Фотокнига т. Сафронова
ства, 2 крестьянина-колхозника (из них 1 бедняк), кроме того - фотокружок украинской с-х. артели инвалидов «Червоный Шлях(кстати - единственный фотокружок, организованно выступивший на конкурсе), 4 студента, 5 служащих, 2 агронома, 2 красноар
мейца, всего 1 фоторепортер и 2 кустаря. Эти цифры говорят о том, что фотографическое движение начинает захватывать подлинные пролетарские низы, что политически значи
тельные темы больше привлекают рабочих и колхозников, нежели служащих 1.
Будем не только приветствовать, но и всячески углублять это положительное явление.
Наибольшее количество серий и снимков (50%) поступило на тему «посевная кампа
ния - коллективизация». И это не смотря на то, что редакция допустила ошибку (совершенно правильно указанную участником конкурса агрономом т. М. Демурашевым), ограничив представление материалов и по этой теме 1-м мая, когда сев во многих местах еще продол
жался. Большое количество работ именно на эту тему надо также отнести к положительным показателям того, что наши фотолюбители (речь идет, конечно, главным образом об участниках конкурса) начинают перестраиваться в сторону большей политической злободневности и ударности в работе.
Еще одно положительное явление: - большинство участников конкурса сотрудничают в низовых газетах. Этим еще раз подтверждает
ся правильность неоднократных заявлений журнала «Советское фото» о том, что фото
любители, работающие для печати, отличаются большей политической сознательностью и активностью.
Основным недочетом представленных работ следует признать недостаточное усвоение
принципов серийной фотографии. (Возможно, что доля вины за это ложится и на редакцию «Советского фото», которая нередко, но очевидно недостаточно часто освещала эти принципы.) Очень многие из участников предста
вили на конкурс просто-напросто пеструю груду снимков на одну и ту же тему, не отобрав снимки, не составив из них последова
тельно развертывающиеся фотоочерки. Те же, кто работали по заранее сделанным планам
1 Обычно в конкурсах „Советского фото участвовало подавльющее число служащих; чем отвлеченнее, аполитичнее были задания, тем больше участвовали „мастера фотохудожники , фотографы-профессионалы и т. п.
сценариями (именно так следовало работать), не проявили боьшой инициативы, выдумки, смелости, А материал под руками имели пре
восходный. Взять, к примеру, работу т. С. Струнникова (студента ГТК) «Переход коломенцев на коммунистические рельсы». В предисловии к серии т. Струнников справедливо отмечает исключительный производ
ственный энтузиазм коломенцев, их бригадыкоммуны, их массовое вступление в партию. Тов. Струнников правильно заключает: «Коломенский рабочий - это новый социалисти
ческий человек, идущий в ногу с партией большевиков». И вот, располагая возможно
стью фотосъемок на коломенском заводе, т. Струнников не сумел эту возможность как следует использовать. Он добросовестно снял передовиков-ударинков, инициаторов массово
го вступления в партию, образцовых рабочих и, одновременно, образцовых колхозников, снял производственные процессы, новые корпуса и машины, - 24 снимка сделал на разно
образнейшие заводские сюжеты. Получилось обильно, пестро и... сухо до чрезвычайности. Тов. Струнников - талантливый молодой фоторепортер, будущий кинооператор - не су
мел взять главное, что выделяет коломенский завод среди других заводов, что привлекает к нему внимание всего Союза, не сумел это главное показать ярко, впечатляюще. Ему следовало «не растекаться по древу», а оста
новиться на двух моментах: коломенские ударные бригады-коммуны и массовые всту
пления в партию. На этих двух темах надо было так построить серии, чтобы они давали точное и полное представление о бригадахкоммунах, пропагандировали их, звали - переносить опыт коломенцев на другие предприятия, чтобы показ массового вступления коломенцев в партию агитировал, вербовал новых лучших рабочих в партию. Не менее благо
дарным материалом располагал и т. Вл. Нови
ков из г. Шахты. Он взял тему «ударничество среди шахтеров», ударничество под землей. Он спускался в шахты, где делал снимки «с опасностью для жизни» - как он сам пишет (и мы ему верим), «лежа на животе», и т. д. Редкие снимки, сделанные в редчайшей обста
новке, к сожалению не приведены в систему, искажены статичностью застывших и смотря
щих в объектив фигур. Например, на снимке, возле тачки с углем сидит, сложа руки (в полном смысле слова) шахтер. Думали - лодырь.
Страницы из фотокниги