ХХ съезд Всесоюзной Коммунистической

партии (большевиков)
	ирективы ХХ съезпа пар

(Окончание)
	плану

Локлад Предс
	народного хозяйства и обобщения ‘передо-
вого опыта. Необходимо обеспечить ши-
рокое нрактическое применение научных
открытий, всемерное содействие ученым
в разработяе ими теоретических проблем
во всех областях знания и укреплять
связь науки е производством.
	Учитывая возрастающее стремление
взрослого населения к повышению свое-
го образования, предусматриваетея даль-
нейшее развитие заочных и вечерних
выеших и средних специальных учебных
заведений, а также общеобразовательных
школ для обучения трудящихся граждан
без отрыва от производства. Намечается
широкое проведение мероприятий по
дальнейшему повышению ‘квалификации
рабочих на производстве.

Для удовлетворения растущих потреб-
ностей народного хозяйства в квалифи-
пипорачнегх катоах 0еобенно в связи е
	цированных кадрах, UlUUCHEY в tbnon ©
дальнейшим внедрением в производетво
передовой техники,  предусматривается
	улучшение качества подготовки молодых
квалифицированных рабочих в системе
государственных трудовых резервов и
ПОДГОТОВКИ рабочих на производстве.
	В целях лучшето удовлетворения в93-
растающих культурных запросов населе-
ния в пятом пятилетии должно быть
обеспечено дальнейшее развитие кино и
телевидения, библиотек, клубов, нечати.
Необходимо расширить сеть кинотеатров
и увеличить за пятилетие число RMHOYC-
тановок, примерно, на 25 процентов,
увеличить. количество выпускаемых ки-
нофильмов, особенно цветных. Сеть мас-
совых библиотек будет увеличена за пя-
тилетие не менее чем на 30 процентов и
клубов — на 15 процентов: при этом
должна быть улучшена их работа по 96-
служиванию населения. Предусматривает-
ся значительный рост выпуска художе-
ственной и научной литературы, учебни-
ков, журналов и газет, расширение по-
лиграфической промышленности и улуч-
шение качества печати и оформления
КНИГ.
	В соответствии © намечаемым  разви-
тием здравоохранения, просвещения, на-
учных и культурно-просветительных y4-
реждений объем государственных капи-
тальных вложений на эти цели увеличи-
вается за пятилетие, примерно. на 50
процентов по сравнению © предыдущей
пятилеткой.
	Таковы
	важнейшие залания нового

азвития ©.

тии по пятому пятилетнем)
				. = t +
=) ГОЛ
Сталинские пятилетние планы всегда
имели огромное международное значение.
	Характеризуя итоги первой пятилегкя,
товарищ Сталин отмечал, Что «ни один
	шаг по пути хозяйственного строителье+-
ва в нашей стране не ветречал такого
отклика в самых разнообразных слоях
капиталистических стран Европы. Амери-
ки, Азии, как вопрос о пятилетнем пла-
не. 06 его развитии, об его осуществле-
	НИИ».

Наши пятилетние планы демонстриру-
ют перед всем миром великую жизненную.
силу социализма, коренные дреимущест-
ва социалистической системы хозяйства
перед капиталистической системой. В но-
вом пятилетнем плане, предусматриваю-
щем большой рост производства и тех-
нический прогресс во всех отраслях Hapul-
ного хозяйства, дальнейший подъем ма-
териального благосостояния и культуры
советского народа, находят яркое выра-
жение трёбования основного  экономиче-
ского закона социализма и закона плано-
мерного развития наролного хозяйства.
Существенные черты и требования основ-
ного экономического закона социализма,
как учит товарищ Сталин, состоят в 00ес-
печении максимального удовлетворения
постоянно растущих материальных и куль-
`‘турных потребностей. веего общества нпу-
тем непрерывного роста и совершенетво-
вания социалистического производства на
	базе высшей техники.
			одателя Госплана тов. М. .
	Систематическое
сти продукции и отп
	снижение себестоимо-
ускных цен на про-
	ВВ Де ИС та

мынпленные товары является  столбовой
дорогой, по которой должно итти разви-
тие социалистической промышленности.
	Снижение себестоимости продукции наибо-
пее Ярко характеризует качество работы
промышленности, ее успвхи в улучшении
техники производетва, повышении произ-
вотительности труда и укреплении хозяй-
	ственного расчета. Снижение себеетоимо-
сти продукции и издержек обращения
является основой дальнейшего снижения
	розничных и оптовых цев.
	ской ССР; судостроения и электромашино-
строения — в Эстонокой ССР. Органи-
зуется  пооизволство’ суперфосфата” в.
Эетонской ССР. Предусматриваетея увели-
чить за пятилетие улов рыбы в Литов-
ской ССР, примерно, в 3,9 раза, в dar-
вийской ССР — на 80 процентов, В;
Эстонской ССР — на 85 процентов и на-
мечается осуществить в этих республиках
расширение действующих и строительство
новых рыбоперерабатывающих предприя-

Намечается дальнейшее развитие в. Ти-
товской ССР. Латвийской ССР. и Эстонской.
	ганизациями в области хозяйственного
строительства. рост наших кадров и име-
ют болыное значение для пятилетнег
	плана.

Так как директивы по пятилетнему
плану должны определять лишь основ
ные задания народному хозяйству и He
могут быть дотализированы, все  много-
численные предложения партийных opra-
низаций, отдельных коммунистов и бес-
партийных товарищей,  конкретизирую-
щие проект директив, целесообразно было
бы рассмотреть и использовать при co
оставлении. на основе директив Х]Х съез.
	да, пятилетнего плана.
	зиваются, примерно, в два раза по срав-
нению с предшествующей пятилеткой. В
городах и рабочих поселках только по ли-
нии государственного строительства пре-
тусматривается ввести в действие новые

а

жилые дома общей площадью около 105
миллионов квадратных метров.

Кроме того, будет проводитьея ‘инди-
видуальное жилищное строительство,
осуществляемое населением, как с H0-
мощью государственного кредита, так и
-а счет собственных сбережений. При
	этом следует иметь в виду, что HO Cpbb-
нению с предыдущей пятилеткой, когда
в больших размерах проводилось восста-
новление разрушенных жилищ, в этой
пятилетке будут строиться лишь новые
жилые лома, более высокого качества и
с повышенных благоустройетвом.
	Наряду с осуществлением большой
программы жилищного ‘строительства,
булут проводиться широкие мероприятия
по дальнейшему улучшению коммуналь-
ного и бытового обслуживания  населе-
ния — расширению водопровода и кана-
тизапии. теплофикации и газификации
	домов, расширению городского транопор-
та и благоустройству городов и рабочих
поселков.

Серьезные залачи в пятом пятилетии
	должны быть ‘решены в области  народ-
ного здравоохранения. Предусматривается
дальнейшее расширение сети больниц,
диспансёров, родильных домов,  санато-
риев. домов отдыха, детских яслей,  дет-
ских салов. Число коек в больницах уве-
личится не менее чем на 20  процен-
тов, число мест в санаториях, — при-
мерно, на 15 процентов. в домах отдыха
—[ на 30 процентов. в детских яелях—
на 20 процентов и в детских садах — на
40 процентов. Будет обеспечено дальней-
шее оснащение больниц,  лиспанееров,
санаториев новейнгим медицинским 000ру-
дованием и повышена культура их рабо-
ты. Количество врачей в стране увели-
чится за пятилетие не меныше чем на 25
процентов, а также будут расширены ме-
роприятия по повышению квалификации
врачей.

Не менее чем в 2.5 раза должно быть
увеличено производство медикаментов,
медицинского» оборудования и инструмен-
тов при еще более быстром расширении
производства новейших медикаментов И
других `лечебно-профилактических средств,
а также современного ‘диагностического
и лечебно-мелицинского оборудования.
	Обеспечивается дальнейшее развитие
физической культуры и спорта. :

Наряду с ростом материального благо-
состояния трудящихся необходимо  06ес-
нечить дальнейший подъем социалистиче-
ской культуры. Ставится задача. завер-
шить к концу пятилетки переход от се-
миф тнего образования на всеобщее сред-
нее образование (лесятилетка) в столи-
ax республик. городах республиканского
	подчинения, в областных, краевых И
крупнейших промышленных центрах, 4
также подготовить условия длЯ полно-
	го осуществления в следующей пятилет-
ке вееобщего среднего образования (дёся-
тилетка) в остальных городах и сельских
местностях. (С этой целью количество
учащихея в 8—10 классах в городеких
пгколах лолжно быть увеличено в 1955
тоду по сравнению с 1950 годом в 4 ра-
за п в сельских стелних школах в 4,5
		CCP BECOROMPOLYKTHBHOTO животноволетва,  ; зоба а а
ол ок ст олиной. Вх   эвние. себестоимости промыпеленной 0ро-
		особенно молочного екота и свиней. Бу-
IVT ‘проведены работы по осушению ›б0-
лот в этих республиках. Увеличивается
сеть ‘машинно-трактерных станций, 0c-
нащенных тракторами и сельскоховяйст-
венными машинами. ,
	Должны быть проведены необходимые
работы по реконструкции железных до-
рог, а также улучшено судоходство и уве-
личены перевозки пассажиров и ТПузов
в бассейнах рек Немана и Даугавы: Шюе-
дусматриваетея строительство мостов чв-
рез реку Неман в Ваунаее и через реку
Даугаву в Риге. Обеспечивается дальней-
шее развитие морского транспорта и ‘мор-
ских портов в Литовской ССР. Латвийской
ССР и Эстонской ССР. В значительных
масштабах намечается строительство и ре-
конструкция автомобильных дорог.
	Большие мероприятия должны быть
проведены по развитию здравоохранения:
и культуры. За пятилетие число больнич-
ных коек в Литовской ССР увеличивает-.
ся, примерно, на 40 процентов, в. Лат-
вийской ССР — на 30 процентов ив
Зетонской ССР — на 30 процентов,
	Нредусматриваетея увеличение ‘приема
в педагогические институты Литовской
ССР в 2.3 раза, Латвийской ССР -— на
90 процентов и Эстонской: ССР — na 60
процентов. Е
	Столь же серьезные залания предусмат-
риваются по развитию хозяйства и куль-
туры и Других союзных республик.
	Быполяение нового пятилетнего плана
не может быть осуществлено самотеком,
оно требует серьезного напряжения сил,
активного и творческого труда рабочих,
крестьян и интеллигенции. Оно требует
осуществления огромной программы кани-
тального строительства. Капитальное етро-.
ительство всегда было у нас и остаетея
основным средством решения важнейших
перспективных хозяйственных задач, вы-
двигаемых Коммунистической партией,
важнейшим фактором, определяющим тем-
пы и направление развития отраслей Hat
родного хэзяйетва.
	Общий объем государетвенного капи-.
	тального строительства за 1951—1950 гг.
намечается увеличить по сравнению с че
вертой пятилеткой, примерно, на 90 про-
центов, при росте ассигнований на 60
процентов. Превышение объема капиталь-
ного строительства нал объемом финав-

сирования должно быть обеспечено за ечет:
	соответствующего снижения CTOHMOCTH
строительства путем повышения произво-
дительности труда, снижения накладных
расходов, снижения цен на строительные:
материалы и оборудование.
	Для выполнения намеченного плана ка-
питальных работ необходимо мобилизовать
внутренние резервы и источники на-
копления во всех звеньях народного.
хозяйства. .
	Успешное решение этой задачи завиеит
от выполнения заданий по повышению
производительности труда, снижению из»
лержек производства и обращения. oF
умелого хозяйствования, от епособноети
обеспечить настоящий режим экономии
	на кажлом участке хозяйетвеннотго етраи=
	тельства. Е
Важнейшим источником роста соцяаля-

стического производства, снижения cebe-
стоимости и увеличения накоплений чв-
	ляется  шШвышение  пПроизводительности
труда. За пятилетие производительность
труда должна возрасти в промышленности,
примерно, на 50 процентов, в строитель-
стве — на 55 процентов и в сельеком
хозяйстве — на 40 процентов. ‘Около
трех четвертей всего прироста промьшшия
ленной продукции будет получено в пя-
той пятилетке за ечет роста производи-
тельности труда. Таким образом, промын-
лечная продукция должна быть увели“®-
на в основном за счет повышения произ-
волительноети труда.
	Основой для такого роста Производи-
тельности труда является непрерывное
повышение технической  вооруженноети.
труда, внедрение в производство пере».
довой науки и техники, а также таль-
нейший рост материального положения
народа и повышение культурно-техниче-
ского уровяя трудящихся.
	Б пятой пятилетке завершается, в ет
HOBHOM механизация тяжелых и трудоём--
ких работ, а электровооружеённость трула
рабочих в промышленности увеличиваетея
в 1955 г. на 70 процентов по еравнению
с 1950 г. ив 2.6 раза по сравнению ©
1940 г. Широкое развитие механизации и
электрификации труда в социалиетичееком:
‘ироизводетве находит особенно благоприят-
ные условия. В СССР, где нет безработи-
цы. мапгины, наряду е сбережением труда
обществу. облегчают труд работников,
	Большое значение в достижении выго-
‘KOH производительности труда имеет ши-
рокое распространение опыта лучших
предприятий и новаторов произволетва в
деле использования техники, узовершен-
ствования технологии, внелрения передо-
вых методов организации производства.
Необходимо поднять массовое движение
изобретателей и рационализаторов из ин-
женеров, техников, рабочих и колхозни-
ков за усовершенствование методов произ-
водства, повышение производительноети
труда и снижение себестоимости продук-
	ЦИИ,

туУкции, примерно, на 20 процентов, стои-
	мости строительных работ — не менее
чем на 20 процентов, себестоимости трак-
торных работ машинно-тракторных стан-
ний — на 25 процентов, железнодорож-
ных перевозок — на 15 процентов, из-
держек обращения розничной торговли —
на 023 процента. Необходимо также осу-
ществить резкое сокращение издержек по
заготовкам, хранению и сбыту сельскохо-
зяйственных продуктов, а также наклад-
ных расходов сбытовых организаций про-
мышленности.

Чтобы выполнить задания пятилетнего
плана по снижению издержек  производ-
ства и обращения, необходимо, наряду с
повышением производительности труда,
осуществить строжайнгий режим экономии
материальных ресурсов путем ликвида-
ции излишеств в расходовании материа-
лов и оборудования, усиления борьбы ©
браком, внедрения экономичных видов
материалов, широкого применения полно-
ценных заменителей и прогрессивной тех-
нойогии производетва. Необходимо также
добиться серьезного удешевления  управ-
ленческого аппарата на предприятиях и
в учреждениях.

Особое внимание должно быть обращено
	на снижение стоимости строительства.
	Стоимость строительства, несмотря на зна-
	чительный роет объема капитальных ра-
бот и оснащения строек передовой тех-
никой, все еще остается высокой. Нужно
добиться того, чтобы строительство фаб-
рик и заводов, дорог, жилых зданий,
больниц и школ с каждым годом обходи-
лось бы государству значительно дешевле.

Намеченное снижение стоимости строи-
тельных работ должно быть достигнуто
путем повышения производительности
труда на базе дальнейшей механизации
строительных работ и внедрения инду-
стриальных методов строительства, вокра-
тиения сроков строительства, при одновре-
	менном повышении качества работ, CHH-
	‚жения накладных расходов, а Также сви-

„жения цен на, строительные материалы.
	От хозяйственных руководителей  пред-
приятий и строек требуется гораздо боль-
{We внимания уделять вопросам экономики
й финансов производства, требуется уме-
Joe сочетание всей своей деятельности в
области развития техники и организации
	производства с экономическими и Ффинан-.
‘совыми результатами работы предприятий.
	Необходимо усилить роль финансовых ор-
ганов в деле повселневного контроля руб-
лем за ходом производства и строитель-
ства, обращением товаров, накоплением
материальных ценностей, за финансово-
хозяйственной деятельностью  предприя-
тий и хозяйственных органов.
	«Беда в том, — говорит товарищ
_ Сталин, — что наши хозяйственники
‘и плановики, за немногими исключе-
” ниями, плохо знакомы с действиями

‘закона стоимости, не изучают их и
“He умеют учитывать их в своих ра-

счётах».

Партийные, советекие, хозяйственные,
профсоюзные, комсомольские организации
должны мобилизовать широкие массы тру-
дящихея на выполнение и перевыполне-
ние пятилетнего плана, развернуть широ-
кую большевистскую критику и самокри-
ик недостатков в работе наших органи-
заций с целью быстрейшей их ликвида-
ции и улучшения всей нашей работы.
Нужно воспитывать наши вадры в духе
непримиримости к недостаткам в органи-
зации производства, к любым, проявлениям
бесхозяйственноети и бюрократизма, евое-
временно выявлять и всемерно поддержи-
вать новые передовые и прогрессивные
явления в хозяйственной жизни.

Необходимо обеспечить строжайшую го-
сударственную дисциплину в области вы-
полнения народнохозяйственных планов,
руководствуясь при этом указаниями Пар-
тии и Правительства о том, что выполне-
ние государственного плана является
безусловной обязанностью каждого пред-
приятия. Государственный план должен
выполняться не только по валовой *про-
дукции в целом. но и по номенклатуре,
ассортименту и качеству изделий, по про-
‚изводительноети труда и себестоимости
Пролукции.
	Дсуществление залач. поставленных но-
	вым пятилетним планом, требует улучше-
	ния планирования народного хозяйетва.
	Важнейшей задачей планирования являет-
	GH обеспечение правильных пропорций
в ‘развитии отдельных отраслей промыш-
ленности и народного хозяйства. выявле-
	ние и использование внутренних резервов
роста производетва.
	Успешное выполнение пятого пятилет-
него плана позволит значительно увели-
чить резервы. Директивами по пятилет-
нему плану намечаетея за пятилетие влвое
увеличить государственные материальные
и продовольственные резервы, могущие
обеспечить страну от всяких случайностей.
se хх
	ANDORRA DIMA DURE RUBUO TAT
летнего план» явится крупным  тагом
	BILCPEeX ио пути развития от социализма
	БОММУНИЗМУ.
	Однако при окончательной редакции
проекта директив следовало бы принять
некоторые поправки. В частности, в 0б1а-
сти промышленности целесообразно ука-
зать на развитие автоматики в машино-
строении, в области сельского хозяйства
— на развитие шелководства и пчелово.
ства, в области связи — на развитие р-
диофикации, в области труда — на пр»
ведение мероириятий — по дальнейшему
улучшению охраны и оздоровления усло-

вий. трула.
	В странах народной демократии проек
директив по пятому пятилетнему план)
также вызвал подъем политической 1
производственной активности трудящихся
и усиление интереса к советскому хозай:
CTBCHHOMY строительству. которое яваяет-
	ся прообразом для всех народов, ветупив-_
	ших Ha путь социализма и демократии,
Трудящиеся демократических ‘стране
удовлетворением восприняли пятилетний
план дальнейшего повышения экономиче
ской моши СССР. В этом они видят на-
дежную гарантию мира во всем мире и
реальную предпосылку для дальнейшем
упрочения и расширения экономических
связей СССР и демократических стран. В
честь ХГХ съезла партии рабочие и кре
стьяне стран народной демократии при
няли на себя обязательства по `выподне
нию и перевыполнению своих пятилет-
них планов.
	На  трудящихея капиталистических
стран, испытываютщих все большие 1
большие лишения в связи ес растущей ми
литаризацией капиталистической экономи
ки, огромное впечатление произвела
предуематриваемая пятилеткой програму
дальнейшего роста жизненного уровня па.
рода. С каждым днем они вее более убея-
даются в том, что только при социализм
возможен мирный труд и благосостояние
всего общества.
	Вее буржуазные газеты уделяют boty
пгое внимание новой советской пятилетке,
Любопытно отметить, что если к пех:
HUM пятилеткам буржуазная пресса. #7
правило, относилась’ скептически и №8
четвертую пятилетку многие буржуазные
деятели считали невыполнимой без аме-
риканеких займов; то теперь, ввиду Ее“
сомненных успехов в выполнении ©08т-_
ских планов. буржуазное  общественне
мнение не считает уже этот пятилетний
план нереальным. Пятая пятилетка яви
лась новым ярким подтверждением ут
ной политики Советского Правительства:
нанесла серьезный удар. поджигателяя
войны. Именно поэтому реакционные бум.
	жуазные газеты обрушилиеь на пром.
директив по пятому лятилётнему плану.
потоком лжи и клеветы, стараясь скрыт»
от народных масс мирный характер BATH
летки и приписать ей несуществующие
агрессивные цели и задачи.
	Товарищ Сталин уже разъяснял, 9)
невозможно, наряду с развертывание
гражданской промышленности, [palo ,
ным гражданским строительством и си
стематическим снижением цен на товары.
массбвого потребления. одновременно у
ножать вооруженные силы и развертые
вать военную: промышленность. Ложь ®.
якобы агрессивных намерениях Советск
го Союза распространяется для того, 41
бы ввести в заблуждение трудящихся Bi
питалистических стран, навязать HY AY
ложь 06 СССР и путем обмана втяну
их в новую мировую войну.  организуе
мую реакционными кругами  Соелинеи
ных Штатов Америки. Олнако системати_
ческий роет благосостояния трудящихея f
развитие мирных отраелей народного 5%
зяйства и культуры в СССР и вее уг
шающееся положение трулящихея # pict
милитаризма в капиталистических с.
нах разбивают эту грубую ложь бурЖ
азной пропаганды.

Товарищи! Влохновителем нового пяти.
летнего плана, как и предыдущих пяти
леток, является наш BORA и УЧитев о
товарищ Сталин. (Аплодисменты).

Неред съездом опубликован новый тру
товарища Сталина «Экономичеекие 1%
лемы социализма в СССР», вооруживиий
нашу партию знанием экономических 32-
KOHOB социализма. теорией построения
коммунизма в СССР. знанием научных

основ планирования наротного хозяйства.
	Разработанный по указаниям Партиий
Правительства пятилетний план советские
люди встретят новым мощным подъем
производственной активности. всенародно
го социалиетического соревнования 3%
победу пятой сталинской пятилетки.
	Советские люди He пожалеют све
сил. чтобы обеспечить успешное выполне-
ние и перевыполнение. новоть пятилетие
го плана. Тесно еплоченный вокруг К0\-
мунистической партии, вокруг  cBoer
любимого вождя и учителя _ великог
Сталина, советский народ уверенно и
вперед к коммунизму. (Продолжительные
аплодисменты).
		Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	B 3-82-76; строительства
	Б, 5-20-53; отдела объявлений—К 4-18-45, Е>ЕЕЕЕ

Патилетний план Советского Союза—
это план мирного хозяйственного и куль-
турного строительства. Его выполнение
будет новым крупным вкладом в дело ух-
  репления мира во всем мире. Миролюби-
вая политика Советского Правительства,
нашедшая свое воплощение в новом пя-
тилетнем плане, исходит из возможности
мирного сосуществования системы социа-
лизма и системы капитализма, выражает
непоколебимую волю всего советекого на-
рода к миру и полностью отвечает корея-
ным интересам трудящихся всех стран.
	` Новый пятилетний план будет  содеп-
ствовать дальнейшему упрочению и рас-
игирению экономического сотрудничества
и братского содружества Советского Сою-
за и стран народной демократии и раз-
витию экономических сношений со всеми
странами, желающими развивать торговлю
на началах равноправия и взаимной вы-
годы.
	Новый пятилетний план повышает ме-
ждународный авторитет „Советского Союза.
Миллионы людей’ ‘во. всех. странах все
больше убеждаютея в преимуществах со-
	циалистического. общественного строя, со-
	ветской политики мира и развития дру-
жественных. отношений межлу народами.
	Опубликование проекта директив XIX
съезда партии по пятому пятилетнему
нлану вызвало глубокий интерес и ожив-
ленные отклики во всех без исключения
странах. Трудящиеся всего мира горячо
приветствуют новую сталинскую пятилет-
KY, направленную на мирное  хозяйет-
венное строительство и дальнейший подъ-
ем наролного блатосостояния.
	СССР проекл директив по пятому
пятилетнему плану получил всеобщее одо-
брение партийных организаций, рабочего
класса, крестьян и интеллигенции. Вооду-
шевленные программой дальнейшего бы-
строго развития социалистической эконо-
мики и культуры по пути к коммунизму,
трудящиеся Советского Союза встретили
съезд партии выдающимися  производет-
венными успехами. За 9 мегапев 1952
	венными успехами. За 9 месяцев 1952
года по спавнению с соответствующим пе-
	риодом прошлого гола валовая ПродуЕция
промышленности СССР увеличилась на
12 с половиной процентов. объем капи-
тальных вложений по народному хозяйет-
ву — на 15 процентов и среднесуточная
погрузка на железных дорогах — на 10
процентов. Убран хороший урожай зерно-
вых культур, заканчивается уборка вы-
	сового. урожая технических культур, IBO-
щей и картофеля.
	Обсуждая проект директив по пятилет-
нему плану, партийные организации, a
также отдельные члены партии и беспар-
тийные товарищи высказали много заме-
чаний и дополнений. Абсолютно преобла-
дающая часть высказанных замечаний
конкретизирует проект директив В соот-
ветствии с задачами и особенностями раз-
вития хозяйства той или иной области,
края. республики или применительно в
отдельным отраслям народного хозяйства.
	Предлагают увеличить производство в
той или иной отрасли промышленности,
уточнить задания по развитию сельского
хозяйства и транспорта, поетроить про-
мышленные предприятия. электростанции,
железные и автомобильные лороги. нуж-
ные для области. края. республики.
	Так, украинские товарищи ставят во-
прое 0 строительстве  обогатительных
угольных фабрик. тепловой электростан-
ции в Запорожье; ленинградцы предлага-
ют построить гидроэлектростанции; пред-
лагаетея построить новые линии электро-
передач и подстанции в Криворожье. гил-
роэлектростанцию на реке Даугава ит. 3.
	-эначительное количество прелложении
направлено на уточнение заданий но
внедрению новой техники, механизации
	трудоемких работ. Имеется значительное
количество предложений по улучшению
организации труда, подготовке кадров,
улучшению работы культурных и науч-

ных учреждений, учреждений здравоохра-
нения.

Все названные предложения проникну-
ты заботой о выполнении и перевынолне-
нии пятой пятилетки, отражают  огром-
ный опыт, накопленный партийными ор-
	=== № 5-28-92; секретариата —
	пятилетнего плана в области народного
	хозяйства И повышения материально-
культурното уровня жизни трудящихся.
	Они свидетельствуют 9 том, что развитие
	советской: экономики идет Уноистине ги-
тантскими шагами. Известно, что первые
три сталинские пятилетки, точнее 13
лет мирного строительства, предшество-
вавшие Великой Отечественной войне,
были периодом грандиозного по своим
масштабам роста производства. Характе-
ризуя этот период, товарищ Сталин ука-
зывал, что «такой небывалый рост про-
изводетва нельзя считать простым и
обычным развитием страны от отсталости
Е прогреесу. Это был скачок, при помо-
щи которото наша Родина превратилась
из отсталой страны в передовую, из аг-
рарной — в индустриальную».

Теперь Советский Союз располагает еще
большими возможностями для увеличения
социалистического производства. Если
сравнить задания нового пятилетнего пла-
на по росту производства с фактическими
‘итогами развития народного хозяйства за
‘первые три пятилетки (13. лет), мы уви-
дим, что пятая пятилетка по прироету
производства многих важнейних видов
продукции равна, а по некоторым видам
продукции даже превышает сумму трех
довоенных пятилеток. Так, намечаемый на
пятую пятилетку прирост производетва
чугуна, нефти, электроэнергии, хлопчато-
бумажных тканей и других важнейших
продуктов значительно превышает прирост
их выпуска за три довоенные пятилетки
	— ¢ 1927/28 года. по. 1940 rot.
	В новом Тятилетии обеспечивается даль-
нейний подъем экономики и культуры
всех союзных республик. Пятый пятилет-
ний план является новым ярким выраже-
нием рее более крепнушей дружбы межлу
народами Советекого Союза, их общего
стремления к единой цели — построению
коммуниетического общества и всемерному
укреплению экономической мощи СССР,
как незыблемой основы процветания веех
наролов нашей Родины.
	убедительным примером огромного вни-
мавия Советского Правительства к нуж-
дам союзных республик являются. в ча-
CTHOCTH, задания по развитию в пятом пя-
тилетии хозяйства и культуры Литовской
ССР. Латвийской ССР и Эстонской ССР.
Уже в, итоте четвертой пятилетки про-
дукция промышленности в Литовской ССР,
в Латвийской ССР и Эетонекой ССР уве-
личилась по сравнению с 1940 голом в
2,8 раза. а в пятом пятилетии должна
вновь значительно возрасти. В новом пя-
тилетии ‘осуществляется дальнейшая ин-
	дустриализация этих республик. Б связи.
	е этим намечается увеличить B 2—Z,0
раза выработку электроэнергии. постро-
ить Нарвскую гидроэлектроетанцию, Риж-
скую теплоэлектроцентраль и развернуть
строительство Каунасской  гидроэлектро-
станции. На базе развития сланце-хими-
ческой промышленности обеспечивается
увеличение в Эстонской ССР произволетва
искусственного газа в 2—2,5 pasa, HC-
кусственного жидкого топдива — на 80
процентов, заканчивается строительетво и
вводится в действие газопровод Вохтла-
Ярве— Таллин. _ Намечается дальнейшее
развитие машиностроения: - судостроения,
турбостроения, станкостроения — в Литов-
ской CCP; электромашиностроения, стан-
костроения и судостроения — в Латвий-

Чтобы успешно выполнить большие и
в значительной степени новые задачи в
области ‘просвещения, потребуется  рае-
ширить подготовку учителей, улучшить
работу оргашов народного образования.
Намечаетея увеличить строительство го-
родеких и сельских школ по сравнению
с предыдущим пятилетием, примерно, на
70 процентов.
	В целях дальнейшего повышения CO-
циалистического воспитательного значе-
ния общеобразовательной школы и obec-
печения учащимся, заканчивающим еред-
нюю школу, условий для свободного вы-
бора профессий, презусматриваетея  при-
ступить к осуществлению  политехниче-
ского обучения в средней школе и про-
ведению мероприятий, необходимых для
перехола к всеобщему  политехническому

обучению.

В соответствии с задачами лальнейше-
го развития народного хозяйства и куль-
турного строительетва необходимо увели-
чить за пятилетие выпуск специалиетов
всех ролов из выеших и ередних спе-
циальных учебных заведений на 30—35
процентов. в том числе из высших учеб-
ных заведений — более чем на 50 про-
центов. Выпуск специзлистов из высших
учебных завелений для важнейших  от-
раслей промышленности, строительства и
сельского хозяйства увеличиваетя в
1955 году по сравнению с 1950 годом,
примерно. в два раза.

Большую государственную поддержку
получит в новой  пятилетке ` советская
наука, играющая важную роль в обеспе-
чении технического прогресса в СССР и
подъеме социалистической культуры. Пол-
готовка научных и научно-педагогических
кадров через аепирантуру выеших учеб-
ных заведений и ваучных учреждений
увеличивается по сравнению е предылу-
щей пятилеткой. примерно. в два раза.
Будут предусмотрены большие капиталь-
ные вложения на строительство научно-
исследовательских институтов и выеших
учебных заведений. Уже заканчивается
строительство грандиозного злания пля
крупнейшего научного и учебного  цен-
тра — Московского государственного уни-
верситета.

° Научно-исследовательские институты и
высшие учебные заведения должны будут
значительно улучшить научную работу,
	полнее использовать научные силы для
решения важнейших вопросов развития
	КОММУТАТОР — K 31-05-65; ТЕЛЕФОНЬТ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:
. иностранного — Б 3-66-56; информации — К 0-65-87 иы К 5-93.
	Зинотграофзяз издательства «Московская гравда»х, Потаповский нпеу., д. 3.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, центр, Потаповский пер., 3 (Чистые пруды). КОММУТАТОР — В 3-95-55;
акти == Б 3-51-20: литературы м искусства = Б 3-52-12; промывыенного —К 1-33-483 иностранного — Б 3-66-56;
	реконструкции
	AAR:  партийно- политической работы — Б 3-69-67:
м K 5-93-80; oucem —B 3-80-8335 оформления -> K 5-28-95
	городского хозяйства