Прения по отчетным докладам: ЦК ВКП(б)— тов. Т. 1
и Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б)— тов. 11.
		i? 6OO C8.
	рана
	Товарищи! В ‘отчетном докладе ЦВ, еде-
ланном. товарищем Маленковым, подведе-
ны итоги деятельности нашей партии за
время от ХУШ ло ХХ съезда. В жизни
нашей партии и советского народа за этот
период 060бое место занимают два собы-
тия. на которых я и хочу остановиться.
	Первым из них яваяется Великая Оте-
	чественная война.

В этой войне решалея вопрос о судьбе
нашей Родины и о судьбах государств и
народов Европы и ‘Азии. Каждому ясно,
что если бы победу одержала’ гитлеров-
ская коалиция, то это привело бы к чудо-
вищному порабощенйю и истреблению на-
родов нашей страны и народов многих
других стран. Сотни миллионов людей бы-
ли бы низведены на положение рабов.
фашистские варвары уничтожили бы со-
временную цивилизацию и отбросили бы
назад все человечество на многие десяти-
летия.

И если этого не случилось, то прежде
всего потому, что народы Советского Сою-
за в смертельной схватке с фашистскими
захватчиками добились полной победы.
Внезапность вероломного нападения на
СССР создала на первом этапе войны усло-
вия, выгодные для гитлеровских войск.
Олнако Советский Союз ценой огромных
жертв, ценой величайшего напряжения
всех материальных и духовных сил наро-
да отстоял свою независимость, наголову
разбил врага, наводившего ужас на армии
Европы, и спас человечество и его циви-
лизацию.

Влохновителем и организатором великой
победы советского народа была Коммуни-
стическая партия, руководимая товарищем
Сталиным. (Продолжительные аплодисмен-
ты). С первых дней войны, когда наша
Родина оказалась в особенно тяжелом по-
ложении, товарищ Сталин возглавил Госу-
дарственный Комитет Обороны и Воору-
женные Силы страны. С величайшим му-
кеством. наш мудрый и бесстрашный
	вождь повел Советекую Армию и весь с0-
	ветский народ через огонь сражении, тя-
тоты и испытания войны к завоеванию
победы над врагом. Великое счастье для
нашей партии, для всех народов CCCP,
Что в этот тяжелый период во главе Co-
вотекого государства и его армии стоял
товарищ Сталин. (Бурные, проделжитель-
ные аплодисменты).
	Победа советского народа показала все-
му миру, что сила и мощь нашего социз-
листического государства несокрушимы.

Таков олин из важнейших уроков Ве-
	тикой Отечественной войны. Цравла, уро-.
	ки истории не всем пошли впрок. ANE-
риканские империалисты, разжиревшие на
двух. мировых войнах’ опьяненные бре-
товой идеей установления своего мирового
	госполства, снова толкают народы в про-.
	пасть мировой воины.
	в силе и мощи своего государства и своей
армии, епособной нанести тем, кто посмеет
напасть на нашу Ролину, сокрупгительный.
удар и навсегда отбить охоту к nocara-
тельетвам на рубежи Советского  Союза.
(Бурные аплодисменты).

Другим величайшим событием в жизни
партии и советского народа является но-
вый мощный подъем народного хозяйства,
который дал возможность повысить уро-
вень нашей промышленности по сравне-
нию с довоенным временем в 2,3 раза и
сделать крупный war Ha пути от воциа-
лизма к коммунизму. Война, навязанная
нам гитлеровским фашизмом, самая жесто-
кая и тяжелая из всех войн, когда-либо
пережитых нашей Родиной, прервала наше
мирное развитие. Гитлеровекие изверги,
проводя в оккупированных ‘ими районах
варварскую тактику «выжженной земли»,
нанесли тяжелые раны советскому народ-
ному хозяйству.

В этих условиях с окончанием войны
перел нами встала сложнейшая задача на-
ладить жизнь в районах, пострадавигих от
немецкой оккупации, восстановить довоен-
ный уровень промышленноети и сельеко-
го хозяйства и затем превзойти этот уро-
вень в более или менее значительных
размерах.

В этот трудный период товарищ Сталин
дал нам развернутую программу восстанов-
ления народного хозяйства и указал пути
ее осуществления. Товарищ Сталин с при-
‚сущей ему несгибаемой волей и энергией
непосредетвенно руководил всей работой
партии и государства по ортанизации рз-
бочето клаеса, колхозного крестьянства и
интеллигенции на выполнение послевоен-
ного пятилетнего плана. Как! известно,
послевоенный пятилетний план был вы-
полнен успешно. (Аплописменты).
	В настоящее время промышленность,
сельское хозяйство и транспорт нашей
страны развиваются на базе самой пере-
довой техники и обеспечивают увеличение
всего общественного производства в неви-
данных ранее масштабах.
	Чтобы натлядно представить масштабы
нашего промышленного производства, при-
веду некоторые примеры:

Если сравнить объем промышленной
продукции, произведенной за последние два

‘года, с производством промышленной про-

дукции за все годы первой и второй пя-
тилеток, то получится, что за 1951 и
1952 гг. производство промышленной про-

дукции будет на 22 процента больше, чем

‚за две пятилетки, вместе взятые. (Аплоди-

сменты). А за олин только: 1952 г. таких
важнейших видов промышленной продук-
ции, как электроэнергия, черные металлы,
уголь, нефтепродукты, цемент, и предметов
широкого потребления будет произведено
намного больше,. чем за все тоды первой
пятилетки.

Что же касается машиностроения, яв-
ляющегося основой технического прогрее-
са всего народного хозяйства, то оно’ раз-
вивается еще более быстрыми темпами.
Только за один текущий тол произволитея
машин и оборудования гораздо больше,
чем за первую и вторую пятилетки, вме-
сте взятые:

С ‘ростом социалистического производ-
ства непрерывно, из года в год, растет и
улучшается благосостояние ‘всего совет-
ского народа.

В экономическом и политическом от-
ношениях, а также в отношении своей
обороноспособности Советский Союз сей-
час сильнее, чем когда бы то ни было, и
более, чем когда-либо, способен выдержать
любые испытания. (Продолжеительные ап-
подисменты).

Если враг осмелится пойти на нас вой-
ной, то Советский Союз, «тоящий во
главе лагеря мира и демократии, сумеет
дать сокрушительный отпор любой груп-
пировке агрессивных империалистических
государств, сумеет разгромить и покарать
зарвавшихея агрессоров и поджигателей
войны. (Апледисманты).

Товарищи! Одним из решающих уело-
вий достижения побед, одержанных co-
ветским народом как в войне, таки в
мирном хозяйственном и культурном стро-
ительстве, явилась мудрая и дальновид-
ная национальная политика нашей пар-
тии. В Советском многонациональном го-
сударстве живут и трудятся более 60 на-
ций, национальных групи и народностей.
В этих условиях провеление правильной
национальной политики приобретает
исключительное значение для успеха на-
шего общего дела — укрепления могуще-
ства СССР и строительства коммуниетиче-
ского общеетва.
	Национальная политика нашей партии
зиждется на стройной научно обоснован-
ной теории национального вопроса, как
части ленинского учения о пролетарской
революции. Творцами программы и поли-
тики Коммунистической партии в наци-
ональном вопросе являются Ленин и
Сталин. Поэтому и называют нашу на-
циональную политику ленинско-сталия-
ской. Национальная политика нашей пар-
тии горячо одобряется и единодушно под-
держиваетея народами Советского Союза.
	Ленин и Сталин непосредетвенно руко-
‘водили делом создания советского  много-
национального государства. После смер-
ти великого Ленина товарищ Сталин на-
правлял всю работу партии по налажива-
нию  братекого сотрудничества народов
нашей страны, по укреплению Союза pec-
публик, по развитию экономики и куль-
туры наших народов. Товарищу Сталину
принадлежит исключительная роль в раз-
работке маркеистско-ленинского убения
  по национальному вопросу. Он оботатил
маркеизм-ленинизм теорией нации, pas-
вил Ленинское учение о единстве нацио-
нальных и интернациональных задач ра-
бочего класса, о стратегии и тактике на-
ционально-освободительного движения в
эпоху империализма, разработал теорети-

ческие основы национальной политики
Коммунистической партии в условиях
советского многонационального rocyxap-
	лом по СССР; можно видеть на примере
советских республик Востока — Узбек-
ской, Казахской, Киргизской, Турвмен-
ской и Таджикской. Продукция крупной
промышиленноети этих теспублик за время
е 1928 по 1951 тод выросла в 22 раза,
тогда как по СОСР в целом она выросла
за это же время в 16 раз. .

Известно, что в недалеком пронглом во-
сточные окраины царекой России по уров-
ню фазвития промышленноети почти ‘не
отличались от таких своих соседей. ках
Турция, Иран, Афтанистан. За годы С0-
ветекой власти наши среднеазиатские
реслублики в промышленном развитии бы-.
стро обогнали граничащие е СОСР восточ-
ные страны и далеко ушли вперед. Если
сравнить названные советские уесмублики
с рялом стран‘ Востока 10’ такому. важно-
му показателю уровня индустриального
развития, как электроэнертетика, TO abl
увилим, что в пяти советских республи-
ках Узбекской, Казахекой, Киргизекой,
Туркменской и Таджикской, имеющих на-
соления около 17 млн. человек, вытаба-
тываетея электроэнергии втрое больше,
чем в Турции. Иране, Пакистане, Етилте,
Ираке, Сирии и Афганистане, вместе взя-
тых, © их населением в 156 млн. человек.
(Аплодисменты). А если сравнить по вы-
работкэе электроэнергии одну  советекую
республику, например, Азербайджанскую,
е Турцией, то оказывается, что в. Совет-
ском Азербайджане, имеющем населения
почти в семь фаз меныше, вырабатывается
электроэнергии в четыре раза больше, чем
в Турцни, которая влезла в петлю амери-
канской «помощи». (Оживление в зале.
Смех).

Наши советекие республики намного
опередили в своем развитии и старые
промышленные страны Западной Европы.

Сравним, например, одну советекую pec-
публику — Украинокую с двумя крупны-
ми европейскими буржуазными странами
— с Францией и Италией. Разумеется, в
данном случае не все можно сравнивать,
Известно, что в Украинской ССР эксплуа-
талорские классы уже давно ликвидирова-
ны; заводы, фабрики, земля и все подук-
ты труда являются достоянием народа,
назеегда уничтожена _ безработица, вся
власть безразлельно ‘принадлежит народу.
В этом отношении и Францию и Италию,
где у власти «тоят капиталисты, Совет-
ская Украина оставила далеко позади
еще более триднати лет тому назад,
(Оживление в зале). Поэтому сравним
лишь некоторые важнейшие данные 06
экономике этих стан.
	Советекая Украина, которой за время
своего существования пважлы  приходи-
лось подниматься из руин и пепла после
нашествий иностранных захваччиков, вы-
плавляет теперь чугуна намного больше,
чем Франция и Италия, вместе взятые
(аплодисменты), дает стали и проката
болыше, чем Франция, и в три се лишним
раза больше, чем Италия; добывает угля
в полтора раза больше, чем Франция и
Италия вместе; выпускает тракторов по
мощности почти в три раза болыше, чем
их выпускалот вместе Франция и Италия;
произвотит зерна, картофеля, сахарной
свеклы и сахара значительно больше, чем
Франция и Италия. вместе взятые.
	Ва основе подъема социалистической
промышленности и колхозного сельского
хозяйства украинский народ живет зажи-
точной жизнью и пользуется вееми блага-
ми культуры, чего лишены трудящиеся
массы Франции и Италии.

Не менее показателен пример быстрого
хозяйственного фазвития советских —pec-
публик Прибалтики после того, как они
установили у себя советекий строй. Ееля
сравнить Литовскую, Латвийскую и Эетон-
скую союзные феспублики с Норвегией,
Голландией и Бельгией, то окажетея, что
в советских республиках темпы развития
промьииленности несравненно выше, чем
в названных катиталистических госудат-
ствах Европы. `

K началу 1952 г. Литовская ССР пуе-
взошла довоенный уровень промышленно-
го производства в 2,4 раза. Латвийская в
3,6 раза и Эстонская—в 4,1 раза, тогда
как Норвегия, Голланлия и Бельгия к
этому времени лишь немного превысили
довоенный уровень производства, промынг-
ленной продукции, хотя еоветекие рестуб-
лики вышли из войны со значительно бо-
лее разрушенным хозяйством.

Небезинтересно отметить, что в старой,
капиталиетической Латвии, даже по при-
украшенным данным тогдашних ее прави-
телей, промышленное ироизводетво с 1913
по 1939 год, то есть за 26 лет, увеличи-
Лось в полтора раза, а в новой, Советской
Латвии за 11 лете 1940 по 1951 год—
промышленное производство, несмотря на
разрушения; вызванные войной и вразже-
ской оккупацией, увеличилось в 3,6 раза.

Такие же значительные уснехи имеют-
	ся и в области развития сельского хозяй-
ства.
	победой колхозного строя в CCCP
сельское хозяйство советеких республик
прочно встало на путь непрерывного
подъема. Колхозный строй’ явилея олним
из величайших завоеваний Советской вла-
ети, ибо он приобщил клестьянекие мас-
сы в строитольству социализма, открыл
новые, невиданные  дотоле возможности
развития ‘всех отраслей сельскохозяйствен-
ного производства и создал уеловия для
постоянного повышения ‘материального и
культурного уровня жизни миллионов
крестьян.

В результате во всех советских реепуб-
ливах мы имеем теперь крупное, высоко-
товарное есциалистическое - сельекое хо-
зяйство с широким применением  новей-
ших достижений агрономической науки и
оснащенное современной техникой лучше,
чем в любой лрутой erpane.

Это можно видеть в каждой республике
Советского Союза. Но я остановлюсь снова
на советских республиках Востока, где,
как известно, до Советской власти сель-
ское хозяйство было наиболее отеталым,
	где не было и в помине каких-либо сель-

скохозяйственных машин, хотя бы самых
простейших,
	В настоящее время на полях колхозов
	и совхозов Узбекской, Казахекой, Биргиз-
ской. Туркменской и Таджикской СОР ра-
ботает 121 тысяча тракторов в переводе
на 15-силеные 23` тысячи комбайнов,
	102 тысячи машин для посева, обработки
	и уборки хлопка и сотни тысяч Apylha
гельскохозайственных машин И орудий.
	сельскохозяиственных машин И орудие.
По технической оснащенности сельского
	хозяйства советские республики Востока
стоят значительно выше самых развитых
капиталистических стран Европы. (Апло-
диементы).

Взять хотя бы обеспеченность тракто-
	рами. В Советеком Узбекистане на каж:
	лую тысячу гектаров посевной площади
приходитея 14 тракторов, Тогда како во
Франции на такую же площадь прихолит-
ся 7 тракторов и в Италии — 4 трактора
гораздо меньшей мощности. Нечего и го-
ворить, что в зарубежных странах Восто-
ка тракторов имеется ничтожное количе-
ство. Вели в Узбекской ССР один травгор
приходитея на 70 тектаров посева. то в
Пакистане один трактор приходится на
9`тысяч гектаров, в Индии — на 13 ты-
сяч тектаров, в Иране — на 18 тысяч
тектаров посева.
Оснащение социалистического сельского
хозяйства большим количеством машин
коренным образом облегчило труд кре-
стьян и в. сочетании с современной агро-
техникой и широким развитием орошения
обеспечило получение высоких урожаев.
	Возьмем, к примеру, хлопок — одну из
ведущих технических культур развитого
многоотраслевого сельского хозяйства. со-
ветских республик Востока. Урожайность
хлопка-бырца в 1951 году по этим рес-
публикам была в ереднем 21 центнер с
гектара.

Ни в одной стране мира, производящей
хлонок, нет такой урожайности, какой до-
бились советские хлонкоробы. В том же
1951 году урожайность хлопка в Египте
составила 11,5 центнера © тектара, в
США — 83, в Индии — 3,4, в Паки-
стане — 5,2, в Турции — 7,2, в Ира-
не — 4,5 центнера с гектара.

Следует учесть. что высокие урожаи
хлонка в советских республиках Востока
получены на больших площадях, о’ чем
свидетельствует тот факт, что названные
советекие республики производят хлопка
столько же, сколько Индия, Египет, Иран,
Турция и Афганистан, вместе взятые.
(Аплодисменты).

Таковы некоторые факты ‘из области
экономического развития национальных
республик, входящих в состав Союза ССР.
Они говорят о том, что экономика этих
республик непрерывно растет и разви-
вается, не зная кризисов и спада. Эти
Факты, наконец, свидетельствуют о том,
чего могут достичь народы, порвавиие с
империализмом и освободившиеся от гос-
подства помещиков и капиталистов.
(Аплодисменты).

Чтобы создать развитую воциалистиче-
скую экономику в советских националь-
ных республиках, нужно было покончить
с культурной отсталостью большинства
республик, развернуть во-вею. культурное
строительство, создать ипгирокую сеть на-
чальных и ередних школ на родном язы-
ке. заново организовать систему высшего
образования и наладить в больших мас-
штабах подготовку  квалифицированных
рабочих, инженеров и техников, arpono-
мов и зоотехников, учителей и врачей из
коренных национальностей.

В результате проведения ленинско-ета-
линской национальной политики народы
Советского Союза осуществили подлинную
культурную революцию.

В настоящему времени в советских
республиках в промышленности,  строи-
тельстве и на транепорте работает более
2 миллионов инженерно-технических ра-
ботников; в сельском хозяйстве занято
около 400 тысяч агрономов, зоотехников,
лесоводов и других ‘специалиетов; почти
2 миллиона учителей и преподавателей
работает в школах. техникумах и выеших
учебных заведениях; почти 300 тысяч
врачей и 900 тысяч фельдшеров, ’меди-
цинских сестер и другото среднего меди-
цинского персонала работает в лечебных
учреждениях городов и сельской местно-
сти. Каждая советекая республика имеет
теперь специалистов е высшим образова-
нием десятки тысяч.
	Для подготовки кадров советской интел-
лигенции из коренных национальностей в
советеких республиках создана большая
сеть высших учебных заведений и тех-
никумов. Ко времени установления Совет-
ской власти в нашей стране было 96
выеших учебных заведений, за незначи-
тельным исключением находившихея в
важнейших центрах России. B этих учеб-

ных заведениях обучалось 117 тысяч че-
OBE.
	В настоящее время в СССР имеется 887
высших учебных заведений, в них обу-
чается 1 миллион 400 тысяч человек. На
Украине обучается 216 тысяч студентов,
в советеких республиках Средней Азии —
104 тысячи, в республиках Закавказья —
80 тысяч, в Белорусеии — 35 тысяч, в
Прибалтийских советских республиках —
37 тысяч студентов.

По степени развития высшего образо-
вания советские республики намного оле-
редили не только зарубежные страны Во-
стока, но и страны Западной Европы.

Так, например, в Таджикской ССР на
10 тысяч человек населения обучаетея в
высших учебных заведениях 58 человек.
	В Туркменской — 60, в Киргизской —
64, в Узбекской — 71. Азербайджан-
ской — 93 человека. В то время хак в
	Иране на 10 тысяч человек населения
	обучается в высших учебных завелениях
	> человека, в Индии—9, Египте и Typ-
	.

ции — 1%, Швеции — 21, Италии —
32, в Дании — 34, во Франции — 36
человек.
	за время Советской власти 48 нацио-
	so.

В!

на родном языке издают учебники, книги,
газеты, За последние 30 лет в республи-
ках Советского Союза построено около 90
тысяч хорошо благоустроенных и оборудо-
ванных школ, из них почти две трети
в национальных союзных и автономных
республиках.

С ростом социалиетической экономики
из года в год все выше поднимается уро-
вень. благосостояния населения Советскоч
ro Союза. Во всех советских республиках
значительно поднялась реальная заработ-
ная плата рабочих и служащих и намно-
го увеличились доходы крестьян. За пе-
prog ¢ 1940 по 1951 год общая сумма
доходов рабочих и служащих и доходов
крестьян возросла на 78 процентов.

Большую заботу проявляет  Советеков
государетво 0б охране здоровья народов
нашей страны. Показательным в этом от.
ношении является обеспеченность населе-
ния врачебной помощью. Приведу  не-
сколько примеров по отдельным советеким
республикам. ;

До установления Советской‘ власти в
Узбекистане один врач приходилея на 31
тысячу человек населения. Примерно ua

только же человек населения приходится

теперь один врач в Пакистане. В наетоя-
шее время в Узбекской СОР один врач
приходится на 895 человек населения,
Узбекская ССР обеспечена врачами Hee
сравненно лучше, чем, например, Египет,
тде олин врач приходится на 4 тысячи
350 человек населения, и лучше, чем та-
кис страны Запалной Европы, как Фран-
ция, где один врач приходится на 1 ты-
сячу человек, или Голландия, где один
врач приходится на 1.160 человек насе-
ления.

В Азербайджанской ССР один врач при-
ходится на 490 человек. Население Co
ветекого Азербайджана обеспечено врачеб-
ной помощью в восемь с половиной [аз
лучше, чем население Турции, ив 23 pa-
за лучше, чем насоление Ирана. Что же
касается Грузинской ССР, где один врач
‘приходится на 373 человека, и Армянской
CCP, rae один врач приходится на 483
человека, то население этих республик
обеспечено врачебной помощью в значи-
тельно большей степени, чем население
любой страны мира. Но дело не только в
том, что население советеких pecnyéms
‘обеспечено больигим количеством врачей,
Для полноты картины нужно иметь в ви:
ду, что в Советеком Союзе все виды ме
дицинского обслуживания предоставляются
населению бесплатно, а лучшими санато-
риями и домами отдыха ежегодно пдльзу-
ютея миллионы трудяшихся, ‘тогда как в
буржуазных странах врачебная Помощь
предоставляется преимущественно за пла-
ту, притом весъма высокую, . и поэт
она недоступна ‘игироким массам трудя-
щихся, а пользование курортами и санз-
ториями там являетея исключительной
привилегией тунеядцев-экоплуататоров. $

Развитие социалистических наций 3

условиях советского общественного и г
	сударственного строя, ликвидация факти“
	ческого хозяйственного и КУЛлЬТУрного He-
	равенства между нациями, длительное =.
	трудничество нации как в деле защиты
Советского государства от внешних вуз
гов, так и в деле социалиетического CTP:
ительства привели к утверждению 1
полному торжеству в натией стране иде
логии равноправия наций, — идеологил
дружбы народов.

Дружба между народами нашей страны
прошла через многие испытания. Война
	против гитлеровской коалиции была of
	ной 13 серъезнейших проверок прочности
дружбы народов.

После Великой Отечественной войны
дружба межлу народами наней страны
	проявилась с новой силой в период в-_
	становления социалистического хозяйства
на территории, подвергавшейся вражеский
оккупации. В восстановлении хозяйства
республик и областей. полвергигихся окку-
пации, приняли самое горячее участи
все народы Советского Союза, ибо of
считали это своим кровным делом 1
неотложной общегосударственной задачей
Гле, в каком буржуазном государстве в
дано, чтобы народы оказывали друг ду
гу такую помошь?
	Теперь, когла в СССР  осуществляетя
постепенный переход от социализма *
коммунизму, дружба народов Советск
Союза обогащается в своем развитии я
вым содержанием. Достигнутый советские
ми республиками высокий уровень экон
мики и культуры открыл возможно
тля еще более активного их участия в
репении важнейших общесоюзных зада.
	Силой, цементирующей дружбу кам
дов нашей страны, является русский Ha
род, русская нация, как наиболее выхаю-
щеяся из. всех наций, входящих в 096188
Советского Союза. (Бурные аплодисменты).

Русский рабочий клаес под руково
вом партии Ленина-—Сталина совершил 8
	октяоре 1917 гола величайптий историч
	ский подвиг — прорвал фронт мирового
империализма, уничтожил власть буржуа
зии и разбил цепи национально-колони-
ального гнета на одной шестой част
земного шара. Не подлежит сомнению, 4
без помощи русского рабочего класса на
роды нашей страны не смогли бы защи
тить себя от белогвардейцев и интервен-
тов и построить социализм. Uro me Be
сается народов, которые в прошлом #6
прошли капиталистического развития, №
без длительной`и систематической помощи
русского рабочего класса они не смогли
бы осуществить переход от докапитале
стических форм хозяйства к социализму.

В. годы Великой Отечественной войны,
Бак говорил товарищ Сталин, с 06000
силой проявились присущие русскому из
роду ясный ум, стойкий характер !
терпение. Русский народ своим героизмоу,
храбростью и мужеством заслужил в 310
войне общее признание гак руководящая
сила Советского Союза среди всех народов
	(Окончание на 3-й стр.)
	ства,‘ создал учение 0 социалистических
нациях и их развитии в борьбе за побе-
ду коммунизма.

Великая Октябрьская революция, сверг-
нувшая капитализм, раскрепостила наро-
ды России, ликвидировала национальный
гнет и. привела народы к подлинному
возрождению. После ликвидации буржуа-
зии с её националистическими партиями
и утверждения советского строя в нашей
стране, на базе старых, буржуазных на-
ций возникли, развились и оформились
новые, социалистические нации.
	В результате последовательното прове-
дения в жизнь ленинско-сталинской на-
циональной политики в‘ нашей стране
изжито Унаследованное от царизма фак-
тическое неравенство в хозяйственном и
культурнем развитии между ушедшими
вперол народами Центральной России ‘и
отстававшими в прошлом от них народа-
ми окраин. Теперь у нас нет больше от-
сталых  народов.. Новые, социалистические
нации в нашей стране за годы .социали-
стического строительства коренным обра-
зом изменили свой облик и развилиеь в
передовые современные нации.

Что включает в себя понятие пере-
довой социалистической нации?

Исходя из данного товарищем Сталиным
классического определения нации, ero
учения 0 новых, социалистических Ha-
циях и исходя из иеторического опыта
нашего советского многонационального то-
сударства, можно сказать, что главными
чертами, присущими ‘передовой социали-
стической нации, являются следующие:

Во-первых, наличие самого передового
в мире общественного и государственного
строя, в KOTOpOM нет эксплуататореких
классов и вся власть принадлежит на-
роду. $

Во-вторых, наличие высокоразвитой со-
циалистической промышленности и круп-
ного социзлистического сельского хозяй-
CTBA. .

В-третьих, всеобщая грамотность Hace-
‚ления, обязательное обучение детей, раз-
витая система высшего образования, 0бес-
печивающая подготовку национальных
кадров специалистов для всех областей
хозяйства и культуры; процветание нау-
ки и искусства. .

В-четвертых, систематическое повыше=
ние жизненного уровня всего населения
путем обеспечения роста реальной зара-
ботной платы рабочих и служащих и до-
ходов крестьян, путем развития товаро-
оборота, роста городов и их благоустрой-
ства, улучшения жилищных условий; на-
личие широкой сёти медицинских учреж-
дений, обеспечивающих охрану здоровья
народа.

В-пятых, торжество идеологии равно-
  правия всех рас и наций, идеологии
дружбы народов.
` Имеются ли эти черты передовой социа-
листической нации в наших советских
республиках? Да, имеются.

Обратимся к фактам.

Известно, что царизм выступал в ка-
честве угнетателя и палача народов Рос-
сии. Многочисленные нерусские нации
были совершенно бесправными. Они не
имели своей государственности, управля-
ли ими царские чиновники, во всех
учреждениях дела велись на русском язы-
ке, не понятном для местных народностей.

В условиях советекого строя все народы
нашей страны обрели и развили евою го-
сударственность. Национальные окраины
царской России при Советской власти пре-
вратились из колоний и полуколоний в
действительно самостоятельные  государ-
ства — советские республики, имеющие
свою территорию, национальную автоно-
MHW, свою конституцию, свое законода-
тельство. В органах власти, в органах хо-
зяйственного и административного упраз-
ления, в судебных органах еоюзных и
автономных республик, национальных 0б-
ластей, округов, районов и сел люди,
избранные народом, знающие быт, обычаи

тосударственные дела на родном, понятном
всему насблению языке.

Такого подлинного равноправия наций
нет ни в одном буржуазном. государстве.
Да оно и понятно, ибо ликвидация вацио-
нального гнета невозможна в рамках ка-
питалистического строя. Как известно,
вся система государственного управления
в буржуазных странах построена на нера-
венетве рае и наций, на расовой дискри-
минации, на использовании национали-
стических предрассудков для разжигания
межнациональной розни и вражды. В наше
время особенно большим разгулом расовой
и национальной дискриминации отличают-
ся два государства — Соединенные Шта-
ты Америки и Южно-Африканекий Союз.

Коммунистическая партия и Прави-
тельство Советского Союза, последователь-
HO проводя ленинско-сталинскую нацио-
нальную политику, наряду ес высоким
уровнем развития всего народного хозяй-
ства СССР обеспечили более быстрое раз-
витие экономически отсталых националь-
ных республик. В результате этого ликви-
дировано унаследованное от прошлого хо-
зяйственное и культурное неравенетво
между народами СССР, что, безусловно,
является одним из важнейших достиже-
ний национальной политики Советской
власти. ,

0б успехах в развитии coReTCKHX Ha-
циональных республик можно было бы
привести много убедительных данных,» но
я ограничусь лишь некоторыми приме-
рами.

В советских республиках за период ета-
линских пятилеток создана заново Me-
таллургическая, нефтяная и химическая
промышленность, построены . крупные
электростанции; заводы по производству
сельскохозяйственных машин, тракторов и
автомобилей, цементные заводы, крупные
текстильные и пищевые комбинаты и мно-
тие другие промышленные предприятия.

Что промышленность национальных

и пеихологию местного населения, веритать

мВ ак

ПЕ
	респуолик, И 00бенно крупная промыт-
	ленность, развивалаеь быстрее, чем в це-
	Нынешние заправилы Соединенных
Штатов Америки — морганы, рокфелле-
ры, меллоны, дюпоны и другие —в руках
которых находятея рычаги американской
государственной и военной машины, уси-
ленно создают новые мировые монополии
вроде Европейского объединения угля И
стали, Мирового нефтяного картеля для
того, чтобы быстрее прибрать к рукам
экономику других государств и подчинить
ее своим интересам. Они хотят установить
свое безраздельное господство во всех ча-
стях света, чтобы путем ограбления и по-
рабощения народов других стран обеспе-
чить себе получение сверхирибылей. Для
этого им нужна война. В целях подготов-
ки войны крупный американский капитал
вкупе с американской военщиной берет
на себя все функции фашистского режима,
чтобы подавить в своей стране стремление
народа к сохранению мира и всякую оппо-
зицию к своей авантюристской политике.
Толкая страну на путь войны, они к то-
му же рассчитывают, что гонка вооруже-
НИЙ и военная ситуация позволят
предотвратить экономический кризис. Но
кризис этот неотвратимо надвигается на
экономику Соединенных Штатов Америки,
и никакими ухишрениями и авантюрами
финансовых воротил не удастся его избе-
жать. Ускоряя гонку вооружений, приепо-
собив всю свою экономику к целям подго-
товки войны, они боятся мира больше, чем
войны, хотя нет никакого сомнения в том,
что, развязав войну, они только ускорят
свой крах и свою гибель. (Аплодисменты).
	Раскинув по всему миру сеть военных
баз, усиленно сколачивая всякого pola
агрессивные военные блоки, они лихора-
лочно готовят войну против СССР и дру-
тих миролюбивых государств. Они непре-
рывно засылают в. нашу страну и в дру-
тие миролюбивые страны шпионов и ди-
версантов, подбираемых по всему миру из
растленных подонков человечества. Бди-
тельность советеких людей является ост-
рейшим оружием в борьбе с вражескими
лазутчиками, и нет сомнения в том, что,
повышая и оттачивая свою бдительность,
советский народ сумеет обезвредить аген-
туру империалистических поджигателей
войны, сколько бы ее ни засылали и как
бы ни маекировали. (Аплодисменты).
	Демонстративно-наглые провокации И
авантюры американской военщины в от-
ношении СССР в виде многочисленных
маневров сухопутных, военно-воздушных
и военно-морских сил,  «инспектореких»
поездок военных заправил Атлантического
блока в районы, граничащие с Советским
Союзом, активность американской военной
авиации у западных ‘и восточных границ
CCCP, — все это, очевидно,  предназна-
чается для того, чтобы нарушить спокой-
ствие советских людей и поддержать воен-
ный психоз у себя и у своих вассалов.

Только безнадежные дураки могут pac-
считывать, что провокациями можно запу-
тать советских людей. (Продолжительные
апледисменты). Советские люди знают
цену всяким провокациям и угрозам под-
‘житателей войны. С непоколебимым спо-
койствием советский народ продолжает
свой творческий мирный труд. Он уверен

;