Рис. 4. Проверка блоков на чистоту
барит-флинт, тяжелый крон — имеются прямые указания: «пузырчатый», «особо пузырчатыйи т. д.
Между тем эти пузырчатые сорта применяются для современных светосильных анастигматов. По
этому в линзах любого светосильного объектива почти всегда можно заметить несколько пузырей. В фотолитературе уже неоднократно указывалось
и полностью подтверждено практикой, что эти пузыри не играют никакой роли при съемке и не отражаются на качестве снимков. Браковка стекла по пузырям, следовательно, преследует в основном «эстетическую» сторону дела.
Качественное стекло обычно в виде прессовок,
напоминающих по форме линзу, поступает на Рис. 5. Измерение толщины линз на толщемере
оптикомеханические заводы и проходит длительный путь от прессовки до готового фотообъектива.
Прежде всего, перед запуском стекла в производство, еще раз производится на рефрактометре (см. рис. 1) проверка констант с точностью до нескольких единиц четвертого десятичного знака. Прессовки стекла, годные по кон
стантам, проходят контроль по толщинам и диаметру и поступают в обдирку, где им обработкой наждаком с водой придается форма линзы. После обдирки контроль проверяет эти дета
ли по толщинам, выколкам, свилям, пузырям и т. д. и годные направляет на мелкую шли
фовку, производимую на «грибах» и «чашках», которые представляют собой металлические де
тали с наружной или внутренней поверхностью определенного радиуса. Грибы применяются для обработки выпуклых поверхностей, для чего линзы наклеиваются на поверхность гриба специальной разогретой смолой (см. рис. 2). Для изготов
ления вогнутых поверхностей линзы наклеивают на внутреннюю поверхность чашки (см. рис. 3). При обработке сферических поверхностей разных радиусов применяются соответствующие грибы и чашки, которые с наклеенными на них линзами называются «блоками».
Гриб навинчивается на шпиндель оптического станка и покрывается чашкой нужного радиуса, соединенной с рычагом станка. При запуске станка гриб вращается, а чашка совершает сложное вращательнопоступательное движение, все время сме
щаясь относительно гриба. Если линзы на
клеены на гриб, то они соприкасаются со сво
бодной поверхностью
чашки, при наклейке на чашку — с поверхностью гриба. Эти поверхности от времени до времени смачивают водой с наждаком нужного но
мера. Таким способом производится шлифовка линз и им придается поверхность заданного радиуса и необходимая толщина. После шлифовки линзы имеют матовую поверхность и для прида
ния прозрачности и необходимой точности они проходят операцию полировки. Вместо наждака при полировке применяют крокус1 с водой, а процесс ведется подобно шлифовке, но с той разницей, что свободная поверхность чашки или гриба покрывается слоем смолы.
При обработке на блоках сначала шлифуют и полируют одну поверхность, затем линзы сни
мают и после соответствующего контроля вновь блокируют для обработки второй поверхности. Промежуточный контроль проверяет толщины линз, чистоту и качество поверхности. Для проверки блоков на чистоту пользуются сильным источником света и лупой (см. рис. 4). Когда вто
рая поверхность обработана, опять следует конт
роль по тем же пунктам, и линзы разблокировывают.
Теперь все линзы вновь просматривают на чистоту, измеряют толщины линз с точностью до
0,02 мм на специальном толщемере (ем. рис. 5) и пробными стеклами проверяют с точностью до нескольких десятичных долей миллиметра качество изготовления поверхностей линз и их радиусы.
1 Тончайший порошок красной окиси железа.
Рис. 6. Схема
«Ортагоза