АХ съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)

Доклад Пуедседателя Госплана тов. М 3. САБУРОВА
	ков и телевизоров — в 2 раза, часов —
в 2,2 р4за, ломашних холодильников, сти-
ральных машин и пылесосов — во не-
сколько раз. Одновременно намечается
расширение сети столовых. ресторанов,
чайных и увеличение выпуска продукции
предприятиями общественного питания,
примерно, на 80 процентов при значи-
тельном улучшении ассортимента.

Для дальнейшего улучшения  обелужи-
вания потребителей  предусматриваетея
расширение розничной торговой cera,
прежде всего, сети специализированных
магазинов по продаже пищевых товарсбв,
одежды, обуви, тканей, мебели, посулы,
хозяйственных товаров, предметов  кУль-
турного обихода, строительных  материа-
лов и оснащение продовольственных ма-
газинов, столовых, ресторанов, складов
хололильными установками и новейшим
оборудованием.

Рост промышленного и сельекохозяйст-
венного производства, а также роет то-
варооборота. намечаемые в новом пятиле-
	тии, требуют значительного развития
транспорта. .
Грузооборот. всех видов транспорта
	должен увеличиться за пятилетие,  при-
мерно, на 46 процентов. При этом грузо-
оборот железнодорожного транспорта
увеличивается на 35—40 процентов,
речного транепорта — на 75—80 про-
центов, морского транспорта — на 55—
60 процентов, автомобильного транспор-
та — на 80—35 процентов, воздушного
транспорта — не менее чем в лва раза
и перекачка нефтепродуктов по трубопро-
водам, — примерно, в пять раз.

Рост перевозок грузов железнодорож-
ным транспортом обусловливает дальней-
шее увеличение грузонапряженности же-
лезных дерог. В связи е этим важней-
шей задачей в области железнодорожного
транспорта является увеличение пропуск-
ной способности железных дорог..

Для увеличения пропускной croco6-
ности железных дорог предусматривается
проведение ряда крупных мероприятий.

Имеется в виду увеличить по сравне-
нию с истекшей пятилеткой ввол в дей-
ствие вторых путей, примерно, на 60
процентов, электрифицированных желез-
ных дорог — в. четыре раза и увели-
чить протяжение станционных путей 10
46 процентов от эксплоатационной дли-
ны железных дорог.
	оначительно увеличивается строитель-
ство новых железных порог. В пятом
пятилетии должно быть введено в посто-
янную эксплоатацию новых железных
дорог, примерно, в 2,5 раза болыне, чем
в четвертой пятилетке. Будет завершено
строительство Южно-Сибирской магистра-
ли на участках ‘от Абакзна ло Акмолин-
ска и железнохорожной линии Чарджоу
— Вунграл; развернуто строительство
железных дорог: Вунграл—Макат, Rpac-
ноярск — Енисейск, Агрыз — Нронино —
Сургут, Гурьев -—— Астрахань и других.
	Намечено дальнейшее оснащение глав-
ных направлений железных дорог новей-
шими устройствами сигнализации, авто-
матизации и блокировки,  обеспечиваю-
щими увеличение пропускной способности
и безопасности твижения поездов.
	В целях усилевкия путевого хозяйства
железных дорог намечено увеличить п0-
ставку железнодорожному транспорту
новых рельсов на 85 процентов Против
	четвертой пятилетки и вдвое увеличить
протяженность путей, уложенных на

шебне.
	В этом пятилетии должен быть закон-
чен в основном ‹ перевод Ha автосцепку
рабочего парка вагонов и приступлено к
оборудованию подвижного состава желез-
	ных дорог роликовыми подшиннивами.
Промышленность должна полностью
обеспечить железнодорожный транспорт
	ловомотивами и вагонами и приступить
к производетву новых мошных паровозов,
электровозов и тепловозов, в том числе
газогенераторных.

Олной из важнейщих задач Министер-
ства путей сообщения является  всемер-
ное улучшение использования подвижно-
го состава, особенно сокращение времени
оборота вагонов, увеличение  среднесу-
точного пробега паровозов, а также 0бес-
печение значительного улучшения ис-
пользования грузоподъемности вагонов и
увеличения веса грузовых поездов.

Осуществление намеченных” заланий по
перевозкам требует четкой, слаженной ра-
боты ‹ веех звеньев железнодорожного
транспорта на основе выполнения реше-
ния правительства об укреплении дисцип-
лины и улучшении организации труда
работников, связанных с движением yo-
сздов. и особенно локомотивных бригад.

Возможности речного транспорта 3Ha-
чительно расширились в текущем пятиле-
тии с ввотом в действие БВолго-Донского
судоходного канала имени В. И. Ленина.
	механизмов. Парк экскаваторов в сель-
ском хозяйстве в 1951 году увеличился
‘против 1940 года почти в 8 раз. Водо-
хозяйственное строительство ‘оснащено
большим количеством скреперов, бульло-
зербв, грейдеров и других механизмов.

Широкая сеть оросительных систем’ в
сочетании с полезащитными лесонасажле-
ниями, правильными  севбоборотами и
другими приемами передовой агрономии
обеспечивает базу для мощного подъема
земледелия на значительной территории
нашей страны, где ло последнего времени,
вследствие недостатка воды и частых
суховеев, урожаи  сельскохозяйственных
Культур остаются неустойчивыми, а жи-
вотноводетво “страдает от недостатка кор-
мов и воды. Учитывая намечаемый боль-
шой прирост поливных земель, на ороше-
ние которых государством затрачиваются
весьма значительные средства, нужно по-
требовать от работников сельского хозяй-
ства улучшения использования  оронае-
мых земель. У нас еще неудовлегворитель-
но используются земли, имеюние ороги-
тельную сеть, особенно в Казахской CCP,
Туркменской ССР и Азербайджанской ССР.
Необходимо навести порядок в использо-
вании этих земель. принять меры к обес-
печению высокой урожайности сельскохо-
зяйственных. культур на орошаемых зем-
лях и предохранению их от засоления и
заболачивания. Нятым пятилетним  пла-
ном предусматривается значительное рае-
ширение работ по осущению болот в
Белорусский ССР и Украинской ССР. в
первую очередь в районах Полесской
низменности. в Литовекой ССР, Латвий-
ской ССР, Эстонской ССР, в районах н6-
черноземной полосы РСФСР и в Барабин-
ской степи.
	Беемерный подъем общественного кол-
хозного и совхозного продуктивного жи-
вотноводства и в новой пятилетке остает-
ся в центре внимания партийных и со-
ветевих органов. За пятилетие предусмат-
ривается увеличение поголовья крупного
рогатого скота по всему сельедому  хозяй-
ству на 18—20 пронентов. в том числе в
колхозах: крупного рогатого екота — на
36—38 процентов и коров, примерно, —в
два раза: овец — по всему сельскому х0-
зяйству на 60—62 процента, в том чие-
ле в колхозах — на 75—80 процентов;
свиней — по всему сельскому хозяйству
на 45—50 процентов, в том чиеле в кол-
хозах — на 85—90 процентов.
	Должна быть серьезно повышена про-
дуктивность животноводства. ДЛиректиза-
ми предусматривается:

Довести улой молока на одну корову в
колхозах районов нечерноземной полосы
jo 1.800—2.000 килограммов, Централь-
но-Черноземных областей до 1.700—2.000
килограммов, в оайонах Юга и’ Поволжья
до 1.600—1.900 килограммев. ‘в’ районах
Сибири, Урала и Северо-Восточного Казах-
стана ло 1.500—1.700 килограммов, в
районах Средней Азии 10 700—900 ки-
лограммов, Закавказья—до 900 — 1.100
килограммов.

Повывить наетриг шерсти в колхозах
районов Юга-и Севернего Кавказа на од-
ну тонкорунную овцу до 5,2—5,8 кило-
грамма, на одну полутонкорунную овцу до
42—48 килограмма. в Центрально-Чер-
	Большая ответственная задача ставит-
ся в новом пятилетнем плане перел МТС,
как крупными государственными пред-
приятиями, выполняющими уже теперь
более двух третей всех полевых работ в
колхозах. Необходимо обеспечить дальней-
шее улучшение работы машинно-трактор-
ных станций, расширить их деятельность
по механизации трудоемких работ во всех
отраслях колхозного производства. повы-
вить ответственность МТС за выполнение
планов по урожайности  сельсвохозайет-
Бенных культур и продуктивности живот-
новодства. В текушей пятилетке необхо-
дИмо завершить механизацию полевых
работ в колхозах, широко развернуть ме-
ханизацию трудоемких работ в животно-
водстве, овощеводстве, садоводстве, работ
по транспортировке. погрузке и разгрузке
сельскохозяйственной продукции, по оро-
шению, осушению заболоченных угодий и
осбБоению новых земель.
	Мощность тракторного парка МТС уве-
тичиваетея за пятилетие, примерно. в
1,5 раза при особенно быстром росте про-
пашных тракторов. В 1955 г. мощность
тракторного парка, работающего на полях
колхозов, на каждые 100 гектаров посев-
ной площади возрастет на 70 процентов
по сравнению с 1940 г. и на 30 про-
центов — с 1950 г. Кроме того, в
сельском хозяйстве увеличивается парк
грузовых автомобилей, стационарных дви-
гателей и других механизмов. Намечает-
ся поставить сельскому хозяйству боль-
шое количество новых, более совершен-
ных плугов, культиваторов. сеялок, хлон-
коуборочных машин,  свеклокомбайнов,
машин по уборке сена, силосованию вор-
мов, электрострижке овец,  электролойке
коров и других сельскохозяйственных ма-
щин. Задача МТС, совхозов и колхозов
состоит в том, чтобы значительно улуч-
шить использование зтой техники.
	Б пятой пятилетке должно быть pac-
ширень применение электроэнергии в
сельском хозяйстве. блной из важнейших
задач является разработка совершенных
конструкций и внедрение в сельское хо-
зяйство электротракторов и сельекохозяй-
ственных машин, работающих на базе ле-
пользования деневой электроэнергии. 06)-
бенно в районах коунных ° гидооэлектро-
станций.

Вынрлнение ззнаний пятилетнего нлана
по новому подъему земледелия и живот-
новодства требует дальнейшего yRpenae-
ния  сельекохозяйственной артели,  пра-
вильного полбора и расстановки руково-
хящих калров колхозов, повьмиения ква-
лификации этих кадров. Необходимо
обеспечить рост колхозного богатства на
основе всемерного развития общественно-
го хозяйства, правильного сочетания от-
раслей земледелия и животноводства, зна-
Чительяого повышения произволительно-
сти трула, улучшения организации и оп-
латы труда и максимального снижения
потерь в сельском хозяйстве. Увеличатся
тоходы колхозов, возрастут отчисления в
нелелимые фонды, что позволит широко
развернуть строительство в колхозах, на-
правляя капиталовложения в первую
очередь на развитие ‘общественного хозяй-
ства — строительство хозяйственных по-
строек, животноводческих помешений,
оросительных и осушительных каналов,
водоемов, раскорчевку земель от кустар-
ников, насаждение полезащитных лесных
полов. строительетво колхозных ‘электро-
станций и других сооружений:
	В области совхозного етроительства
важнейшей задачей является увеличение
товарности, в первую очередь пшеницы,
тонкой и полутонкой шерсти, мяса, а
также обеспечение колхозного  животно-
водетва племенными производителями. На-
обходимо предусмотреть значительное нэ-
вышение в совхозах урожайности  сель-
скохозяйственных культур и продук-
тивности животноводетва и на этой 0е-
HOBe добиться существенного снижения
себестоимости продукции.

В целях улучшения работы совхозов
намечается завершение комплексной меха-
низации всех наиболее трудоемких работ
в полеводетве. животноводстве, кормодо-
бывании и кормоприготовлении. Необхо-
димо принять меры к дальнейшему ук-
реплению совхозов, обеспечить  совхозы
кадрами специалистов и постоянных ра-
бочих,. превратить все совхозы в высоко-
производительные и высокотоварные
предприятия в сельском хозяйстве.

В пятой пятилетке в сельское хозяй-
ство гоеударством будут вложены боль-
шие средства: объем  тосударетвенных
капитальных вложений увеличиваетея по
сравнению с четвертой пятилеткой, при-
мерно, в 2,1 раза, а в водохозяйственное
строительство — в 4 раза.

Большие задачи. поставленные перед
сельским хозяйством в новой пятилетке,
требуют значительного улучшения фуко-
водства сельским хозяйством со стороны
сельскохозяйственных министерств, мест-
ных партийных и советских  ортаниза-
ций. Необходимо. опираясь на большую
государственную помощь сельскому X0-
зяйству, пгироко использовать имеющие-
ся значительные резервы роста валовой и
товарной продукции земледелия и живот-
новолства. лобизаясь выполнения госу-
	дарственного плана каждым колхозом,
совхозом и МТС. ~
		г обходимое количество заводов по изготов-
	лению сборных железобетонных конструк-.
	ций, раситирить существующие и органи-
зовать новые районные карьеры с ком-
плекеной механизацией добычи и обработ-
ви камня, щебня, гравия и песка, а так-
же штучного камня из естественных
пород. ^

Должны быть механизированы основ-
ные строительные работы и обеспечен пе-
реход от механизации отдельных процес-
COB к комплексной механизации  строи-
тельства. За пятилетие намечается уве-
личить в строительстве парк экскавато-
ров, примерно, в 2,5 раза, скреперов —

o

в 3 раза. бульдозеров — в 4 раза, ‚кра-

нов передвижных — в 4,5 раза. Строи-

тели обязаны серьезно улучшить исполь-

зование все возрастающего парка машин
ий механизмор.
	Необходимо улучшить проектное дело в
строительстве, не допускать излишеств
при проектировании, сократить сроки про-
ектирования и своевременно обеспечить
строительство проектами и сметами. Для
этого. нужно укрепить проектные органи-
зации квалифицированными кадрами и
широко внедрить в строительство типовое
	проектирование.
	Цирективы Х[ГХ съезд:
плану развития
	(Продолжение).
	тзжных работ, чем выполняли ‘они в
1940 г.

Тем не менее необходимо дальнейшее
серьезное укренление строительных орга-
низаций. В директивах по нятилетнему
плану намечается укрепить в первую
очередь етроительные организации Мини-
стерства строительства преднриятий тя-
желой индустрии, Министерства электро-
етанций и Министерства нефтяной про-
мышленности, & также строительные
организации Министерства строительства
предприятий машиностроения, _ осущест-
вляющие строительство заводов энергети-
ческого и металлургичеекого - оборулова-
ния, нефтеаппаратуры, крупного и; уни-
кального станкостроения, тяжелых куз-
нечно-прессовых машин и нодъемно-тране-
портного оборудования. 4

Необходимо обеснечить широкое внедре-
ние индустриальных методов етооитель-
ства, всемерное расширение производства
заводским путем строительных деталей,
конструкций, бетона, растворов и других
полуфабрикатов. В связи е этим наме-
чается увеличить мощности заводов по
изготовлению металлических конструкций
He менее чем в два раза, поетроить не-
	Броме того, в пятой пятилетке будет осу-
ществлено переустройство _Волго-Балтий-
ского водного пути и увеличены судохол-
ные глубины на реке Каме. Проведенное
строительство крупных гидротехнических
сооружений-——Беломореко-Балтийскоге. ка-
нала имени И. В. Сталина. канала имени
Москвы. Волго-Донского судоходного ка-
нала имени В. И. Ленина, а также наме-
чаемое переустройство Волго-Балтийского
водного пути и строительство гидростан-
ций на Волге и Каме позволяют в пятой
пятилетке заворшить в основном создание
	единой глубоководней транспортной  cH-
стемы в Европейской части Союза ССР.
Первоочередной задачей Министерства
речного флота является полное освоение
	этой транепоргной. системы для перевозок
массовых грузов и нассажиров.

В связи ео значительным ростом грузо-
оборота речного транспорта и созданием
новых водных путей  предусматривается
строительство пассажиреких и грузовых
парохолоз и теплоходов. буксиров и барж,
отвечающих условиям плавания но круп-
ным волохранилищам: пропускная способ-
ность речных портов должна быть увели-
чена, примерно, в два раза за счет етро-
ительетва новых, реконструкции действу-
ющих портов и оснащения их высокопро-
изволительными средствами механизации.

Должно быть ликвидировано  отетава-
ние речного транспорта в бассейнах рек
Сибири и повышена его роль в перевоз-
ках грузов в районах Крайнего Севера.

Необходимо также обеспечить развитие
перевозок на малых реках для уловлетво-
рения местных нужд.

Для увеличения в значительных разме-
рах тоннажа морекого торгового флота, в
тем числе нефтеналивного, предусмотрено
расширение базы морского отечественного
	судостроения путем строительства новых
и расптирения существующих судоетрои-
тельных и  супоремонтных заводов.
	Пропузкная способность моревих портов и
мощности морских судоремонтных заводов
должны быть увеличены за пятилетие,
примерно. в лва раза. Намечено. проведе-
ние работ по расширению и реконструк-
ции Ленинтралекого, Одесского. «Жланов-
ского, Новороссийского. Махачкалинсквого,
Мурманского. Нарьян-Марского и Лальче-
восточных мореких портов, расширению
Рижекого и Влайпелекого портов.

Намечаетея увеличение перевозок гру-
зов по Северному морскому“ пути до раз-
меров, обеспечивающих бесперебойное
снабжение населения, предприятий и
строек Арктики и Крайнего Севера, по-
полнение морского флота новыми лелоко-
лами, широкое развитие перевозок грузов
в бассейне реки Лены.

Объем строительетва автомобильных до-
рог с твердым покрытием по сравнению
с четвертой пятилеткой должен  увели-
читься на 50 процентов. особенно в юж-
ных районах, в Закавказье и Прибалтике.

Необхолимо уледить большое внимание
улучшению использования быстро рафугу-
щего парка автомобилей и снижению .се-
бестоимости перевозок автомобильным
транспортом. С этой целью намечается
значительно увеличить удельный ве ав-
томобильного транспорта общего  пользо=
вания в перевозках грузов и. пассажи-
ров, завершить укрупнение  существую-
щих и’есоздать новые. территориальные
хозрасчетные автомобильные хозяйства
ведомственного значения, расширить сеть
авторемонтных предириятий и станций
технического обслуживания автомобилей.
Длина междугородных регулярно дейетву-
ющих линий но перевозке пассажиров ав-
тобусами увеличится. примерно, B два
раза. Во ‘веех крупных городах будут ор-
танизованы таксомоторные парки.

Значительно расширится сеть воздушь .
ных сообщений, возрастет парк транс-
портных самолетов за ечет новых самоле-
тов. оборудованных новейпгими приборами
самолетовождения, & также увеличится
число  зэропортов, оборудованных для
круглосуточной работы.

В области связи  предусматривается
усиление междугородной  телефонно-теле-
графной связи. а также радиосвязи. Для
улучшения условий приема  советекого
радиовещания на всей территории Совет-
ского Союза и в других странах мира зна-
чительно увеличивается мощность радио-
вещательных станций. ‚Будут развернуты
работы  по внелрению ультракоротковолно-
вого радиовещания и радиорелейной евя-
зи. Мошность городских телефонных етанц-
	ций лолжна быть увеличена на 30—55
процентов.

В соотзететвии с планом  дальнейнего
развития транспорта и связи  госулар-
	ственные капитальные вложения в тране-
порт и связь должны быть увеличены в
пятой пятилетке, примерно, на 63 про-
цента по сравнению с четвертой  пяти-
	теткой.
	 . Задачи пятой пятилетки в области
		хозайства
	осуществлению грандиозного Сталинского
плана преобразования природы в степных
И лесостепных районах европейской части
Союза. Теперь имеются все возможности
для того, чтобы перейти к повсеместному
внепрению правильной системы  земледе-
лия. В пятом пятилетии предусматривает-
ся закладка лесных полос на полях кол-
X030B и совхозов, не только в зоне стел-
ных и лесостепных районов европейской
части Союза, но и в степных районах
Сибири, Средней Азии и других районах.
Намечается заложить в течение пяти лет
не менее 2,5 миллиона гектаров защит-
ных лесных насаждений в колхозах и сов-
хозах и около 2.5 миллиона гектаров по-
севов и посадок государственных лесов.

За годы четвертой пятилетки проведе-
на значительная работа по введению в
	колхозах и совхозах правильных сев9-
оборотов и осуществлению  нередовой
системы обработки почвы. Однако в
	этом деле имеются серьезные нелостатьи.
Сельскохозяйственные министерства, пар-
тийные и советские ` органы областей;
Ераев и реснублик лолжны` улучшить
свою работу по освоению , травополь-
ных ‘евооборотаев и обеспечить повсе-
местное пвименение правильной систе-
мы обработки ‘почвы. Директивами по
пятому пятилетнему плану намочается
дальнейшее развитие травосеяния, как
одного из важнейших средств повышения
урожайности сельскохозяйственных куль-
тур и укрепления кормовой базы живот-
новодства, предусмотрено расширение ра-
бот по освоению правильных травополь-
ных севооборотов в колхозах и совхозах.
Освоение севооборотов должно осуществ-
латься таким образом, чтобы обеспечивать
ежегодное увеличение производства зерна,
хлонка, сахарной свеклы, льна-волокма,
других культур и кормов для скота в
соответетвии © государственным планом.
Должно быть увеличено внесение мине-
ральных и органических удобрений на
поля колхозов и совхозов.

Залания по увеличению урожайности и
валовых сборов сельскохозяйственных
культур предъявляют к научно-исследова-
тельским учреждениям, опытным станци-
ям и сельскохозяйственным органам тре-
бования 10 выведению и внедрению в
производство новых более урожайных сор-
тов зерновых культур, более продуктив-
ных и рано созревающих сортов хлопчат-
ника, сортов сахарной свеклы с повышен-
ной сахаристостью, сортов высокомаслич-
ного подсолнечника, & также созданию
новых сортов сельскохозяйственных куль-
тур для возделывания на орошаемых зем-
лях. Необходимо обеспечить дальнейшее
развитие советской агробиологии на осно-
ве мичуринского учения и широкое вне-
дрение в колхозы и совхозы научных до-
стижений и передового опыта в сельском
хозяйстве.

В пятом пятилетии намечается широкое
проведение водохозяйственных мероприя-
тий. Нлощадь орошаемых земель увели-
чивается за пятилетие на 30—35 процен-
тов и осушенных земель — на 40—45
процентов. Намечается построить в колхо-
зах и совхозах до 35 тысяч прудов и
водоемов.

Осуществляемый переход на новую си-
стему орошения с временными ороситель-
ными каналами вместо постоянных уже
в настоящее время является серьезным
средством увеличения площади и повы-
шения продуктивности поливных земель.
ВК концу пятилетия намечено завершить
переход на новую систему орошения во
всех районах поливного земледелия.

В качестве первоочередных работ в 06-
ласти ирригации предусматривается стро-
ительство оросительных и обводнительных
‹истем на базе использования электроэнер-
гии Куйбышевской гидроэлектростанции и
в зоне Волго-Донского судоходного канала
имени В. И. Левина. Имеется в виду при-
ступить к строительству оросительных и
обводнительных ‘систем в зоне Сталин-
градской. гидроэлектростанции, Главного
Туркменского, Южно-Украинского и Се-
веро-Крымского каналов. Намечается так-
же проведение подготовительных работ по
оротению и обводнению земель Кулун-
динской степи. Будут продолжены работы
по строительству оросительных систем в
Пентрально-Черноземных областях, в Ву-
ра-Араксинской низменности, в бассейнах
рек Сыр-Дарьи, Зеравшана и Кашка-
Дарьи, в районах Центральной Ферганы,
а также Кубань-Егорлыкской системы,
Орто-Токойского водохранилища и Боль-
шого Чуйского канала. Проведение этих
работ обеспечивается мощной технической
базой. Сельское хозяйство теперь распола-
	B области сельского хозяйства главной
задачей и впредь остается повышение
урожайности всех сельскохозяйственных
Бультур, дальнейшее увеличение odme-
ственного потоловья скота при одновре-
менном значительном росте его  продук-
тивности, увеличение валовой и товарной
продукции земледелия и животновеяетва
путем дальнейшего укрепления и разви-
	тия общественного хозяйства колхозов,
улучшения работы совхоза и МТС на
основе внедрения переловой техники и
	агрикультуры в сельском хозяйстве.
Валовой урожай зерновых культур на-
мечено увеличить за пятилетие на 40—
50 процентов, при этом производство
ппеницы должно возрасти на 55—65
пронентов;  нроизводство хлопка-сырна
увеличится на 55—65 чроцентов, льна-

вэлокна — на 40—50 процентов, caxap-
ной свеклы — на 65—70 процентов и
‚ подсолнечника — на 50—60 процентов.

Увеличится также производство картефе-
ля, конопли, табака, махорки и других
Бультур. Дальнейшее развитие получает
садоводство, виноградарство, цитрусовые
Бультуры и шелководство.

Высокие темпы реста устанавливаются
по животноводетву. Валовая продувция
Мяса и сала увеличится в 1955 г. но
сравнению с 1950 г. на 80—90 процея-
тов, молока — на 45—50 процентов и
шерсти — в 2—2,5 раза. В пригород-
ных зонах Москвы, Ленинграда и других
крупных городов» и промышленных ценг-
ров возрастет производство овощей и кар-
тофеля, а также молока, мяса и яиц.

Нанге Земледелие должно стать еще бо-
лее продуктивным и квалифицированным,
с развитым травосеянием и правильными
севооборотами, с более ‘высоким удельным
весом посевных площадей технических,
кормовых, овощных культур и, картофеля.

В пятом пятилетнем плане предусмат-
ривается значительное повышение уро-
жайности сельскохозяйственных культур с
указанием заданий по отдельным основ-
ным районам страны.

Это. выражается в следующих заданиях:

Повысить урожайность зерновых куль-
	тур с одного гектара: в районах Южной
	Украины и Северного Кавказа ло 20—22
	центнеров и на орошаемых землях до
+

30—34 центнеров: в районах Поволжья

ло 14—15 центнеров и на орошаемых
	землях до 25—28 центнеров; в Централь-
но-Черноземных областях zo 16—18
30—34 центнеров; в нечерноземной поло-
се до 17—19 центнеров: в районах Ура-
ла, Сибири и Северо-Восточного Казах-
стана ло 15—16 центнеров и на орошае-
мых землях до 24—26 центнеров: в райо-
нах Закавказья до 20—22 центнеров и
на орошаемых землях до 30—34 центне-
ров; урожайность риса на поливных зем-
лях довести go 40—50 центнеров с
тектара. .

Повысить урожайность хлопчатника е
одного гектара: в районах Средней Азии
_и Южного Казахстана до 26-27 центне-
ров; в районах Закавказья 10 25—27
центнеров и в южных районах  европей-
ской части на поливных землях до 11—
13 центнеров и на неполивных землях до
5—7 центнеров с гектара.

Довести урожайность с одного гектара:

льна-волокна по районам нечерноземной
полосы до 4,5—5,5 центнера и по райо-
нам Урала и бибири ло 4—5 центнеров
© гектара;

сахарной свеклы по районам Украин-
екой ССР, Молдавской СОР и Северного
Кавказа ло 255—265 центнеров. по рай-
	онам Центрально-Черноземных областей до,
	200—210 центнеров и по районам Срел-
ней Азии и Казахстана до 400—425
центнеров с гектара;

Бартофеля по районам  нечерноземной
полосы до 155—175 центнеров, по райо-
нам Центрально-Черноземных областей до
140—160 центнеров, по районам Юга и
Северного Кавказа до 135—155 центне-
ров и по районам Урала и Сибири до
125—145 центнеров с гектара;

подсолнечника по районам Украинской
ССР, Молдавской ССР и Северного Кавка-
за до 17—20 центнеров, по ‘районам
Центрально-Черноземных — областей ло
14,5 —16,5 центнера и по районам По-
волжья до 10—12 центнеров е гектара.

За счет повышения урожайности обес-
печивается большая часть прироста ва-
ловой продукции важнейших культур. OT
повышения урожайности будет получено
по зерну, примерно, 90 процентов, по
хлопку-сырцу — около 50 процентов и
по сахарной свекле — более 60 процен-
тов прироста валовой продукции.
	ноземных областях на одну тонкорунную? ОРосительных и осушительных
	овцу до 4,2—5,0 килограммов и на одну
полутонкорунную овцу до 4,0-4,2 кило-
грамма, в районах Поволжья на одну тон-
корунную овцу до 4,6—5,4 килограмма
и на одну полутонкорунную овцу до
3,9—4,5 килограмма, в районах Сибири
на одну тонкорунную овцу до 4,3—14,9
килограмма и на полутонкорунную овцу
до 3.8—4.2 килограмма.
	В целях выполнения заданий по жи-
вотноводству — необходимо — повсеместно
обеспечить правильное кормление и со-
держание скота. За пятилетие посевы кор-
мовых культур возрастают, примерно, на
710 процентов, а урожайность  ссяных
трав, веилосных культур, кормовых корне-
плодов повысится не менее чем в 2 раза.

В области развития молочного живот-
новодетва должно быть обращено 060б0е
внимание на дальнейшее внедрение более
интенсивной системы ведения животно-
водческого хозяйства — стойловой систе-
мы содержания скота с учетом местных
особенностей. Для нашего сельского хо-
зяйства и в первую очерель в районах с
большой распаханностью земель переход
на стойловую систему содержания скота
является весьма актуальным и позволит
значительно повысить продуктивность мо-
лочного животноводетва. Имеется полная
возможность решить эту важнейшую для
животноводства задачу путем  пиирокого
внедрения посевов трав, кормовых корне-
плодов, силосных и других культур, во-
влечения в севообороты малопродуктив-
ных лугов и пастбищ и тем самым обес-
печить полноценное круглогодовое корм-
ление скота зелеными и сочными корма-
МИ,
Овцеводетво получает широкую базу
для своего развития особенно Ha обвод-
няемых и орошаемых землях в районах
Волго-Донского судоходного канала имени
В. И. Ленина, Прикаспийской низменно-
сти, Ногайской степи и в зоне Главного
Туркменского канала. В этих районах дол-
жна быть создана прочная кормовая база
для крупных и крупнейших стад овец.
	 У. Задачи пятой пятилетки в области дальнейшего роста
материального благосостояния, здоавоохранения
		и KVJIbTYDHOrO
	уровня ‚назода
	Намечаемый рост  социалистичеекого
производства и повышение производитель-
ности труда обеспечивают значительное
увеличение национального дохода и даль-
нейший подъем материального благосо-
стояния народа. Национальный  дохол
СССР за пятилетие увеличится не менее
чем на 60 процентов, что обеспечиваат
дальнейшее значительное увеличение до-
ходов рабочих и служащих и доходов
крестьян.

В соответствии с ростом объема произ-
водства и производительности труда, а
также в соответствии C заданиями в обла-
	сти культурного ЕО Должно
выть предусмотрено увеличение числен-
НОСТИ рабочих и служаших в народном
	хозяйстве в 1955 г. по сравнению с
1950 г., примерно, на 15 процентов.

В новом пятилетии будет проводиться
дальнейшее снижение розничных цен на
предметы массового потребления. Неуклон-
ное снижение цен является главнейших
	средством систематического роста  реаль-
	ной заработной платы рабочих и елужа-
	щих и швышения доходов вьрестьян.
	Реальная заработная плата рабочих и
служащих возрастет за пятилетие е уче-
тои снижения розничных цен не менее
чем на 35 процентов. Государственные
ассигнования на сопиальное страхование
рабочих и служащих увеличатся за пяти-
летие, примерно, на 30 пронентов по
сравнению с 1950 г.
	Повышение производительносети труда
колхозников, рост колхозного  производ-
ства, увеличение продукции земледелия и
животноводства обеспечат повышение те-
нежных и натуральных доходов колхоз-
ников (в денежном выражении) не менее
чем на 40 процентов.
	Для дальнейшего улучшения жилицщ-
ных условий рабочих и служащих в пя-
том пятилетии должна быть выполнена
значительная программа нового жилищного
строительства. В этих целях капиталь-
ные вложения на жилищное  строитель-
ство в городах и рабочих поселках увели=
	(Окончание‘на 4-й стр.)
	 1. Задачи пятой пятилетки в области товарооборота,
транспорта и связи
	В директивах по пятому пятилетнему
плану на основе роста промышленного и
сельскохозяйственного производства пре-
дусматривается увеличить розничный TO-
варооборот государственной и кооператив-
ной торговли за пятилетие. примерно, на
	0 процентов. —

Предусматривается увеличить в значи-
тельных размерах продажу населению
важнейших, продовольственных и про-
мышленных товаров, а также товаров
кУЛЬТУрНо-хоЗяйственного обихода: Так, в
	1955 т. будет продано населению мясо-
продуктов, примерно. на 90 процентов,
	ла животного =—— на (0 процентов, выра
— в 2 раза и сахара — в 2` раза боль-
ue, чем ‘в 1950 г. Предуематриваетея
	также значительный рост продажи про-
мышленных товаров: тканей хлопчатобу-
мажных, шерстяных. шелковых и льня-
ных, примерно, на 70 процентов, одежды
— на 80 процентов, обуви — на 80
процентов, трикотажных изделий — в
2,2 раза. Продажа товаров культурно-хо-
зяйственного обихода должна возрасти В
следующих размерах: мебели, примерно,
в 3 раза, металлической посуды — в 2,5
раза. швейных машин -— в 2,4 раза, ве-
	землеройных   рыбопродуктов — на 70 процентов, мас-   Jocunezos — в 3,5 раза, радиоприемни- ;
	В четвертой пятилетке приступлено в   гает значительным парбом