Рис. 7. Проверка линз с помощью пробных
стекол
Рис. 8. Схема контроля линз пробными стеклами а — контроль положительной поверхности, б — контроль
отрицательной поверхности
Рис. 9. Установка оправок «Ортагоза» в цент
ральный затвор
Рис. 10. Схема центрировки объектива мето
дом дифракционной точки
Годные линзы наклеивают смолой -на патроны центрировочных станков, добиваясь такого положения, при котором «зайчик» от стоящей невда
леке лампы перестает смещаться при вращении шпинделя станка. Затем края линз обтачиваются специальным наждачным кругом. При центрировке, во-первых, получается совмещение геометрической и оптической осей линзы, и, во-вторых, диаметр линзы доводится до требуемого размера с точностью до сотых долей миллиметра. Ес
ли линзы предназначаются для склеенных объективов, то они проходят еще одну операцию, нагретые центрированные линзы склеивают ка
надским бальзамом1. Готовые линзы проходят контроль и поступают на сборку объективов. Необходимо подробнее остановиться на проверке
Форма колец позволяет судить о характере отступлений от сферы, а также установить места этих отступлений.
Схема контроля поверхностей линз пробным стеклом, — положительной (а) и отрицательной (б) — изображена на рис. 8.
Качество объектива определяется не только тщательностью изготовления оптики, — оно в сильной степени зависит и от оправы, которая
качества поверхностей линз пробными стеклами. Этот способ, основанный на явлении интерференции световых волн (образование «ньютоновых колец»), обеспечивает исключительную точность. Пробные стекла, по сути дела являющиеся калибрами для проверки оптических поверхностей, изготовляются чрезвычайно точно и пред
обеспечивает толщины воздушных промежутков между линзами и центрировку всей оптической системы. Поэтому вопросам рационального кон
1 Канадский бальзам в СССР целиком заменен бальзамом, добываемым из смолы сибирской пихты.
ставляют огромную ценность. Для контроля поверхностей различных радиусов необходимо иметь набор соответствующих им пробных сте
кол; например, для контроля линз «Ортагоза», состоящего из четырех несклеенных линз (см. рис. 6) надо иметь 8 пробных стекол.
Поверхности линзы и пробного стекла тщательно очищаются от пылинок и для измерения приводятся в контакт. При точном изготовлении
между поверхностями линзы и пробного стекла остается тончайшая воздушная прослойка равномерной толщины. Рассматривая сопряженные по
верхности в надлежащем освещении (см. рис. 7), можно видеть «ровный цвет». Наоборот, если линза изготовлена с отступлением от заданного радиуса или имеет местные дефекты поверхности, то в этих местах между линзой и проб
ным стеклом получается воздушная прослойка неравномерной толщины. В этом случае нетрудно заметить несколько радужных интерференционных колец, разделенных бесцветными промежутками, причем кольца имеют концентри
ческую форму или искажены. Подсчитав число образовавшихся колец, легко определить вели
чину отступления от сферы, зная, что одному кольцу соответствует толщина воздушной прослойки в 0,0003 мм (для желто-оранжевых лучей).