. На трибуне товарищ Г. М. Маленков.
		ЗАСЕДАНИЕ. НЕРВОЕ. (5 OH TABP A
		нее бороться с имеющимися недостатками
в нашей работе, за пресполение настрое-
ний  самоуспокоенности и бюрократиче-
ского самодовольства, где`бы они ни по-
являлись, памятуя о том, что критика и
самокритика является боевым и непремен-
ным оружием коммуниста и что это —
наш, советский метод подъема самодея-
тельности масс.
	Решения съезда вдохновят партию и
весь советский народ не только на выпол-
нение, но и на перевыполнение нового
пятилетнего плана. Это будет означать
дальнейшее и всестороннее укрепление мо-
щи Советского государства и дальнейшее
значительное повышение материального и
культурного уровня жизни народа: рабо-
чего класса, колхозного крестьянства, со-
ветской интеллигенции. Тем самым, ocy-
ществляя пятилетку, советский народ
добьется новых важных успехов на пути
постепенного перехода от социализма &
коммунизму. (Бурные апледисменты).
	Мы не забываем, разумэется, и O TOM,
что Советский Союз живет «в системе го-
сударств», что сушествует империалисти-
ческий лагерь, который имеет авантюрн-
стические захватнические планы, который
все больше вооружается, всячески разду-
вает военную истерию и ведет полдготов-
ку к развязыванию новой мировой вой-
ны. Этот агресеивный, антилемократиче-
ский лагерь возглавляют правящие реак-
	ционные круги Соединенных Штатов
Америки, выполняющие волю капитали-
стических монополий. которые в нена-
	сытной погоне за увеличением прибылей
стремятся силой установить свое мировое
господство. Именно правящие круги США
несут главную ответственность за пре-
ступную войну в Борее, за захват китай-
ского острова Тайван. за превращение
Западной Германии и Японии в зависи-
мые государства. а также за создание на
Западе и на Востоке агрессивных ввенных
союзов. вроле Северо-Атлантического бл0-
ка, направленных против миролюйивых
государств — Советского Союза, Китай-
ской Народной Республики и стран на-
полной демократии.
	Ничто, однако, не может скрыть про-
исшедшего в последние годы серьезного
ослабления мировой капиталистической
системы, оссбенно г после того, когда от
нее в послевоенный период отпал целый
ряд государств е общим количеством на-
селения в 600 миллионов человек. Ничто
не может скрыть и неспособности капита-
листических стран справиться с нара-
стающей опасностью нового экономиче-
ского Кризиса и нового увеличения мас-
совой безработицы, что ведет, вместе`е
тем, к усилению противоречий и трений
между этими государствамиьи к неизбеж-
ному обострению классовой борьбы в этих
странах. Никакие усилия. поджигателей
войны и их газетной челяди, стремящих-
ся напялить на себя маску миролюбия И
одновременно одурманить читателей бур-
жуазной прессы распространением клеве-
ты об агрессивности Советского Союза, не
смогут затушевать того факта, что имен-
но с0 стороны агрессивных кругов импе-
риалистического лагеря идут новые и но-
вые угрозы свободе и национальной неза-
висимости народов, все новые угрозы на-
пушения мира и международной безопас-
ности. Чем больше раскрываются  шат-
	тами. Все вотают. По залу волнами Tpo-
катываются возгласы: «Товарищу
Сталину — ура!», «Великому Сталину—
ура!>», «Да здравствует товарищ Сталин!»,
«Ролному, любимому Сталину — ypa!>.
В горячей овации делегатов съюзда вырз-
жены чувства беспредельной любви и пре-
цанности тениальному вождю Коммунисти-
ческой партии, советского народа и всего
прогрессивного. человечества родному
Иосифу Виссарионовичу Сталину.
	Ис поручению Центрального Комитета
Коммунистической партии съезд  откры-
вает вступительной речью тов. В. М.
Молотов.
	`БосТЬ и ненадежность дальнейших  пер-
спектив и внутренние слабости современ-
ного капитализма, находящегося на ста-
дии_ общего кризиса и  усилившегося
сползания к режиму фашизма, тем агрес-
сивнее становятся главные державы им-
периалистичесвого ‘лагеря и их разбой-
ничья пропагантла новой войны.
	‚ Чатерю реакции и агрессии противо-
стоит другой лагерь — международный
лагерь защиты мира и демократии. Этот
миролюбивый демократический лагерь по
праву возглавляет Советский Союз, твер-
до и неизменно отстаивающий политику
сохранения и укрепления мира между на-
родами. (Преролжительные аплодисменты).
	Б этой связи нельзя не отметить, что
важнейшим итогом второй’ мировой войны
является тот исторический факт, что Co-
ветекий Союз окончательно вышел из по-
ложения международной изоляции. Теперь
дело мира и демократии вместе с Севет-
ским Союзом отстаивают страны народ-
ной демократии, Китайская Народная Рес-
публика, Германская Демократическая
Республика. Кроме того, теперь защита
мира и демократии опирается на мощное
межлунаролное движение сторонников ми-
ра, которое объединяет сотни миллионов
людей и, в том числе, многие миллионы
сторонников мира в странах капитализма.
	Борясь за обеспечение мира, мы, совет-
ские люли, ни на минуту не забываем 0
необходимости должной  блительности и
	готэвности к активному отпору любой аг-
	рессии со. стороны воинствующего ИмМие-
риалистического лагеря. Без этого нельзя
по-настоящему отстаивать лело сохране-
ния и упрочения мира. Мы  руковол-
ствуемея при этом известным указанием
товарища Сталина, которое стало nc-
новой борьбы народов за деле мира:
	«Мир будет сохранен и упрочен, если
народы возьмут ‘дело сохранения мира в
свои руки и будут отстаивать его ло кон-
ца. (Бурные, долго не смолкающие апло-
писменты). Война может стать неизбеж-
ной, если поджигателям войны удастся
спутать ложью наролные массы, обмануть
их И ровлечь их в новую мировую войну».
	Настоящий партииный съезд продемон-
стрирует, насколько выросли и окрепли
силы Советского Союза, родины победив-
mera социализма. Он выполнит и свою
главную задачу — осветить ярким светом
марксизма-ленинизма дальнейшие пути К
новым и еще более славным победам со-
пиализма в нашей стране и к дальнойше-
	му, ее более широкому и мощному спло-
	чению междунаролных демократичесьих
сил в интересах защиты мира во всем
\ире. (Пюслолжительные аплодисменты).
	Наша партия принла к ХХ съезду
могучей и сплоченной. как никогда. (Про-
полжительные аплодисменты). Знэмя на-
шей партии, овеянное славными боями и
многими победами, высоко поднято и
зовет наш народ вперед, к победе комму-
низма. (Продолжительные аплодисменты).
Имя вождя нашей партии, имя Сталина
выражает лучигие надежды и стремления
всего прогрессивного человечества. (Бур-
ная, долго не смолкающая овация. Bee
встают).
	Да здравствует партия Ленина —
	Сталина! (Бурные аплодисменты).
	  5 октября в Большом зале Времл ти
го дворца открылся ХЕХ съезд ВКП(б). В
	зале заседания — делегаты съема, а
также гости, представители трудящихся
сбветской столины. рабочие; — государ-
	ственные и партийные деятели, предста-
вители науки и искусства и представите-
ли зарубежных коммунистических и pa-
бочих партий.

Семь часов вечера. Появление на три-
буне товарища Сталина и ето верных со-
ратников тт. Молотова, Маленкова, Вороши-
лова, Булганина, Берия, Вагановича,
Хрущева, Андреева, Микояна, Ковыгина
Зелегаты встречают лолгими анплолиемен-
	Topapuing!
	Да живет и здравствует многие годы
наш ротной, великий СТАЛИН! (Бурная,
долго не смолкающая овация. Все встают.
Раздаются возгласы: «Да здравствует
великий Сталин!», «Теварищу Сталину—
ура!›, «Слава великому вождю партии и
народа товарищу Сталину!», «Да зправ-
ствует родной Сталин!»).

Пе поручению Центрального Комитета
XIX съезд партии объявляю открытым.
(Все встают. Бурные, продолжительные
аплогисменты. Делегаты съезда поют пар-
тийный гимн «Интезчационал»).
	Андрианов В. М
Аристов А. Б.
Багиров М. Д.
Берия Л. П.
Булганин Н. А.
Ворошилов К. Е.
Каганович Л. М.
Коротченко Д. С.
	[IPESHAHYM CBhESOA:
	Мгеладзе А. И.
Мельников Jl. I.
	Муратов 3. И.
	Куусинен О. В.
Маленков Г. М.
Молотов В. М.
Ниязов А. И.
Патоличев Н. С.
Сталин И. В.
Хрущев Н. С.
Шаяхметев Ж.
	_ бетупительная речь
2106. В. М. МОЛОТОРА
	KOH правильности политики нашей пар-
тии. В голы войны советский народ пе-
режил немало трудных дней и принес
тяжелые жертвы. Но в огне этих собы-
тай Советский Союз не ослаб и не за-
колебался. а под руководством нашей
партии еще больше закалилея и окреп,
как социалистическое государство, еще
больше уверился в, своих силах, в
непобелимости своего великого пела.
	Вторая мировая’ война закончилась
поражением фашистских агрессоров, что
в» многих отношениях развязало силы
народно-севоболительного движения В
Европе и Азии. В создавшихея новых
условиях, особенно ввилу решающей
роли в этой войне Советекого Союза,
стал возможен  происшелший в послево-
евный период поворот целого ряда стран
‹ капиталистического пути развития. на
Навый путь, на путь создания и разви-
тия наролно-лемократических государств.
Тем самым было положено начало ново-
му этапу в развитии международного со-
ниализма.
	Все это объясняет, почему в наши дни
так возросло руководящее идейное воз-
действие нашей партии на все ‘стороны
жизни страны и так велика любовь на-
шего народа к своей партии — к пар-
тии Ленина — Сталина. (Продолжитель-
ные аплодисменты).
	Это объясняет также, почему ныне
так высок ее международный авторитет
и так велико доверие и уважение трудя-
щихся других стран к нашей партии, к
ее сталинскому’ руководству. (Бурные,
прелолжительные аплодисменты).
	Б условиях послевоенного времени
Советский Союз сосредоточил свои силы
на задачах восстановления и дальнейше-
го развития народного хозяйства, а так-
же на задачах сохранения и укрепления
мира между народами. °
	Ha настоящем съезде нам предстоит
обсудить директивы‘ по пятому пятилет-
нему плану развития СССР. Итоги истек-
шего года, а равным образом и хозяйет-
венные достижения текущего года свиде-
тельствуют о том, что трудящиеся нашей
‚страны добились уже значительных уепе-
°хов в выполнении величественных зада-
‘ний пятой пятилетки. Чтобы итти уве-
ренно вперед, мы должны еще решитель-
	`От-имени Пентральното Комитета пар-
тии приветствую делегатов ХГХ партий-
HOTO съезда, а такяз наших дорогих го-
стей, представляющих здесь зарубежные
коммунистические партии и другие’ брат-
ские партии рабочего класса. (Бурные,
прополжительные аплодисменты).
	Нервое наше елово сегодня должно
быть посвящено тем, кто в тоды войны
против германоких и других агреееоров
тероически защищал нашу Советскую
Родину и отдал свою жизнь за наше
правое дело. Почтим вставанием славную
память погибших в этой войне, отлавитих
свою жизнь в борьбе против фашизма, за
дело свободы и независимости Советекого
Союза. (Все встают).
	Среди нае нет сегодня некоторых вид-
нейших деятелей нашей партии. Умер
Александру Сергеевич Щербаков, который
возглавлял политическую работу в армии
в трудные годы войны и который 060-
бенно известен партии как выдающийся
руководитель московекой партийной ор-
ганизации. Нет среди нас Михаила Ирва-
новича Калинина, которого так хорошо
знала вся страна и так любила наша
партия. Умер Андрей Александрович Жла-
нов, олин из талантливых  прелставите-
лей сталинского‘ руководящего ядра пар-
тии. Мы помним и имена других умер-
ших друзей и товарищей, жизнь kOTA-
рых была неразрывно связана с партией.
В знак глубокого уважения почтим их
память. (Все встают).
	ЯГредыпущий съезл нашей партии дыл
в 1939 году. За истекший периол про-
	изошли события большой исторической
важности.
Как известно. мирный труд нашего
	народа выл нарушен вероломным нападе-
нием германского фашизма на Советский
Союз. Мы вынуждены были прервать pa-
боту по выполнению залач третьей пя-
тилетки. Нам пришлось полностью  пе-
рестроиться на. военный лап, все подчинив
интересам разгрома вторгшегося на на-
зпу территорию врага.

- Вторая мировая война была величай-
шим испытанием для молодого многона-
пионального Советского государства. Она,
тместе с тем. была всесторонней провер-
	Это предложение принимается. Съезд ехи-
ногласно избирает Секретариат, предло-
	Пузанов А. М.
Снечкус А. Ю.
Смирнов Д. Г.
	жевный т. Брежневым.
	AT CBbEB3B A:
	Далее В. М. Молотов предоставляет
слова т. Брежезву. Выступая по поруче-
нию Совета представителей делегаций, он
предтагает избрать Секретариат съезда.
	Поскребышев А. Н.
Игнатов Н. Г.
Капитонов И. В.
	СЕКРЕТАРИ
	(‘ыез1 епиногласно избирает Редакционную
	Па поручению Совета прелставителей
	телегаций т. Мгеланзе вносит предложение   комиссию.
	избрать Редакциочнную комиссию съезла.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ СЪЕЗДА: -
	Посвелов П. H.
Гафуров Б.
	Ильичев Л. Ф.
Михаалов ЧН А
	Суслов М. А.
Третьякова Е. И.
	По прелложению T. Патоличева единоглаено избирается Мандатная комисейя съезда.
	МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ СЪЕЗДА:
	Пегов П. М.
Арутинов Г. А.
Бабаев С.

Беляев Н. И.
Брежнев Л. И.
	Киселев Н. В.
Кэбин И. Г.
Раззаков И. Р.
Нкирятов М. Ф.
Яковлев И. Д.
	Ваганов С. А.
Гришин И. Т.
Ефимсв А. П.
Калнберзин Я. Э.
Кириченко А. И.
	После выбсоов руковолящих офтанов утверждается порядок дня съезда.
	ПОРЯДОК ДНЯ ЖМХ СЪЕЗДА ВКНИ (5)
	кладчик Председатель Госплана тов.
Сабуров М. 3. г
	4. Изменения в Уставе ВКП (6) —
докладчик Секретарь ЦК тов. Хру-
шев Н. С.
	5. Выборы центральных органов
партии. -

Затем съезд утверждает регламент своей
  работы.
ъного Комитета ВЕП(б) предоставляется
гов. Г. М. Маленкову. Появление тов.
ивететвуют бурными, прололжетельными
	1. Отчетный доклад Центрального
Комитета ВКП(б) — докладчик Се-
кретарь ЦК тов. Маленков Г. М.

2. Отчетный доклад Центральной
Ревизионной Комиссии ВКП(б) —
докладчик Председатель Ревизион-
ной Комиссии тов. Москатов 11. Г.

3. Директивы ХХ съезда. партии
по пятому пятилетнему плану разви-
тия СССР на 1951-—1955:годы — до-
	Слово для отчетного доклада Центрального hom
Секретарю Центрального Комитета тов. Г. М
Г. М. Маленкова на трибуне делегаты приветствуют
	аплодисментами. Все встают.