„ДЕНЬ ПЕЧАТИ“ И ФОТОРЕПОРТАЖ

С

чувством огромной радости отмечает наша страна каждый год день 5 мая, годовщину выхода первого номера «Правды» — тради
ционный день большевистской печати, у колыбе
ли которой стояли гении человечества Ленин и Сталин. В этом году «День печати» справляет свой славный 25-летний юбилей.
Большевистская печать, созданная Лениным и Сталиным, поистине превратилась в могучее орудие партии!
В рядах громадной армии работников печати почетное место занимают и наши фоторепортеры. Советский фоторепортаж с момента его зарож
дения, уже в первые дни гражданской войны, стал органической частью нашей печати. В годы установления диктатуры пролетариата, как и в последующие годы бурного социалистического строительства, трудящиеся нашей страны и всего мира воочию видели и видят со страниц наших газет и журналов замечательные фотодокументы, отображающие победы социализма.
Огромный, ценнейший фонд снимков создан советским фоторепортажем. Образы великих вождей человечества — Ленина и Сталина — запечатлели на стекле и пленке советские фоторепортеры. В многочисленных снимках, публико
вавшихся в нашей печати, получили отражение важнейшие события и факты из жизни нашей родины; по этим снимкам миллионные массы у нас и за рубежом знакомятся с величественными гигантами социалистической индустрии, с передо
вой техникой на колхозных полях, с героями сталинских маршрутов, с отважными папанинцами и доблестными участниками боев у озера Хасан. Нет ми одного важного события, мимо которого прошел бы советский фоторепортер. Он с гордостью несет звание работника большевистской печати, работника советского фотоискус
ства, участвуя в съемках в Кремле и на Красной площади, в Арктике и на канале Москва — Волга, на колхозных полях и в семье стахановца.
В редакционных коллективах газет и журналах выросли прекрасные кадры советских фоторепортеров, преданных своей великой родине, партии Ленина — Сталина.
В «Правде» творчески выросли М. Калашников, М. Озерский, Н. Кулешов, С. Коршунов, В. Темин (Ленинград), Н. Колли (Киев), в «Известиях» — Н. Петров, В. Мусинов, Г. Зельма, в «Комсомоль
ской правде» — И. Шагин, в «Фотохронике ТАСС» — Ф. Кислов, М. Марков, Б. Фишман,
Э. Хаикин и А. Агич (Ленинград); в «СССР на стройке» плодотворно работают фоторепортеры М. Альперт, М. Прехнер, Г. Петрусов, в «Иллю
стрированной газете» — А. Шайхет, А. Гаранин, Н. Штерцер (Ленинград); в газетах и журналах нередко можно встретить хорошие фоторепортерские снимки М. Пенсона (Ташкент), А. Капелю
ша (г. Горький), М. Ананьина (Свердловск) и многих других фоторепортеров.
Ряд фотомастеров — А. Скурихин, Д. Дебабов, А. Родченко, Е. Лангман, С. Фридлянд, Л. Смирнов, Игнатовичи, С. Шиманский и другие форми
ровались как мастера на газетно-журнальной работе. Старые фотохудожники (Ю. Еремин, П. Кле
пиков) все чаще отдают свое творчество фоторепортажным темам. Советский фоторепортаж силен своей партийностью, политической целеустремленностью, он правдив, глубоко содержателен, активен, чужд трюкачеству и погоне за ложной
сенсацией. В лучших своих образцах он поднялся до уровня художественного обобщения.
Повседневная работа в большевистской печати помогает нашим фоторепортерам усваивать заме
чательные традиции большевистской печати, ее принципиальность, правдивость, идейную чистоту, непримиримость ко всем врагам.
Новые, еще более увлекательные творческие задачи открывают перед советскими фоторепортерами исторические решения XVIII съезда
ВКП(б). Советским фоторепортерам предстоит отобразить в полноценных ярких художествен
ных образах героизм советского народа, взявшегося за осуществление 3-й сталинской пятилетки.
Однако фоторепортаж, занявший ведущее место в советском фотоискусстве, по своему идейному уровню, содержательности, композиционному и
техническому качеству далеко еще не полностью отвечает возросшим требованиям печати, осуще
ствляющей главную, важнейшую роль в деле партийной пропаганды.
В «День печати» многим нашим фоторепортерам следует напомнить о еще не изжитых недостатках в их работе, Верхоглядство при разработке тем, беспринципность, зазнайство, творче
ская самоуспокоенность, боязнь самокритики, вредное увлечение инсценировками, невежествен
ность, доходящая до грубой безграмотности и перерастающая подчас в политическую ошибку, — вот те отрицательные черты, которые свойственны еще некоторым не в меру беспечным фоторепортерам. Особенно резко бросается в глаза полити
ческая неподготовленность многих фоторепортеров, за ширмой объективных причин пренебрегающих своей учебой.
За последние годы в ряды работников советской печати влились новые кадры, замечательные люди, прошедшие отличную школу производственной и политической подготовки, люди разно
сторонне образованные, культурные, люди новой социалистической формации, люди ленинскосталинской закалки. Среди них немало фоторепортеров, вчерашних фотолюбителей, имена которых широко известны стране. Их лучшие ра
боты демонстрируются с неизменным успехом на советских и зарубежных фотовыставках.
За самоотверженную работу партия и правительство наградили орденами Союза фоторепортеров тт. Новицкого, Лоскутова и Халипа.
Нашим фоторепортерам надо брать пример с передовых работников большевистской печати, во главе с «Правдой», несущей в массы ленинскосталинское слово. Фоторепортерам следует посто
янно помнить, что газета, журнал, в которых помещаются их снимки, являются всесоюзной трибуной, что правдивый, содержательный, художественный снимок всегда вызывает живейший от
клик масс, а малейшая фальшь может принести подчас непоправимый вред.
Овладеть традициями большевистской печати можно только непрерывно учась, настойчиво, терпеливо повышая свою квалификацию. Фоторепортерам полезно напомнить слова М. И. Калинина, сказанные им- ко «Дню печати» в прошлом году:
«Учиться у Ленина и Сталина, овладеть марксизмом-ленинизмом, — вот что необходимо для журналиста, который хочет своими выступлениями в печати -вызвать отклик в миллионах чита
телей, хочет по-большевистски воспитывать миллионы».