ЗАВТРА

ПЕРБАЯ ПРОГРАММА, 9.30 — «Писа+
тели у микрофона». 10.30 — Для стар
	ших школьников. «Из истории ревоч
люционной песни». 12.20 — Концерт

загадка. 13.45 — Обзор ‘газеты ` «За
прочный мир, за народную демокра-
тию!». 14.00 — Радиообозрение, «По те-

атрам музыкальных ` комедий Мос

Ленинграда, Свердловска». \15.00 — Те.
атральный утренник для детей. Мон.
Trax спектакля Государственного ака“
демического Малого театра «Ревизор».
1630 — Музыкально-образовательная
передача «История советской песни»;
17.35 — Выступление радиокомментато-
ра по внешнеполитическим вопросам,
18.00 — Новости недели. 18.30 — Музы-

кально-литературная композиция
«Песнь о Варшаве». 20.10 — Радиопе-
редача «Советская наука — наука со.

зидания» (по городской сети). 20.30 =
Эстрадный концерт.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 93.30 — Kon.
церт к месячнику чехословацко-совет-

ской дружбы. 10.00 — Литературно-
музыкальная композиция «Советская
Литва». 10.30 — Музыкальное чтение,

«Ромэн Роллан. о Бетховене». 11.50 —
Трансляция оперы Мусоргского «Со-
рочинская ярмарка». 11.45 — Беседа
«Достижения советской науки в раз-
витии строительной индустрии». 18.09
— Русские песни. 18.30 — Н. Дементь-
ев «Катя» (рассказ). 19.30 — Музыкаль-
но-литературный концерт «Славься,
отечество наше свободное».

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 20.00 — A.M,
Горький «Дети солнца». Спектакль Ки-
евского драматического театра им.
Леси Украинки. 23.00 — Концерт по
	программе, составленной радиослуша-
телями.
	ТЕЛЕВИЛЕНИЕ
	Г в ТУРНИР
СИЛЬНЕЙШИХ
- В МИРЕ

ЧЕМПИОНАТ СССР

Сегодня в Москве начинается
двалиатый птахматный чемпионат
	СССР. Турнир по своему составу
очень силен и обещает упорную и
напряженную борьбу.

Вчера в Комитете по делам физи-
`ческой культуры и спорта при Сове-
`те Министров СССР состоялось от-
‘крытие ХХ шахматного чемпионата
СССР. В результате проведенной
жеребьевки турнирная таблица выг-
‘лядит следующим образом: 1. чем-
‘пион мира гроссмейстер М. Ботвин-
`ник (Москва); 2. мастер Б. Голь-
`денов (Минск); 3. мастер А. Толуш
(Ленинград); 4. гроссмейстер М.
’Тайманов (Ленинград); 5. мастер
Jl Аронин_ (Московская область);
`б. мастер В. Симагин (Москва); 7.
` гроссмейстер Д. Бронштейн (Моск-
ipa); 8 чемпион СССР гроссмейстер
Tl Kepec (Таллин); 9. мастер
И. Липницкий (Киев); 10. гроссмей-
стер В. Смыслов (Москва); 11. ма-

стер В. Корчной (Ленинград); 12.
  гроссмейстер И. Болеславский
(Минск); 13. мастер Г. Каспарян
(Ереван); 14. мастер И. Кан (Мо-
сква); 15. мастер Г. Иливицкий
(Свердловск);. 16, гроссмейстер
Е. Геллер (Одесса); 17. мастер
О. Моисеев (Москва); 18. мастер
В. Бывшев (Ленинград); 19. мастер
А. Суэтин (Тула); 20. мастер
	А. Константинопольский (Москва).
Сегодня в Большом. зале Lleur-
рального Дома культуры железно-
	дорожников состоится первый тур.
В нем встречаются: Ботвинник—
Константинопольский, Гольденов —
	Суэтин, Голуш—Бывшев, Гайманов=
	Моисеев, Аронин—Геллер, —Сима-
гин—Иливицкий, Броништейн-_Кан,
Керес—Каспарян, Липницкий—Боле-
славский и Смыслов-—Корчной.
	ПО СТРАНИЦАМ
		TBS часа тридцать MHHYT дня.
Слышится звонок. В 577-й

мужской средней школе начи-
нается очередной урок. У физкуль-
турного зала собрались семикласс-
ники. Все они в одинаковой спор-

тивнсй форме — черные майки и
черные трусы. Ча груди каждого
ученика ромб — эмблема «7-й

«А». Преподаватель физкультуры
А. Ежов подает команду.

— В колонну по одному строй-
eg!
	Мальчики быстро и четко вы-
пояняют команду преподавателя,
рассчитываются, а затем  пере-
страиваются в шеренги по три.
Начинаются вольные движения с
маленькими резиновыми мячами.
	Эти упражнения делаются для
того, чтобы учащиеся подготовили
себя к основной части урока.
Цель сегодняшнего урока — на-
учить ребят олному из упражне-
ний на переклалине и отработать
элементы акробатики с баскет-
больным мячом.
	С

Вдруг на соседней ели сильно
качнулась одна ветвь, лругая;
	мелькнул желтый комок, и совсем на
виду уселась остроморлая, е длин-
ными кисточками на ушах и пуши-
стым хвостом белка. Держа в пе-
редних лапах еловую шишку, она
проворно обрабатывала ее острыми
	зубами, выбирая ° семена и роняя
вниз чешуйки.
	Любители семян хвойных деревь-
ев есть и среди птиц. Особенно этим
отличаются клесты. Они еловыми се-
менами даже выкармливают птеннов,
появляющихся у них нередко’ зимой
— в январе-феврале, когда запасы
этого корма наиболее обильны. Кле-
стов в эту осень появилось в Подмо-
сковье заметно больше, чем в преды-
дущие годы.

Как раз на ту елку, на которой
завтракала белка, налетела стайка
десятка в полтора  красногрудых
птиц с необычными, перекрешиваю-
щимися половинками клюва. Это 4
есть клесты. Они шумно и проворно
принялись шелушить семена из шШи-
шек, ловко орудуя специально  при-
	способленными для такой работы
клювами.
	Подмосковные леса и сейчас ‘пол-
ны жизни, протекающей в иной, 609-
лее скрытой форме, чем летом..
	А. Михеев,
кандилат биологических наук.
	O-SHMHEMY тихо сеичас в лесу.
Лалеки от Подмосковья перелет-
	ные птицы: одни из них — на юге
Западной Европы, другие — в Афри-
ке. Готовясь к зиме, перекочевали из
лесов ближе к жилью вороны, соро-
ки, синицы. Прилетели в наши края
< севера знмующие птины — снегири,
цечетки, свиристели.

Лишь писк некоторых птиц, да
изредка стук лятла нарушает покой
как бы заснувшего леса. Ho sto
только на первый вэгляд. Если по-
дольше походить по лесным тропам,
почаще останавливаться и, затаив-
нгись, всматриваться в лесные чащи
и прогалины, то нетрудно заметить,
что и в зимнем лесу жизнь продлол-
жает бить ключом.

Вот над головой с писком пролете-
ла стайка чнжей, направляясь к 6o-
лоту, куда ее привлекает обилие се-
мян ольхи — излюбленного зимнего
корма этих птичек. Совсем рядом
зашуршал корой спускающийся по
стволу дерева вниз головой попол-
зень — лучший  древолаз и един-
	ственная из Hallux птиц, способная
к такому способу передвижения.
Слух улавливает еле заметный писк:
это маленькая, с длинным загнутым
книзу клювом пишуха, которая, по-
добно дятлу и поползню, усердно
очищает стволы деревьев от яичек и
куколок лесных вредителей.
	„7-й класс «А» — «самый спортивный» В 9//-И
школе. Здесь 18 учеников полностью сдали нормы на
значок «Будь готов к труду и обороне». Почти все ре-
бята — хорошие лыжники. Многие бегают на конь-

ках, занимаются в различных спортивных секциях.
В вестибюле школы на болыном стенде. под стек-
	лом вывешены дипломы и грамоты, завоеванпвпые
учащимися на различных соревнованиях. Их более
сорока. Эти награды говорят о том, что в школе
№ 577 любят спорт, много внимания уделяют физи-
ческому воспитанию подрастающего поколения.
	урок физкультуры в 7-м классе
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
	ЛЫЖНИКИ
В ССКОЛЬНИКАХ
	Вчера и сегодня утром на терри-
тории Сокольников можно было уви-
деть лыжников, тренирующихся на
снегу. Среди них были учащиеся
юношеской спортивной школы и цен-
тральной секции общества «Труд»,
лыжники первого и второго разря-
дов «Спартака» и группа инструкто-
ров-общественников.

Сегодня заканчивается проверка
готовности одной из наиболее круп-
ных лыжных баз — парка культуры
и отдыха «Сокольники». Завтра при
благоприятной погоде она откроется
для широкого пользования. К ней
уже прикреплено 36 физкультурных
организаций. На базе 1.500 пар лыж.
Создана школа лля новичков. Рабо-
	тают инструкторы. База будет откры-

та с 9 до 21 часа.
—— ee
	НАСТОЛЬНЫЙ
ТЕННИС
	Вчера в круглом зале клуба спор-
тивного общества «Крылья Советов»
	состоялась товарищеская ветреча по.
настольному теннису между сборной.
командой СССР и. победителем: пер-
вого командного чемпионата СССРАЬ
«Спартаком».

Состязание привлекло большое ко-
личество зрителей. Отдельные игры
прошли в напряженной борьбе. Чем-
пион страны Саунорие («Спартак»)
потерпел поражение от чемпиона
Эстонии Франтса, проиграв решаю-
шую партию. со счетом 23:25. Остро
прошла встреча юношей Леонова
(«Спартак») с Пашкявичус («Жаль-
гирис», Каунас). Литовский  спорт-
смен вышел победителем.

Слабо провел состязание чемпион
Москвы Душкесас. Его ‘соперник
прошлогодний чемпион страны Ако-
пян («Спартак») уверенно выиграл
зостязание, одержав победу в двух
партиях — 21:11 и 21:9.

Результат встречи — 7:4 в пользу
сборной СССР.
	Один за другим подходят ученики к перекладине и
	так, как показал
	13.00 — Мультипликационный кино.
фильм «Гуси-лебеди». 13.25 — Телеви-
зионный журнал «Юный пионер»,
14.10 — Кинофильм «Четвертый пери-
скоп>. 20.00 — Спектакль Государст-
венного академического Малого теат-
ра «Евгения Гранде»,
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
		ТЕАТРЫ Н КОНИЕРТЫ
	БОЛЬШОЙ ТЕАТР. 30/ХТ днем Евге-
ний Онегин, веч. Спящая красавипа.
	ФИЛИАЛ BOAbHIOTO TEATPA,
30/Хт днем Сорочинская ярмарка, веч.
Иоланта.
	МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО. 30/X1
днем Три сестры, веч. Плоды просве-
	щения (1-й сп. 14-го абон.). 1/ХН Ан-
на Каренина.

ФИЛИАЛ МХАТ. 30/XI днем пос.
	ледняя жертва, веч. Разлом (1-й еп.
7-го абон.). 1/хИ Школа злословия.
	МАЛЬЙ ТЕАТР. 30/XI днем Иван
	Грозный, веч. Калиновая роща. 1/хп
спект. театра им. Евг. Вахтангова Си-
рано де Бержерак.
	ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА. 3х1
днем ИПигмалион, веч. Ревизор.
	ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА. 30/1
днем Отверженные, веч. Седая де-
вунгка. 1/х%П Егор Булычов и другие,
	ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО KOMCO-
МОЛА. 39/ХЕ в 1 изч. Дети «Авро-
ры», веч. Васса Железнова.
	ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ТЕАТР СОВЕТ.
СКкОЙ АРМИИ. 30/XI днем Ревизор,
веч. Под чужим небом. На малой
сцене 30/XI днем 30 серебреников,
	Bey, Западная граница,
	преподаватель.-.Лучше других делают это Слава Ба-
бернов и Юра Беров. Сразу видно, что они занима-
ются физкультурой не только на уроках, но и в сво-
бодное от учебы время. На отработке второго упраж-
нения ‘высокую оценку преподавателя получают Геня
	..Урок. заканчивается. Преподаватель полводит
краткие итоги, указывает на ошибки при выполнении
упражнений. «В целом, — отмечает он, — сегодняш-
ние занятия прошли хорошо. Дисциплина на уроке
	была отличная».

ЧА СНИМКЕ,
		На леляных пПОлЛяЯх
	Предстоящий зимний сезон будет
насыщен интересными  хоккейными
‘соревнованиями: Самыми значитель-
ными из них будут игры на первен-
ство страны и «Кубок СССР». Все-
союзный чемпионат по хоккею <
шайбой начнется завтра предвари-
тельными состязаниями в трех под-

группах. Встречи состоятся в Сверд-
ловске, Челябинске и Молотове. В
отличие от прошлого ‘сезона в этих
состязаниях примут участие не 12, а
18 команд.

В Свердловске ‘будут выступать
‚хоккеисты ВВС, «Динамо» (Crepa-
‘ловск), «Даугавы» (Рига), «Торпе-
до» (Горький), «Химика» (Электро-
сталь), «Динамо» (Таллин); в Че-
лябинске — команды Центрального
дома Советской Армии, «Спартака»
(Москва), аи (Челябинск),
«Динамо» (Ленинград), «Жальгирис»
(Каунас) и спортёмены Петрозавод-
ска; в Молотове — хоккеисты «Ди-
намо» (Москва), «Крыльев Советов»
‚ (Москва), Левинтрадского и Новоси-
бирского домов офицеров, спартаков-
цы Харькова и Минска. Игры в под-
группах состоятся в один круг и за-
кончатся 10 декабря,
	Команды. зышедшие в подгруппах
	на первые три` места, образуют класс
«А» и проведут заключительные
встречи в Москве в два круга — с
17 декабря по 25 января. Команды,
занявшие три последних места, вой-
дут в класс «Б». Их заключительные
соревнования состоятся в Горьком в
один круг — с. 15 декабря по 4 ян-
варя. Согласно. положению, команды,
завоевавшие перзое и второе места
в классе «Б», в будущем сезоне пе-
рейдут в класс. «А». Хоккеисты, за-
нявшие последнее место в классе
«А», переводятся в класс «Б».

Следует отметить, что во всесоюз-
ных соревнованиях впервые примут
участие спортсмены «Химика» (Элек-
тросталь), «Торпедо» (Горький), Но-

-восибирского дома офицеров, «Спар-

така» (Харьков), «Жальгирис» (Кау-
Hac) и хоккеисты Петрозаводска.

Соревнования на первенство Совет-
ского Союза по русскому хоккею
Будут проведены с 18 января по
4 февраля в Куйбышеве и Иванове.
каждой из групп выступят по
	$ команд. В первую вошли «Дина-
	резидент Туниса Отклок бросил про-
тив безоружных демонстрантов вой-
ска, авиацию и танки. Десятки ара-
бов и феллахов были убиты, сотни
ранены, тысячи отправлены в тюрь-
_МЫ... св

_ Из Туниса мы направились в Бн-
зерту, а. затем — в алжирский порт
Бон, в 60 километрах, от которого ня-
ходятся крупные месторождения же-
лёзных руд. Перед нами открылась
совершенно непривычная картина. На
открытом карьере плошадью во пол-
	тора квадратных километра — ни
одного экскаватора, никаких меха-
низмов. На склонах. в ямах —  по-
	луголые арабы и феллахи. Одни стоя
взмахивают кирками, другие’ сидя
дробят породу тяжелыми молотамн,
женшины несут на головах корзины
с рудой, Картина рабского труда...
Мы спросили сопровождавшего нас
франнуза-инженера: почему на рул;
нике не применяется механизация?
Он пожал плечами:
` — Так дешевле.

На` следующий день мы осматри-
вали разработки карьеров строитель-
ных материалов. Здесь также примз-
няется исключительно ручной труд.
Живут рабочие туг же при карьере
в поселке, состоящем из кибиток,
крытых кошмами, и хижин, сколочен-
ных из всякого‘ хлама. Мы заглянули
в одну из таких хижин. Когда глаз
привык к темноте (окон в хижинах
нет), мы увидели, что на земляном
полу разостланы цыновки — единст-
венная «мебель» этого «KAIBA».
Семья рабочего—изможденная жен-
шина и четверо ребятишек — обела-
ла лепешками и луком.
	А неподалеку — целые рощи олив-
ков, апельсинов, лимонов, виноград-
ники. Богатство и нищета... Богат-
ства. принадлежат французам, италь-
янцам или другим иностранцам, ни-
щшета — арабам и феллахам.
	6 сентября мы прибыли в Алжир.
В рекламах французских туристских
агентств Алжир выглядит так: «Это
чудесная экзотическая французская
колония, страна солнца и чистого
голубого неба, раскинувшаяся от
безмятежных берегов Средиземного
моря до движущихся песков Сахары.
Это ‘страна сладких плодов,  мело-
дичных песен и арабских легенд».

Да, в Алжире есть все, о чем го-
ворится в рекламе: и финиковыз
	ворится в рекламе: и финиковые
пальмы, и оазисы, и караваны верб-
людов, и живописные базары; и араб-

мо» (Москва), Институт физического
‘воспитания имени Ленина (Ленин-
град), Свердловский дом офицероз,
«Буревестник» (Москва), команда
гор. Казани, Рижский дом офицеров,
«Трактор» (Красноярск), Минский
дом офицеров.

Самым массовым соревнованием
явится розыгрыш «Кубка СССР» по
хоккею с шайбой и русскому хоккею.

Особое внимание уделяется в пред-
стоящую зиму юношеским  хоккей-
ным командам. В дни школьных ка-
никул состоятся встречи сборных
юношеских команд. Москвы, Ленин-
града, Таллина, Горького, Риги. и
других городов, а состязание сбор-
ных Москвы и Ленинграда будет про-
ведено в Москве с 3 гю 5 января.
	Московские команды, участвующие
в соревнованиях на первенство СССР
по хоккею с шайбой, провели прелд-
сезонную подготовку. На протяже-
нии ряда лет они являются сильней-
шими среди участников всесоюзных
соревнований. Тем не менее и их
класс должен быть значительно по-
вьнпен.
	Последний. чемпионат показал, что
этдельные коллективы, как, напри-
мер, «Динамо», «Крылья Советов», в
прошлом году не улучшили класса
игры. Результаты их выступлений
были хуже, чем в предыдущих чем-
пионатах. Некоторые ведущие трене-
ры — тт. Чернышев и Егоров, не
говоря уже об игроках, не улеляля
серьезного внимания повседневному
совершенствованию техники. Даже
чемпион страны — команда ВВС и
хоккеисты ЦДСА проводили игры с
серьезными ошибками.

Особо надо сказать о хоккеистах
московского «Спартака». В свое вре-
мя они входили в число сильнейних,
были серьезнейшими ‘соперниками ос-
новных претендентов на первенство.
К сожалению, в последние годы
спартаковцы столицы значительно
ухудшили класс игры. Надо полагать,
что с пополнением команды моло-
дежью спартаковпы выступят в чем-
пионате с лучшими результатами, чем
в последние голы.
	А. Новокрещенов,
государственный тренер по
хоккею.
	ские скакуны, и мпогое другое. 1
вся экзотика Алжира еще ярче отте-
няет бесправие... нищету, голод и 6бо-
	лезни, от которых алжирский народ
	страдает вот уже 120 лет, — с тех
пор, как французские колонизаторы
ступили на землю Алжира.

Мы посетили один из домиков бел-
ного алжирца. В хибарке, куда мы
зашли, — 8—10 квадратных метров.
Здесь ютится семья из шести чело-
век. Хозяин встретил ‘нас сначала
неприветливо: что хорошего мог он
ждать от европейских господ? Но,
узнав, что мы из Советского Союза,
он вскочил и радостно воскликнул:

— Москва! Сталин!

Он бросился из хижины и скоро
привел целую толпу соседей, что-то
горячо им рассказывая и указывая
на нас. Отовсюду слышались слова:
	«Москва! Сталин!». Обычно угрюмые
	лица арабов засветились улыбками,
казалось, что посветлела и вся мрач-
ная и узкая улочка... Эти слова мы
слышали потом в Африке повсюду—
от туарегов в Сахаре и риффов в
Марокко, от сенегальских негров и
французских геологов.

8 сентября в большом зале губер-
наторского дворца открылась XIX
сессия ° международного конгресса
геологов. На нем присутствовали
‘1.150 человек, представлявших 386
стран.
	Для иллюстрации одного из докла-
	живописные базары, и арао-  дов мы привезли с собой хроникаль-

* KYPAHTbI ЗИМНЕГО ДВОР-
ЦА. Полдень... Над Дворповой пло-
щадью Ленинграда разносится мело-
дичный звон курантов. На фасаде
Зимнего дворца на черном фоне
циферблата блестят золотом цифры
и стрелки старинных часов. Сделан-
ные неизвестным мастером двести
лет назад, они были установлены
здесь после пожара 1837 года. Дли-
тельное время куранты не действо-
вали, так как их механизм износил-
ся и требовал капитального ремок-
та. Сейчас успешно выполнен слож-
	ный ремюнт этих уникальных часов.
(«Вечерний Ленинград»).
	ж ТАИНИЦКИИ ХОД. КАЗАН-
СКОГО КРЕМЛЯ. Начались подго-
товительные работы по реставрации
казанского Кремля. При исследова-
нии фундаментов. Тайницкой башни
обнаружен . сводчатый подземный
ход. Ширина сводов — свыше двух
метров, под ними можно не только
ходить, но и ездить. Подземный ход
пока расчищен на длину около пяти
	метров («Советская Татария», г. Ка-
‚зань).
	свои лавчонки, хватая людей за полы
бурнуса; гремят, звенят тазы и кув-
шины в мелном рядуз отчаянно ревут
ослики с тяжелой кладью на спине;
заунывно поют. нищие; «ясновидцы»
и продавцы амулетов предлагают та-
лисманы, которые «помогут найти
хорошую работу». Но зайдите, напри-
мер, в мясную лавчонку, — там, об-
лепленные роями мух, лежат потро-
ха и какие-то обрезки: на хорошее
	мясо все равно не найдется покуна-
телея.
	Попадаем в кварталы ремесленни-
ков, сохранившиеся с ХИТ века. Мол-
чаливо трулятся вышивальщики, ков-
ровцицы, ткачи. выводя затейливые
	узоры на бархате, шелке, коже. В
других кварталах вас охватывают
ароматы пряностей. Здесь торгуют
	духами, эссенциями, помадами, Kype-
ниями в маленьких филигранных фла-
кончиках, коробочках, кожаных ме-
пючках. Рядом в темных и грязных
харчевнях продают кус-кус — излюб-
ленное кушанье атабов, похожее на
плов.
	немало контрастов и в европей-
ской части Туниса. Вечером на сз-
мой большой улице Туниса — авеню
Жюль Ферри, против генеральной ре-
зиденции, прямо на мостовой устран-
заются на ночь бездомные ребятишки,
поставив рядом ящики с ваксой, —
это чистилыцики. сапог. Бездомные,
полуголые, вечно голодные, дети ара-
бов живут недолго. По официальной
статистике, из тысячи новорожденных
умирает 50, а в течение первого года
	жизни — 200. Причина одна — ни-
шета.

84 процента населения страны
	неграмотно. Почти на 3,5 миллиона
жителей имеется всего 470 врачей.
В городе, особенно в мусульман-
ской его части, мы видели разбитые
снарядами здания. Это следы недав-
них кровавых событий, когда фран-
цузское правительство жестоко пода-
вило движение тунисских патриотов,
	требовавших предоставления Тунису
	самоуправления. Новый генеральный
		  рообраз современного автомобиля
	Среди многочисленных: изобретений
И. П. Кулибина, выдающегося рус-
ского новатора науки и техники кон-
па ХУПГ — начала ХГХ века, боль-
шой интерес представляет построен-
ная им в 1791 году «самокатка» —
трехколесный экипаж, приводившийся
в движение посредством педалей,
связанных остроумным передаточным

механизмом с ведущими колесами
машины.
	И. П. Кулибин впервые применил
в конструкции своей «самокатки»
много интересных технических нов-
шеств. Равномерность движения эки-
пажа обеспечивалась тяжелым ма-
ховиком. В то же время этот махо-
вик являлся своеобразным аккумуля-
тором энергии, передавая её веду-
щим колесам «самокатки». Экипаж
был оснашен оригинальным тормоз-
ным ‘устройством. По-новому были
сконструированы и подшипники. Тре-
ние скольжения И. П. Кулибин заме-
нил в них трением качения. По cy-
шеству это были первые в мире ро-
ликовые полшипники.
	Все важнейшие узлы «самокатки»
знаменитого русского механика поч-
ти в точности предвосхищали устрой-
ство ходовой части современного ав-
томобиля. И. П. Кулибин впервые
применил инернионное устройство —
массивный маховик, подшипники ка-
чения, рулевое управление, коробку
перемены передач. Характерно, что
немец Карл Бенц, построивший в
		СЕНТЯБРЕ этого года в городе
Алжире состоялась ХГХ сессия
	международного конгресса геологоз,
в которой. приняли участие совет-
ские ученые.

..17 августа мы вылетели из Мос-
кзы. Варшава, Берлин, Брюссель,
Париж — первые вехи нашего пути.
Потом поезд повез нас на юг, и вот
дложаливым днем стоим мы в Мар-
	селе, ожидая посадки на  чпаро-
ход «Шамполион», предоставленный
французским правительством  спз-
ниально для делегатов конгресса.
	Впрочем, добрую половину Пассажи-
ров составили туристы, в большин-
стве американцы.

Утром следующего дня, когда па-
роход был уже в открытом . море,
нас разбудили тревожные гудки. Го-
лос по радио настойчиво повторял:

— Наденьте спасательные пояса,
немедленно выходите на палубу!

Двое из членов нашей делегации
поднялись наверх. Пароход wen
полным ходом вперед, а на палубе
творилось то, ‘что, очевидно, бывает
на пароходе, когда он вот-вот пой-
дет ко дну. Из кают выбегали полу-
одетые  перепуганные пассажиры,
команла готовилась к спуску шлю-
NOK.

— Yue6naa tpesora! — объявили
вдруг по радио.

Пожимая плёчами, пассажиры от-
правились по своим каютам. и толь-
ко какая-то американская туристка
упорно продолжала лезть в шлюпку
й все никак не могла понять, по-
чему смеются матросы. Кто-то. из
матросов потом хорошо сказал:

— Мадам, видимо, имеет подго:
товку: у себя в Америке она при-
выкла‘ подлаваться панике!
	На второй день пути мы полошли
к Тунису. Вдоль берега лазоревого
Средиземного моря тянулись белые
виллы, обрамленные густой зеленью
садов, а лалыше, над россыпью пло-
ских крыш, там и тут возвышались
купола и башни мечетей. Есть у
этого города одна особенность, пэ-
	1556 году автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания, повторил в
конструкции ходовой части своей ма-
шины все замечательные технические
новшества И. П. Кулибина, в том
числе и горизонтальное расположе-
ние маховика.

В скором времени москвичи смо-
гут увидеть в Политехническом му-
зее действующую модель. «самокат-
ки» И. П. Кулибина. Модель по-
строена научными сотрудниками
музея под руководством завелую-
щего отделом автопромышлённости
А ШМеаева, при участии кандида-
та технических наук Е.  Гага-
рина и инженера А. Грепачевского.
Изучив первоисточники
и сделав необходимые
расчеты, этот коллектиз
подготовил рабочие чер-
тежи «самокатки» и по-
строил ее модель в
олну пятую натуральной
велитины.

нас, советских
	Модель «самокатки»
выдающегося русского
механика и изобретателя
И. П. Кулибина скоро
зойдет в состав экс-
позиции отдела автопро-
мышленности Политехни-
ческого музея.
	HA СНИМКЕ; ™o-
дель «самокатви» И. П.
КУЛИБИНА.
	Путевые
заметки
	разившая вначале
	МОСК. ТЕАТР ДРАМЫЬТ (ул. Герце“
на. 19). 30/ХГ Тридцать серебреников.
	МУЗЬТКАЛЬНЬТА ТЕАТР им. СТА.
НИСЛАБСКОГО и НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО. 30/53 днем Ночь перед
рождеством. 1/%И Лола. 30/ХТ веч., 8
и зЗ/ХиИ новый спевкт. Аршин мал-алан.
	ДРАМ. ТВАТР им. А. С. НУШКИНА
(Тверской бульвар, 23). 30/ХТ в 10 ч.
30 м. и 2 ч. 30 м. Аленький цветочек,
веч. На бойком месте.
	АТР им. М, Н. ЕРМОЛОВОЙ (ул.
Горького, 5). 30/Х{ днем ВАсения, веч./
Дачники. 1/ХП Бешеные деньги, В
помец:. театра драмы 1/ХШ Мачеха.
В помещ. драм, театра им. Моссовета
(пл. Журавлева) 1 и 2/хи Ксения.
	МОСК. ДРАМ. ТЕАТР им. К, С.
СТАНИСЛАВСКОГО. 30/XI днем Три
сестры, веч. Жизнь начинается снова.
В помеащц. драм. театра им. Моссовета
	(пл. 2Журавлева) 30/ХТ днем и Bet.
С любовью не шутят.
	ТЕАТР САТИРЫ. 30/ХТ днем Лев
Гурыч Синичкин, веч Пролитая чаша.
	MOCK.
дии. 3
пом, BE
слава.
	mR. ТЕАТР ДРАМЬГ И КОМЕ:
30/ХТ днем [oq золотым ор-
Bey, Этих дней He смолкнет
				ЦЕНТРАЛЬНЬЫЯ ТЕАТР —ТРАНС-
ПОРТА (ул. Казакова, 8). 30/ХТ в 10ч.
30 м. и 3 ч. Машенька, веч. Три года
спустя. 1/ХП Хождение по мукам,
	МОСК. ГОС. ЦЬПГАНСКИИ ТЕАТР
«РОМЭН» (Б. Гнездниковский пер. 19).
30/ХТ днем Олеся, веч., новый спект.
Упрямые сердца,
	МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (5. Ca2-
	довая, 15). 30/ХТ днем Самое заветное,
веч. Сорочинская ярмарка.
	ТЕАТР-СТУДИЯ КИНОАКТЕРА (ул.
Воровского, 31), 29/ХЕ Дети Банюши-
Ha, 30/XI днем Бедность не порок,

веч. Софья Ковалевская. 1/%хП Бед-
ность не норок.
	ТОС. ПЕНЯТРАЛЬНЫХХИ ТЕАТР КУ-
КОЛ под худож. рук. С.В. Образцова
{ул. Горького, 32-2). 30/ХГв Ни2ч.
Сундук сказок, в 5 ч. Кот в сапогах,
в8 ч 30 м НЦеобыкновенный концерт.
	КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П, И. ЧАЯ-
KOBCKOrO. 29/ХТ заслуж. артист

РСФСР лауреат Сталинской премии
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Нач. Б
	5 ч, 356 м. веч. 30/ХЕ днем и вече-
ром — Ансамбль наредного танца
СССР. Начало в 1 час. дня и 8 час,
30 мин. вечера,

Мосгосэстрада
	ОБТЯБРЬСКИЙ ЗАЛ ДОМА COW365
30/XI вечер советской пэсни,
	SAISON

Men, Mux. MMXAHJIOB,
Нач. в 8 ч. 30 м. веч.
Билеты продаются.

2. *. A he?

HMPEOBOE
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
в 3 отделениях —

НА АРЕНЕ
молодежь!

9 FS

В прогр. зооаттракцион львы —
медведи. Укротитель-дрессиров-
шик ИВАН РУБАН.

На манеже — БОРИС ВЯТКИН

Е

82.
ея

И

Е h
	ae
ИЯ

‚Нач. в 8 ч. 30 м. веч.
В воскресенье 4 предет.:
в 12, 3, би 9 час.
	т д nm
	ЗАШИТА ДИССЕРТАЦИЙ
	московский ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

имени И. В СТАЛИНА

(Б. Калужская ул., 6)
11/% И 52 г., в 12 час. на соискание
ученой степени доктора технических
наук ФРОЛОВЫМ А. Г. на тему:
«Установление методики и главных
положений проектирования технологи-

ческих комплексов поверхности уголь“
ных тах?» .
	МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В ЛОМОНОСОВА
(Мохозая, 11, философский факультет)
12/XJI—52 r.. в 18 чае. в круглом
зале, на соискание ученой степени
кандидата философских наук ШАПИ-
РО О. Ш. на тему: «О соотношении
экономики и политики в трудах
	Женина дооктябрьского периода».

— Б 3-52-76; строительства й
		ный фильм о великих стройках. Но
в Алжирском университете (единст-
венном высшем учебном заведении во
всей Северной Африке) не нашлось
широкопленочного аппарата. Боль-
шинство слушателей ‘единодушно -Ha-
стаивало на демонстрации фильма. И
тогда оргкомитет вынужден был
снять крупнейший в городе театр
«Париж». Решили после ‘нашего
фильма показать полнометражную
французскую картину . «Марокко»,
чтобы, так сказать, сгладить впечат-

ление от советской «пропаганды». И
BOT что из этого вышло.
	Фильм о великих стройках — это
только хроника событий. В нем по-
казаны наша техника, момент соеди-
нения Волги с Доном, строительство
гигантских гидротехнических  соору-
жений, а главное — люди, управляю-
щие всей могучей техникой. Во время
демонстрации фильма то и дело
слышались возгласы удивления и
	восхищения. Когда фильм окончился,
	в зале разразилась настоящая ова-
ция. Нам аплодировали, жали. руки,
на разных языках выражали свой
восторг, словно это мы были героямн
фильма — инженерами, ‘экскаватор-
щиками, гидромеханизаторами.
	30 вот снова гаснет свет, на экра-
не проходят первые красочные кадры
пейзажей Марокко. Постановщики
фильма задались целью показать быт
марокканцев, по их мысли этот
фильм должен был быть чисто экзо-
тическим. В действительности же оч
оказался настояшей драмой. На
экране перед нами прошла жизнь
марокканского крестьянина от рож-
дения до смерти. Изнуренный тяже-
лым трудом и нишетой, он умирает,
не дожив и до сорока лет. Яркие
краски фильма только подчеркнули
весь драматизм его содержания.

Выходя из кино, делегаты  гово-
рили:
	Лы должны благодарить устрон-
телей: они дали нам возможность
увидеть сегодня два противополож-
ных мира. — И, оборачиваясь к нам,
добавляли: — Фильм «Марокко» —
самая убедительная пропаганда в
пользу вашей страны!
	Профессор Г. Богомолов,
лауреат ‘Сталинской премии.
	(Окончание следует)
	НА СНИМКЕ: улица в гор. Бискра.
	людей: над Тунисом, как, впрочем, и
	над всеми  североафриканскими.  го-
родами, не видно фабричных труб.
	А ведь известно, что Тунис — 60-
гатейшая из стран Африки: в его
горах имеются крупные месторож-
дения свинца, цинка, железа, мар-
ганца, серебра, ртути, а залежи фос-
форитов считаются богатейшими в
мире; не так давно в Тунисе найде-
на нефть. В портах Туниса‘и Алжи-
ра мы видели пароходы, грузившие-
ся железной рудой и фосфоритами.
Все это отправляется во Францию.
Колонизаторы искусственно апрепят-
ствуют развитию обрабатывающей
промышленности в Тунисе. Зато сво-
им заокеанским хозяевам они предо-
ставили право построить на тунис-
ской территории ряд аэродромов, а
порт Бизерту фактически передали
под американский контроль.

Как и всякий колониальный город,
Туние полон контрастов. Вот парк
Бельведер, великолепная набереж-
ная Эль-Бахира, огромное мрачно-
ватое здание генеральной  резиден-
ции, белые отели, увеселительные
заведения, широкие и прямые улицы.
	А рядом — старый арабский го-
род. Подавляющая часть населения
Туниса ютится именно здесь. В ла-
биринт улочек и переулков никогда
не проникает солнце, лревние kKa-
менные плиты мостовой покрыты
грязью. Ветхие стены домов грозят
обвалами, которые, говорят, не редки.

Весьма своеобразны и живописны
тунисские и алжирские базары, по-
арабски — «сук». Различаются они
по дню недели, например, «сук-
эльхад»—это воскресный базар. Шум
и крик царят здесь невообразимые:
торговцы зазывают покупателей 3
		городского хозяйства
	АДРЕС РЕДЛАКПИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, цевтр. Потаповский пер., 3 (Чистые прудь) КОММУТАТОР — К 4-05-65: ТЕЛЕФОНЬТ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: партийно-политической работы — B 3-65-
теконструкнии — Б 3-51-20; литературы ‘и искусства — В 3-52-77; промышленного — К 1-33-48; иностранного — Б 3-66-56; информании — К 0-65-87 п К 5-93-80; писем — Б 3-80-83; оформления — К. 5-28-92;
	\ &—119602
	Типография издательства «Московская правда», Потаповский пер., 3,
	секретариата — В 5-20-53: отдела объявлений -—К 4-18-45,