Коммунистической партии (большевиков)

= партия по патому пятилетне

этих предприятиях резервов мощностей,
тем самым ограничивают развитие произ-
водства по DALY важнейших видов про-
ДУКЦИИ.

Занижение министерствами произвож-
ственных мощностей и норм иепользова-
ния оборудования обнаруживается не толь-
ко при эксплуатации фабрик и заводов,
но и в технических проектах строящихся
предприятий. Имеется * немало случазв,
когда предприятие еще только строится,
д его монгности. указанные в техническом
	‘проекте, уже требуют пересмотра в CT0-
	рону увеличения без каких-либо пополни-
тельных затрат. .

Немалая доля’ ответственности за зани-
жение производственных мощностей л9-
KUTCH на плановые органы. ТГоеплан
СССР должен улучшить евою работу по
выявлению резервов мощностей и затруз-
ке их государственными заказами, веети
более решительную борьбу со всякого ро-
да ведомственными тенденциями в зани-
жению производственных планов.

Наша страна имеет созданный за годы
сталинских. пятилеток мощный. производ-
ственный аппарат, оснащенный передовой
техникой, а также многочисленные кадры
квалифицированных рабочих и инженер-
но-технических работников ¢ богатым
опытом работы. Это создает большие воз-
можности для систематического увеличе-
ния пролукции за счет лучшего использо-
	вания действующих производетвенных
мощностей. В новой пятилетке за счет
этого намечается получить значительное
	количество продукции. Так, за счет улуч-
шения использования действующих до-
менных печей должно быть получено в
1955 г. около 30 процентов всего при-
роста выплавки чугуна за 5 лет; за счет
лучшего использования угольных шахт
должно быть получено около 25 процен-
тов веего прироста добычи угля; за счет
более полного использования цементных
заводов должно быть получено около 30
процентов веего прироста цемента. Не ме-
нее важное значение имеет улучшение
использования мощностей и в других
отраслях промышленности.

Наряду с улучшением использования
действующих производственных  мощно-
стей в новой пятилетке намечается боль-
mak программа канитального строитель-
етва в промышленности.
	В соответствии е планом роста про
мыптленного производства в пятой пяти-
летке предусматривается увеличение госу-
дарственных капитальных вложений в
промышленность, примерно, в два раза по
сравнению с четвертой пятилеткой. ‘0со-
бенно большой рост капитальных вложе-
ний должен быть прелусмотрен на разви-
тие металлургии, электростанций, нефтя-
ной промышленности, а также предприя-
тий легкой промышленности. План капи-
тального строительства должен odecne-
чить не только значительный ввод новых
предприятий и агрегатов, но и увеличе-
ние мощностей действующих предприятий
за’ счет реконструкции агрегатов, уста-
HOBKH нового оборудования, механизации
производства и улучшения  технологиче-
ских процесеов. Прирост производетвен-
ных мощностей за счет расигирения су-
ществующих предприятий является в
новой пятилетке важнейшим резервом
увеличения производетва при наименьших
затратах. В плане капитального строи-
тельства должно быть также предусмот-
рено создание  заделов в строительстве
металлургических предприятий, электри-
ческих станций, заводов по переработке
нефти, угольных шахт, заводов минераль-
ных удобрений с тем, чтобы обеспечить
необходимое развитие этих отраслей про-
мышленноети в послелующшие годы.
	В новой пятилетке должно быть улуч-
щено географическое размещение строи-
тельства промышленных предприятий для
дальнейшего приближения промышленно
сти к. источникам сырья и топлива. Это
даст возможность ликвидировать нерацио-
нальные и. чрезмерно дальние перевозки
грузов по железным дерогам.
	В целях удовлетворения растущих по-
требност a народного хозяйства в сырьв-
вых и топливных ресурсах в пятом пяти-
летии намечается дальнейшее развитие
работ по разведке природных богатетв в
недрах, выявление запасов полезных иско-
паемых и в первую очерель цветных и
редких металлов, коксующихея углей,
алюминиевого сырья, нефти. богатых яе-
	аезных руд и других вилов промышлен-
ного. СЫЛЬЯ.
	Важнейниим условием  успентного вы-
полнения строительной программы, в п0э-
мышленности и других отраслях народно-
го хозяйства является дальнейшее разви-
тие строительной индустрии, укрепление
и расширение существующих организа-
ций, а также создание новых строитель-
	ных организации в районах крупного
строительства. .
	Строительная индустрия в настоящее
время способна решать несравненно бо-
лее крупные и сложные залачи, нежели в
прошлые годы. В нослевоенные годы соз-
даны и значительно расширены такие
крупные строительные организации, каб
Министерство строительства преяприятий
тяжелой индустрии. осуществляющее
строительство, главным образом,  прел-
приятий черной и цветной металлургии,
Министерство строительства предприятий
машиностроения, мощные организации по
строительству электростанций, предирия-
тий нефтяной промышаленноети, угольных
шахт и разрезов, железных и автомобиль-
ных дорог, метро, высотных домов и дру-
гие. Министерство строительства пред-
приятий тяжелой индустрии, — организо-
ванное на базе Наркометроя, выполняет в
настоящее время в ява раза больший, 8
вместе се Министерством строительства
предприятий машиностроения — в три с
лишним раза больший объем строительно-
монтажных работ, чем вынолнял Нарком-
строй в 1940 г. Строительные организа-
ции Министерства электростанций в на-
стоящее время выполняют в пять © лише
ним раз больший объем строительно-мон=
	. (Продолжение на 3-й етр.)
	ность лесозаготовок, провести в районах.
лесозаготовок реконструкцию и строитель-
ство новых механизированных леспромхо-
зов и обеспечить их постоянными к
рабочих. Вместе с тем нужно осуществить
дальнейшее развитие комплексной механи-
зации лесозаготовительных работ, улуч-
шить организацию производетва, исиоль-
зование механизмов, повысить производи-
тельность труда на лесозаготовках. Для
увеличения производетва ниломатериалов
ввод мощностей  лесопильных заводов В
районах развития  лесозатотовок должен
быть увеличен по сравнению с четвертым
пятилетием, примерно, в восемь раз.

Всемерное развитие должна получить
бумажная, целлюлозная, мебельная, фа-
перная,  лесохимическая и тгидролизная
промышленноетъ.

Большие задачи ставятся перед про-
мышленностью строительных материалов.
Осуществление намеченной программы ка-
питального строительства требует увели-
чить производство основных строительных
материалов за пятилетие не менее чем в
два раза, улучшить их качество и рас-
ширить ассортимент. Необходимо увели-
чить производство цемента, примерно, в
	2, 2 раза, стеновых материалов — В 2,5
раза, шифера—в 2,6 раза, мягкой кров-
ли — на 70 процентов, черепицы — В
	3 раза. Наряду с этим должен быть зна-
чительно увеличен выпуск новых высбо-
кокачественных и прогрессивных отделоч-
ных и облицовочных строительных мате-
риалов, деталей и конструкций заводско-
го изготовления из керамики, гипса, бе-
тона и железобетона, что необходимо для
дальнейшей индустриализации строитель-
сетвй и енижения его CTOMMOCTH.

На основе развития тяжелой индустрии
и сельского хозяйства в пятом пятилетии
должны быть обеспечены высокие тем-
пы роста производства предметов массово-
го потребления. Ресурсы  сельскохозяй-
етвенного сырья позволяют увеличить за
пятилетие продукцию легкой и пищевой
промышленности не менее чем на 70 про-
центов. Нри этом производство хлончато-
бумажных тканей в 1955 г. увеличится
но сравнению с 1950 г., примерно, на
61 процент, шерстяных тканей — на 54
‚пронента, кожаной обуви — на 55 upo-
‘центов, мяса — на 92 процента, улов
рыбы — на 58 процентов, производство
сахара-песка — на 78 процентов, масла
животного — на 72 процента, масла pa-
стительного — на 77 процентов и BOH-
сервов — в 2,1 раза. :
Будет проведено строительство больпию-
го количества предприятий в легкой и
пишевой промышленности:  хлопчатобу-
мажных комбинатов, заводов искусствен-
ного волокна, шелковых, швейных, три-
котажных, кожевенно-обувных предприя-
тий, сахарных,  маслобойных, овощесу-
шильных заводов, предприятий кондитер-
ской, консервной, пивоваренной, BAHO-
дельческой. мясной, рыбной, маслодель-
ной и сыроваренной промышленности.
Необходимо также значительно расши-
рить производство товаров широкого по-
требления, предметов домашнего и хозяй-
ственного обихода, местных строительных
материалов на предприятиях местной про-
мышленности и промысловой кооперации.
Выпуск продукции предприятиями мест-
ной промышленности и промысловой Ko-
операции за пятилетие увеличится, при-
мерно, на 60 процентов. Чтобы выполнить
эту программу, местные Советы должны
улучшить руководство местной промыш-
ленностью и промысловой кооперацией с
тем, чтобы более полно использовать ме-
стное сырье и отходы Крупной государ-
ственной промышленности, расширить ас-
сортимент товаров широкого потребления,
пользующихся спросом населения, повы-
  сить качество выпускаемых изделий, обес-
печить снижение их себестоимости, улуч-
шить работу мастерских местной промыш-
ленности и промысловой кооперации по
обслуживанию бытовых нужд населения.
Интересы народного хозяйства требуюг
дальнейшего расширения ассортимента и
серъезного улучшения качества продукции
во всех отраслях промышленности. Совер-
шенно недопустима практика некоторых
предприятий, перевыполняющих план ро-
ста продукции в ущерб заданному каче-
ству и ассортименту изделий. Повышение
качества продукции является первоете-
пенной задачей вашей промышленности.
Улучшение качества продукции обеснечи-
вает более экономное использование ма-
териальных ресурсов, сокращение по-
терь, связанных © производством нестан-
дартной продукции. 0е0обое значение имеет
новышение качества и расширение ас-
сортимента товаров широкого потребле-
НИЯ. Советский потребитель законно
предъявляет все более повышенные тре-
бования к качеству и ассортименту выпу-
скаемой продукции. Наша промышлен-
ность обязана полностью удовлетворить
эти растущие потребности населения и
не допускать производства товаров, не
пользующихея спросом у потребителей.
Для обеспечения высокого качества
продукции нужно более пгироко внетрять
государственные стандарты, отвечающие
современным требованиям, а также более
эффективно использовать  премиальную

систему и материально-техническое снао-
	жение предприятии в целях выполнения
плана по номенклатуре и ассортименту
изделий.

Важнейшим условием выполнения за-
даний пятилетки в области промышлен-
ного производства является наиболее пол-
ное использование производственных мощ-
ностей на основе внедрения передовых
норм и быстрейшей ликвидации на прел-
приятиях узких мест, препятетвующих
полному использованию — оборудования.
Следует отметить, что в четвертом пяти-
летии задания по использованию произ-
водственных мощностей в’ ряпе отраслей
промылиленноети были занижены и в хо-
де выполнения плана были значительно
преваойдены. Это относится. прежде все-
го, к черной металлургии и химической
промышленности. В отлельных отраслях
промышленности и до сих пор имеет ме-
сто занижение мощноетей предприятий:

мини оторотра WA роготтраяа пуатаитнтхра па

ХХ съезд Всесоюзной
	ану  3

ирективы
			навливается в соответствии © потреб-
ностью железнодорожного транспорта.

Будет увеличено производетво тракторов
и автомобилей, в частности, дизельных
большегрузных, & также газогенераторных
артомобилей.
	Предусматривается значительное разви-
тие судостроения для морского торгового
флота, для. пассажирекого речного флота,
а также лая рыбопромыелового флота.
	Серьезное дальнейшее развитие должно
получить стенкостровние и точное маши-
ностроение, от уровня развития которых,
прежле всего. завиеит обеснечение народ-
	ного. Х03 яйства технически передовым
	соорудованием.
За голы пятой пятилетки будет постав-
	лено ‘промышленности значительно больше
BRICOR OU DOMSBOTHTCAbEDX металлорежущих
	станков и кузнечно-пресеовых маигин, чем.
	за голы предыдущей пятилетки, в частно-
сти, крупных и уникальных станков, при-
мерно, в 3,6 раза, выескоточных (преци-
зионных) станков — в 4 раза. Это позво-
лит резко повысить удельный вес прогрес-
сивных ‘видов станков, обеспечить таль-
нейний рост технического уровня маши-
ностросния и гарантировать выпуск тех-
нически совершенных машин и оборудова-
ния в количествах, удовлетворяющих по-
требность народного хозяйства СССР и дру-
‘вственных нам демократических стран.

Б условиях современного крупного ма-
шинного производетва все большее значе-
ние приобретает приборостроение. Произ-
водство приборов является необходимым и
важным дополнением к производству
сложных машин, управление воторыми,
равно как и современными технологически-
ми процессами в целом, невозможно без си-
стемы приборов. Poer выпуска приборов
отражает также развитие автоматизации,
производства — одной из наиболее важ-
ных ветвей технического прогресса. Ди-
рективами предусматривается увеличение
за пятилетие производства приборов уп-
равления и контроля, примарно, в 2,7 ра-
за.

Значительное развитие всех отраслей
машиностроения позволит в течение пятой
пятилетки завершить в основном механи-
зацию тяжелых и трулоемких работ в про-
мышленноети и строительстве, что явится
выдающимея достижением в области даль-
нейшего технического вооружения народ-
ного хозяйства: повышения произволитель-
ности и облегчения труда рабочих.
	В химической промышленности наибо-
лее высокие темпы роста должны быть
достигнуты по производетву воды. синте-
тического каучука и минеральных удоб-
рений. Производство соты кальцинипован-
ной увеличивается по сравнению с 1950 г.,
примерно, на 84 процента, соды  кау-
стической — ‘на 79 процентов. каучука
синтетического — на 82 процента и ми-
неральных удобрений — на 88 процен-
тов.” Несбхолимо значительно увеличить
мощеости по производству аммиака. сер-
ной киелоты, синтетического каучука,
синтетического спирта, солы, минеральных
удобрений, химических срелетв борьбы е
врелителями сельскохозяйственных расте-
ний и по производству удобрений в тграну-
лированном виде, обеспечивающих большой
прирост урожайности  сельскохозяйствен-
ных культур. Необходимо также увели-
чить производство пластических мас. кра-
сеителей, сырья для искусственного шелка,
расширить ассортимент химических про-
дуктов и развить производство синтетиче-
ских материалов — заменителей цветных
металлов.
	десная промышленность все еще отета-
ет от растущих потребностей народного
хозяйства. Задача состоит в том, чтобы
ликвидировать это отставание. За пятиде-
тие вывозка деловой древесины должна
быть увеличена, примерно, на 56 процен-
тов и производство пиломатериалов—на 50
процентов. Вместе с тем необходимо в ши-
PORHX масштабах осуществить перебазиро-
вание лесозаготовок в многолесные райо-
ны, особенно в районы Севера. Урала. За-
палной Сибири, Карело-Финской ССР. и
	че = < 4% И и т Е ЧАС SE ESE NE! EEE CL

сократите рубки леса. B малолесных райо-
	-Неабходимо. уменьшить <езон-
	автоматизации производственных процес-
сов на электростанциях.

В директивах по пятому  пятилетнему
плану намечается дальнейшее значи-
тельное развитие нефтяной  промышален-
ности. Добыча нефти за пятилетие воз-
растет, примерно, на 85 процентов.
Для обеспечения указанного роста добычи
нефти необходимо усилить буровые ра-
боты, широко внедрить новые способы
бурения скважин, в больших. размерах
применять методы поддержания давления
	в нефтяных пластах, завершить в 06н05-.
	И Ты

ном автоматизацию процессов добычи
‘нефти. Осуществление большой програм-
мы нефтедобычи потребует форсированно-
то развития нефтене-
рерабатывающей про-
мышленности © ма-
ксимальным прибли-
‘жением ее к районам
потребления  нефте-
продуктов. За пяти-
летие мощности неф-
теперерабатывающих
завслов увеличатся:
‘по первичной пере-
работке нефти, при-
мерно, в два раза и
по крекированию
сырья — в 2,7 ра-
за. При этом должны
быть освоены и вне-
дрены новые методы
тлубокой  переработ-
ки нефти, обеепечи-
вающие  значитель-
ное увеличение вы-
хода светлых нефте-
продуктов. Большое
развитие должна по-
лучить транепорти-
ровка нефти и неф-
тепродуктов по тру-
бопроволам. Для раз-
вития производства
искусственного жид-
  кого топлива  долж-
ны быть введены в

действие мощные
предприятия в BO-
сточных ‘районах
страны.

В пятом” пятиле-
тии обеспечивается
дальнейшее широкое
развитие газовой
промышленности. До-
быча природного и
попутного нефтяного
газа, а также производетво газа из угля
и сланцев за пятилетие увеличится, при-
мерно, на 80 процентов.’ Расширяется ие-
пользование газа для бытовых нужд, при-
менение его в качестве автомобильного
топлива и получение из газа химических
продуктов. .

Угольная промышленность благодаря
большой и всесторонней помощи Партии и
Советского Правительства значительно
выросла за послевоенные годы и, как из-
вестно, полностью удовлетворяет потреб-
вости народного хозяйства. В новом пя-
тилетий добычу угля намечается  увели-
чить, примерно, на 43 процента. Важ-
нейшей задачей угольной промышаленно-
сти является обеспечение более быстрого
роста добычи углей пля коксования, а
также значительное увеличение оботаще-
ния угля. Добыча углей для кокеования
возрастет не менее чем на 50 процентов
и обогащение углей, примерно, в 2,7 раза.
Намечаетея ввести в действие можности
утольных шахт, примерно, на 30 про-
нентов больше. чем было ввелено в чет-

вертой пятилетке. В целях обеспечения
намеченного роста добычи угля, по-
вышения  произволительноети и облегче-
	ния труда рабочих в угольной промыш-
ленности предусматривается дальнейшее
улучшение методов разработки угольных
месторождений, развитие механизации
наиболее трудоемких процессов добычи
угля — навалки угля в лавах, погрузки
	угля и породы при прохождении WOTTO-
товительных выработок-—и широкое вне-
	прение новейших. машин и механизмов
лая расширения механизации добычи
УГЛЯ.
	Дальнейшее развитие получат торфяная
и сланцевая промышленность. Добыча тор-
фа за пятилетие увеличится на 27 про-
центов и сланцев — B 2,3 pasa, особенно
в Эстонской ССР.
	Крупная роль в обеспечении высоких
темпов развития народного хозяйства и
дальнейшего технического перевооружения
промышленности, транспорта и сельского
хозяйства принадлежит машиностроению.
В соответствии с этим в пятом пятилетии
намечается пальнейпеий быстрый рост ма-
ииностроения. За пятилетку продукция
машиностроения и металлообработки уве-
личится, примерно,  в два раза. 0собе важ-
ной задачей машиностроения является пол-
ное обеспечение оборудованием электриче-
ских станций, предприятий черной и цвет-
ной металлургии, заводов по переработке
нефти и производству искусственного жид-
хого топлива. Объем производства важней-
ших видов оборудования намечается уве-
пичить за пять лет по сравнению с чет-
вертым пятилетием в следующих размерах:
паровых и гидравлических турбин, при-
мерно, в 4.3 раза, прокатного оборудова-
ния — в 2,8 рава, нефтеаппаратуры —
в52 раза. 1
	Намечается также значительный рост
проязводства химического оборулования,
пояъемно-транспортного оборудования и
особенно металлургических кранов и м90-
сетовых электрических кранов большой
грузоподъемности; комплектующего обору-
дования для производства строительных
материалов; автоматического оборудования
для легкой и пищевой промышленности и
особенно ткацких станков; Новых видов
сельскохозяйственных машин и оборудова-
ния пля лесозаготовительной, целлюлозно-
бумажной и деревоперерабатывающей про-
мышленности.

Производство магистральных паровозов.

В сбответствии © ростом основных от-
раелей народного хозяйства получили раз-
витие все вилы транепорта и значитель-
но превышен довоенный уровень грузо-
оборота.

На основе подъема народного хозяйства
возроело благосостояние трудящихся, зна-
чительно превзойден довоенный уровень

`наролного потребления. Национальный до-

ход СССР в 1950 г. увеличилея по
сравнению © 1940 г. на 64 процента.
Серьезно расширено производство предме-
тов массового потребления, проведена де-
нежная реформа, отменена карточная си-
стема на все продовольственные и про-
мышленные товары, широко развернута
торговая, неоднократно проводилось CBH-
жение розничных пен, еще больше укроеп-
лен советекий рубль. Общая сумма дохо-
дов рабочих и служащих и доходов
крестьян в 1950 г. возросла по сравне-
нию с 1940 г. на 62 процента.

Пятилетний план восстановления и раз-
вития народного хозяйства СССР на
1946—1950 гг. выполнен за счег вну-
тренних ресурсов, без какой бы то ни бы-
ло помощи извне, без -иностранных кре-
дитов. Решающую роль в выполнении и
перевыполнении плана сыграл самоотвер-
женный труд советского народа, › руково-
димого Коммунистической партией под
волительством великого Сталина. (Anno-
дисменты). Успешное выполнение четвер-
того пятилетнего плана привело к даль-
нейшему упрочению социалистического
строя и явилось новой крупной победой
СССР, обеспечившей дальнейший рост мо-
тущеетва социалистического государства.

Успешное выполнение четвертого пяти-
летнего плана позволяет принять пятый
пятилетний план, обеспечивающий даль-
нейший подъем всех отраслей народного
хозяйства. роет материального благосо-
стояния трудящихся, развитие  здравоох-
ранения и повышение культурного уровня
народа.

Важнейшие задания лиректив по пято-
му пятилетнему плану характеризуются
следующими показателями.
	в области. промышленности
	вая база цветной металлургии при все-
мерной механизации горных и трудоем-
ких работ и значительно улучшена рабо-
	та металлургических предприятий по
использованию рудного сырья. ‘

Важнейшим условием осуществления
	намеченных темпов роста производства
технического прогресса во всех отраслях
народного хозяйства является дальнейшая
электрификация страны. Выработка элек-
троэнергии в 1955 г. по сравнению с
1950 г. возрастет, примерно, на 80 про-
центов. Это позволяет: повысить уровень
электрификации промышленности при
нгироком развитии автоматизации произ-
водственных процессов и дальнейшем
внедрении новых методов электронагрева
и электролиза, значительно распгирить
применение электроэнергии в [сельском
хозяйстве, провести лальнейшую электри-
фикацию железных дорог и увеличить
отпуск электроэнергии для бытовых нужд
населения.

Для обеспечения намеченного роста вы-
работки электроэнергии, а также для уве-
личения в энергетических системах pe-
зерва электрических мощностей наме-
чаются высокие темпы наращения мощ-
ностей электростанций. Общая мощность
электростанций за пятилетие увеличится,
примерно, в два раза, а гидроэлектро-
станций — в три раза. При этом увели-
чение мощности тепловых электростанций
в первую очередь должно быть обеспечено
путем расширения действующих станций.

В пятом пятилетии по решениям
Правительства осуществляется широкое
строительство тгидроэлектростанций и те-
пловых станций на местных источниках
топлива.
	Из строящихся  гидроэлектростанций
необходимо назвать, прежде всего, Куй-
бышевскую и Сталинградекую гидроэлек-
тростанции на Волге, а также Ваховскую
гидроэлектростанцию на Днепре. Вуйбы-
	Невская [dC мощностью 2, 1 миллиона
киловатт подлежит вводу в 1955 году,
что серьезное усилит электроснабжение
	центральных районов и Поволжья. Шре-
дусмотрено строительство линии электро-
передачи напряжением 400 тысяч вольт
от Куйбышевской гидроэлектростанции в
Москву. Подобных сооружений пока не
знает мировая практика  электроетрои-
	тельства. Наряду с Куйбышевской гидро-
	электростанцией в Пятом пятилетии
должны быть также построены такие
крупные гидроэлектростанции, как Кам-
ская, Горьковская, Мингечаурекая, Уеть-
Каменогорская и другие, мощность кото-
рых, вводимая в настоящем пятилетии,
составит около 2 миллионов  киловалт.
Кроме того, будут построены другие рай-
онные и местные  гидроэлектростанции.
Широко развернуто строительство Сталин-
градской и Каховекой гидроэлектростан-
ций, а также будет начато строительетво
новых крупных гидрозлектростанций: Че-
боксарской на Волге, Воткинской на Ка-
ме, Бухтарминской на Иртыше и ряда
других. Должны быть начаты работы по
комплексному использованию энергетиче-
ских ресурсов реки Ангары для развития
на базе дешевой электроэнергии и мест-
ных источников сырья алюминиевой, хи-
мической, горнорудной и других отраслей
промышленности.
	B целях серьезного улучшения элек-
троснабжения Юга, Урала и Кузбасса
предусматривается значительный рост
мощностей тепловых районных и завод-
ских электростанций в этих районах.
Наряду со строительством крупных элек-
тростанций должно быть проведено стро-
ительство небольших и средних электро-
станций с тем, чтобы улучшить электро-
снабжение городов и районов, а для ши-
рокой теплофикации городов и промышален-
ных предприятий необходимо продолжать
строительство теплоэлектроцентралей.
	На крупных тепловых электроетанци-
ях, как правило, будут устанавливаться
котлы и турбины высокого давления.
	Товарищи!
На ваше рассмотрение вносятся дирек-

тивы по пятому пятилетнему плану раз-
patsy CCCP на 1951—1955 гг. Новый
пятилетний план будет продолжать ли-
нию предыдущих пятилеток на мирное
звитие советской экономики, система-
тический рост социалистического  хозяй-
етва и народного благосостояния, а ет6
осуществление явится для нашей страны
важным этапом на .пути постепенного пе-
рехода от социализма в коммунизму.
Наша страна достигла крупных успе-
хев в области хозяйственного и культур-
ного строительства на оенове осуществле-
ния четвертого пятилетнего плана. Основ-
ные задачи пятилетнего плана восстанов-
ления и развития народного хозяйства
CCCP на 1946—1950 гг. соетояли в том,
чтобы восстановить пострадавшие от вой-
ны районы страны, восстановить довоен-
ный уровень промышленности и сельско-
	го хозяйства и затем превзойти этот уро-
	вонь в значительных размерах. Вак из-
вестно из опубликованного в свое время
сообщения ‘06 итогах выполнения четвер-
того пятилетнего плана, этот план успеш-
но выполнен, важнейшие задания пла-
на значительно перевыполнены.

В итоге выполнения четвертого пяти-
летнего плана довоенный уровень разви-
тия народного хозяйства &СССР оставлен
талеко позали. По размерам промышетен-
	ной продукции пятилетний план выпол-
нен лосрочно — в 4 года и 3 месяца, в
результате чего объем продукции всей
	промБииленности в 1950 г. был выше,
чем по войны, на 73 процента. Благодаря
	высоким темпам развития промышленно-
сти в значительных масштабах  проведе-
но тальнейшее техническое вооружение
	народного хозяйства и все его отрасли
пополнены новейшей отечественной  тех-
BMRA.

В ойласти сельекого хозяйства oBoeH-
ный уровень значительно превзойден по
урожайности и валовому урожаю сельско-
хозяйственных культур, а также по про-
IVR животноводства.
	 . задачи пятси пятилетки
	Директивами по пятому пятилетнему
плану предуематривается повышение уров-
ня промышленного производства в 1955 г.,
примерно, на 70 процентов по сравнению
е 1950 г. Это значит, что к концу пятой
пятилетки валовая продукция  промыш-
ленности будет превышать довоенный уро-
вень в три раза. Среднегодовой темп роста
всей валовой продукции промышленности
за пятилетие определяетея в размере, ‘при-
мерно, 12 процентов, в том числе темп
	роста производства средств  пПроизвод-
ства — 13 процентов и производства
предметов потребления -—— 11 процентов.
	В истекшей пятилетке темпы роста ва-
ловой продукции промышленности были
более высбкими. Несколько меньшие тем-
пы роста промышленной продукции в пя-
той пятилетке по сравнению © прошлой
нятилеткой объясняются, с одной еторо-
ны, окончанием восстановительных работ
в промышленности, когда быстрое увели-
чение производства достигалось за счет
восстанавливаемых предприятий, и, с дру-
гой, — необходимостью в новой пятилет-
ке дальнейшего значительного улучшения
качества и расширения ассортимента про-
дукции. Вместе с тем нужно иметь в ви-
ду, что каждому проценту увеличения
валовой продукции в новой пятилетке
соответствует почти в два раза больший
объем продукции, чем в предыдущей пя-
тилетке.

Основой роста промышленности и всего
народного хозяйства является металлур-
тия. Лирективы по пятилетнему плану
устанавливают увеличение в 1955 г. по
сравнению с 1950 г. выплавки чугуна,
примерно, на 76 процентов, стали — на
62 процента и производство проката —
на 64 процента. Проектируемый за пяти-
летие прирост производства проката пре-
вышает весь его выпуск в 1940 г. Для
более полного удовлетворения нужд етрои-
тельства и машиностроения должно быть
увеличено производство дефицитных ви-
дов проката — толетолистовой стали,
мелкосортной стали, катанки и нержавею-
щей листовой стали, а также должно быть
развито производетво экономичных ви-
дов и профилей проката, увеличено произ-
водетво и улучшено качество епециаль-
ных сталей и сплавов.
	Важнейшим уеловием указанного роста
производетва черных металлов яваляетея
дальнейшее улучшение — использования
действующих мощностей металлургических
преднриятий. В этих целях намечается
проведение работ по дальнейшему ускоре-
нию металлургических процессов, автома-
тизации контроля за этими процессами и
механизации трудоемких работ на метал-
лургических предприятиях.

Большая программа должна быть ocy-
ществлена по строительству новых и рас-
ширению действующих предприятий чер-
ной металлургии. В пятой пятилетке по
сравнению с четвертой пятилеткой ввод
в действие производственных мощностей
должен увеличиться по выплавке чугуна,
примерно, на 32 процента, етали — на
42 процента, производству проката —
не менее чем в два раза, кокса — на 80
процентов и по добыче железной руды —
в три раза. Наряду с дальнейшим разви-
тием черной металлургии в районах Юга,
Урала, Сибири, Центра и Северо-Запада
должно быть обеспечено развитие метал-
лургической промышленноети в районах
Закавказья. ,

Необходимо значительно расширить
производство цветных металлов. За пяти-
летие производство меди рафинированной
будет увеличено, примерно, на 90 процен-
	тов, свинца — В 2, раза, алюминия —-
не менее чем в 2,6 раза, цинка — в 2,5
раза, никеля — на 53 процента и 010-
за — на 80 процентов. Рост производ-
	ства цветных металлов будет сопровож-
даться дальнейшим усовершенетвованием
и внедрением новых технологических про-
цессов. обеспечивающих увеличение вы-
пуска металлов высших марок. В соответ-
ствии с заланиями по производству цвет-
	СТВИИ С ddan ate по PVD AY Ema A EBwrer. EER
ных металлов должна быть. развита. сырье-—1 Будет осуществлено широкое _ ‘применение