струирования оправ и технологии их изготовления в производстве фотообъективов уделяется много внимания. Чаще всего применяется два типа оправ: с закаткой линз в отдельные оправ
Рис. 11. По форме колец определяется
правильность центрировки объектива
ки с резьбой (объективы типа «Индустар», ФЭД и др.) и с прокладкой между линзами проме
жуточных колец, причем пара линз, разделенная кольцом, помещается в оправку и зажимается резьбовым кольцом (объектив «Ортагоз»). Неза
висимо от, типа оправы технологический процесс ее изготовления строится так, чтобы обеспечить необходимую точность центрировки как отдель
ных элементов, так и всей системы. С учетом этого производится нарезка резьб, расточка мест под линзы, проточка опорных поверхностей и т. д., а также и сам процесс сборки.
Рис. 12. Проверка разрешающей силы объектива
на широкоугольном коллиматоре
Рис. 13. Схема устройства широкоугольного коллиматора
Контроль точности изготовления деталей оправы ведется предельными калибрами.
1 Проверка разрешающей силы короткофокусных объективов «Индустар 10», ФЭД и др. производится микроскопом.
Рис. 14. Мира коллиматора в
увеличенном виде
Перед сборкой оправы и линзы тщательно очищают от пыли. Толщины линз и воздушных промежутков замеряются при сборке с точ
ностью до 0,02 мм на толщемерах, аналогичных изображенному на рис. 5.
В зависимости от назначения объектива отдельные оправки с линзами монтируют или в тубус с ирисовой диафрагмой, или в корпус центрального затвора. На рис. 9 показана установка оправок «Ортагоза» в центральный затвор, причем каждый собранный объектив просматривается на чистоту. Центрировка готового объектива прове
ряется методом дифракционной точки, который вкратце заключается в следующем: в главном
фокусе астрономического длиннофокусного объ
ектива 1 (см. рис. 10) помещается пластинка 2 с отверстием диаметром около 0,02 — 0,03 мм. Это отверстие интенсивно освещается электролампой 3 через конденсор 4. В фокусе ис
пытуемого объектива 5 получается изображение светящейся точки, рассматриваемое в микроскоп о. Это изображение вследствие явления дифракции уже представляет собой не точку, а целую си
стему концентрических радужных колец. Если проверяемый объектив имеет хорошую центрировку, то кольца имеют правильную концентри
ческую форму (см. микрофотографию рис. 11а), в противном случае получается несимметричная система колец (см. рис. 11б).
Качество изображения и разрешающая сила готового объектива проверяется (см. рис. 12)_на широкоугольном коллиматоре в испытательной камере. Такой коллиматор (рис. 13) состоит из высоко
качественного хорошо коррегированного объектива 1, в главном фокусе которого помещены прозрачные миры 2, освещаемые электролампой 3. Проверяемый объектив 4, установленный в испы
тательной камере, фокусируется и изображение мир рассматривается на специально обработанном матовом стекле 5. Проверка качества изо
бражения производится по всему полю через лупу 61. Так как миры помещены в главном фокусе коллиматорного объектива, то лучи из коллиматора идут параллельными пучками, т. е. ана
логично тому, как от предмета, лежащего в бесконечности. Фигурально выражаясь, коллиматор — это «бесконечность» на столе. Поэтому
а
б