ХПХ съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)

ную овцу до 4,2—05,0 килограммов и на
одну полутонкорунную овцу до 4,0—4,2
килограмма, в районах Поволжья Ha 01-
	HY TOHKOPYHHYIO овцу до 4,6—5,4 кило-
	грамма и на одну полутонкорунную овцу
до 3,9—4,5 ‘килограмма, в районах Си-
бири на одну, тонкорунную овпу до 4,3—
4,9 килограмма и на полутонкорунную
овцу по 38—42 килограмма.
	5. Обеспечить внедрение. в производ-
ство новых. более урожайных сортов зер-
новых культур, более продуктивных И
рано созревающих сортов хлопчатника,
сортов, сахарной свёклы с более высокой
сахаристостью, сортов высокомасличного
подеоднечника, & также создание новых
сортов сельскохозяйственных ‹ БУультур
пля возделывания на орошаемых землях.
Улучшить семеноводетво сельскохозяйст-
венных культур в колхозах и совхозах.
	6. Обеспечить дальнейшее расширение
работ по полезащитному лесоразведению в
степных и лесостепных районах, проведе-
ние агролесомелиоративных меронриятий
по борьбе с эрозией почв, а также по об-
лесению песков, создание лесов хозяйст-
венного значения, зелёных зон вокруг го-
родов и промышленных центров, по бере-
гам рек, каналов и водохранилищ.
	заложить в течение пятилетия не ме-
нее 2,5 миллиона гектаров защитных
лесных насаждений в колхозах и совхо-
зах и еколо 2,5 миллиона гектаров посе-
вов и посалок государственных лесов.
	4, Обеспечить высокопроизводительное
использование воех орошаемых и. осущен-
ных земель. Осуществить  повсемеетный
переход на новую систему орошения ¢
временными оросительными . каналами
вместо постоянных. Считать первобчерёд-
ными работами — строительство  ореси-
тельных и обводнительных систем на ба-
зе использования электрознергий Куйбы-
шевекой гидроэлектростанции и В 30не
Ролго-Донского. судоходного канала имени
В. И. Ленина; приступить к строитель-
ству оросительных и обводнительных си-
стем в зонё Сталинградекой гидроэлектро-
гтанции, Главного Туркменского, Южно-
Украинского и Северо-Врымекого  кана-
OB. .
	Провести подготовительные работы К
строительству оросительных систем для
орошения и обводнения земель Вулундин-
ской степи. Продолжить работы по строи-
	тельству оросительных систем в цент-
рально-чернозёмных областях, в Кура-
Араксинекой низменноети, в бассейнах
nex Сыр-Ларьи,. Зеравшана и Кашка-
	Дарьи, в районах Центральной Ферганы,
Кубань-Нгорлыхекой системы,  Орто-То-
койского водохранилища и Большого Чуй-
ского канала. Увеличить за пятилетие
площадь орошаемых земель на 30—35
процентов, построить в колхозах и совхо-
зах 30—35 тысяч прудов и водоёмов и
обеспечить всестороннее хозяйственное их
использование.
	Провести работы по осушению болот в
Белорусской ССР. Украинской - ССР (в
	первую очередь в районах Полесокой низ-
	менности), Литовской ССР, Латвийской
COP, Эстонской ССР, Карело-Финской ССР,
северо-западных и центральных районах
РСФСР, в Барабинсвой низменности и
других районах. Увеличить за 1951—
1955 годы площадь осушенных земель на
40—45 процентов.
	Для повышения молочной продуктив-
ности крунного рогатого скота в колхозах
и совхозах считать 96060 важным даль-
нейшее внедрение более интенеивной си-
стемы ведения животноводческого хозяй-
ства —— стойловой системы содержания
скота, с учётом особенностей районов.
	Для дальнейшего развития овцеводства
организовать оборудованные пастбища в
районах обводнения Волго-Донского. судо-
ходного Канала имени В. И. Ленина, в
Прикаспийской низменности, Ногайской
степи и В районах Туркменского канала,
проводя обводнение пастбищ по мере вво-
да в действие обволнительных сооружений
с тем, чтобы в этих районах были возда-
ны хорошо организованные пастбища для
крунных и круинёйших стад овец.
	В районах Средней Азии и Вазахетана
обеспечить создание участков выеокоуро-
жайных сенокосов и пастбищ путём при-
менения местного орошения и использова-
ния артезианских вод с тем, чтобы посте-
пенно сократить дальние перегоны скота.
	9. равершить механизацию основных
полевых работ в колхозах, широко развер-
нуть механизацию трулоёмких работ в жи-
BOTHOBOICTBe, овощеводетве, садоводстве,
работ по транспортировке, погрузке и раз-
	грузке сельскохозяйственной Продукции,
		1. На основе роста промышленного и
сельскохозяйственного  производетвь уве-
личить за пятилетие розничный товаро-
оборог государственной и кооперативной
торговли. примерно, на 70 процентов.
	Увеличить в.1955 году; по сравнению
ве 1950 годом, продажу населению важ-
нейших товаров, примерно. в следующих
размерах: мясопродуктов — на 90 про-
центов. рыботродуктов — на 70 процен-
тов, масла животного — на 70 процентов,
сыра — в 2 раза, масла растительного —
в 2 разы консервов овощных, Opyk-
товых и молочных — в 2,5-3,0 ра-
за, сахара — в 2 раза, чая — в 2 раза,
вина виноградного -—— в 2 раза, пива —
на 80 процентов, одежды — на 80 про-
центов, тканей хлопчатобумажных, шер-
стяных, шёлковых си льняных — Ha’
70 процентов, обуви — на 80 процентов,
ЧУЛОК и НОСКОВ — в 2 раза, трикотажных
изделий -— в 2,2 раза, мебели — в 3 ра-
за, металлической посуды — в 2,5 раза,
велосинедов — в 3,5 раза, швейных ма-
шин — в 2,4 раза, радиоприбёиников и
телевизоров — в 2 раза, часов — в 2,2 ра-
за. домашних. хололильников, стиральных

MAaIHH, пылесосов -— в несколько рз3.
	)

ИТИЯ СССР
	нах рек Неман _.и Даугава. Предусмотреть
строительство мостов через р. Неман в
Каунасе и ‘через т. Даугава в Риге.

Реконструировать существующие и `по-
строить новые судостроительные и суде
ремонтные предприятия для речного gam
та. Обеспечить строительство пассажир
ского и грузового речного флота, отве-
чающего усаовиям плавания по крупных
водохранилищам. Повысить роль резного
транспорта в перевозках грузов в райо-
нах Сибири и Крайнего Севера.

Обеспечить развитие перевозок на ма-
ABIX реках для местных нужд.”
	5. Увеличить в значительных размерах
тоннаж морского торгового Флота, расши-
рить базу морского отечественного судо-
строения путём строительства новых в
расигирения существующих  судострои-
тельных и судоремонтных заводов. Провеа
сти работы по расширению и реконструк-
ции Ленинградского, Одесского, \&данов-
ского, Новороссийского, Махачкалинског,
Мурманского, Нарьян-Марского и дальне-
восточных морских портов. Обеспечить
дальнейшее развитие морского транспорта
в Литовской ССР, Латвийской ССР и
Эстонской ССР, провести расширение
Рижекого и Клайпедекого портов.

Обеспечить увеличение пропускной
способности ‘морских портов и расширить
мощности морских судоремонтных 8330
дов, примерно, вдвое. Расширить про-
пускную енособность рыбных портов.

Увеличить перевозки грузов по Север-
ному морскому пути. Пополнить морекой
флот новыми ледоколами.

Повысить качество работы  речноте,
морского и рыбопромыелового флота, с
кратить ероки доставки грузов потреби-
телям, улучшить работу портов, сократить
простои судов.
	6. Построить и реконструировать авто“
мобильных дорог с твёрдым покрытием,
примерно, на 50 процентов больше, чем в
1946—1950 годах, особенно в южных
районах, в Закавказье и Нрибалтике.
	Повысить Удельный вес автомобильно-
то транспорта общего пользования в Ie
ревозках грузов и пассажиров. Завершить
укруннение автомобильных хозяйств ве
домственного значения. Улучшить исполь.
зование автомобилей и значительно ени-
зить себестоимость перевозок. Расширить
сель авторемонтных предприятий и став
ций технического обслуживания автомобие
лей. Увеличить за пятилетие протяжение
постоянно действующих междугородных
автобуеных линий, примерно, вдвое.
	7. Значительно увеличить парк транс
портных самолётов гражданекого воздушь
ного флота, а также сеть воздушных ие
ний и аэропортов, оборудованных для
круглосуточной работы.
	8. Обеспечить дальнеишее развитие
средств связи; увеличить за пятилетие
протяжение междугородного телефонно-те
леграфного кабеля не менее чем в 2 183%
Значительно увеличить мощность радио
вещательных станций. Развернуть работы
по внедрению ультракоротковолнового р
пиовещания и радиорелейной евязи. Рас-
ширить мощность городских телефонных
станций за пятилетие на 30—35 процен-
тов.

Улучшить работу почтовой связи по дез
ставке населению печати и почтовых от:
правлений и обеспечить перевозку почты
по межрайонным трактам, в основном,
автотранепортом,
	9. В соответствии ев планом дальнейше-
го развития траненорта и связи увеличить
государственные капитальные вложения в
траненорт и связь в 1951—1955 годах,
примерно, на 63 процента по сравнению
	  е 1946—1950 годами.
	А 1951-1955
	3. Считать важнейшей задачей в обла-
сти железнодорожного транспорта увели-
чение пропускной способности железных

дорог. В соответствии с этим:
	а) увеличить но сравнению с истевшим
нятилетием ввод в действие вторых ПУ-
тей. примерно. на 60 процентов и элект-
рифицированных железных дорог в 4 ра-
за. Увеличить протяжение ‘станционных
путей, примерно, до 46 процентов от
эксплуатационной длины железных дорог;

6) построить и сдать в поетояпную
эксплуатацию новых железных дорог,
примерно, в 2,5 раза больше, чем В
1946—1950 тодах. Законнить строитель-
ство Южно-Сибирской магистрали На
участках от Абакана до Акмолинска. 3а-
вершить строительство железнодорожной
линии Чарлжоу-—Вунград и ‘приступить в
строительству дороги Кунград-—Макат.
	Развернуть строительство железных до-
рог:  Красноярск—Ениеейск, Гурьев—
Астрахань, Агрыз — Пронино — Сургут.
Провести необходимые работы по рекон-
струкции железных дорог в Литовской
CCP, Латвийской ОСР и Эстонской ССР;
	в) увеличить к концу пятилетия про-
тив 1950 года протяженноеть участков,
оборудованных автоблокировкой, примерно,
на 80 процентов и автостопами не менее
чем в 2,5 раза, а также увеличить коли-
чество стрелок, оборудованных электриче-
ской централизацией, примерно, в 2,3 ра-
за. Значительно увеличить применение
тиспетчерской централизации. Обеспечить
	  лальнеишую механизацию сортировочных
		горок.  продолдиалть разо9лы м
радиосвязи ’ для управления
поезлов и маневровой работой:
	г) улучшить состояние путевого хозяй-
ства железных дорог. Поставить железно-
дорожному транспорту за пятилетие Но-
вых рельсов, примерно, на 85 процентов
больше. чем в 1946—1950 годах:
	A) полностью ‘обеспечить потребность
железнодорожного транспорта в. маги-
	стральных паровозах, электровозах, теп-
ловозах, грузовых, изотермических и Nac-
сажиреких вагонах. Закончить в основном
перевод на автосценку рабочего парка ва-
гонов и приступить к оборудованию по-
вижЖнНого состава роликовыми подшипни-
	ками. Пристунить к производетву новых
	мощных паровозов, электровозов и тенло-
BOZ0B, B TOM числе газогенераторных.
	сти вагонов и увеличить Bec
ноезлов.
	()беспечить проведение мероприятий по
улучшению организации труда  работни-
ков, связанных е движением поездов, 060-
	оенно локомотивных бригад.
		по орошению, осушению заболоченных уго-
дий и освоению новых земель.
	Довести в 1955 году уровень механиза-
ции: пахоты, посева зерновых, техниче-
ских и кормовых культур до 90—95 про-
центов, уборки зерновых культури под-
солнечника комбайнами до 80—90 про-
центов; уборки сахарной свёклы до
90—95 процентов, уборки хлопка-сырца
хлонкоуборочными машинами до’ 60 —-
70 процентов, носева и уборки льна-дол-
гунца до 80-—90 процентов, посадки, ме-
ждурядной обработки и уборки картофеля
до 55—60 процентов, сенокошения и си-
лосования ло 70—80 процентов.
	Обеспечить улучшение работы машинно-
тракторных станций, расширить их дея-
тельность по механизации трудоёиких ра-
бот во веех отраслях колхозного производ-
ства И повысить ответственность МТС за
выполнение планов по урожайности сель-
скохозяйственных культур и продуктив-
ности животноводетва,
	Увеличить к концу пятилетки мощность
тракторного паркь МТС, примерно, Ha
50 процентов, особенно пропашных трак-
торов е навесными орудиями для между-
рядной обработки сельскохозяйственных
культур. Обеспечить за пятилетие повы-
нение дневной выработки. на тракторе,
примерно, на 50 процентов. Завершить
внедрение более экономичных дизельных
тракторов.

Увеличить сеть машинно-тракторных
станций в Литовской ССР, Латвийской
ССР, Эстонской ССР и провести оснаше-
ние их тракторами и сельскоховяйствен-
ными машинами.
	Считать одной из важнейших залач
внедрение электротракторов и сельско-
хозяйственных машин, работающих. на
базе использования ‘электроэнергии, 060-
бенно в районах крупных гидроэлектро-
станций.

10. Обеспечить направление калитало-
вложений колхозов, в первую очередь, на
развитие общественного хозяйства —
строительетво хозяйственных построек,
животноводческих помещений, оробитель-
ных и осушительных каналов, водоёмов,
раскорчёвку земель от кустарников, на-
сажление полезащитных  лёеных полос,
строительство колхозных электростанций
и других сооружений, необходимых для
успентного развития общественного хо-
зяйетва колхозов и увеличения доходов
колхо2ов И колхозников.
	11. Б области еовхозного строительства
считать важнейшей задачей увеличение
товарности, в первую очередь, пшеницы,
тонкой и полутонкой шерсти, мяса, a
также обеспечение колхозного  животно-
BOICTBA нНлеменными производителями.
	В пелях создания устойЧивой кормовой
	базы и полного обеспечения = поголевья
скота  с085х030в грубыми и сочными
кормами расширить носевы кормовых
культур в. совхозах на 45—55 ироцен-
тов. Обеспечить в совхозах  значитель-
ное повышение урожайности *веех
сельскохозяйственных культур. Увели-
	чить в совхозах поголовье крупного ро-
гатого скота на 35—40 процентов, в
том числе коров на 70—75 процентов,
овец на 75—80 процентов и свиней на
40—45 процентов.
	Довести в 1955 году yaoi молока на
	одну ворову в совуозах до размеров: в
районах нечернозёмной полосы —-
3500—3900 килограммов,  центрально-
	чернозёмных областей — 3000—3400 ки-
лограммов, Юга и Северного - Кавказа —
2800—3200 килограммов, Сибири и ce-
верных областей Казахстана — 2400—
2900 килограммов, в племенных совхозах
Поволжья, Средней Азии, Закавказья и
южных областей Казахстана — 2100 —
2600 килограммов.
	Довести средний настриг шерсти на од-
ну тонкорунную овцу в совхозах районов:
Юга, Северного Кавказа и Поволжья ло
5,5-6;5 килограмма, Сибири, Казахстана,
Средней Азии и Закавказья до 4.3 —
5,0 килограммов.

Завершить в совхозах в основном ком-
плекеную механизацию  вевх наиболее
трудоёмких работ в полеводстве, живот-
новодстве, кормодобывании и кормоприго-
товлении. В пирових размерах произво-
дить В совхозах строительство жилых,
культурно-бытовых и производственных
построек.

12. Для обеснечения намечаемого роста
сельскохозяйственного производства уста-
новить на пятилетие объём государетвен-
ных капиталовложений в сельское хозяй-
ство, примерно, в 2,1 раза: болыше, при-
чем на ирригацию и мелиорацию,  при-
	мерно, в 4 раза больше, чем в weTBEpT OF
патилетве.
	товарооборота,
	Раепгирить за пятилетие сеть столовых,
ресторанов, чайных и увеличить выпуск
продукции предприятиями общественного
питания, примерно, на 80 процентов, зна-
чительно улучшив ассоутимент.
	Увеличить количество специализирован-
ных магазинов по продаже пищевых това-
ров, одежды, обуви, тканей, мебели, посу-
ды, . хозяйственных товаров, предметов
культурного обихода и строительных Ma-
териалов. Значительно увеличить строи-
тельство холодильников, и складов в про-
мышленности и в торговой. свети. Произ-
водить дальнейшее оснащение продоволь-
етвенных магазинов, столовых, рестора-
нов И складов холодильными установками
и новейшим оборудованием,
	2. Предусмотреть рост грузооборота же-
лезнодорожного транспорта на 1955 год
по сравнению с 1950 годом на 35—40
процентов, речного транспорта на 75—80
процентов, морекого транспорта на 65—
60 процентов, автомобильного транспорта
на 80—85 процентов, воздушного транс-
порта не менее чем в 2 раза, трубопро-
	(Продолжение)
	обуви — на 24 процента, мощности заво-

дов по выработке сахара-песка — на 25

»
процентов,  сахара-рафинада — на 70
процентов, чая — на 80 процентов, мощ-

ности маслоэкстракционных заводов по пе
реработке маслосемян — в 2,5 раза, ово-
щесушильных заводов — в 3,5 раза, за-
волов по выработке рыбных, овощных и
фруктовых консервов — на 40 процен-
тов, холодильных бмкостей и рефрижера-
торного флота по заморозке рыбы — на
70 процентов, мясокомбинатов — на 40
процентов, заводов по выработке масла
животного — на 35 процентов, сырова-
ренных заводов — в 2 раза, молочно-кон-
сервных заводов — в 2,6 раза, сухого
молока — в 2 раза, цельномолочной про-
дУкЦии — на`60 процентов.‘

Широко внедрить автоматизацию и. ме-
ханизацию процеесов производства по вы-
работке продовольственных и промышлен-
ных товаров.

Осуществить проведение больших работ
по рыбоводетву с целью увеличения рыб-
ных запасов, особенно во внутренних во-
довмах.
	увеличить за пятилетие улов рыбы в
Литовской ССР, примерно, в 3,9 раза, в
Латвийской ССР — на 80 процентов, в
Эстонской ССР — на 85 процентов. Ocy-
	ществить в этих республиках расширение
действующих и строительство новых ры-
боперерабатывающих предприятий. _

Обеспечить дальнейшее улучшение ка-
чества и ассортимента продовольственных
и промышленных товаров массового по-
требления, улучшить упаковку и расфа-
совку пищевых товаров.

15. Увеличить производство. промыш-
ленной продукции на предприятиях мест-
ной промышленности и промысловой ко-
операции за пятилетие, примерно, на 60
процентов и, в первую очередь, производ-
ство товаров широкого потребления,
предметов домашнего и хозяйственного
обихола, местных строительных материа-
лов и значительно улучиить качество
выпускаемой продукции. Развивать в 60-
юзных республиках собственные сырьевые
	базы для местной промышленности и по-
	мысловой кооперации. Улучшить работу
мастерских местной промышленности и
промысловой кооперации по обслужива-
нию бытовых нужд населения. Усилить
руковолетво местных Советов местной про-
	мыитленностью и промысловой  коопера-
nei.
16. Обеспечить дальнейшее развитие
	строительной индустрии на основе укреп-
ления и расширения существующих строи-
тельных организаций, а также создать но-
вые строительные организации в районах
Ерупного строительства. Укрепить строи-
тельные организации Министерства строи-
	тельства предприятий тяжелой индустрии,
осуществляющие строутельство предприя-
тий чёрной и цветной: металлургии, 060-
бенно. в восточных райсвах, строительные
организации Министерства злектростан-
ций, Министерства нефтяной промышлен-
ности, Министерства угольной. промыш-
ленности, Министерства путей сообщения,
строительные организации по строитель-
ству химических заволов. ‘а также стрэи-
тельные организации Министерства
строительства предприятий машиностро-
ения, осуществляющие строительство за-
водов энергетического и металлургическо-
го оборудования, нефтеаппаратуры, круп-
ного и уникального станкостроения, тя-
жблых кузнечно-прессовых машин, подъ-
ёмно-транспортного оборудования и судо-
строения. Широко внедрять индустриаль-
ные методы строительства.
	` Увеличить мощности заводов по изго-
товлению ‘металлических конструкций не
менее чем в 2 раза. Цзестроить необходи-
мое количество крупных заводов по изго-
товлению сборных железобетонных  кон-
струкций. Расширить существующие И
организовать новые районные карьеры ©
комплексной механизацией добычи и 0б-
работки камня, щебня, гравия и песка, а
также штучного камня из естественных
пород. Завершгить механизацию основных
строительных работ и обеспечить  пере-
ход от механизации отдельных процессов к
комплексной механизации строительства.
Увеличить за пятилетие парк экскавато-
ров, примерно, в 2,5 раза, скреперов и
‘бульдозеров в 3—4 раза, кранов пере-
дВижЖныЫхХ в 4—5 143.
	Улучшить проектное лело в строитель-
стве, сократить сроки проектирования и
своевременно обеспечить строительство
проектами -и сметами, широко внедряя ти-
повое проектирование. Укрепить проект-
ные организации квалифицированными
кадрами.

17. Обеспечить во всех отраслях про-
мышленности дальнейшее серьёзное  по-
вышение качества продукции. Расширить
и улучшить ассортимент, а также увели-
чить производство дефицитных видов и
сортов продукции в сбоответетвии с по-
требностями народного хозяйства. Реши-
тельно внедрять Государственные стандар-
	ты, отвечающие современным требовани-
ЯМ.
	15. В целях удовлетворения растущих
потребностей народного хозяйства в сырь-
евых и топливных ресурсах обеспечить
дальнейшее развитие работ по разведке
природных богатств в недрах, выявление
запасов полезных ископаемых и, в пер-
вую очередь, цветных и релких металлов,
воксующихея углей, алюминиевого сырья,
нефти, богатых железных руд и других
видов промышленного сырья.
	ti. ВБ области еельекого хозяйства.
	. Главной задачей в области сельского
хозяйства и впредь остаётся повышение
урожайноети всех сельскохозяйственных
культур, дальнейшее увеличение общест-
венного поголовья скота при одновремен-
ном значительном росте его продуктив!
ности, увеличение валовой и товарной
продукции земледелия и животноводства
путём дальнейшего укрепления и развития
общественного хозяйства колхозов, улуч-
шения работы совхозов и МТС на основе
внедрения передовой техники и агрокуль-
туры в сельском хозяйстве.
	земледелие должно стать ещё более про-
дуктивным и квалифицированным, 6 раз-
витым травосеянием и правильными сево-
оборотами, более высоким удельным весом
посевных площадей технических, кормо-
вых, овощных культур и картофеля.
	Увеличить за пятилетие производетво
сельскохозяйственной продукции: валовой
урожай зерна на 40—50 процентов, в‘том
числе пшеницы на 55—65 процентов;
хлонка-сырца на 55—65 процентов; льна-
волокна на 40—50 процентов; сахарной
свёклы на 65—70 процентов; картофеля
на 40—45 процентов; подсолнечника на
50—60 процентов; винограда на 55—60
процентов, табака на 65—70 процентов и
сортового зелёного чайного листа,  при-
мерно, на 75 процвитов.

‘Увеличить производство льна-Будряша,
COM, арахиса и других масличных вуль-
тур. .

Увеличить производетво кормов: сена
на 80—90 процентов, клубне- и корне-
паодов в 3—4 раза и силоса в 2 раза.

Повысить урожайность зерновых куль-
TYP се одного гектара: в районах Южной
Украины и Северного. Кавказа до 20—
22 центнеров и на орошаемых землях до
30—34 центнеров; в районах Поволжья
до 14—15 центнеров и на орошаемых зем-
лях до 25—28 центнеров: в центрально-
чернозёмных областях до 16—18 центне-
ров и на орошаемых землях до 30—34
центнеров; в нечернозёмной полоее до
17—19 центнеров; в районах Урала, Си-
бири и Северо-Воеточного Казахстана до
15—16 центнеров и на орошаемых землях
до 24—26 центнеров: в районах Закав-
казья до 20—22 центнеров и на орошае-
мых землях до 30-—34 центнеров © гек-
тара: урожайность риса на поливных зеу-
	лях довести до 40-—50 центнеров © гек-!
	Тара.

Повысить урожайноеть хлоичатника в
одного. гектара: в районах Средней Азии
и Южного Казахстана до 26—27 центне-
ров; в районах Закавказья до 25—27
центнеров и в южных районах Европей-
ской части на поливных землях до 11-—
13 центнеров и на неполивных землях
до 5—7 центнеров с гектара.

Довести урожайность с одного гектара:

льна-волокна по районам  нечернозём-
ной полосы до 4,5—5,5 центнерь и по
районам Урала и Сибири до 4—5 цент-
неров с гектара;

сахарной свёклы по районам Украин-
ской ССР. Молдавской ССР и Северного
Кавказа до 255—265 центнеров, по
pain энам  центрально-чернозёмных  обла-
стей до 200—210 центнеров и по райо-
нам Средней Азии и Казахстана до 400
—425 центнеров с гектара; а у
	картофеля по районам нечернозёмной
полосы до 155-175 центнеров. по рай-
онам центрально-чернозёмных областей до
140—160 центнеров, по районам Югаи
Северного Кавказа до 135-155 центне-
ров и по районам Урала и Сибири до
125—145 центнеров ¢ гектара:

подсолнечника по районам Украинской
ССР, Молдавской ССР и Северного Кав-
каза до 17—20 центнеров, по районам
центрально-чернозёмных областей до’ 14.5
—16,5 центнера и но районам Поволжья
до 10—12 центнеров в гевтала.
	3. Увеличить производство овощей,
картофеля и продуктов животноводства в
пригородных зонах Москвы, Ленинграда,
городов Урала, Донбасса, Кузбасса и дру-
тих промышленных центров и крунных
городов; создать картофельно-овощные и
животноводческие базы в новых промыш-
ленных районах.

Увеличить за пятилетие производство
картофеля в зонах спиртовых и крахма-
ло-паточных заводов, примерно, на 50
процентов и овощей в зонах конбервных
и овощесушильных заводов — в 2 раза.

Увеличить за пятилетие нлошадли ca-
	дов И ягГодДнНиИковВ в колхозах, примерно,
на 70 процентов, виноградников — на
50 процентов, чайных плантаций — на
	процентов и цитрусовых культур —
в 4,5 раза. ‘

_4. Увеличить за пятилетие продукцию
животноводства: мяса и сала на 80—
90 процентов, молока на 45—50 проиён-
тов, шерсти, примерно, в 2—2,5-раза, в
том числе тонкой шерсти в 4—4,5 раза,
яиц (в колхозах и совхозах) в 6—7 раз.
	Увеличить поголовье: крупного рогато-
го скота,. по всему сельскому хозяйству,
— на 18—20 процентов, в том чиеле в
колхозах, крупного рогатого скота, — на
36—38 процентов и коров, примерно, в
2 раза; овец, по всему сельскому  хо-
зяйству, — на 60—62 процента, в том
числе в колхозах — на 75—80 процен-
тов; свиней, по всему сельскому  хозяй-
ству, — на 45—50 процентов, в том
числе ов колхозах — на 85-90  про-
центов; поголовье птицы в колхозах ——
в 3—3,5 pasa, лошадей, по всему» сель-
овому хозяйству, — на 10-12 про-
центов, в том числе в колхозах — на
14—16 процентов.
	Обеспечить дальнейшее развитие в Ли-
товской ССР, Латвийской ССР, Эстонской
ССР  высокопродуктивного животновод-
ства, особенно молочного скота и свиней.
	Довести удой молока на одну корову в
колхозах районов нечернозёмной ‘полосы
40 1800—2000 килограммов.  централь-
	но-черноземных областей до 1700—2000
килограммов, в районах Юга и Новолжья
до 1600-—1900 килограммов, в районах
Сибири, Урала и Северо-Восточного *Ва-
захстана до 1500—1700 килограммов, в
районах Средней Азии до 700—900 ки-

лограммов, Закавказья до 900—1100 Bu-
лограммов.
	Повысить настриг шерсти в колхозах
районов Юга и Северного Кавказа на од-
ну тонкорунвую овцу до 5,2—5,8 кило-
грамма, на одну полутонкорунную овцу
до 4,2—4,8 килограмма, в центрально-
чернозёмных областях на одну тонкорун-
	4. Увеличить пропускную способность
речных портов, примерно, вдвое. Закон-
чить первую очередь работ по строитель-
ству и реконструкции портов в Сталин-
граде, Саратове, Куйбышеве, Ульяновске,
Казани, Горьком, Ярославле,  Молотове,
Омске, Новосибирске, Хабаровске, Осетро-
ве, Котлас и Печоре. Оснаетить основ-
ные порты высокопроизводительными
средствами механизации. Расширить
строительство механизированных причалов
	приречных промышленных предприяти И.
	Завериить работы по переустройству
Волго-Балтийского водного пути,  увели-
чить судоходные глубины на р. Каме и
создать единую глубоководную транепорт-
ную систему в Европейской части СССР.

Улучшить судоходство и увеличить пе-
ревозки пассажиров и грузов в бассей-
	1У. 5 области дальнейшего роста
	материального
	благосостояния,
	‚ здравоохранения и культурного
	Узовня
	назода.
	1. На основе непрерывного роста социа-
листического производства и новышения
производительности общественного труда
увеличить национальный доход СССР за
пятилетие не менее чем на 60 процентов
И в связи с этим обеспечить дальнейний
роет доходов рабочих .и служащих и 0-
ходов креетьян,

В соответствии с ростом объёма произ-
водетва и производительности труда, а так-
же заданиями в области культурного строи-
тельства предусмотреть увеличение чис-
ленности рабочих и служащих в народном
хозяйстве в 1955 году последнем  го-
AY пятилетки — по сравнению с 1950
годом, примерно, на 15 процентов.

Неуклонно проводить и виредь сни-
жение розничных цен на предметы масео-
вого потребления, имея в виду, что ени-
жение цен является главнейшим средством
систематического повышения реальной за-
работной платы рабочих и служащих и по-
вышения доходов крестьян. Повысить ро-
альную заработную плату рабочих и слу-
жащих, с учётом снижения розничных цен
не менее чем на 35 процен®ов.
	Определить рост государетвенных аесиг-
нований на социальное страхование рабо-
чих и служащих в течение пятилетия,
примерно, на 30 процентов по сравнению
с. 1950 годом.

На основе увеличения производительно-
CTH труда колхозников, роста колхозного
производства, увеличения продукции зем-
Леделия и животноводства повысить де-
нежные и натуральные дохолы колхозни-
ков (в денежном выражении) не. менее
чем на 40 процентов.

3. Для дальнейшего улучшения жилищ-
ных условий рабочих и служащих BceMep-
HO расширять жилищное  строительетво.
Предусмотреть в пятилетнем плане шгиро-
кую программу государственного жилищ-
	ного строительства, увеличив капитальные
вложения на эти цели, примерно, в? раза

АЕ mw ke we le
	патилет- 1
	кой. В городах и рабочих посёлках ввести
в действие по линии государственного
строительства новые жилые дома ‘общей
площалью около 105 миллионов квадрат
ных метров. Содействовать строительетву
индивидуальных жилых домов в 1г0родах
и рабочих поеблках, осуществляемому На
селением за счёт собственных средств ис
помощью государетвенного кредита.
	Улучшить коммунальное и бытовое 06
служивание населения городов и рабочих
посёлков, расширить сеть водопроводов #
канализации, теплофикацию и газифика-
цию домов, городской транспорт, улучиить
городекое благоустройство. Увеличить 3
концу пятилетия объём капитальных вл0-
жений на коммунальное  строителвство,
примерно, на 50 процентов против 1950
года.

4. Обеспечить дальнейшее улучшение и
развитие здравоохранения населения,
	Расширить за пятилетие сеть больниц,
диспансеров, родильных домов, санатори-
ев, домов отдыха, детских яслей, детских
садов, увеличив чиело коек в больницах
не менее чем Ha 20 процентов, число мест
В санаториях, примерно, на 15 процентов,
в домах отдыха — на 30 процентов, В
детских яслях — на 20 процентов и дет
ских садах — на 40 процентов.
	Увеличить за пятилетие чиело больнич-
	ных коек по Митовской ССР, примерно, 8
40 процентов, Латвийской ССР — в
30 процентов и Эстонской ССР — ва
30 процентов.
	Обеснечить дальнейшее оснащение боль-
ниц, диспансеров, санаториев новейших
	медицинским оборудованием и повышение
культуры их работы,
	Увеличить за пятилетие количество вра-
чей в стране не меньше чем на 26 про-
центов и расигирить мероприятия DO yeu
	воршенствованию врачей.

транепорта и евязи.
	  водного транспорта, примерно, в 5 раз.   по сравнению с предшествующей
	(Окончание на 3-й стр.}