кость рисунка, красота и гармоничность линий, естественность и выразительность поз, жестов, движений, правильное использование всего богатства светотеней.
Портрет — одна из серьезнейших областей творчества фотографа.
Художественный портрет в буржуазной фотографии целиком развивался в плане рабского подражания живописи, скатившись в конце-концов к бессмысленным формальным композициям, в которых образ человека был лишь поводом для создания эффектов света, пятен, линий.
В ремесленном портрете требовалось или протокольное сходство или «неземная красота», до
стигнутая в результате широкого применения ретуши.
Советское фотопортретное искусство черпает свои творческие силы непосредственно из жизни, глубоко интересуясь проблемой характера, инди
видуальности человека, наблюдая его во время работы, отдыха, учебы и т. д. Советский фото
граф-портретист стремится к передаче в своем произведении правдивого образа человека, а не манекенов в «воскресных» костюмах.
Сейчас смело можно говорить о возрождении у нас фотопортретного искусства. Портреты наших вождей и знатных людей страны, выполненные мастерами фоторепортажа или художниками фотостудий, показывают, что это подлинные произведения искусства.
Как работать над фотопортретом? Не получение протокольной копии модели является задачей фотопортретиста-художника. Он тщательно изучает объект съемки и, сделав ряд «фотоэскизов», ищет такое выражение лица, такую позу и положение рук, такое освещение и сочетание тонов, которые с художественной вы
разительностью выявили бы в портрете наиболее характерные черты человека. Отметая все мел
кое, случайное, наносное, мешающее созданию целостного образа, фотограф-портретист должен
стремиться к простой и ясной форме изображения, избегая нарочитых поз и жестов, неоправданной композиционной формы.
В портрете мы можем различить портрет-этюд, когда автор ставит своей задачей передать чело
веческие чувства, состояние человека — радость, печаль, смех, задумчивость и т. д.; в другом случае, портретист создает собирательный пор
трет, например портрет «студента», «пионерки», «футболиста» и г. д. Наиболее распространен случай, когда фотопортретисту нужно воплотить в снимке образ конкретного человека.
В первом случае фотограф разрешает абстрактную тему («радость», «печаль», «смех», «задум
чивость» и т. д. ). Здесь объект съемки оказывается лишь отправным материалом для раскрытия темы.
Желая сделать обобщенный портрет пионерки, фотограф ищет такой объект или, как говорят, «типаж», характерные черты которого отвечали бы задуманному художником образу советской девочки — жизнерадостной, подвижной, отважной.
Снимки (рис. 1 и 2) показывают, как автор искал воплощения своей темы. На первой фото
графии лучше передана улыбка жизнерадостной и веселой пионерки; во второй фотографии по
рыв ветра, взметнувший волосы пионерки, и луч, посеребривший их необычайно живой игрой света, придали большую динамичность всему снимку. Если бы фотографу удалось сочетать эту непринужденность улыбки с прекрасной композицией второго снимка, мы бы получили законченный портрет-этюд.
Многие наши фотографы избегают снимать портреты во весь рост. Между тем в мировой фотографической литературе, посвященной про
блемам фотопортрета, можно найти специальные исследования, разрабатывающие проблему изображения рук в портрете.
Конкретным вопросам композиции фотопортре
та будет посвящена самостоятельная статья.
Рис. 1
Рис. 2