ФОТОМОНТАЖ И ФОТОПАННО

А. ВОЛЬГЕМУТ
ля фотографического оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки отведена площадь в 19 000 кв. м. Из этого коли
чества фотомонтажи, занимают площадь до 9000 кв. и. Заслуживает ли, однако, фотомонтаж столь большого места в оформлении Выставки?
На опыте ряда павильонов можно со всей категоричностью утверждать, что этого права фотомонтаж не завоевал.
Еще в период утверждения проектов внутреннего оформления павильонов руководство Выстав
ки предостерегало художников и директоров павильонов от чрезмерного увлечения фотомонтажами. Такое увлечение, имевшееся в ряде па
вильонов (Белоруссия, Армения, «Охота и звероводство», «Собаководство» и др. ) вполне справедливо было осуждено.
Не случайно в тех павильонах, где наиболее вдумчиво, серьезно и ответственно подошли к разрешению задачи художествено-документального показа, методов работы передовиков сель
ского хозяйства (Главный павильон, Узбекская ССР, Казахская ССР, Северо-Восток), меньше всего прибегали к помощи ножниц и клея. В итоге эти павильоны показывают более убедительные и художественно ценные фотоэкспонаты.
Мы не против фотомонтажа вообще. Фотомонтаж — это большое своеобразное искусство, способное нередко сделать снимки более Доходчи
выми, интересными, насыщенными. Искусство монтажа требует от автора большой культуры, основательного знакомства со спецификой фото
графии, опыта и владения техникой монтажа. Без этого фотомонтаж обречен на провал.
К сожалению, на выставке не все художники и директора, павильонов учли это. Монтажи поручались людям, впервые взявшим снимки 1в ру
ки. Не уделили должного внимания работе над фотомонтажами и руководители оформления ВСХВ, в том числе главный художник Выставки т. Яков
лев, считая это дело чисто фотографическим, в значительной мере техническим. Такой подход не мог не дать отрицательных результатов.
Резко искажающий перспективу и масштабы монтаж показан в павильоне «Сибирь». В этом монтаже кауперы и фабричные трубы очутились на крыше здания института. Снимки нагромождены один на другой. Неудачно раскрашен монтаж в павильоне «Татария».
В павильоне «Таджикистан» — шестнадцать громадных фотомонтажей. Три ив них выполне
ны бригадой т. Зубкова. Примененный бригадой способ рельефного показа первого плана оказал
ся успешным. Он создает впечатление объемности, некоторой стереоскопичности и лучше оттеняет планы. Монтажи сделаны грамотно, правильно разрешены пропорции отдельных компонентов.
Выразительнее других — панно овцеводческой товарной фермы колхоза «Кзыл-Юлдуз», где на переднем; плане дата почти в натуральную величину гиcсарская овца. Ухудшает впечатление некоторая небрежность отделки, — поломы бумаги, следы клея.
Остальные тринадцать фотомонтажей на стен
дах выполнены ЛенИзо под руководством художника Зданевича. Эти монтажи оставляют желать много лучшего. Основное, что неприятно поражает при первом взгляде, — это грубая ретушь соусом.
На стендах «Виноделие», «Народное образование» и других изображения лиц также пострадали от ретуши.
Небрежно, неудачно, с нарушением перспективы сделан монтаж «Искусство Таджикистана».
Исключение, пожалуй, составляет стенд «Охрана, материнства и младенчества», где очень удач
но на втором плане показан прекрасный горный пейзаж Таджикистана
В центральном зале пять стендов заняты мyогосюжетными монтажами, лишенными зрительного центра, рассеивающими внимание зрителя.
Это, в частности, относится к стенду совхоза «Семеноводство».
Большинство фотосъемок для павильона «Таджикистан» продав ели такие опытные фоторепор
теры как А. Штеренберг, В. Шаховской, Г. Липскеров. Они дали ряд прекрасных работ, но после ножниц художников-оформителей и после «обработки» ретушью снимки стали неузнаваемы. О творческом лице фотомастера говорить не приходится.
Замечательное панно в зале Чувашии «Вручение акта на вечное пользование землей в колхозе «Динамо» — не монтаж. Это увеличение хо
рошего снимка А. Cкурихина, выполненного по эскизу художника Эндера. Удачная композиция,
насыщенность кадра, острота сюжетной линии, выразительное решение темы, —вот результат содружества художника и фоторепортера, резуль
тат вдумчивой квалифицированной съемки. Этот снимок (как и многие другие замечательные снимки на Выставке) свидетельствуют о том, что без крайней надобности прибегать к фотомонтажам, да к тому же малохудожественным, нет никакой необходимости.
Почти нет фотомонтажей и в Главном павильоне. А имеющиеся сделаны тонко, культурно, со вкусом, с чувством меры. Фотоэкспонаты Глав
ного павильона очень удачны. Они заслуживают специального разбора.
Нелепое увлечение монтажами имеет место там, где нет ясного плана оформления, где художник и фоторепортер творят в отрыве друг от друга и не знают, что и как они хотят показать.
Все фотоэкспонаты в павильонах «Охота и звероводство» и «Собаководство» фотомонта
жи; 80 процентов оформления они занимают в павильоне «Хлопок». Из 265 кв. м в павильоне Белорусской ССР 245 кв. м— фотомонтажи. В павильоне «Армения» из 310 кв. м монтажи занимают 280 кв. м. Такая погоня за монтажами ничем не оправдана
Не говоря уж о том, что фотомонтаж требует значительно больше затрат труда, времени, бумаги и денег, оригинальный, содержательный
снимок почти всегда более доходчив, правдив и художественно полноценнее, чем заурядный (даже грамотно сделанный) фотомонтаж.

Д