ВОЕННЫЙ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ

Полковник С. ГУРОВ
а последнее время заметно повысилось внимание, которое уделяется подготовке воен
ных корреспондентов. Печатаются статьи в журналах о работе военного корреспондента, соз
даются курсы и кружки при редакциях газет, в домах журналиста. Но наряду с этим забываются роль и значение военного фотокорреспондента. О нем ничего не говорят, ничего не пишут. Между тем значение фотографии в деле поднятия рево
люционного энтузиазма, дисциплины, боевой и политической подготовки в Красной Армии не менее важно, чем статьи и корреспонденции.
То, что иногда не всегда ярко, ясно и понятно можно описать в корреспонденции, на снимке наглядно, убедительно и документально можно показать и доказать. Небольшой снимок с краткой подписью или небольшой текстовкой может заменить корреспонденцию в сотню строк.
Исключительно важное место занимает фотография в агитационно-пропагандистской работе. Передвижные фотовыставки по боевой подготовке, фотогазеты, фотоиллюстрации, портреты от
личившихся бойцов и командиров, снимки целых подразделений, наглядный показ могущественной техники Красной Армии, —все это должно быть
делом военного фотокорреспондента, его задачей.
Перед нами снимки специального фотокоррес
пондента «Правды» В. Темина, сделанные им в районе озера Хасан. B них ярко отображена вся
история боев за советские высоты Заозерную и Безымянную. Тут показан и характер местности, на которой пришлось вести бои нашим войскам, передвижения войсковых частей, боевая работа штабов, могучая техника, громившая японских захватчиков на земле и с воздуха, атака нашей стальной пехоты, политическая работа в боевой обстановке, беспредельная преданность бойцов Красной Армии своей родной партии, подавав
ших заявления о приеме в ряды ВКП(б) и ВЛКСМ перед атакой, работа санитарных орга
нов, врачей, медицинских сестер, жен начсостава, эпизоды из боевой жизни наших доблестных ча
стей, проявивших небывалый героизм в боях за священные рубежи социалистической родины. Таким образом несколько десятков снимков заменили собой целую книгу.
В. И. Ленин придавал большое значение фотографической пропаганде и отмечал необходи
мость сопровождать фотографическое изображение разъясняющим и организующим словом. «Показывать не только кино, во и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими подписями» 1 писал товарищ Ленин в 1922 году.
«Правда» в обзоре «Жизнь Красной Армии освещать широко и увлекательно» (№ 219 от 10 августа 1938 г. ) отмечала, что «весьма редки фотографии, иллюстрирующие жизнь воинских частей». В заключении обзора «Правда» писала:
«А ведь ничто не может дать более увлекательных тем, чем жизнь Красной Армии.
Советский народ любит свою родную красную Армию и советский народ хочет видеть в газетах полное описание ее многообразной, героической, волнующей жизни».
1 Соч. т. IV, 3 изд. Статья «С чего начатьстр. 111.
Какие снимки нужны для газет от военного фотокорреспондента?
В первую очередь надо показывать жизнь, учебу и быт Красной Армии и Военно-Морского
Флота. Красная Армия и Красный Флот плоть от плоти советского народа. Народ любит свою Армию и свой Флот и вполне естественно, что он хочет знать, как они живут и каковы их достижения в боевой и политической подготовке.
Наряду с корреспонденциями, освещающими жизнь Красной Армии, нужно наглядно иллюстрировать фотоснимками эту богатую и разнообразную жизнь. Нужно показывать людей—патриотов родины, энтузиастов военного дела, от
личников учебы, как пример и образец для других. Показывать могучую советскую технику и мастеров, в совершенстве владеющих этой тех
никой: отличных стрелков, пулеметчиков, артиллеристов, танкистов, летчиков, связистов, сапе
ров. Показывать нужно технику в действии—на тактических учениях, на стрельбище, в полете, в плавании, в движении, в работе: на земле, в воздухе и на воде.
Боец и командир Красной Армии живут и учатся в прекрасных условиях культуры и быта. Уютные общежития, библиотеки и читальни, клубы и театры—все к услугам бойца и команди
ра Красной Армии. Это ни в какой мере не идет в сравнение со службой в старой царской армии или в армиях капиталистических государств. Все это нужно показать с помощью фотографии,
чтобы не только родные красноармейца или краснофлотца, не только весь советский народ видел и гордился тем, как живет ваша доблест
ная Красная Армия, но и зарубежные наши друзья вместе с нами гордились ею, а враги знали и понимали, что армия, окруженная такой любовью и заботой нашей партии и правитель
ства, любовью и заботой всего великого народа, никогда не допустит врага на священные границы социалистического отечества.
На тактических учениях и маневрах, а если будет нужно и на фронте, фотокорреспондент
должен уметь показать наиболее поучительные, волнующие и воспитывающие эпизоды боевых действий. Организованная, решительная и стре
мительная атака пехоты, искусная и мощная атака танков, налет авиации, удачная переправа через водную преграду, хорошая маскировка орудий, танков, отдельных бойцов и целых подраз
делений, лихая атака конницы, сноровистая ра
бота связистов и саперов, политическая работа во время боя и в перерывах между боями, связь с населением, отдых бойцов и развлечения—все это должно быть в поле зрения военных фотокорреспондентов.
Но все это требует от фотокорреспондента военных знаний. Всего, что происходит на уче
ниях или маневрах сфотографировать не успеешь. Нужно выбирать наиболее поучительные и ин
тересные эпизоды. Где они будут происходить, где будут введены в большой массе танки, авиация, где будет наступление с форсированием вод
ной преграды? Нужно будет расспросить об этом у штабного командира или командира части. Допустим, что эти сведения фотокорреспондент по
лучит раз, другой, а в третий раз ему деликатно откажут, так как командиру нужно управлять

З