Охрана материнства и младенчества
(Фотомонтаж в павильоне Таджикская ССР ). СОДРУЖЕСТВО С ХУДОЖНИКОМ
Я. БИРЮКОВ
отография на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке занимает одно из веду
щих мест. Казалось бы, что в вопросах оформления стенда художник и фотограф должны работать в творческом содружестве, сов
местно отвечать за общее оформление стенда, а быть может, и всего зала. Такой метод работы приобретает особое значение в тех случаях (а
их большинство), когда художник незнаком с объектом показа в натуре и придумывает оформление в лучшем случае по контрольным отпечаткам, а чаще всего на основе одного лишь тематического плана.
К сожалению, в практике ВСХВ укрепился совершенно противоположный метод.
Фоторепортер, как правило, не только не принимает никакого участия в решении задач оформле
ния стендов, для которых ведет съемку, но в большинстве случаев даже не представляет себе, как будут выглядеть стенды, не знает их тематического стержня. Фотограф получает узкое, совершенно определенное задание по съемке, к нему лишь прикрепляют в помощь консультанта— агронома или зоотехника, тоже не знаю
щего, что задумал художник. Сдав негативы, фоторепортер заканчивает на этом свое участие в оформлении Выставки. Как будут отпечатаны его снимки, как их обработают и покажут, как они увяжутся между собой на стенде, — все это фотографа «не касается». Таким обра
зом творческое участие его в оформлении павильона искусственно сводится к минимуму.
Приведу пример. Во время съемки в Туль
ской области я получил предложение дирекции павильона сфотографировать вне плана сад и лучшие здания в селе Лутовиново.
Еду в Лутовиново. По заданию надо снять больницу с родильным домом. Оказывается больница и родильный дом помещаются на про
тивоположных сторонах улицы и сфотографиро
вать их вместе невозможно. Ищу школу, чтобы сфотографировать ее, как задано, «с окружаю
щими домами». Оказывается школа стоит особняком на огромной площади и никаких «окру
жающих» ее домов нет и в помине. Примерно, так обстояло И со съемкой остальных объектов.
Сдаю пленку — принимают четыре негатива, так как остальные «не соответствуют замыслам художника». А что было известно о замыслах художника фоторепортеру?
С т. Миллером, художником тульского зала в павильоне Московской области, мне уда
лось более или менее подробно обсудить план оформления стендов племсовхоза Шульгине и Белевского овощесовхоза. В результате наибо
лее удачной в композиционном отношении по
лучилась съемка именно по этим двум темам. Оно и понятно: я представлял себе общее
оформление стенда и в соответствии с ним вел съемку.
Для Выставки предстоит еще сделать немало съемочных работ. Эти примеры приведены для того, чтобы наглядно доказать вредность существующей установки, в силу которой фотограф устранен от творческого участия в оформлении стендов.

Ф