^1Х съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).
		Товарищи! Отчет Центрального Вомитета
партии, проект директив по пятому пяти-
летнему плану, проект измененного Устава
партии и опубликованный накануне съезда
гениальный труд товарища Сталина об эко-
номических проблемах социализма в СССР
освещают ярким сталинским гением как
пройденный путь великого исторического
значения, так и дорогу вперед ко все бо-
лее явственно осязаемому  коммунистиче-
скому будущему.

‚ Наша могучая партия, собравшись на
свой ХГХ съезд, воздает заслуженную хва-
лу тому, кто нас воспитал, нас организо-
вал, провел через все трудности и испы-
тания и уверенно ведет к полному торже-
ству коммунизма, — хвалу гениальному
Сталину, великому зодчему воммунизма.
(Бурные аплодисменты).
	В новом сталинеком труде об экономиче-
ских проблемах социализма в СССР, этой
сокровищнице идей, особое значение имеют
открытые товарищем Сталиным и четко
сформулированные — основной экономиче-
ский закон социализма ‘и основной эконо-
мический закон современного капитализма.
	Суть ‚беновного экономического закона
современного капитализма заключается в
обеспечении наивысшей прибыли путем
эксплуатации человека человеком. В про-
тивоположность этому суть основного эко-
номического закона социализма заключает-
ея в обеспечении максимального удовле-
творения постоянно растущих потребностей
всего общества путем непрерывного роста
и совершенствования  социалистического
производства на базе высшей техники.
	Товарищ Сталин определил также зна-
чение для нас важного, но не основного
закона планомерного, пропорционального
развития народного хозяйства. Он показал,
что действие этого закона может. получить
полный простор лишь в том случае, если

оно опирается на основной экономический
закон сопиализма.
	Товарищ Сталин раскрыл существо 06ъ-
ективных экономических законов социализ-
ма и, тем самым, еще более усилил нашу

партию, укрепил научный фундамент ее
политики.
	Товарищ Сталин своевременно облил
холодной водой тех увлекающихся товари-
щей, у которых закружилась голова от
наших величайших успехов. Они возомни-
	ЛИ, ЧТО теперь уже не действуют объектив-.
	ные экономические законы, что теперь з3-
коны пишут они сами, и это, по сути дела,
привело их в лагерь идеалистической фи-
лософии, привело их к авантюризму в х0-
зяйственной политике.
	Путаница в головах некоторых товари-
щей, одни из которых утверждают, что за-
кон стоимости вообще не действует при
социализме, а другие слено переносят дей-
ствие закона стоимости в полной силе в
социалисгическую и чуть ли не в комму-
нистическую действительность, —раскры-
та исчерпывающим образом товарищем
Сталиным.
	Товарищ Сталин четко и ясно показал,
что закон стоимости у нас продолжает дей-
ствовать, поскольку сохраняется товарное
производство. Но сфера действия этого за-
Бона строго ограничена и поставлена в
рамки, так как наше товарное производ-
ство представляет собой товарное производ-
ство особого рода, сфера действия которого
ограничена предметами личного потребле-
ния.
	Новый труд товарища Сталина дает нам
понимание важнейших вопросов постепен-
ного перехода от социализма к коммунизму,
создания  материально-технической базы
коммунизма, путей ликвидации существен-
ного различия между городом и деревней,
существенного различия между умственным
й физическим трудом.
	Показав, что в основе нашего товарно-
го обращения лежит различие ABYX форм
социалистической собственности — обще-
народной и колхозно-груписвой,—товарищ
Сталин определил. пути повышения колхоз-
ной собственности до уровня общенародной
собственности, на основе чего товарное об-
ращение должно постепенно уступить свое
место продуктообмену. Это приведет также
и к прекращению действия закона стоимо-
сти и других атрибутов товарного хозяй-
ства.
	Товарищ Сталин указал на наличие за-
чатков продуктообмена в нашей практике
«отоваривания» сельекохозяйственной про-
дукции носредетвом договоров государства
с хлопководческими, льноводческими, свек-
ловичными и другими колхозами. По ero
плану эти зачатки должны быть организо-
ваны во всех отраслях сельского хозяйства
и развиваться в широкую систему продук-
тообмена се тем, чтобы колхозы получали за
свою продукцию не только деньги, а, глав-
ным образом, необходимые изделия по ме-
ре накопления их в распоряжении госу-
даретва. В связи с этим должна произойти
большая перестройка работы торгово-заго-
товительных органов в области обмена ме-
жлу горолом и деревней.
	Необходимо, Rak советует товарищ
Сталин, без особой торопливости, но неук-
лонно и без колебаний «выключить из-
лишки колхозного производства M3 систе-
мы товарного обращения и включить их В
систему продуктообмена между государ-
ственной промышленностью и колхозами»,
то есть шаг за шагом сокращать сферу дей-
ствия товарного обращения и растирять
сферу действия продуктообмена, включая в
общетосударственное планирование излиш-
ки колхозного прейзводетва. или, иными
	словами, подготовить постепенный переход
	к коммунистическому способу распределе-
ния продуктов труда. Как показывает
практика, «отовариваниеё» является выгод-
ным дия колхозов, и поэтому распростра-
нение системы продуктообмена на все кол-
хозы страны принесет колхозному кресть-
янству значительные выгоды,
	На современном этапе мировой истории
и истории вашего ‘Отечества’ немыслимо
жить, строить и бороться без глубокого ос-
воения Всэто того нового, что внес в мар-
всистеко-ленинскую науку о законах и пу-
TAX общественного развития . товарищ
Сталин. (Аплодисменты).
	Ярким светом науки товарищ Сталин
освещает нашу жизнь, дзет программу
		рованного плавеостава —— суловодителеи,
штурманов, суломехаников, хотя их еще
нехватает. В настоящее время обучаются
из числа нашей прекрасной мололежи
этим профессиям. свыше 12,8 тые. чело-
век против 740 человек в 1940 году.
	Однако, если хорошо растет. добыча ры-
бы в Мурманском и Балтийском бассей-
нах, то еще слабо идет дело в Азово-Чер-
номорском, Каспийском и Дальневосточ-
ном бассейнах.
	Перед рыбной промышленностью стоит
большая задача — организовать промыш-
ленное рыборазведение в водоемах Совет-
ского Союза. Создание огромных волохра-
нилищ в связи е гидростроительством на
Дону, Волге, Днепре, Куре и Аму-Дарье
дает возможность при правильном их ры-
бохозяйственном освоении увеличить за-
пасы таких пород рыб, как лещ; сазан,
судак и другие:
	Гидростроительетво существенно  изме-
няет естественные условия размножения
рыб в Каспийском и Азовском морях, вы-
двитает требование развернуть  во-вею
промытиленное разведение ценных пород
рыб. Поэтому требуется строительство в
широких масштабах заводов по рыбораз-
велению и нагульно-вытастных хозяйств.
	Министерство рыбной промышленности
запазлывает, однако, с проведением ука-
занных мероприятий.
	Большие возможности увеличения рыб-
ных ресурсов имеет прудовое хозяйство в
сельскохозяйственных артелях в связи
с большим планом строительства прудов
и высокой продуктивностью их, что видно
на примерах работы рыбхозов Курской и
Виевской областей и Ераснодарского края,
где имеетея ряд рыйхозов, вырастивигих
в год по 15—20 центнеров рыбы на гек-
тар водоема.
	Имеютея все возможности обеспечить
более высокие темпы увеличения улова
рыбы и выпуска высококачественных ры-
бопродуктов, не только выполнить, HO H
перевыполнить задания пятилетнего пла-
на и более чем удвоить улов рыбы про-
тив довоенного. Для этого необхолимо
укрепить и построить новые береговые
базы, обслуживающие рыболовный Флот,
еще больше построить  хыбоперерабаты-
вающих предприятий, повысить механи-
зацию добычи и обработки рыбы, расши-
рить жилищное строительство для рыба-
КОВ.
	Вели производство животного масла в
Соединенных Штатах в 1951 году по
сравнению с довоенным 1940 годом с0-
кратилоеь на 281 тысячу тонн, то в Co-
ветском Союзе производство масла увели-
чилось за тот же период на 132 тыеячи
тонн, не считая значительного  количе-
ства масла доматинего производства.
	В последнем году пятилетки производ-
ство животного масла в СССР вырастет в
2,7 раза, а сыра-более чем в 3 раза,
мапгарина в 3 раза против довоенного.
	Казалось бы, при таком быстром росте
произволства жиров мы могли встретить-
ся с трудностями реализации, Однако это-
го не случилось в силу того; что. покупа=
тельная способность населения растет
быстрее, чем рыночные фонды. В pare
районов спросе на жиры. особенно на жи-
вотное масло, теперь еще не полностью
удовлетворяется.
	Производство консервов увеличилось в
1952 голу более чем в 2 раза, а в 1955
голу увеличится в 3 раза, причем рыбных
и мясных конеервов более чем в 5 раз

против довоенного 1940 года.
	Для ликвидации сезонного спада снао-
жения населения молоком в зимний пе-
риод все болынее значение приобретает
производство огущенного и сухого моло-
ка. В 1952 голу выпуск сгущенного и
сухого молока увеличился в 2 раза, а Е
концу пятилетки возрастет в 5 раз про-
тив 1940 года.

Сахарная промышленность болыше дру-
гих ограслей пищевой промышленности
пострадала от немецкой оккупации. Из
211 сахарных заводов, имевшихся до вой-
ны, 196 заводов были полностью или ча-
стично разрушены, и вынуск сахара
уменьшился в 1943 году почти в 20 раз
по сравнению с. ловоенным уровнем.

Теперь сахарная промышленность в0с-
становлена, построены новые заводы, во-
оруженные самой передовой техникой.
В 1952 году производство сахара превы-
сит более чем на 50 проц. уровень 1940
года, а к концу новой пятилетки оно
возрастет влвое против довоенного.
	Производство свекловичного сахара в
США в 1951 году уменьшилось но срав-
нению с предыдущим 1950 годом на 338
тыс. тонн, во Франции — на 142 тыс.
тонн, тогда как у нас производство саха-
ра увеличилось за это же время на 454
тыс. тоня. У нас выработано свеклович-
ного сахара в 1951 году больше, чем в
США свекаовичного и тростникового са-
хара, вместе взятых, на 40 с лишним
процентов. Свекловичного сахара в СССР
вырабатывается в 1952 году больше, чем
	выработано такого сахара в 1991. голу в
	США, Франции и Англии, вместе взятых.
(Аплодисменты).

Необходимо ий дальше увеличивать по-
севы. урожайность сахарной свеклы ‘и ее
сахаристость, & также посевы подсолнуха
и его масличность.

На Украине, благодаря большой любви
колхозников & культуре сахарной свеклы
и умелому руководству украинских орга-
низаций, урожай свеклы в последние го-
ды обеспечивает выполнение и перевы-
полнение планов выработки сахара: Этого
нельзя сказать о некоторых других райо-
нах свеклосеяния; особенно 0б Алтайском
крае и Курской области, где все еще пло-
хо занимаются свеклой. Киргизия, Казах-
стан хотя и добились некоторых успехов,
но не используют всех своих возможно-
стей, а в прошлом году сняли урожай да-
же ниже довоенного.

Мне не приходитея доказывать, что ©
улучшением питания населения возни-
кает необходимость и увеличения произ-
водства всяких напитков, улучшающих
аппетит. (Ошмивление в зале, смех, аплс-
писменты).

Производство виноградного вина в
1952 году на 39 проц. выше, чем в 1940
году, а к концу новой пятилетки почти
	Речь #8 О в.
	деиствия и направляет наше победное
движение вперед к коммунизму.

Товарищ Сталин учит, что «социализм
может победить только на базе высокой
производительноети труда, более высокой,
чем при капитализме, на базе изобилия“
продуктов и всякого рода предметов по-
требления, на базе зажиточной и куль-
турной жизни всех членов общества», _
	Наша партия добилась значительного
подъема производства товаров широкого
потребления и продуктов питания.

Новый пятилетний план предусматри-
вает дальнейшее большое развитие легкой
и пищевой промышленности.
	Характерной особенностью развития
нашей пищевой промышленности  етало
более быстрое увеличение выпуска наибо-
лее ценных пищевых продуктов. Это пол-
ностью отвечает непрерывно растущей
потребности нашего народа.
	У нас быстро увеличиваетя производ-
ство и потребление таких продуктов, как
мяеные, молочные продукты, рыба, ово-
щи, фрукты, сахар и другие, что уже
сказываетя в более медленном росте
производетва хлёдба. :
	Точно так Же спроо населения е про-
стых видов хлопчатобумажных тканей пе-
ремещаелся на высскокачественные шер-
етяные, шелковые, из искусственного во-
токна и высокосортные  хлопчатобухаж-
ные ткани.
	По таким товарам, Kak соль, спички,
керосин для бытовых нужд. потребность
	полностью удовлетворяется, и поэтому их
производетво будет расти мало. А вель
еще не так давно обеспечение деревни
	этими товарами
mn OOP.
	было предметом 060б0й
	ДИРЕКТИВЫ XIX
	СБЕЗЛА ПАРТИИ
	ПО ПЯТОМУ ПЯТИЛЕТНЕМУ ПЛАНУ
РАЗВИТИЯ СССР НА 1951—1955 ГОЛЫ
	(Окснчание)
	`лины и вынолнения каждым предприяти-
вм производственного плана в установлен-
  HOM для него ассортименте. Чтобы обеене-
  ЧиТЬ задания пятилетки по развитию на-
редного хозяйства и повышению матери-
ального и культурного уровня трудящих-
ся, необходимо увеличить общий объём
государственного капитального строитель-
ства за 1951—1955 годы, примерно, на
30 процентов, а государственные ассигно-
вания на это строительство, примерно,
только, на 60 процентов по сравнению е
четвёртой пятилеткой с тем, чтобы недо-
стающие 30 процентов были’ покрыты 3a
ечёт соответствующего снижения себесто-
HMOCTH строительства путём повышения
производительности труда, снижения на-
кладных расходов, снижения цен на стро-
ительные материалы и оборулование:

6) На основе внедрения во все отрасли
народного я передовой техники,
улучшения органйзации труда и повыше-
ния культурно-технического уровня тру-
дящихея повысить  производительность
труда за пятилетие в промышленности,
примерно, на 509 процентов, в строитель-
стве — на 55 процентов, в сельском хс-
зяйстве — на 40 процентов. Завершить в
	основном в течение пятойи пятилетки ме-
	ханизацию тяжёлых и трудобмких работ
в промышленности и строительстве.
Обеспечить дальнейшее улучшение
	охраны труда в промышаенных — пред-
приатиях:
	в) Снизить за пятилетие себестоимость
промьииленной продукции, примерно, на
25 процентов и стоимость строительных
работ не менее чем на 20 процентов. Со-
кратить сроки строительства и обеспечить
повышение качества строительных работ.
Снизить себестоимость тракторных работ
машинно-тракторных станций, примерно,
на 25 процентов, железнодорожных пере-
воз0к — Ha 15 процентов, издержек об-
ращения розничной торговли-на 23 про-
цента. Резко сократить накладные расхо-
ды сбытовых организаций в промышлен-
ноети, а также по заготовкам и сбыту
сельскохозяйственных нродуктов:
	г) Поднять массовое движение изобре-
тателей и рационализаторов из инжене-
ров, техников, рабочих и колхозников за
дальнейшее техническое усовершенствова-
ние и расширение производства, за вее-
стороннюю механизацию,. облегчение и
дальнейшее оздоровление уеловий труда.
Осудить практику хозяйственных органи-
заций, недооценивающих задачи внедре-
ния новой техники и механизации трула
и допускающих неправильное использова-
ние рабочей силы?
	д) Неуклонно проводить на всех боль-
ших и малых участках хозяйственного
строительства режим экономии, повышать
рентабельность предприятий. Хозяйетвен-
ники должны искать, находить и исполь-
зовать скрытые резервы, таящиеся в нед-
рах произволетва, максимально использо-
вать имеющиеся производственные мощ-
ности, систематически улучшать методы
	поойзволетва, снижать себестоимость про-
	изводства, осуществлять хозяйственный
расчёт.
	Обеспечить дальнейшую значительную
экономию материальных ресурсов путём
ликвидации излишеств в расходовании Ма-
териалов и оборудования, усиления борь-
бы с браком, внедрения экономичных ви-
дов материалов, широкого примененяя
полноценных заменителей и прогрессив-
Ной технологии произволетва.
	Усилить контроль рублём со стороны
финансовых органов за выполнением хо-
зяйственных планов и соблюдением режи-
ма экономии:
	е) Увеличить вдвое государственные ма-
териальные ий продовольственные резервы,
могущие обеспечить страну от всяких
случайностей.
		вдвое превысит довоенный уровень. Нроиз-
BOICTBO шампанского и коньяка в 1952
голу выросло в 2 раза, а к концу пяти-
летки вырастет в 3,5 раза. Выработка
пива увеличилась на 42 проц., а к концу
пятилетки улвоитея. Производство волки
у нае теперь нахолится на уровне He-
сколько менышем. чем ло войны, и в с00т-
вететвии со спросом населения растет
несколько медленнее, но растет. (Оживяе-
ние в зале. смех).
	В текущем пятилетии нужно обратить’
00б0е внимание на серьезное увеличение
производства пищевых  расфасованных
протуктов и полуфабрикатов.
	Большой любовью народа пользуются
не только такие давно уже широко распро-
страненные фабричные продукты, как вол-
басы, сосиски и мороженое, но и такие, как
котлеты, пельмени, готовые завтраки И
консервированные супы. фабричное произ-
волетво которых возросло по сравнению с
довоенным периодом в несколько раз и еще
более увеличится к концу пятилетки.
	Олнако надо прямо сказать, что продажа
таких продуктов получила широкое pac-
пространение пока еще только в крупных
городах. Задача заключаетея в том, чтобы
в новой пятилетке развернуть производство
этих продуктов в большом числе городов
не только потому. что эти продукты очень
вкусны и хорошо приготовлены, — их Ba-
чество гарантировано и проверено санитар-
ными врачами и государственными иненек-
торами по качеству, —но и потому, что они
избавляют наших женщин от тяжелого тру-
да’и позволяют без больших затрат вре-
мени приготовить вкусную пищу в до-
машних условиях.

Советские врачи законно ссылаются на
великого ученого Павлова, который гово-
рил: «Вее сознают, что нормальная и полёз-
ная еда есть еда с аппетитом, еда с испы-
тываемым наслаждением». Задача заклю-
чается”в том, чтобы не только вырабаты-
вать пищевые продукты в больших коли-
чествах. Пищевые продукты должны иметь
и высокое качество, питательность, при-
влекательный вил, хороший аромат, разви-
вать вкус и разжигать аппетит, чтобы лю-
ди при еде испытывали истинное насла-
ждение. (Бурные аплодисменты).
	Бажное значение для улучшения пита-
ния ‘населения и дальнейшего уменьшения
потерь продуктов при их хранении имеет
развитие холодильного хозяйства в стране.
	Мы достигли уже серьезных успехов в
этом деле.

Общая емкость холодильников в отраслях
пищевой промышленности в 1952 году уве-
личиласеь более чем в 2 раза, а к концу
пятилетки возрастет без малого в 4 раза
против 1940 гола.
	Быстрыми темпами ликвидируется от-
ставание в оснащении торговой сети ма-
шинными холодильными установками. Если
в 1948 году таких установок было 1.650,
то в 1952 году число их возросло до 18 ты-
сяч. а к концу пятилетки торговая сеть
будет располагать 40 тысячами машинных
холодильных установок.
	Самоходный рефрижераторный флот по
перевозке. главным образом, рыбы в 1953
толу увеличивается более чем вдвое, а к

концу пятилетки — более чем втрое про-
тив довоенного времени.
	Количество вагонов-лелников в настоя-
	щее время увеличилось на 40 процентов,
ав 1955 году — удвоится по сравнению 6
довоенным.

В сохранении качества продуктов пита-
ния и создании удобств для населения боль-
шое значение приобретают домашние хо-
NJOIMIBUUEN.
	До воины у нас не было масеовсго про-
изводства Таких холодильников. Теперь мы
имеем не уступающие лучшим заграничным
образпам 3 типа массовых домашних элёк-
трических холодильников: малый  холо-
лильниЕ завода «Газоапнават», средний—
«Саратов» и крупный — «ЗИС». В теку-
щем году производство этих холодильников
удваивается против 1951 года, а в 1955
голу возрастет в 10 раз,
	Развитие холодильного хозяйства в по-
следовательной цепи — от промышленных
предприятий до транспорта, от складов и
магазинов до квартир потребителей-—обес-
печивает снабжение советского населения
здоровой и вкусной пищей, о чем постоянно
заботится наша ‘великая партия и лично
товарип: Сталин. (Аплолисменты).
	задачи министерств пищевых отраслей
промышленности заключаются в том, чтобы
ликвидировать отмеченные тов.` Маленко-
вым в его докладе недостатки в работе
промыитленности; использовать во-вею имё-
ющиеся еще резервы мощностей; подтяги-
вать работу отстающих предприятий Е
уровню передовых и равняться на работу
Новаторов; навести экономию в расходова-
нии средств, сырья и материалов в про-
изволетве. а Тавже в расходовании средств
в деле заготовок. и сбыта продукции; осу-
ществить широкую программу механизации
и автоматизации производства,
	В результате проведения всех указанных
мероприятий должна быть обеспечена пи-
щевыми министерствами намечаемая на пя-
тую пятилетку экономия не менее 45 мард.
рублей.

Успехи, достигнутые в увеличении про-
изводетва продуктов питания и всех това-
ров ‘массового потребления, и дальнейший
быстрый подъем благосостояния народных
Macc, предусмотренный новой  пятилет-
кой, — результат постоянной заботы
товарища Сталина о советском человеке и
его благополучия. (Аплодисменты).
	Можно с уверенностью сказать, что ра-
ботники пищевой промышленности с
честью выполнят свой долг в решении по-
ставленной товарищем Сталиным задачи

по достижению изобилия продуктов в на-
шей стране. -
	Розничный товарооборот ‘тосударетвен-
ной и кооперативной торговли в 1952 го-
ду возрастает по сравнению с 1948 годом,
первым годом после отмены карточек. (в
славнимых ценах). более чем в 2 раза.
	В товарообороте за последние годы зна-
чительно повысился удельный Bee прб-
мышленных товаров, особенно изделий
тлительного пользования: автомобилей,
мотоциклов, велосипедов, радиоприемни-
ков, телевизоров, мебели, холодильников,
	(Окончание на 4-й стр.)
	Направить усилия медицинских науч-
ных работников на решение важнейших
задач здравоохранения, сосредоточив 0со-
боё внимание на вопросах профилактики,
обеспечить быстрейшее внедрение в прак-
тику достижений медицинской науки.

Увеличить в 1955 году не менее чем в
2,5 раза по сравнению с 1950 годом про-
изводство медикаментов, медицинского 0б0-
рудования и инструментов, * обратив особое
внимание на расширение производетва но-
вайших медикаментов и других эффектив-
ных лечебно-профилактических средств, а
также современного диагностического И
лечебного медицинского оборутования.
	}беспечить лальнеишее развитие физи-.
	ческой культуры и спорта.
	5. завершить к Бонцу пятилетки пере-
ход от семилетнего образования на всеоб-
щее среднее образование (тесятилетка) в
столицах республик, горедах республикан-
ского подчинения, в областных. краевых и
трупнейших промышленных центрах. Пед-
готовить Условия для полного осущеетв-
ления в следующей пятилетке всеобщего
среднего образования  (лесятилетка) в
остальных городах и сельских местностях.
	В целях обеспечения возрастающей се-
зи школ необходимым количеством учите-
1сй увеличить приём в педагогические
пиституты В 1951—1955 годах на 45
зрюпентов по сравнению © приёмом 3a
1946—1950 годы; предусмотреть увели-
чение приёма в педагогические  институ-
ты Литовской ССР в. 2,3 раза, Латвийской
ССР — на -90 процентов и Эстонской
СОР — на 60 процентов.
` Увеличить стройтельство городских и
сельских школ, примерно. на 70 процен-
тов по сравнению с предыдущим пятиле-
тем.

В целях дальнейшего повышения социа-
мистического воспитательного значения
общеобразовательной школы и- обеспече-
вия учащимся, заканчивающим среднюю
колу, Условий для свободного выбора
профессий приступить к осуществлению
политехнического обучения в средней
школе и провести мероприятия, необхо-

димые для перехола к всеобщему  поли-
техническому обучению.
	6. В соответствии е задачами хдальнеи-
шем развития народного хозяйства и
КУЛЬТУрного строительства увеличить за
пятилетие выпуск специалистов всех ро-
дов из высших и срелних специальных
учебных заведений, примерно, на 30—35
процентов.
	Увеличить выпуск специалистов из
ВЫСШИХ учебных заведений для важней-
ших отраслей промышленности, строитель-
ства и сельского хозяйства в 1955 году
по сравнению © 1950 годом, примерно, в
2 паза,
	Расширить за пятилетие подготовку на-
учных и научно-педагогических кадров
через аспирантуру высших учебных заве-
хений и научно-иеслеловательских инсти-
тутов, примерно, в 2 раза по сравнению
с пехылущей пятилеткой.
	Улучшить работу научно-исследователь-
ских институтов и научную работу выс-
ших учебных заведений, полнее исполь-
зовать научные силы для решения важ-
нейших вопросов оазвития народного х9-
зяйства, обобщения передового опыта,
обеспечивая пгирокое практическое приме-
нение научных открытий. Всемерно содей-
ствовать учёным в разработке ими теоте-
тических проблем во всех областях GHa-
ния и укреплять связь науки с производ-
CTBOM.

Учитывая возрастающее стремление
варослого населения в повышению своего
образования, обеспечить дальнейшее раз-
витие заочных и вечерних высших и сред-
них специальных учебных завелений, а
_ также общеобразовательных школ для обу-
чения трудящихся граждан, без отрыва от
произвохетва. * 2
	Для удовлетворения растущих  по-
требностей народного хозяйства в квали-
фицирюванных кадрах, особенно в свйзи с:
зальнейшии внедрением в производство
передовой техники. улучшить качество
OITOTOBRH Молодых квалифицированных
рабочих в системе государственных трудо-
вых резервов и обеснечить подготовку и
новышение квалификации рабочих путём
Индивидуального и бригадного обучения и
через систему курсов и школ, организуе-
мых на предприятиях.

8. Осуществить дальнейшее развитие
кино и телевиления. Расигирить сеть ки-
нотбатров, увеличив количество киноуста-.
Новок за пятилетие, примерно, на 25 про-
центов, а также увеличить выпуск кино-
фильмов.

Расширить в 1955 rary по сравнению с
1950 голом сеть массовых библиотек не
менее чем на 30 процентов и клубов на
15 процентов, улучшив их работу по 0б-
служиванию населения.
	Для обеспечения значительного роста
зыпускь хуложественной и научной лите-
ратуры, учебников, журналов и газет pac-
ширить полиграфическую прохышленность
и улучшить качество печати и оформле-
ПИ RYT.
	_9. В соответствии с намечаемым разви-
тием здравоохранения, просвещения, науч-
ных и Культурно-просветительных учреж-
рений увеличить объём капитальных вл0-
жений на эти цели за пятилетие, пример-
ко, на 50 процентов по сравнению с пре-
хылущей патилеткой.
	Пятый пятилетний план определяет
новый мощный подъём народного хозяи-
erga СССР о и обеспечивает дальнейший
Значительный рост материального ‚бла-
гособтояния и культурного уровня народа.

Выполнение пятого пятилетнего плана
явится крупным шагом вперёд по пути
развития от социализма к коммунизму.
‚ Для выполнения. задач пятого пятилет-
него плана необходимо:

a) Мабилизовать внутрихозяйственные
ECMUHNER WTA лальнейшетго роста социа-
	листического накопления, лобиваясь стро-
гого соблюдения госуларственной дисцип-
	Улучшение народного потребления пред-
определяет серьезный рост выпечки пше-
ничного хлеба за счет ржаного. При этом
выработка хлебо-булочных штучных пше-
ничных излелий увеличилась в 1952 голу
	Фболее чем влвое по сравнению с 1940 го-
	дом и будег возрастать дальше:
	Быстрыми темпами растет заводское
хлебопечение, которое все больше заме-
щает хлебопечение кустарное и домашнее.
	Характерно, что в 1936 году хлебом
промынеленного производства снабжалось
353 города, а в 1952 году -— 1.104, то
есть на 751 город больше, чем было в
1936 году. Наша хлебопекарная промыш-
ленность в широких масштабах внедряет
механизацию и автоматизацию производ-
ства. Основные процессы производства
механизированы и автоматизированы на
18—98 проц., а к концу пятилетки эта
работа булет полностью завершена.
	Цятилетним планом предусматривается
строительство большого количества новых
хлебозаволов в районах, испытывающих в
этом недостаток, — такие районы  вще
есть.
	Задачи работников хлебопекарной про-
мышленности состоят в том, чтобы BO
всех городах стравы улучшить ассорти-
мент, вкусовые и питательные свойства
хлеба и хлебо-булочных изделий и повы-
сить культуру  производства до уровня
переловых предприятий Москвы и Ленин-
града, а в этих городах — сделать даль-
нейший шаг вперед.
	У нас сильно отетает сушение свощей
	и картофеля. Шо инициативе товарища
Сталина принята большая программа
строительства современных заводов по
	сушке картофеля и овощей, общая мощ-
ность которых к вонму пятилетки позво-
лит перерабатывать 1.100 тыс. тонн вы-
рого о картофеля и овощей в год. Это
обеспечит завоз в дальние и северные
районы страны и босперебойное снабже-
ние населения картофелем и овощами вне
зависимости от сезона.

Намечается таже быстрый рост произ-
водетва замороженных овощей и фруктов.

Централизованный рыночный фонд мяса
в 1952 голу против 1948 гола — первого
гола после отмены карточек -—— вырос в
2,3 раза. Темп роета выработки мяса по
пятому пятилетнему плану составит в год
в среднем не менее 14 проц. и к концу
пятилетки мяса должно производиться
втвсе больше. чем в 1940 году.
	Если в Соелиненных  Штатах произвол-
ство мяса в 1951 году по сравнению ©
1946 голом упало на 437 тыс. тонн, то
в Советском Союзе за этот же период
производство мяса увеличилось на 709
ТЫС. ТОНН.
	Надо сказать, что, несмотря на большой
рост продукции мяса в стране, в раде го-
родов спросе населения на мясопродукты
еще ‘не полностью удовлетворяется, так
как спрое увеличивается быстрее произ-
водотвая

Теперь, когда окончательно разрешена,
Kak 06 этом совершенно правильно сказал
тов. Маленков, зерновая проблема, мы мо-
жем и должны сделать 06обый упор на
быстрый рост животноводства, на выра-
щивание все в больших количествах упи-
танного мясного скота и достижение изо-
билия молока. В деле увеличения произ-
волетва мяса наряду е работниками мяс-
	  ной промышленности решающее слово за
	работниками животноволетва с08х0308 й
	КОЛХОЗОВ.
	Улов рыбы вырос в 1952 году против
1940 года почти на 70 процентов.

Мощность рыбопромыслового флота в
1952 году возросла против довоенной в
3,2 раза, ав 1955 голу будет более чем
в 4.5 раза превышать довоенную.
	Улов рыбы в открытом море теперь
составляет 66 проц. от всей добычи про-
тив 48 проц, до войны.

Вырозла армия отважных моряков-ры-
боловов, которые в любую погоду, штиль
и штормы, при морозе и под дождем, бо-
рясь с морской стихией, показывают 0б-
резцы героического труда, храбрость и
смелость, служа Родине. Еели в недале-
ком прошлом of большинотва рыбаков
требовалось умение ‘обращаться в парус-
ными лодками и рыболовной сеткой, то
теперь от рыбанов требуется мастерство
по управлению современными самоходны-
ми морскими судами, оснащенными совер-
шенными орудиями лова. Для управления
такими судами подготовлено в послевоен-
ные годы большое количество квалифици-
	Настоящий (пятый) пятилетний план
вновь демонстрирует перед всем миром вэ-
ликую жизненную силу социализма, ко-
ренные преимущества социалистической
системы хозяйства перед капиталисти-
ческой системой. Этот пятилетний план
является планом мирного хозяйственного
и культурного строительства. Он будет со-
действовать дальнейшему упрочению и
расширению экономического  сотрудниче-
ства Советского Союза и стран народной
демократии и развитию экономических
сношений со всеми странами, желающими
развивать торговлю на началах равнопра-
вия и взаимной выгоды.
	Мирное развитие советской экономики,
намечаемое пятилетним планом, противо-
стоит экономике капиталистичееких стран,
идущих по пути милитаризации народно-
го хозяйства, получения наивыеших при-
былей для капиталистов и дальнейшего
обнишания трудящихся.
	Залачи, поставленные пятилетним. пла-
ном, предъявляют большие требования к
партийным,  советеким, хозяйственным,
профсоюзным, комсомольским организаци-
ям и обязывают их мобилизовать широ-
кие массы трудящихся на выполнение и
перевыполнение нового пятилетнего пла-
на, развёртывая широкую критику недо-
статков в, работе наших организаций с
целью  быстрейшей ликвидации этих He-
достатков.
	Необходимо оказать всемерную пПод-
держку новаторам промьишленного и кол-
хозного производства, перэдовикам трзнс-
порта и «других отраслей народного x0-
зяйства в их стремлении увеличить про-
изводетво, повысить производительность
труда, снизить себестоимость.
	Великая сила социалистического сорев-
нования, единодушное стремление рабо-
чих, колхозников и интеллитенции 0т-
стоять дело мира, непоколебимая реши-
мость трудящихся построить коммунисги-
ческое общество — должны быть направ-
лены на выполнение и перевыполнение
новой пятилетки.
	Народы Советского Союза Под испы-
`танным руководством Коммунистической
	‘партии успешно выполнят НОВЫЙ ПЯТИ-
‘летний план.