Фоторепортерские встречи ПЕРВЫЙ РЕКОРД ПОЛИНЫ ОСИПЕНКО

Я. КОЛЛИ
олина Осипенко стояла у берега Черного моря, в одной из бухт Севастополя. Любуясь прозрачным майским утром, она не
доверчиво поглядывала в небесную высь. Спокой
но и деловито готовилась к полету серебристая летающая лодка. Спортивные комиссары прикрепляли к крыльям барографы.
— Ну как, сегодня полетим? —Спросила Осипенко.
Метеорологи мнутся: нет сводки.
Мы, фоторепортеры, уже несколько дней «караулим» отважную летчицу.
— Сегодня полетим, вот увидите, полетим! — задорно сказала Полина Осипенко, как бы подбодряя всех нас.
Сосредоточенно осматривала и проверяла она машину, вникая словно врач в организм своей легкокрылой птицы. И я представил себе колхозницу Полину Осипенко с хлопотливыми цыплятами, которых она заботливо выращивала на колхозной птицеферме. А тут большая птица...
В фигуре Полины Осипенко, в ее голосе и движениях была уверенность. Она не восторга
лась и не падала духом и вместе с тем была жизнерадостна и строга... С какой завистью
смотрели на нее девушки, забегая иногда вперед, чтобы еще раз запечатлеть волевое лицо военного летчика Полины Осипенко.
Есть разрешение в полет! Полина Осипенко стоит в меховом комбинезоне. Я — весь внима
ние, стараюсь запечатлеть на пленке ее переживания перед полетом. Мне казалось, что в лице
ее должно быть выражено то ли волнение, то ли тень неуверенности. Ничего этого я не увидел. Так же спокойно, как она готовилась к полету, она поднялась по лесенке в кабину самолета.
Ей крикнули:
— Счастливого пути! Желаем удачи!
— Постараюсь, — просто ответила она, приветствуя провожающих улыбкой и поднятой рукой Этот момент я успел сфотографировать.
Полина Осипенко шла в смелый, отважный полет, где требуется мужество, напряжение всех сил и знаний. Она выполняла слово, данное товарищам Сталину и Ворошилову — подняться вы
ше всех девушек мира. Она это делала спокойно и скромно, как обычно все делала в своей жизни.
Итак, 22 мая 1937 г. одномоторному гидросамолету был дан старт. Через 13 секунд, плавно оторвавшись от воды, Полина Осипенко повела
свою серебристую белую летающую лодку в безоблачную голубую высь.
Расположившись на земле, морские летчики наблюдали с биноклями за самолетом, пока постепенно не скрылась еле заметная точка. Кто-то из летчиков сказал: «Подъем исключительный».
Для сухопутного летчика это была весьма лестная оценка. Но за посадку волновались, вы
сотный полет изматывал силы летчика. Правда, этот смелый полет не был неожиданностью для отважной летчицы. Как-то в часы ожидания погоды Полина Осипенко рассказала, как уже од
нажды в порядке тренировки она поднималась в высотный полет:
«Когда я почувствовала достаточно сил, я просила своего командира разрешить дальний полет. Он подумал и ответил: «Знаете, Осипенко, что я вам предложу. Готовьтесь к полету на высоту. Согласны? » Я с радостью согласилась. Меня вызвал командир и сказал: «Забирайтесь до потол
ка». Полетели. Набрали высоту в 9100 метров, мотор и самолет еще брали, но я решила не рисковать. Когда мы сделали посадку, командир ме
ня поздравил с победой и сказал: «Вы поднялись сейчас выше всех женщин мира». А я этого не знала... »
... Спустя полтора часа с аэродрома заметили спиралью спускающийся гидросамолет. С волнением подъезжаем мы на катере к летающей лод
ке. Полина Осипенко, пряча в улыбке усталость, воскликнула: Все в порядке!
Восторженно встретили ее у пристани жены командиров, дети, друзья. Ей преподнесли буке
ты цветов. Полина Осипенко стояла радостная, смущенная. Ее спросила девушка:
— Как там? Холодно наверху?
— Холодновато, — ответила Полина.
Девушка крепко обняла Осипенко, стараясь согреть ее своим поцелуем.
Полина Осипенко установила первый международный женский высотный рекорд.
... Не верится, просто трудно поверить, что не стало этой замечательной летчицы, не стало такого простого, смелого, душевного человека.
В роковой день 11 мая 1939 г. бесстрашные соколы сталинской авиации Герои Советского Сою
за Полина Осипенко и Анатолий Серов погибли при исполнении служебных обязанностей. Их имена останутся навсегда в памяти великого со
ветского народа как символ беспредельной любви к родине.

П