На текущие темы

ВНИМАНИЕ СТЕРЕОАППАРАТУРЕ

М. КЛЕЙНЕРМАН
уществует мнение, что стереоскопическая фотография это устарелая забава, потерявшая в наше время какой-либо практический интерес. Мнение эго конечно неверно.
Можно не говорить о том, как широко стереоэффект используется в различных визуальных
(зрительных) приборах. Достаточно упомянуть, что стереоскопия находит применение и в про
стом призматическом бинокле, и в специальных бинокулярных микроскопах, и в сложных оптических дальномерах, с большой степенью точности определяющих расстояние.
Нас интересует более узкий вопрос: о роли стереоскопа и стереоскопии в применении к фотографическим приборам. Вот несколько примеров, иллюстрирующих ценность стереоскопической фотографии.
Громадных усилий и затрат требует производство геодезических работ для составления гео
графических карт. Через леса и болота, горы и овраги шагают геодезические партии, нагружен
ные громоздким инвентарем, кропотливо, шаг за шагом нанося на карту положение отдельных то
чек земной поверхности. Самолет, вооруженный специальным фотоаппаратом, в ряде случаев позволяет выполнить эту работу во много раз быст
рее. Летящий самолет производит через равные промежутки времени снимки местности. Два смежных снимка в силу того, что они произведены с двух соседних точек, образуют стереос
копическую пару (снимки частично перекрывают друг друга). В лаборатории на специальных при
борах эти снимки обрабатывают и наносят на карту план местности в точно заданном масштабе. Один из приборов, применяемый для этой цели, так называемый стереокомпаратор, пред
ставляет собой стереоскоп. В его поле зрения на фоне рельефного ландшафта видна измерительная марка, которую можно совместить с лю
бой точкой местности и по показаниям отсчетных барабанов получить и положение ее относи
тельно соседних точек и высоту над уровнем моря.
Вот другой пример применения стереоскопии в геодезии. Две камеры устанавливают на борту корабля (например на носу и корме). Двигаясь вдоль гористого берега, корабль дает возможность фотографировать берег одновременно обеими камерами, затворы которых действуют синхронно. Получаются стереоснимки, которые позволяют составить точную карту побережья.
В области педагогической стереоскоп должен занять прочное место, и здесь насущной задачей является выпуск учебных стереосерий и вооружение наших школ и вузов стереосъемочной аппаратурой.
Перечисленного достаточно, чтобы составить себе представление о роли стереофотографии. Но есть еще одна область, которая представляет осо
бый интерес. Это использование стереоскопа в целях распространения общеобразовательных знаний и в целях культурно-просветительной и политической пропаганды,
В заграничных журналах, например, рекламируется серия в 100 снимков под общим названием «Каждый должен знать свою страну». К се
рии прилагается брошюра и карманный складной стереоскоп. В аналогичном оформлении выпускаются самые разнообразные по тематике серии.
Стереоснимки смотрятся с исключительным интересом. Глубина, рельеф, видимые в стерео
скопе, позволяют рассмотреть многие детали, скрытые для глаза в обычном снимке. Хороший стереоснимок способен доставить большое эстетическое наслаждение. Горные пейзажи, архитектура, скульптура, интерьеры в стереоскопе оживают, создается иллюзия вещественности, объема, воздуха. И если интересен сам по себе процесс рассматривания стереоснимков, то при наборе их по темам, да еще в сопровождении хороших подробных текстов, стереоснимки приобретают особую ценность.
После длительного периода полного отсутствия у нас стереоснимков в магазинах появились вновь стереосерии издания фотомастерской Тре
ста местной промышленности Коминтерновского района Москвы.
Однако одной этой мастерской совершенно недостаточно. Необходима крупная и хорошо оснащенная фабрика. Количество тем для стереосъемок у нас неисчерпаемо.
Организация этого большого и важного дела прежде всего требует аппаратуры. Нужно выпускать стереофотокамеры профессиональные и любительские. Надо культивировать стереоскопию среди фотолюбителей, создавая кадры корреспондентов-стереоскопистов. Надо выпускать и дешевые стереоскопы и более сложные приборы типа «Таксифот» для установки их в общественных местах, парках, клубах, метро и т. п. Завод ГОМЗ им. ОГПУ в настоящее время приступил к работам в этом направлении. Спроектирован портативный стереоскоп и изготовлены образцы. Проектируется репортажная стереокамера. Ведут
ся подготовительные работы к проектированию любительской камеры. В проработке находится ряд производственных вопросов, связанных с изготовлением стереоаппаратуры. Репортажная камера задумана как развитие конструкции аппара
та «Репортер», что представляется выгодным с производственной точки зрения.
Это клаппкамера на распорках, со шторным затвором от 1/5 до 1/1000 секунды. Снабжена она будет объективами с F = 80 мм с относительным отверстием 1: 4, 5. Формат пластинок 6X13 см, причем кроме обычных кассет проектируется магазинная кассета.
Работа над этой камерой еще далеко не закончена. Поэтому весьма интересно было бы слышать мнение будущих потребителей о том, на
сколько выбранный тип камеры удовлетворяет их требованиям.
Что же касается любительской камеры, то о ней еще преждевременно что-либо говорить, так как проекта еще нет. Тем более ценно обсудить вопрос о том, какой она должна быть.

С