Маркеистско-ленинекое
просвещение в Албании ,
	ВЕЧЕРНИИ УНИВЕРСИТЕТ
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
В ТИРАНЕ
	ТИРАНА, 5. (ТАСС). Газеты опуб-
ликовали сообщение о том, что По-
литбюро ЦК Албанской партии тру-
да вынесло решение об открытии в
Тиране вечернего университета марк-
сизма-ленинизма.

В университете будут учиться пар-
тийные и государственные работни-
ки и деятели культуры Албании.
Срок обучения — два года. В про-
грамме обучения; История Коммуни-
стической партии Советского Союза,
история Албанской партии труда,
история Албании, вопросы междуна-
родных отношений, диалектический и
исторический материализм и полити-
ческая экономия,

Открытие вечернего университета
марксизма-ленинизма, говорится в со-
общении, является важным шагом по
пути усиления марксистско-ленинско-
го воспитания кадров.
	75 лет со дня освобождения
Софии русскими войсками
от турецкого рабства
	СОФИЯ, 4. (ТАСС). Болгарское
телеграфное агентство передает:

5 января исполняется 75 лет со
дня освобождения Софии русскими
войсками от турецкого рабства
Болгарская печать птироко отмечает
эту славную дату в истории болгаф-
ского народа.

Газета «Отечествен фронт> пишет
сегодня: «В ‘день 75-летия освобож-
дения- своей столицы болгарский
народ шлет свою искреннюю,  глу-

бокую благодарность и признатель-
ность великому русскому народу, Со-
	BETCKOMY зоюзу за оказанную по
мощь>.
Газета «Труд» в статье <75 лет
	со дня первого освобождения Софим»
пишет: «В день освобождения  Со-
gum болгарский народ еще рав вы-
ражает’ свои чувства признательно-
сти великому русскому народу, дваж-
ды освободивнему ‘напшгу страну, и
свою волю беречь, как зеницу ока,
болгаро-советскую дружбу, отстаи-
вать дело мира под руководством
вождя прогрессивного человечества
мудрого Сталина».
	«Бюджет Бразилии —
бюджет войны»
	МОНТЕВИДЕО, 5. (ТАСС). Как
уже сообщалось,   бразильский кон-
гресс одобрил государственный бюд-
жет Бразилии на 1953 год, расход-
ные статьи которого составляют
34.004.996 — тыс. крузейро. Мз этой
суммы на военное министерство, ми-
нистерство авиации и морское мини-
стерство ассигновано 9,5 млрд.

Газета «Импренса популар», кроме
того, указывает, что на заседании
комиссии палаты’ депутатов по фи-
	нансовым вопросам было решено
предоставить в тенение 1953 года
специальные кредиты на. сумму
	3 млрд. крузейро для покупки воо-
ружения за границей.

В итоге, пишет газета, прямые и
косвенные военные расходы  Брази-
лии в 1953 году... составят 60 проц.
общей суммы гобударственного бюд-
жета: Бюлжет Бразилии -—= бюлжет
	войны: заключает газета.
	‘iocxnas
——=MOslit
	В издательстве Академии наук
СССР вышли новые книги:
	«ГРУДЬ ПО ИСТОРИИ ТЕХНИ-
`КИ». Выпуск 1. 1952 г., 130 стр. Це-
на 5 руб. 60 коп.

Сборник подготовлен Комиссией по
истории техники. В нем помешены
доклады о К. Э. Циолковском как
основопаложнике ‘современной раке-
тодинамики, о замечательном pyc-
ском металлурге П. П. Аносове, ‘об
академике В. П. Горячкине, создав-
шем новую техническую дисциплину
— земледельческую механику, и
ряд других материалов. по истории
русской техники.

Д. С. БАБКИН. «Процесс А. Н.
Радищева». 1952 г. 356 стр. Цена 15
руб. 70 коп. НГ

Среди работ. о Радишеве, опубли-
кованных в советские годы, еще не
было специального исследования ма-
териалов судебного процесса над
НИМ.
	книга Д. С. Бабкина — резуль-
тат критического изучения собран-
ных наиболее полно документов су-
дебного дела о Радищеве. Автор
рассказывает об истории издания
«Путешествия из Петербурга в Мо-
скву>, о содержании Радищева в
Петропавловской крепости, о следст-
вии и суде над ним, о пребывании
Радишева в ссылке. Отдельные гла-
вы посвящены друзьям и единомыш-
ленникам Радищева, которых подоз-
ревали в помощи изданию «Путеше-
ствия», и первым его последовате-
лям в русской литературе.
	НАКАНУНЕ
ЮБИЛЕЯ
Н. АА. НЕКРАСОВА
	В МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ
КАРАБИХА
	$ января исполняется 75 лет со
дня смерти великого русского поэта-
демократа Н. А. Некрасова. Вместе
со всем советским народом широко
отмечают эту памятную дату трудя-
щиеся Ярославской области. На ее
территарии много знаменательных
мест, связанных с жизнью и творче-
ством поэта. В родовом имении отна
Некрасова — сельце Грешнево прош-
ло детство Николая Алексеевича. В
августе 1832 года он поступил в
ярославскую гимназию. В 1863 году
поэт приобрел недалеко от Ярослав-
ля имение князя Голицына — Кара-
биху.

В течение десяти лет работал
здесь Некрасов, проводя в Карабихе
летний отдых. Сюда% к Некрасову
приезжал в гости великий русский.
драматург А. Н. Островский. В Ка-
рабихе поэтом были написаны такие
произведения, как «Русские женщи-
ны», «Мороз красный нос», «Дедуш-
ка» и другие.

Сейчас в Карабихе — мемориаль-
ный музей. Корреспондент «Вечер-
ней Москвы» связался сегодня по
телефону с музеем-усадьбой. К ап-
парату подошел директор музея.
тов. А. Тарасов.

/— Воэти пни у нас особенно ожив-
ленно, — рассказывает он. — Кара-
биху посещают не только трудящие-
ся Ярославля. Сюда приезжают из
различных районов Ярославской об-
ласти, а также ‘из Москвы, Ленин-
града, Иваново, с Украины.

В музее проведены большие ре-
ставрационные работы. Восстановле-
но центральное здание усальбы, дом,
где жил Н. А. Некрасов. Экспозиция,
насчитывающая свыше четырех ты-
сяч экспонатов, систематически  по-
полняется новыми интересными до-
кументами, материалами, картинами,
личными вещами поэта. Нам уда-
лось, например, приобрести ружье
Некрасова, с которым он любил
охотиться в ярославских лесах. В
экспозицию включен также портрет
поэта с его дарственной надписью.

брату Федору Алексеевичу.
	Вчера днем в Карабихе состоялся
болыной митинг, посвященный 75-ле-
тию со дня смерти Некрасова. Се-
голня вечером в Ярославском дра-
матическом театре имени Волкова
состоится вечер памяти поэта.
	когда Карл Мильше — Межинский
узнает, что третий его сын Франц —
предатель и диверсант, он © боль-
шой нравственной силой говорит сво-
ей жене Марте (эту роль правдиво,
с хорошим чувством драматизма иг-
рает Е. Турчанинова): «У нас было
двое сыновей» (т. е. Рудди и Вольф,
убитый под Сталинградом). Он на-
всегда вырывает из своего Cepia
имя третьего. ‚

Совсем другим предстает перед на-
ми сталевар Шольц в исполнении В.
Владиславского. Что это за человек,
который так долго и назойливо вы-
торговывает для ‹себя у директора
индивидуальный коттеджик и с такой
подозрительностью относится к по-
пытке Мильцше зарить скоростными
методами сталь? Владиславский не
скрывает смешных, чеприятных  сто-
рон Шольца. В чем-то он даже слег-
ка иронизирует над его слабостями и
предрассудками. Но вместе с тем ар-
тист стремится подчеркнуть в Шоль-
це и то человеческое, что в нем еще
сохранилось. С большим подъемом
исполнитель проводит сцену, в кото-
рой Шольц, может быть впервые в
жизни, говорит не о своих личных, а
об общественных интересах. Шольй
первый обратил внимание на то об-
стоятельство, что в минуту, предше-
ствовавшую катастрофе мартеновской
печи, старый Мильце был отозван в
сторону Францем. Понятно, Мильце
вне подозрения. Самому Карлу ка-
жется, что это — чистая случайность.
Но  Шюольц-Владиславский упор-
ствует на своем: почему? Почему
взрываются мартеновские печи, кото-
рые перел этим на испытании пока-
вали прекрасные оезультаты?

— Прежде чем стать на такую
ответственную плавку, — уже не го-
ворит, а почти кричит Шольц, — на-
до все понимать. Надо все проверить.
Нельзя быть легкомысленным. — И в
голосе Шольца-Владиславского вву-
чат досада, злость, обида. — Вы пла-
вили сталь, и на этом все успокои-
лись... Вы думаете, другие сталева-
ры, всякие другие... обыватели... ия...
не’ интересовались вашей работой?
Уверяю вас, интересовались. Думали
о ней. О себе думали... не будь взры-
ва, удайся вам плавка, что бы нам
пришлось делать? Неделю, другую по:
сопротивлялись бы, подумали... жало-
ванье идет высокое... а`мне строить
	_Империалисты Англии эксплуатируют.
Австралию
	СИДНЕЙ, 5. (ТАСС). Австралий-
ские газеты сообщили о заключе-
нии между Англией и Аргентиной
соглашения о закупках мяса в Ар-
гентине. Газета «Трус»’ посвящает
этому вопросу передовую статью, в
которой пишет, что условия торгово-
го соглашения, по которому Англия
в 1953 г. закупит в Артентине 250
тыс. тонн мяса по ценам, значитель-
но превышающим цены, которые по-
лучают австралийские экспортеры,
являются еще олним доказательст-
вом продолжающейся эксплуатации
Австралии англичанами. Англия бу-
дет платить Аргентине ва тонну мо-
роженого мяса на 35 прон. дороже,
	чем платила Австралии в соответ-
в
CTBHH с действующим ныне долго-
	Е] срочным антло-австралийским cor-
	латением о пролаже мяса.
	НБЬЮ-МОРК, 5. (ТАСС). Приме-
ром расистского террора; — свиреп-
ствующего в США, может служить
преступление, совершенное недавно
в Нью-Иорке тремя американскими
военнослужащими.

По сообщению газеты «Дейли
уоркер», эти военнослужащие  бро-
сили две ручные гранаты в кафе,
ранив 15 человек, главным образом
	Расистский террор в США
	Газета полемизирует с прелсела:
телем. Австралийского ‘управления
по вопросам мяса, который на стра-
нИцах газеты «Сидней морнинг ге-
ральд» заявлял, что якобы боль.
шинство австралийских  поставщи-
ков мяса удовлетворено ценами, по
которым они продают мясо Велико-
британии на основе  англо-австра-
лийского соглашения, заключенного
на 15 лет. Газета указывает, что это
заявление находится в прямом про-
тиворечин с мнением экспортеров.

Далее газета пишет. что  долго-
	  срочные соглашения между Австра-
	лией и Англией по вопросам проло-
вольствия ограничивают экспорт ав-
стралийских товаров в другие стра-
ны, и в то же время Австралия пла-
тит высокие цены за товары, кото-
рые она в свою очередь покупает
у Англии.
	пуэрториканцев. Факты свилетель-

ствуют о том, что это преступление
специально подготавливалось н бы-

ло организовано < целью терроризи-
ровать и запугать национальные
	меньшинства, проживающие в Нью-
Йорке. Представители вооруженных
сил в США пытались замять этот
	НАРОПВНАЯ РЕСПУБЛИКА БОЛ-
	ГАРИЯ. На построенном с по-
мощью Советсного Союза заводе
	электрофарфоровых изделий на-
чато производство эленктроизоля-
ционных материалов. НА СНИМКЕ:

в одном из цехов завода.
		СОБЫТИЯ
В КОРЕЕ
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО   КОМАНДОВАНИЯ
НАРОДНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, 4. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
за истекигяй день соединения Народ-
ной армии и китайских народных
добровольцев на отдельных  учает-
ках центрального фронта вели бон
местного значения с американо-анг-
пийскими интервентами и лисынма-
новскими войсками.

Сегодня зенитные части Народной
армии и стрелки — охотники за вра-
жескими самолетами сбили 5 и по-
вредили 7 ‹амолетов противника,
участвовавших в варварских бомбар-
пировках и в пулеметном обстреле
мирных городов и сел Корейской
Народно-Демократической Респуб-
лики. <

Большим успехом пользуется у моснвичей отнрывшаяся в залах Го-
сударственной Третьяковсной галлереи Рсесоюзная художественная вы-
	ставна 1952 года. НА
осматривают выставку.
	НА СНИМКЕ: посетители в одном из залов галлереи
ку.
Фото К. ИВАНОВА и Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	ВЫСТУПЛЕНИЯ АНСАМБЛЯ
°”МАЗОВШЕ” В МОСКВЕ
	30 километрах от Вартавы pac-
положена живописная местность под
названием Каролин. В густых заро-
слях старинного парка стоит краси-
вый лом. Здесь живут, работают и
учатся участники одного из популяр-
нейших в Польше художественных
коллективов — ансамбля «Мазовше»:
певцы, танцоры, музыканты — вы-
ходпы из крестьянских семей, прожи-
завших в центральной области Поль-
ши — Мазовии. Несколько лет назад
организаторы будущего ансамбля
прослушали здесь более 4.000 та-
лантливых юношей и девушек. Самые
одаренные составили ядро ансамбля
«Мазовзтне».
	С этим коллективом москвичи по-
Знакомились впервые года полтора
назад, когда в майские дни ансамбль
демонстрировал в концертных залах
столицы прекрасное искусство своей
родины, радовал слушателей талан-
	том CBOAX артисгов.
	Ансамбль пополнился за это вре-
мя талантливой молодежью. Появи-
лись и новые солисты, в том числе
Ирена Висневская, бывшая работни-
ца. Обладательница прекрасного го-
лоса, она исполняет в сопровожде-
нии ансамбля популярные песни.
Москвичи услышат и народные пе-
сни на современные темы, например,
«Уточку». На основе старинной ме-
лодии создано произведение, расска-
зывающее о девушках-трактористках,
успешно соревнующихся с мужчина-
ми. Вновь будуг исполнены в наших
программах родные польские танцы
«Оберек», «Мазур» и другие.

Для дальнейших выступлений мы
готовим немало произведений совет-
ских композиторов А. Новикова,
М. Блантера, В. Соловьева-Седого.
А. Новиков побывал не так давно в
гостях в Каролине, познакомился с
коллективом и написал для него пе-
CHO о польско-советской дружбе.
	Почти все советские деятели ис-
кусств, посешающие Польшу, встре-
чаются © нашими артистами. Доро-
гими гостями были певцы и танпоры
	„Уральского народного хора, ‘артисты
московских и ленинградских театров.
Встречи с советскими исполнителями
и композиторами творчески обога-
щают наш коллектив.

Мы рады выразить чувства любви
и уважения польского народа к жи-
телям советской столицы, к совет-
ским слушателям, встречи с которы-
ми мы ждем с большим  нетерпе-
нием и волнением.
	СТОЛИПЫ

Па НА МЕЖЛУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ

Плоды военной пропаганды
		свои плоды. БВ западногерманской
прессе все чаще появляются сообще-
ния о кражах, грабежах, убийствах,
совершенных малолетними преступни-
ками. Так, в одном из номеров газе-
ты «Аахенер цейтунг» можно было
прочесть сразу три таких сообще-
ния: 14-летний сын полицейского из
Грюнендорфа во время ссоры застре-
лил своего друга, 16-летний Ралыф
Мюллер задунтил возле нижнесаксон-
ской дороги 15-летнюю девушку,
14-летний Иохим Рцебка из Геттин-
гена убил и ограбил шофера таксч..;

Особое беспокойство западногер-
манской общественности вызывает то
обстоятельство, что дети и подрост-
ки объединяются в шайки, которые
буквально терроризируют население.
Малолетние бандиты берут за обра-
зец «героев» американских боевиков.
Уголовная полиция Дуисбурга. сооб-
щила недавно, что арестована банда
11—12-летних подростков, совершив-
шая много грабежей и убийств. Пла-
ны всех «операций» были заимство-
ваны. из голливудских фильмов:
Группа подростков из Ганновера,
просмотрев один. из таких фильмов,
образовала шайку, которая была
названа «Дьяволы юга». На совести
членов этой шайки немало кровавых
преступлений.

Гангстеры из голливудских боеви-
ков являются идеалом для малолет-
них преступников. «Мы хотим быть
такими, как гангстеры», — заявили
на суде подростки из Регенсбурга, ви-
новные в многочисленных грабежах.

Шайка подростков из Вупперталя
занималась тем, что убивала и гра-
била прохожих на ночных улицах.
Когда юных бандитов спросили, по-
чему они это делали, те ответили:
«Кольт-Джим поступал точно так
же!» (Кольт-Джим — «герой» одного
из голливудских фильмов — Г. Г.).

Буржуазная гамбургская газета
«Бильд-цейтунг» поместила не так
давно болышую статью, в которой с
тревогой отмечала тягу детей к пре-
ступлениям. Газета сообщила резуль-
таты опроса, проведенного в некото-
рых школах: «Из 34 учеников одного
из классов эссенской школы 9 хоте-
ли стать ковбоями, а если это невоз-
можно, то просто уголовными пре-
ступниками...>».

Американская пропаганда, направ-
ленная на воспитание детей и подро-
стков в духе преступности, вызывает
растушее возмущение западногерман-
ской общественности. Все более ши-
рокие слои населения Западной Гер-
мании выступают против разжигания
военной истерии, против растления
детского сознания и попыток превра-
тить западногерманскую молодежь
в пушечное мясо для новой войны.
	Г. Гурков.
	. О улице одного из запалногер-
aoe манских городов поздним ве-
чером идет одинокий прохожий. Вне-
запно перед ним вырастают две ма-
ленькие фигурки. В тусклом‘’ свете
уличного фонаря прохожий видит
направленный на него револьвер.

— Деньги, часы! — повелительно
звучит из-под маски, закрывающей
лицо грабителя, детский голос.

Прохожий кладет часы и кошелек
в протянутую руку юного бандита и,
тугливо оборачиваясь, спептит даль-
ше...

Все чаще на улицах западногер-
манских городов разыгрываются по-
лобные сцены. С каждым месяцем
увеличивается число преступлений,
совершенных детьми и подростками.
«Западная Германия превратилась в
очаг детской преступности, — говзо-
рил на митинге в Аахене баварский
священник Перейя. — Американские
гангстерские фильмы и грязная лите-
ратура являются причиной этого»-

Рост детской преступности в За-
падной Германии вызван военной
пропагандой, проводимой в стране пс
воле американских оккупантов. За-
дачей, которую ставят перед Аденау-
эром его заокеанские хозяева, яв-
ляется воспитание из молодого поко-
ления преступников, которых можно
будет использовать со временем как
наемников в подготавливаемой войне.

Этой преступной цели служат все
средства идеологического  воздейст-
вия, находящиеся в руках поджига-
телей войны. Голливудские фильмы,
не сходящие с западногерманских
экранов, теле- и радиопередачи, спе-
циальные «детские журналы», про-
славляющие «подвиги» грабителей и
убийц, — такова «духовная» пища,
навязываемая в Западной Германии
	детям и полросткам.:
	Пропаганла- преступности приносит
	нии, — ведь он пришел не только
вредить, но и, возможно, убить сво-
его отпа, брата, сестру, — то Хютер
	должен действовать предельно уве-
ренно, четко, нигде и ни в чем HE
теряясь. Однако Конов не столько
действует, сколько «играет», играет
настороженность, неуверенность. A
это мельчит и делает стандартным

образ врага.
	Неубедительно выглядит и самый
арест диверсантов. В нем есть какой-
то расчет на мелодраматический эф-
фект. Зачем, например, директор за-
вода предупреждает Карла Мильше о
предстоящем аресте Франца? Так
вообще не поступают при аресте важ-
ных Государственных преступников.
А делается это, очевидно, для тото,
чтобы Карл Мильце мог рассказать. об
этом своей жене — Марте и чтобы
они вместе могли перед зрителем от-
речься ют своего сына-преступника.
	Спектакль просто, но точно, co
знанием немецкого быта оформлен
художником В. Каплуновским.
	Театр весьма ответственно подошел
к пьесе А. Софронова. Он вместе с
драматургом в процессе подлинно
творческой работы добился той жиз-
ненной правды на сцене, без которой
эта важная и значительная тема — о
людях послевоенной Германии — не
прозвучала бы так убедительно.
	Залесский.
	Английские трудящиеся
под бременем гонки
вооружений
	ЛОНДОН, 5. (ТАСС). — Газета
«Рейнольдс ньюс» на вилном месте
помешает сообщение своего полити-
ческого обозревателя о том, что ан-
глийское правительство решило пол-
ностью отменить дотации на уде-
шевление продовольствия до наступ-
ления осени.

Указывая на човое’ дополнитель-
ное бремя, которое ляжет в связи с
этим на плечи английского народа,
обозреватель пишет, что Англия,
повидимому, будет иметь дефицит
бюджета примерно в 400 млн. фун-
тов стерлингов наряду с тем, что
расходы на перевооружение в 1953
году будут выше, чем в 1952 году.

Обозреватель добавляет: «Мини-
стерство финансов указывает всем
министрам, не связанным с обороной,
что они должны сокращать расходы.
Несомненно, будут. сокращены дота-
ции на жилищное строительство, рас-
ходы на лечебные учреждения, а так-
же административные расходы, свя-
занные  с тородским“и сельским пла-
нированием».
		Н. Комиссаров искренне раскрывае
благородный образ немецкого ученого
и вызывает симпатию к ‹хвоему ге-
рою. ‘

В этом спектакле все роли, за ма-
лым исключением, сыграны © большой
	верой в правду происходящего Ha
спене. Отсюда рождается убедитель-
ность образов. Каждый из исполните-
лей стремится жить и действовать в
роли. Даже тогда, когда актер не рас-
полагает достаточным материалом, он
старается найти действенность образа
в подтексте. Так, например, А. Корот-
ков, играя заводского врача Гофма-
на, сумел создать живой и своеоб-
разный характер потому, что нашел
в своем герое особую черту — заин-
тересованность в судьбе человека.
Труднее пришлось, Б. Горбатову в
роли директора завода. Автор свел
эту роль только к служебным функ-
циям. Но правдивая атмосфера спек-
такля рождает з актере верное само-
чувствие, и ему удается вылепить об-
раз умного, проницательного, добро-
желательно относяшегося к рабочим
директора народного предприятия.
Удачно исполняют роли Рудли,
Клары, Эльфриды артисты Верей-
ский, Седова, Богатыренко. :
“Но вот перед”чами Макс Хютер—
человек, пришедший с Запада вместе
с Францем вредить и пакостить’ лю-
дям доброй воли.® Хютера играет
С. Конов. Он входит в дом вкрадчи-
вой походкой, тихо говорит и часто
озирается по’ сторонам. Нетрудно
разгадать, кто он. Но вряд ли реаль-
ный Хютер, матерый шпион и дивер-
сант, будет так действовать в жизни
Если у Франца (артист М. Новохи-
	жин) еще можно заметить какую-то
ьнутреннюю ‚неуверенность в поведе-
	Ныне коллектив «Мазовше» снова
в Москве. 7 и 8 января состоятся
первые его выступления в концерт-
вых залах и клубах столицы. Худо-
жественный руководитель ансамбля—
композитор, фольклорист и педа-
гог — профессор Тадеуш Сыгетынь-
ский рассказал в беседе с нашим
корреспондентом:

— С огромной радостью встретил
коллектив весть о приглашении его
на гастроли в советскую столицу.
Великий город вновь очаровал своей
красотой, новыми высотными здания-
MH, выросшими, как в сказке, на его
улицах и площадях.
	В ТЕАТРАХ
	«ПОЛНОВНИНК ФОСТЕР ПРИЗНАЕТ СЕБЯ ВИНОВНЫМ»
	<С захватчиками не разговарива-
ют. Их вышвыривают вон». Эти
слова принадлежат корейскому ком-
мунисту Ману, герою пьесы прогрес-
сивного французского драматурга
Роже Вайяна «Полковник Фостер
признает себя виновным», премьера
которой состоялась в театре имени
„Ленинского комсомола.
	О злодеяниях американских импе-
риалистов в Корее, о мужестве и
героизме корейских патриотов рас-
сказывает это талантливое драмати-
ческое произведение. Действие ero
происходит в маленьком южнокорей-
ском городке в июле 1950 года.
	Интересна сценическая история
пьесы. Ее премьера должна была
состояться 8 мая прошлого года в
	парижском театре «Амбигю». Фран-
	gle одно из первых драматурги-
ческих произведений, посвящен-
ных теме борьбы за мир людей Гер-
манской демократической республики.
Как можно заключить из названия
пьесы, автор хотел ответить на са-
мые злободневные вопросы современ-
ной немецкой жизни.

Много горя причинили правителч
фашистской Германии человечеству,
немало тяжких страданий принесли
они и немецкому народу. Вторая ми-
ровая война, закончившаяся разгро-
мом германского фашизма, отрезвля-
юще подействовала на многие умы.
Возникла Германская демокрагиче-
ская республика, которой великий со-
ветский нарол протянул руку дружбы
и братской помощи. Немны на деле
познали, кто им друг и кто враг.
	Герои пьесы А. Софронова «Иначе
жить нельзя» упорно и последователь-
но стараются определить свой путь в
жизни и ответить на вопрос: как лбл-
жно жить? . .

Действие пьесы в основном проис-
ходит в семье сталевара Карла Миль-
це. Эт — старый кадровый рабочий,
испытавший весь ужас нацистского
режима, томивнийся не олин год в
тюрьмах и концлагерях «третьего рай-
ха>. Но прошлое осталось позади.
Сейчас Мильге, его сын Рудди и дочь
Клара работают на металлургическом
заводе Германской демократической
Республики.

Новая жизнь. как солнце, осветив-
шая сердца людей, ломает все, что
мешает людям счастливо и достойно
жить. Навстречу ей первыми устреми-
лись те, чей жизненный опыт еще не
успел покрыться ржавчиной старых
предрасеулков ‘В пьесе представле-
на молодежь — Клара и Рудди Миль-
це, дети старого Шольца, старый
немецкий интеллигент, профессор
Вальтер, Рейберг, сталевар Шольш,
инженер Груббе, врач Гофман. У
каждого из них своя судьба, свой
путь, свой’ характер.

И вот в мир этих честных труже-
ников входят лва человека с Запада.
Они п носят с собой злобу и ненз-
висть, страх и отчаяние. Это Франц,
сын старого Мильце, давно ушедший
из родного дома в лагерь отпетых
голозорезов фюрера. Вместе с Фран-
пем приходит и другой диверсант —
Хютер Они вошли в дом Мильге,
	чтобы помешать его честной жизни.
	цузские власти, испугавшись разо-
блачения американских  преступле-
ний в Корее, запретили пъесу. Про-
извол полицейской цензуры вызвал
возмушение прогрессивных деятелей
Франции. В результате власти вы-
нуждены были разрешить пьесу. Ее
показ прошел с огромным успехом,
несмотря на гнусную провокацию,
устроенную фашиствующими молод-
чиками. Но на другой день после
премьеры пьеса все же была занре-
шена. .

Спектакль в театре имени Ленин-
ского комсомола поставлен режиссе-
рами С. Гиацинтовой и С. Штейном.
Художник — В. Шестаков. В. цент-
ральных ролях заняты: А. Пелевин,
Л. Марков, А. Козлова, А. Вовси,
Г. Карнович-Валуа, В. Брагин и дру-
гие.

‚ИНАЧЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ“
	>
Пьеса А. Софронова
в филиале Малого театра

>
	Автор значительное внимание об-
	рашает Ha раскрытие внутреннего
мира героев, того нравственного
идеала, которым OHH живут. Круг
	действующих лиц не велик, в основ-
ном это рабочие и инженеры.

Однако в той редакции пьесы, ко-
торая была опубликована автором в
журнале «Знамя» (№ 6 за 1952 год),
заметны существенные недостатки.
Если принять ту точку зрения, что
каждое   действующее лицо в драме,
независимо от желания, драматурга,
должно ‘поступать в соответствии ©
законами его индивидуальной при-
роды, то в первой редакции пьесы
можно легко обнаружить ненужную
заботу автора о том, чтобы его герои
говорили назидательно и подробно.
Эта назидательность в речах вела к
искусственности и однообразию язы-
ка, сушила характеристику героев и
тормозила развитие действия.

Когла Малый театр начал работать
над пьесой, он вместе с автором, не
посчитавшимся с тем, что пьеса уже
опубликована, проделал  значитель-
ную и успешную работу по устране-
нию этой безликости языка.

И вот в спектакле, поставленном
В. Цыганковым и М. Гладковым,
пьеса Софровова зазвучала как-то
по-новому. Почти каждый из испол-
нителей до конца поверил в «предла-
гаемые обстоятельства» и почувство-
вал себя в личине другого человека—
героя пьесы. В частности это полно-
стыо относится к игре С. Межин-
ского в роли Карла Мильце. Всем
своим бытием на сцене. артист утвер-
ждает, что перел нами старый немец-
кий рабочий-сталевар, человек, ничем
не запятнавший своей совести, при-
выкший медленно, но до конца про-
думывать свои’ решения и поступки.
С. Межинский создает во многом ти-
пический портрет героя.

Артист наделяет своего Милые
болыной внутренней силой. Есть В
нем и внутренняя, доброта и ласко-
вость. но горит и неистребимая нена-
	висть ко всему, что угрожает интер>-
сам его родины, народа, мира. И
			ь ли,

5 января —
	2 МИНУВШЕМ году в Архангель-

ое   обои. < ‘бон ал ARENT.
	скую область прибыло около
шестидесяти молодых врачей и 60-
лее двухсот работников, имеющих
	среднее медицинское образование.
Сейчас в области насчитывается в
два раза больше зрачей, чем в ло-
военном 1940 году, сообщает
«Правда». Квалифицированную медн-
цинскую помошь получает  населе-
ние самых отдаленных районов. Зна-
чительно выросла сеть медицинских
учреждений в районах Крайнего Се-
вера. В Ненецком национальном
округе, например, работают более
пятидесяти больниц и фельдшерско-
акушерских пунктов. Две больницы
созданы на Новой Земле. Много ме-
дицинских учреждений создано В
лесных поселках.
	х
НА Алтае расширяется сеть пред“
приятий пищевой промышленно-
сти. В ноябре минувшего года всту-
пила в строй Барнаульская конди-
терская фабрика. Недавно закончена
реконструкция Бийской ^ витаминно-
кондитерской фабрики. На Бийском
мясокомбинате оборудован мошный
холодильник, ведется  строителества
мясоконсервного завода. В крае
большое развитие получаег масло-
дельная и сыроваренная промышлен-
ность. Закончено сооружение Троиц-
кого и Камышинского  механизиро-
ванных маслодельных заводов. В
ближайшее время будут пушены
Бурлинский, Суетский, Каменский и
Угловский маслосырзаводы («Прав-
	да»).
	Лекции в библиотеке
			дом... я должен работать, как Миль-
це... подумайте-ка, Карл, разве не
так?

Уже в этой сцене мы видим, как
Шольш доходит . до понимания не
только личных, но и общественных
интересов. Сыграно это прекраено.
Менее удалась Владиславскому дру-
гая линия образа — отношение
Шольца к своим детям. Но эта сто-
рона слабо раскрыта и самим драма-
тургом. :

Контрастно по отношению друг к
другу раскрываются образы Рейберга
и Груббе. На протяжении всей пье-
сы они ведут страстный спор о путях
интеллигенции. Упорно не хочет отве-
тить на вопрос, с кем он — старый
инженер Груббе (артист М. Штраух).
Он упрямо придерживается ‘того
взгляда, что этот вопрос не имеет
значения для тех, кто «честно прода-
ет» свой труд. Упорство Груббе (и это
с большой  последовательностью под-
черкивает М. Штраух) кажется Ha
грани враждебности и отчужденности.
Но диверсия на заводе глубоко по-
трясает его, и он как-то естественно
приходит к выводу, что иначе жить
нельзя, что место его там, где стоит
и борется старый Мильше. Эти внут-
ренние, психологические — процессы,
происходящие в сознании героя, с
большюй простотой и убедительностью
раскрывает М. Шираух.

Огромную роль в перестройке со-
знания Груббе сыграл его друг про-
фессор Рейберг. У Рейберга, как его
рисует Н. Комиссаров, большое, доб-
рое сердце, преданность любимому
делу и верность принципам, вырабо-
танным тяжелой жизненной борьбой.
Но ни годы, ни сдающее сердце He
успокоили этого энтузиаста науки.
	И. В. Сталин об объективном ха-
рактере законов экономического раз-
РИТИЯ.

Лектор — доктор философских
наук Г. Е. Глезерман.

Начало в 19 час. 30 мин.

В помошь изучающим диалекти-
ческий и исторический материализм

Советское социалистическое rocy-
дарство.

Лектор — доктор философских на-
ук В. В. Николаев.

Начало в 19 час. 30 мин.
	ВА СНИМКЕ: сцена из четвер-
того действия спектакля «Иначе
жить нельзя». Мастер завода Карл
Мильце — народный артист РСФСР
С. МЕЖИНСКИЙ и ero wena Мар-
та — народная артистна CCCP
		Фото Г. КОРАБЕЛЬНИНОВА.