3 68 ws “eo rN

МХ съезду партии

В укреплении нашего государства важнейптее значение
имело неуклонное проведение принципов социалистического
пемократизма, лежащих в оенове Сталинской Вонституции.
В послевоенные годы лважды были проведены выборы в Вер-
ховный Совет СССР, в Верховные Советы союзных и автоном-
ных республию и в местные Советы депутатов трудящихся.
Эти выборы проходили в обстановке громалного политичеекого
подъема и явились новым выражением елинества нашего наро-
да. безграничного доверия народа нашей Коммунистической
партии и Советскому правительству.. (Бурные аплодисменты).

*
	Задачи партии в области внутренней политики:
	1) Продолжать неуклонно укреплять экономическую мощь
нашего государства, организуя и направляя мирный труд ©0-
ветского наропа на выполнение и перевыполнение больших
задач пятого пятилетнего плана развития СССР, являющегося

важным этапом на пути перехода от социализма 5 вомму-
низму:

2) Осуществлять дальнейший подъем промышленности И
транепорта. Шире внедрять в промышленность, строительство
и на транспорте новейшие достижения науки и техники, вее-
мерно повышать производительность труда, укреплять диеции-
лину в выполнении государственных планов, обеспечивать вы-
сокое качество продукции. Неуклонно снижать себестоимость
пролукции, что является основой систематического снижения
оптовых и розничных цен на все товары;

3) Осуществлять дальнейший подъем сельского хозяйства
с тем, чтобы в короткие сроки создать в нашей стране обилие
продовольствия для населения и сырья для легкой промышлен-
ности, Обеспечить безусловное выполнение главной запачи в
сельском хозяйстве — всемерное повышение урожайности всех
сельскохозяйственных культур и рост поголовья скота при 9д-
	‚Нновременном повышений его прожуктивно©сти, увеличению вВ%-
	ловой и товарной продукции земледелия и животноводства.
Улучшать работу МТС и совхозов. Повышать производитель-
ность труда колхозников, укреплять дальше общественное
хозяйство колхозов, умножать их богатство и на этой основе
обеспечивать дальнейший рост материального благосостояния

колхозного крестьянства;
4) Осуществлять строжайший режим экономии во всех
	звеньях народного хозяйетва и во всех отраслях управления,
	5) Развивать дальше передовую советокую науку с задачей
занять первое место в мировой науке. (Аплодисменты). Ha-
правлять усилия ученых на более быстрое решение научных
проблем использования громадных природных ресурсов ‘нашей
страны. Укретлять творческое содружество науки е производ-
ством, имея в BMY, Что это содружестве обогащает науку опы-
том практики, а практическим работникам помогает быстрее
решать стоящие перет ними задачи;

6) Веемерно развивать творческую инициативу тружеников
Hamel Родины, шире развертывать социалистическое соревяо-
вание, неустанно проявлять зайоту о том, чтобы на всех уча-
стках социалистического строительства все больше создавалось
положительных, образцовых примеров налаживания труда по-
новому, настойчиво распространять среди всей массы радбота-
ющих эти образцовые примеры с тем, чтобы на фронте труша
pee больше и больше осуществлялось” равнение на передовых
тружеников нашего общества; .

1) Улучшать дальше материальное благосостояние нашего
народа: неуклонно повьшшать реальную заработную плату ра-
бочих и служащих, улучшать жилищные условия трудящихся;
всемерно содействовать росту доходов крестьян. Развивать ©0-
ветекую  культуру; улучшать дело народного образования и
здравоохранения; неустанно заботиться о дальнейшем развитии
советекой литературы и искусства;

8) Веемерно укреплять наш общественный и государствен-
ный строй. Развивать дальше политическую активность и па-
триотизм советеких люцей, укреплять морально-политическое
елинство и дружбу народов нашей страны;

9) Блительно следить за происками поджигателей войны.
Всемерно укреплять Советскую Армию, Военно-Морской  Флутг
и органы разведки. (Бурные аплодисменты).
	Til
	Партия
	титику партии и оказывает ей полное доверие. (Бурные апло-
дисменты). В

Ярким свидетельством укрепления связей партии с массами
и ее авторитета в советском народе является рост партийных
рядов, В ХУШ съезду партия насчитывала в своих рядах
1.538.852 члена партии и 888.814 кандидатов в члены пар-
тии. а всего 2.477.666 человек. На 1 октября 1952 года в
партии состоит 6.882.145 человек, в том числе 6.013.259 чле-
нов партии и 868.886 кандидатов в члены партии. (Аплоди-
гменты). ,

В лы Великой Отечественной войны, несмотря на боль-
шие ‘потери партии на фронтах, количественный состав пар-
тии не только неё уменьшился, а Увеличился более чем на
1.600 тысяч человек. В партию пришли самые стойкие совет-
ские люли из рядов воинов Соретекой Армии и Флота, доблеет-
но сражавшихся на фронтах, из числа передовых прелстави-
телей рабочего класса, колхозного крестьянства и советской
интеллигенции, самоотверженно ковавших в тылу победу над
врагом.

После окончания войны ЦЕ партии решил прием в пар-
тию несколько затормозить, но все же он продолжал итти уси-
ленным темпом. Партия не могла не заметить. что быстрый
рост ее рядов имеет и свои минусы. ведет к некоторому сни-
жению уровня политической сознательности партийных рядов,
к известному ухудшению качественного состава партии. Co-
здалось известное несоответствие между количественным ростом
рядов партии и уровнем политического просвещения членов
и кандидатов в члены партии. В целях ликвидации этого не-
соответствия и дальнейшего улучшения качественного состава
партии Центральный Комитет признал необходимым не форси-
ровать дальнейший рост рядов партии и сосредоточить внима-
ние партийных организаций на задачах повышения полити-
ческого уровня членов и Кандидатов в члены партии. В еоот-
вотетвии с указаниями ЦА партийные организации стали
более тщательно проводить отбор в ряды партии, повысили
требования к вотупающим, широко развернули работу по по-
литическому просвещению коммунистов. В результате мы
имеем несомненный рост политического уровня партийных ря-
	JOB, маркеистеко-ленинской сознательности наших кадров.
Олнако нельзя считать, что поставленная партией задача
ликрилировать отетавание уровня политической подготовки
	коммунистов от роста партийных рядов уже решена. Ввиду это.
го следует и впредь продолжать линию на ограничение приема
В партию, на улучшение дела политического просвещения и
партийной закалви коммунистов, ибо партия сильна не только
количеством своих LICHOB, HO прежде всего их качеством.

В послевоенный период 060бое значение приобрели вопросы
укрепления партийных органов, улучшения их деятельности
и усиления работы партийных организаций.

Новые задачи, ветавшие перед страной, в связи с оконча-
нием войны и переходом к мирному строительству, потребова-
ли серьезного улучшения внутрипартийной работы и повыше-
ния уровня руководства ‘партийных организаций  государ-
ственной и хозяйственной деятельностью. Дело в том, что 00-
становка военного времени обусловила некоторые особенности
в методах партийного руководства, а также породила круп-
ные недостатки в работе партийных органов и партийных
организаций. Это нашло свое выражение прежде всего в том,
что партийные органы ослабили внимание к партийно- органи-
зационной K идеологической работе, в силу чего во многих
партийных организациях эта работа оказалась. запущенной.
Создавалась известная опасность отрыва партийных органов
от Масс и превращения их из органов политического руковод-
ства, из боевых й самодеятельных организаций В св0е0браз-
НЫЕ административно- -распорядительные учреждения, не спо-
вобные противостоять всяким месгническим, узковедомствен-
ным H иным антигосуларственным устрехлениям, неё замечаю-
	(Продолжение на 4-й стр.)
	Це
ен
HT
pa
Jib H ©
OF
О
	Доклад секретаря ЦК ВКП(б) тов. Г. М. МАЛЕНКОВА
	( TT родолжение)
	долго не смолкающие аплодисменты). Гениальный полководец
и организатор исторических побед советекого народа в Вели-
кой Отечественной войне товарищ Сталин создал передовую
советскую военную науку, вооружил нашу Армию искусством
побеждать врата. Наш народ любит свою Армию и свой Флот,
окружает их постоянной заботой и вниманием. Вооруженные
силы Советекого Союза были, ееть и будут належным онло-
том безопасности нашей Родины. (Бурные, продолжительные
аплодисменты).

Великая Отечественная война и посленующие тоды мирного
развития еще раз похазали, что созланный под руководством
партии советский общественный строй является лучшей pop-
мой организации общества, что советский государственный
етрой представляет собой образек многонационального тосу-
даретва. Многие наши враги и недоброжелатели из буржуаз-
ного лагеря без конца твердили о том, что советекое много-
национальное госухаретво являетея непрочным, питали на-
дежду на раскол между народами СССР, пророчили Советскому
Союзу неминуемый развал. Они судили о нашем государетве
пе своим буржуазным странам, которым свойственны нацио-
нальные противоречия и раздоры. Враги социализма не ©по-
вобны понять, что в результате Великой Октябрьекой рево-
люции и социалистических преобразований, Bee народы нашей
страны связаны между coool прочной пружбой на основе пол-
ного равноправия. (Аплодисменты). Наша партия, неуклонно
проводя ленинеко-сталинскую национальную политику, укреп-
AMA советекое  многонациональное государство, развивала
дружбу и взаимное сотрудничество между народами Советекого
Союза, всемерно пспдерживала, обеспечивала и поощряла pac-
цвет национальных культур народов нашей страны, вела
непримиримую ‘борьбу против всех и всяческих националиети-
ческих элементов. Советский государственный строй, выдер-
жавший тяжелые испытания войны, ставший для всего мира
примером и образцом подлинного равноправия и содружества
наций, демонстрирует великое торжество ленинеко-сталинских
идей по национальному вобросу. (Продолжительные апледис-
менты). Наша партия хранит и впредь будет хранить, как
зеницу ока, единство и дружбу народов СССР, укрепляла и
впредь бущет укреплять советское многонациональное государ-
ство. (Бурные аплодисменты).
	9& отчетный период в советскую семью ветумили новые на-
роды. Образованы Литовская, Молцавская, Латвийская, Эстен-
ская Советекие Социалистические республики. Воссоединен В
снином госуларстве весь украинский народ. Белоруссия собра-
ла в одну семью весь белорусский народ. На северо-западе мы
имеем новые границы, более справедливые и более соответ-
ствующие интересам обороны страны. На Дальнем Востоке
Советский Союз вернул себе отторгнутые ранее от России —
Южный Сахалин и Вурильекие острова. Теперь государетвея-
ные границы Советекого Союза наиболее соответетвуют исто-
рически сложившимся условиям развития народов нашей
страны. (Аплодисменты).

С помощью народов братеких республик новые союзные рес-
публики в короткие сроки не только палеко продвинулись впе-
рех в деле индустриализации, но и осуществили перевод мел-
кого крестьянекого хозяйства на путь социализма, заверигили
коллективизаиию и ‘спешно развивают социалистическое
сельекое хозяйство.

В послевоенный периол еще больше развилась и усилилась
основчая Функция нашего государства —= функция хозяйствен-
Но-организаторокой и культурно-воспитательной работы. Боль-
шой разворот социалистического строительства и зацачи даль-
нейнего приближения партийного и советского руководства ®
району, городу, селу вызвали необходимость внесения ряда
изменения в алминистративно-территориальное устройство на-
	шего государства — образования новых областеи, округов и
	районов. Рост народного хозяйства потребовал дальнейших из-
менений в организационных формах - государственного руко-
войетва различными отраслями промышленности, сельского
хозяйства и другими отраслями народного хозяйства. Это на-
ло свое отражение в разукрупнении и создании новых Цент-
ральных органов государственного управления.
	Неуклонный рост могущества нашей советской Родины яв-
ляется результатом правильной политики Воумунистической
партии и ве организаторской работы по проведению этой но-
длитики в жизнь. Партия, как ведущая и руководящая сила
советского общества, обеспечила своевременную подготовку
страны к активной обороне, направила все усилия народа на
разгром врага в годы войны и на дело нового мощного подъема
народного хозяйства в послевоенный период.

Историческая победа созетекого народа в Великой Отечест-
венной войне, досрочное выполнение плана четвертой пятилет-
ки, дальнейшее развитие народного хозяйства, повышение ма-
териального благосостояния и культурного уровня жизни со-
ветского народа, Укрепление морально-политического единетва
советского общества и дружбы народов нашей стракы, еплоче-
ние вокруг Советского Союза всех сил лагеря мира и демойра-
тии — таковы главные итоги, подтверждающие правильность
политики нашей партии’ (Бурные, продолжительные аплодис-
менты). .

Отчетный период был периодом дальнейшего укрепления
партии, периодом упрочения полного единства и сплоченности
партийных рядов. Завоеванное в ожесточенной борьбе с вра-
	гами лвничизма елинство нашей партий является самой харак- *
	терной чертой ве внутреннего ‘состояния, ее внутренней жизни.
В этом источник силы и непобедимости нашей партии. (Йро-
должительные аплодисменты).

Влинство рядов партии явилось решающим условием побе-
ды советского народа в Великой Отечественной войне. В дни
самых тажелых испытаний Великой Отечественной войны, ко-
тда решался вопрос о судьбах Родины, наша партия действова-
ла как единая боевая организация, не знающая шатаний и
разногласий в своих собственных рядах. В свете итогов войны
во всом своем величии встает перед нами значение той непри-
миримой борьбы, которую в течение ряда лет вела нафра партия
со всякого рода врагами марксизма-ленинизма, с троцкиетеко-
бухаринскими выродками, с капитулянтами и предателями, пы-
тавшимися свернуть партию с правильного пути и расколоть
единство ее рядов. Доказано, что эти гнусные предатели и из-
менники ждали военного нападения на Советский Союз, рас-
считывали нанести в трудную минуту Советскому государству
удар в спину в угоду врагам напиего народа. Разгромив троц-
кистеко-бухаринское подполье, являвшееся центром притяже-
ния всех антисоветских сил в стране, очистив от врагов наро-
да наши партийные и советские организации, партия тем са-
мым своевременно уничтожила веякую возможноеть появления
в СССР «пятой колонны» и политически подготовила страну
Е активной обороне. Не трудно понять, что если бы это свое-
временно не было сделано, то в дни войны мы попали бы в по-
ложение людей, обстреливаемых и с фронта, ис тыла, и могли
проиграть войну. :

Непоколебимой сплоченностью своих срядов партия обязана
прежде всего нашему вождю и учителю товарищу Сталину, от-
стоявшему ленинское единство партии. (Все встают. Бурные,
продолжительные аплодисменты, переходящие в свацию). Един-
ство партийных рядов было, есть и будет основой крепости и
непобедимости нашей партии. Закалившиеь в огне суровых
испытаний войны и в борьбе с трудностями послевоенного вре-
мени, партия пришла в настоящему стезду еще более окреп-
шей и единой, как никогда сплоченной вокруг своего Цент
рального Комитета. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Сила нашей партии состоит в том, что она кровными узами
связаня © широкими массами и является подлинно народной
партией, политика которой отвечает жизненным интересам
народа. В деле сплочения трудящихся вокруг партии и воспи-
тания их в духе коммунизма серьезно повысилась роль таких
массовых организаций, как советские профсоюзы и комсомол.
В борьбе за свободу и независимость нашей Родины, за 1П0-
строение коммунистического общества партия еще более ерод-
нилась ‹ народом и укрепила евои связи’ широкими массами
	DMG Хх FLAP A 2 ур EE

трудящихся. Советский народ единодушно поддерживает по-
	2. Дальнейший подъем материального благосостояния, здравоохранения
и культурного уровня жизни народа
	и государственного строя
	Достигнутые успехи во всех отраслях народного хозяйетва
иривели к дальнейшему повышению материального и куль-
турного уровня жизни советского общества. Это вполне зако-
нзомерно, другого результата и не могло быть, так . как в на-
шей стране целью развития социалистического производства
является обеспечение максимального удовлетворения постоянно
растущих материальных и культурных потребностей общества.
	Основным показателем подъема благосостояния советского
народа является непрерывный рост национального дохода. За
период с 1940 по 1951 год национальный доход СОСР вырос
на 83 процента. В отличие от капиталистических стран, гае
больше половины национального дохода присваивается эке-
плуататорскими классами, в Советском Союзе весь националь-
ный доход является достоянием трудящихся. Трудящиеся
СССР получают для удовлетворения своих личных материаль-
ных и культурных потребностей около 3/4 национального до-
хода, & остальная часть идет на расширение социалистиче-
ского производства и Ha другие общегосударственные и обще-
ственные нужды. у

Важнейшим источником реста реальной заработной платы
рабочих и служащих и реальных доходов крестьян является
последовательно проводимое правительством снижение цен на
товары массового потребления. В результате нятикратного
снижения государственных розничных цен, проведенного aa
период 1947—1952 годы, цены На продовольственные и про-
мышленные товары в настоящее время ниже, чем в [\ квар-
gaze 1947 гола в ерелнем в 2 раза.
	Как известно, рабочие и служащие в нашей стране получают
за счет государства пособия по социальному страхованию, пен-
сии по социальному обеснечению, бесплатные или е болыной
скидкой путевхи в санатории, дома отдыха и детские учрежде-
ния, ежегодно получают отпуска с сохранением заработной
платы. Вее трудящиеся города и деревни получают бесплатную
медицинскую помощь. Государство выплачивает в городе и де-
ревне пособия многодетным и одиноким матерям; обеспечивает
бесплатное обучение в начальной и семилетней школе: выдает
стипендии учащимся. Указанных выпаат и льгот трудящиеся
торода и деревни получили в 1940 тоду на сумму 40,8 мил-
лиарда рублей, ав 1951 году — 125 миллиардов рублей.

В результате роста денежной заработной платы рабочих и
служащих, увеличения денежных и натуральных доходов кре:
стьян, снижения цен на тезары массового потребления и ро.
ста других выплат населению за счет государства, реальные до-
ходы рабочих и служащих, по расчету на одного работающего,
в 1951 тоду были выше, чем в 1940 году, примерно на 57 про-
центов и реальные доходы крестьян, по расчету на одного ра
ботзющего, были выше примерно на 60 процентов.

Проектом директив по пятому патилетнему плану пред
усматривается увеличение национального дохода СССР за пя-
тилотие не менее чем на 60 процентов, повышение реальной
заработной платы рабочих и служащих, с учетом снижения
розничных цен, не менее чем на 35 процентов, увеличение
денежных и натуральных доходов (в денежном выражении)
колхозников не менее чем на 40 процентов. я

В нашей стране осуществляется большое жилищное и ком-
мунальное строительство. Только в послевоенные годы в го-
родах и рабочих поселках построены жилые дома общей пло-
щадью свыше 155 миллионов квадратных метров и в сель:
ских местностях построено более 3,8 миллиона жилых домов.
Особенно большие работы по строительству жилья проведены
в районах, подвергавшихся оккупации. Однако, несмотря HA
большой объем жилишного строительства, у нае еще повеюху
ощущается острый недостаток в жилье. Многие министеретва
и местные Советы из года в гох не выполняют устанавливае-
мых для них планов жилищного строительства и отпуекаемые
тосударством для этой цели сэедства недоиспользуются. Толь-
ко 3а два последних года из-за невыполнения планов жилищ-
ного строительства недолано свыше 4 миллионов квадратных
метров жилой площади. Не перевелись у нае еще такие хо-
зяйственные и партийные руководители, которые — заботу
о нуждах трудящихся в жилье рассматривают Kak BropocTe-
пенное дело и не принимают мер к выполнению планов строи-
лельства и ремонта жилья. Задача заключается в том, чтобы
всемерно расширять жилищное строительство. В проекте ди
ректив йо пятому пятилетнему плану предусматривается уве-
личение капитальных вложений на государственное жилищное
стронтельство примерно в 2 раза по сравнению с четвертой
пятилеткой. о

Партия и правительство всегда проявляли и проявляют боль-
шую заботу о сохранении здоровья нашего народа. Государ-
ственные расходы на здравоохранение, включая расходы на
эти цели за счет средств социального страхования, увеличи-
лись с 11.2 миллиарда рублей в 1940 году до 26,4 миллиарда
рублей в 1951 году. На этой основе достигнуто дальнейшее
улучшение и расширение медицинского и санитарного обелу-
живания населения. Число больничных коек в городах и сель:
ских местностях в 1951 году увеличилось на 30 процентов
по сравнению с 1940 годом. Расширена сеть санаториев. Во-
личество врачей в стране увеличилось на 80 процентов.

В результате роста материального и культурного уровня
жизни народа и улучшения медицинского обслуживания Ha-
селения сократилась смертность в нашей стране. За послед:
ние три года чистый прирост населения составил 9 миллионов
500 тысян человек. (Пооролжительные аплодисменты).
	Расходы Ha просвещение увеличилиеь с 22,5 миллиарда
рублей в 1940 году до 57,3 миллиарда рублей в 1951 году, то
есть более чем в 2,5 раза. Только за послевоенные годы по-
строено 23.500 школ. Число обучающихея в СССР в настоя-
щее время составляет 57 миллионов человек, или почти на
8 миллионов человек больше, чем в 1940 году. Значительно
расширено семилетнее и десятилетнее обучение; число учащих-
сяв 5 10 классах за период с 1940 по 1951 год увеличи-
лось на 25 процентов. Число учащихся в технякумах и дру-
гих средних специальных учебных заведениях за этот период
увеличилось на 40 процентов, а число унащихся в высших
учебных заведениях = на 67 процентов. Только в 1952 году
высшие учебные заведения выпустили 221 тысячу молодых
специалистов для разных отраслей народного хозяйства и
вновь приняли в текущем году 375 тысяч человек. В на-
стоящее время в стране работает около 5,5 миллиона специа-
листов с высшим и срелним специальным образованием, тб
	есть в 2.2 раза больше, чем до войны.
	3. Лальнейшее укрепление.
	В период, истекший после ХУП] съезда партии, наше Совет-
ское государство продолжало расти, развиваться и крепнуть.
Выросла и. укрепилась экономическая основа нашего госу-
	_даретва — социа листическая собственность Ha ередетва про-
	извсиства. За это время еще более окрепло дружественное
сотрудничество рабочих, крестьян и интеллигенции, составля-
	ющих советекое социалистическое общество.
	Перед лицом величайших трудностей наш общественный и
тосударственный строй оказалея, как показал опыт войны,
вамым прочным, жизнеенособным и устойчивым строем в
мире. Несокрушимая мощь советского социалиетического строя
объясняется там, что ан яваяетея подлинно народным строем,
созманным самим народом, пользуется могучей поддержкой
нарола, обеспечивает раецвет всех материальных и Духовных
сил народа.

Взати и вульгаризаторы марксизма проповедывали вредней-
шую для нашего дела теорию ослабления и отмирания Co-
ветского госуларства в обстановке капиталистического окру-
жения. Разбив и отбросив эту тнилую теорию, партия выцви-
нула и обосновала вывод о том, что в условиях, когда социа-
листическая революция победила в одной стране, а в боль-
шинстве других стран госполетвует капитализм, страна побе-
дившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать
свов госутарство, что государство сохранится и при 5омыу-
	Учитывая все возрастающее значение науки в жизни Ha-
шего общества, партия проявляет повседневную заботу 0 66
развитии. Советское государство развернуло строительство И
оснащение большой сети научно-исслеловательских  инетиту-
тов, создало самые благоприятные условия для расцвета на-
уки, обеспечило широкий размах подготовки научных кадров:
Количество научно-иселедовательских институтов, лабораторий
и других научных учреждений в СССР увеличилось с 1.560 в
1939 году ло 2.900 к началу 1952 года. Количество научных
работников увеличилось за это время почти в 2 раза. Toey-
дарственные расходы на развитие науки за 1946—1951 годы
составили 47,2 миллиарла рублей.

3a истекшие годы широко развернута сеть культурно-про:
светительных учреждений в городах и сельских местностях.
В настоящее время в стране имеется 368 тысяч библиотек
всех типов. По сравнению с 1939 годом число библиотек уве:
личилоеь болев чем на 120 тысяч. Годовой тираж книг до-
стиг 800 миллионов экземнляров и увеличился по сравнению
с 1940 годом в 1,8 ‘раза. Число звуковых киноустановок в то-
родах и на селе за периоде 1939 года увеличилось почти
в 3 раза.

Важнейшей и неотъемлемой частью советекой культуры яв-
ляются литература и искусство. Мы имеем крупные успехи в
развитии советской литературы, изобразительного . искусетва,
театра, кино. 06 этом ярко свидетельствует то, что многим Ta-
лантливым деятелям в этой области ежегодно присуждаются
Сталинские премии. Высокого звания лауреата Сталинекой
премии удостоены 2.339 работников литературы и искусства.

Однако было бы неправильно за большими успехами не ви-
деть крупных недостатков в развитии нашей литературы и
искусства. Дело в том, что, несмотря на серьезные успехи в
развитии литературы и искусства, идейно-художественный уро-
вень многих произведений все еще остается недостаточно вы-
соким. В литературе и искусстье появляется еще много поеред-
ственных, серых, а иногда и просто халтурных произведений,
искажающих советскую действительность. Многогранная и ки-
пучая жизнь. советского общества в творчестве некоторых ни-
сателей и художников изображается вяло и скучно. Не устране-
ны недостатки в табом важном и популярном виде искусства,
каким является кино. У нас ‘умеют делать хорошие фильмы,
имеющие большое воспитательное значение, но таких фильмов
создается всё еще мало. Наша кинематография имеет все воз-
можности для того, чтобы выпускать много хороших и разно-
образных кинокартин, Но эти возможности используются
плохо. .

Необходимо учитывать, что идейный и культурный уровень
советского человека неизмеримо вырос, его вкусы военитывают-
ся партией на дучших произведениях литературы и искусства,
Советские люди He терпят серости, безидейности, фальши и
предъявляют высокие требования к творчеству наших писате-
лей и художников. В своих произведениях наши писатели и
художниви должны бичевать пороки, недостатки, болезненные
явления, имеющие распространение в обществе, раскрывать. в
положительных художественных образах людей нового типа во
всем великолепии их человеческого достоинства и тем самым
способствовать воспитанию в людях нашего общества харавте-
ров, навыков, привычек, свободных от язв и пороков, порожден-
ных Езпитализмом. Между тем в нашей советской беллетристи-
ке, драматургии, так же, как в кинематографии, до сих пор
отсутствуют такие виды художественных произведений, как ca-
тира. Неправильно было бы думать, что наша советская дей-
ствительность не дает материала для сатиры, Нам нужны co-
ветские Гоголи и Щедрины, которые огнем сатиры выжигали
бы из жизни весе отрицательное, прогнившее, омертвевшее, вее
то, что тормозит движение вперед.

Наша советская литература и искусство должны ©мело по-
хазывать жизненные противоречия и конфликты, уметь поль-
зоваться оружием критики, как одним из действенных средств
воспитания. Сила и значение реалистического искусетва 60-
стойт в том, что оно может и должно выявлять и раскрывать
высокие душевные качества И типичные положительные чер-
ты хараклера рядового человека, созмавать его яркий художе-
ственный 0браз, достойный быть примером и предметом нодра-
жания для людей.

Наши художники, литераторы, работники искусства в своей
творческой работе по созданию художественных образов долж-
ны постоянно помнить, что типично не только то, что наибо-
лее часто встречается, но то, что с наибольшей полнотой и
заостренностью выражает сушноеть данной социальной силы.
В марзеистеко-лениноком понимании типическое отнюдь не
означает какое-то статистическое среднее. Типичность coot-
ветствует сущности данного социально-исторического явления,
& не просто является наиболее распространенным, часто по-
вторяющихся, ‘обыденным. Сознательное преувеличение, за-
острение образа не исключает типичноети, а полнее раскры-
	зает и позлчеркивает ее. Типическое есть основная сфера про-
	явления партийности в реалистическом искусстве. Проблема
типичности есть всегда npottetta политическая.

Высокая и благородная залача, стоящая перед работниками
литературы и искусства, может быть успешно ранена только
при условии, если мы поведем решительную борьбу © халту-
рой в работе наших художников и. литераторов, если будет
беспощадно вытравлена ложь и гниль из пройзведений лите-
ратуры и искусства. Огромные обязанности в великой борьбе
по выращиванию нового, светлого и выкорчевыванию обвет-
шалого и омертвевшего в общественной жизни ложатся на
наших работников литературы и искусства. Долг наших писа-
телей, художников, композиторов, работников кинематографии
— глубже изучать жизнь ‘советского общества, создавать
крупные художественные произведения, постойные нашего
великого народа. (Аплодисменты). .

Товарищи! Мы имеем крупные успехи в деле улучшения
материального благосостояния и роста культуры советского
народа. Но мы не можем успокаиваться на достигнутом. 3a-
дача состоит в том, чтобы на основе развития всего народно-
то хозяйства обеспечивать нальнейшее неуклонное повышению
материального л культурного уровня жизни советеких людей.
Наша партия и впредь будет проявлять неустанную заботу
® максимальном удовлетворении постоянно растущих потреб-
ностей советских людей, ибо благо советского человека, про-
цветание советского народа является для нашей партии выс-
шим законом. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
	советского общественного
	низме, ебли останется жапиталистическое окружение. Мы не
имели бы тех успехов в нашем мирном строительстве, KOTO-
рыми мы теперь гордимся, если бы. допустили ослабление на-
шего государства. Мы оказались бы безоружными перед лицом
врагов и перед опасностью военного разгрома, если бы не
укрепляли наше государство, нашу армию, наши карательные
и разведывательные органы. Партия превратила Советскую
страну в несокрушимую тверлыню социализма потому, ITO
она всемерно укренляла и укрепляет социалистическое госу-
царство. (Бурные аплодисменты). `
Предпринимая нападение на нашу страну, фашистские за-
хватчики расечитывали на внутреннюю непрочность совет-
ского общественного и тосударетвенного строя, на слабость
советского тыла. Но, как известно, война опровергла эти рас-
четы. Полностью подтвердилось историческое заявление
товарища Сталина, что в случае войны тыл и фронт нашей
страны, ввиду их однородности и внутреннего единства, будут
крепче, чем в любой другой стране. В ходе войны окрепли
вооруженные силы и тыл советской державы. Самоотвержен-
ный труд советских людей в тычу и героическая борьба
Советской Армии и Военно-Морского Флота на фронте вошли
в историю. как беспримерный подвиг народа в защите Роди-
ны. Наша Армия и Флот строились, крепли и боролись пи
непосредственным руководством товарища Сталина, (Бурные,