ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОТОГРАФИИ

Вас. ЯКОВЛЕВ
Главный художник ВСХВ
ак художнику-живописцу мне очень трудно судить о профессиональных достоин
ствах фотографии. Для этого нужно быть хорошо знакомым с фотографией, ее техникой, методами ее работы и т. п. Признаюсь, эта об
ласть для меня незнакома. Но, руководя оформлением Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, я могу судить о той, роли, которая вы
пала на долю фотографии. Надо прямо сказать — роль эта ответственная и почетная.
У каждого искусства свои изобразительные средства. То, что доступно живописи или скульптуре, недоступно фотографии. Там, где требуется глубокая эмоциональная переработка материала, где требуется создание какого-то син
тетического образа, выбранного из множества явлений, там фотография должна уступить место живописи.
Там же, где нужно создать документальные произведения, поднимающиеся до уровня худо
жественного обобщения, фотография выступает во всю силу своих изобразительных средств.
На таких выставках, как сельскохозяйственная, огромное количество материала можно показать только с помощью фотографии, где широкое применение находит в частности прикладная фотография.
Здесь в снимках требуется точный, методически раскрытый во всей закономерной эволюции показ тех или иных приемов научно-исследова
тельской работы, здесь нужен точнейший, не поддающийся глазу и кисти художника, показ различных агро-зоотехнических моментов.
Само собой разумеется, что от вкуса и талантливости автора-фотографа во многом зависит результат его работы. Умение выбрать освеще
ние, точку съемки, ту или иную тональность, выигрышный момент—все это обусловливает си
лу воздействий фотографии на зрителя. На сельскохозяйственной выставке роль фотографии значительна и важна. B разделе показа методов культивации полей, в области раскрытия различных практических приемов, в фиксации последовательных моментов различного рода науч
ных работ фотография оказывает неоценимые услуги.
К фотографии на Выставке не следует подходить только утилитарно. Бесспорно и самостоя
тельное художественное значение фотографии.
Но нужно с большой тщательностью отбирать фотографии для самостоятельной экспозиции, а
наряду с этим умело компоновать снимки, разнообразить приемы использования фотографии, не упуская из виду, что помимо документаль
ности, снабженный фотоматериалом стенд несет и выставочные функции. Одно же из Самых главных требований, предъявляемых к каждой выставке: не допускать скуки, все время прико
вывать интерес посетителя, не утомляя его серым однообразием оформления — в этом и трудность, и смысл показа. Поэтому важно как мож
но выразительнее подавать материал стенда, умело используя все виды искусств.
Но все хорошо в меру. И если у нас даже самое блестящее фото занимает доминирующее положение, оттесняя на задний план все иные средства выставочной демонстрации, получается уже не сельскохозяйственная, а фотографическая выставка. Такт и вкус должны сочетаться с чувством меры.
Не будучи специалистом в области фотографии, а являясь, так сказать, ее эстетическим по
требителем, я хотел бы несколько подробнее остановиться на внешнем виде фотографий.
Откровенно говоря, есть область, к которой я отношусь весьма сдержанно, — это область фотомонтажа. Хотя и здесь мы имеем отдельные блестящие достижения («Товарищ Жданов среди передовиков сельского хозяйства Ленинградской области»), но в общем я всегда отношусь к фотомонтажу с осторожностью, предпочитая крупные увеличения документальных фотографий. Поэтому такие фотоувеличения, как скажем, «Вручение акта на вечное пользование зем
лей», «Колхозница» (работы А. Скурихина) и дру
гие доходчивы, убедительны, художественно полноценны.
То же надо сказать и о подцветке. Тонированная фотография — это одно, раскрашенная фотография (даже наиболее умело) всегда отдает мертвенностью муляжа.
Выставка открывает широкое поле деятельности для работников всех видов искусств. Количество фотографических работ на ней небывалое. Выявляются и новые кадры, — об этом го
ворят как работы молодежи, так и работы, по
лучаемые из самых отдаленных уголков Советского Союза. Возможность фотографического оформления Выставки далеко еще не исчерпана. Я уверен, что в дальнейшем выявится ряд новых методов использования и применения фотографии.

К