СОБЫТИЯ
Р КОРЕВ
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОДНОЙ АЗМИИ
	ПХЕНЬЯН, 3. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
соединения Народной армии ичасти
китайских народных ` добровольцев
продолжали вести бои местного зна-
чения против американо-английских
интервентов и лисынмановских войск.

Сегодня стрелки — охотники за
вражескими самолетами сбили два
самолета противника.
		Митинги сторонников мира в Индии
	член индийской делегации Ha Kon-
грессе народов В защиту мира
Апитьян.
	  По сообщению газеты «Кросроудс»
в массовом митинге сторонников мн-
ра в Мадрасе приняли участие 200
депутатов местного законодательного
собрания. Среди них — заместитель
лидера фракции партии Индийский
‘национальный конгресс Коти Редди,
член этой фракнии—Сундарам Рам-
чандран, депутаты от «Народно-со-
‘циалистической партии» арайан,
Куруп, независимый депутат Балк-
ришнан и другие. На митинге речь
произнес видный индийский  эконо-
мист д-р Кумараппа, который рас-
сказал о целях движения  сторонни-
ков мира в Индии.

На митинге единогласно была
принята резолюция с требованием
немедленного прекращения военных
действий в Корее, подписания Пакта
мира между пятью великими держа-
вами и с призывом, обрашенным к
народу Индии, оказать всемерную
поддержку решениям Конгресса на-

родов в защиту мира.
	ДЕЛИ, 3. (ТАСС). Вчера в город-
ском клубе Дели состоялся массовый
митинг сторонников мира. Председа-
тельствовал на митинге депутат Со-
вета штатов генерал-майор Сокхей.

Бурными аплодисментами участнн-
ки митинга встретили появление
председателя Всеиндийского совета
мира д-ра Китчлу. Д-р Китчлу об-
ратился с призывом к США и другим
западным державам принять китай-
ско-корейские предложения, направ-
ленные на установление мира в Ко-
рее. Китчлу сказал, что недавние
поездки в Советский Союз и Китай
убедили его в том, что народы этих
стран питают больнтую любовь, друж-
бу и симпатию к народам Индии.
Советский Союз и Китай, подчерк-
нул Китчлу, не желают войны и всю
свою деятельность направляют на
достижение благородных целей под-
держания международного мира.
	По сообщению газеты «Дешабхи-
мани», в Канноре (район Малабара)
состоялся 10-тысячный митинг сто-
ронников мира, на котором выступил
	В Гослитиздате вышли книги:
	Л. Н. ТОЛСГОИ. «Казаки. Кавказ-
ская повесть». 152 стр. Цена 1 руб.
60 коп.
	ПАНАС МИРНЫЙ. Избранные
произведения, 766 стр. Цена 14 руб.
60 коп. .

Панас Мирный — псевдоним Афа-
насия Яковлевича Рудченко, револю-
пионного демократа, одного из круп-
нейших представителей критического
реализма в украинской литературе
второй половины ХХ века. Централь-
ными в творчестве писателя являются
роман «Разве ревут волы, когда ясли
полны? (Пропащая сила)», повесть
«Горе давнее и нынешнее» (эти произ-
ведения включены в данный сбор-
ник), а также незаконченная повесть
«Голодная воля» и роман «Гулящая».

Произведения эти, как указывается
в предисловии к сборнику, написаны
на тему крестьянского «лиха», — так
писатель называл положение украин-
ской крестьянской массы накануне и
после пресловутой «реформы» 1861 го-
да.

Личность П. Мионого и его подлин-
ное имя долго оставались неизвестны-
ми широкому кругу читателей. Только
с конца XIX Beka его сочинения ста-
ли печататься в Россни, а псевдоним
был раскрыт еще позже. В сборнике,
кроме перечисленных произведений,
помещены пьеса «Лымеривна», а так-
же ряд повестей и рассказов.
	С. СКЛЯРЕНКО. «Карпаты». Ро-
ман, 448 стр. Цена 8 руб. 60 коп.
	ГАБРИЕЛ СУПДУКЯН. Избран-
ное. 358 стр. Цена 7 руб. 65 коп.

В сборняк избранных произведений
крупнейшего армянского драматурга-
классика Габриела Сундукяна вклю-
чены комедии «Переполох»; «Еще од-
на жертва», «Пепо», «Разоренный
очаг», а также рассказ «Варенькин
вечер». Эти произвеления критически
	Демократические
‘преобразования
	во Вьетнаме
	ШАНХАЙ, 4. (ТАСС). Въетнамское
информационное агентство сообщает
о дальнейших демократических пре-
сбразованиях, проводимых в Демо-
кратической Республике ‘Вьетнам. В
середине марта совет министров’ Де-
мократической Республики Въетнам
принял важные решения, направлен-
ные на дальнейшую демократизацию
страны, улучшение жизни трудящих-
ся И на повышение бдительности на-
родных масс в отношении происков
ввутренних и внешних врагов.

Был принят указ о земле, о сокра-
итении ренты и ростовшических цен,
об окончательном распределении
земли и имущества, принадлежавших
французским колонизаторам и вьет-
намским предателям, об окончатель-
ном распределении общинной земли
греди крестьян, которые имеют мало
землилили не имеют се совсем.

Кроме этого был принят указ, пре-
дусматривающий меры наказания
для лиц, выступающих против аграр-
ной политики правительства и против
мобилизации народных масс в целях
осуществления аграрной политики, а
также указ о создании народных су-
лов для разбора дел об актах нару-
шения аграрной политики и мобили-
зации народа на поддержание обще-
ственного порядка, укрепление на-
родной власти и усиление борьбы за
окончательное освобождение страны.
		ГИГАНТ ВЕНГЕРСКОЙ
МЕТАЛЛУРГИИ
	Ce ОДНЯ исполняется восемь лет со дня освобождения ге-
роической Советской Армией территории Венгрии от немец-
Ре - захватчиков. Освобождение страны положило на-
	чало крепкой и нерушимой советско-венгерской дружбе, подлин-
ным триумфом которой явилось подписание 18 февраля 1948 года
Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
СССР и Венгерской народной республикой.

«Венгерский народ, — говорил на ХПХ съезде Коммуни-
стической партии Советского Союза вождь венгерского народа
Матиас Ракоши, — Зод руководством Венгерской партии тридя-
	которую он получил в результате
	щихся смог использовать свободу,
	МИЛИТАРИЗАЦИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
	ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Английское
правительство опубликовало Белую
книгу,  озаглавленную «Предвари-
тельный подсчет национальных до-
ходов и расходов в 1948—1952 гг.».

‘Из приведенных в Белой книге
официальных данных вырисовывает-
ся общая картина застоя английской
экономики, несущей бремя непссиль-
ных расходов на вооружение, наряду
с неуклонным снижением жизненного
уровня масс населения.

Приведенная в Белой книге табли-
	СИДНЕЙ, 4. (ТАСС). На днях ав-
стралийский парламент принял 06б-
суждавшийся в течение нескольких
дней так называемый «законопроект
об атомной энергии». Этот . законо-
проект, ставший теперь законом, пре-
доставляет правительству широкие
ислномочия для проведения репрес-
сий против рабочего класса и сторон-
ников мира в Австралии.

Газета  «Трибюн», комментируя
этот закон, указывала, что он «яв-
ляется сильным оружием в руках
правительства, которое может ис-
	Против преследования
	ВЕНА, 4. (ТАСС). На днях члены
руководства фракции «Единого проф-
союзного, списка» Объединения ав-
стрийских профсоюзов посетили пред-
седателя Объединения Бема и заяви-
ли ему резкий протест против пресле-
дования демократически настроенных
лиц в Объединении австрийских
профсоюзов и отраслевых профсою-
зах.

Член правления Объединения ав-
стрийских профсоюзов Отто Хорн за-
явил, что демократические права чле-
	‚ца показывает рост налогообложения
населения. Так, налоги, взысканные
в течение 1952 года, составили 34
процента национального дохода. В
расходных статьях бюджета преобла-
дают расходы на «оборону», т. е. на
вооружение. В 1948 и 1949 гг. расхо-
ды на вооружение составляли 19
проц. бюджетных расходов, в 1950г.
— 21 проц., в 195 г. — 26 прон., в
1952 г. — 30 проц. всех бюджетных
расходов, или примерно 10 проц, на-
ционального дохода.
	пользовать его против рабочего
класса и движения за мир». Этот
закон, писала газета, дает право
производить обыски и аресты без
основания. и неограниченную свободу
армии лженов, доносчиков и лжесви-
детелей из секретной службы ложно
обвинять любого противника прави-
тельства.

Буржуазная газета «Сидней мор-
нинг геральд», протестуя против это-
го закона, ‘писала, что он «может
подвергнуть опасности права и сво-
боду личности в Австралии».
	демократов в Австрии
	нов профсоюзов ‘грубо попираются
правосоциалистическим руководством
	некоторых профсоюзов. Все протесты
против подобного рода действий до
сих пор были безрезультатны
	Руководители фракции «Единого
профсоюзного списка» потребовали
строжайшего соблюдения всех прав,
гарантированных членам профсоюзов
уставами Объединения австрийских
208.
	звзооражают современное писателю
буржуазное общество, беспощадно ра-
	зоблачая и осмеивая его лживую,
фальшивую мораль.

На рост писательского мастерства
Сундукяна значительное влияние ока-
зало комедийное творчество Остров-
ского, с которым он был лично знаком
и тесно сблизился. Большую роль в
популяризации комедни Сундукяна
«Пепо» сыграл Горький, высоко оце-
нивший это произведение. Он включил
комедию в «Сборник армянской лите-
ратуры», изданный под его редакцией
в 1916 году. В репертуаре современно-
го армянского театра драматургия
Сундукяна занимает самое почетное
место.
	героической, победоносной борьбы Советского Союза, Оля установ-
ления и упрочения строя народной демократии в Венгрии. Венгер-
ский народ осознал, что процветание, независимость ц самостоя-
тельность его Родины будут обеспечены лишь в том случае, если
он, опираясь на Советский Союз, вступит на путь социализма»

За восемь лет, прошедших со дня освобождения Венгрии, труже-
ники венгерских городов и сел добились немалых успехов в стови
тельстве новой, счастливой жизни. Опираясь на братскую беско-
рыстнуию помощь Советского Союза, используя драгоценный опыт
строительства социализма в СССР, венгерские трудящиеся превра-
щают свою родину в передовую индустриально-аграрную страну.

В минувшем 1952 году трудящиеся Венгрии успешно выпол-
нили задания плана третьего года пятилетки. Так, например, план
производства валовой продукции в целом был выполнен на 1007
	процента. Цовоенный уровень производства промышленной про-
дукции превзойден в новой Венгрии в три раза. В строй вступили
новые крупные предприятия — диошдьерская домна-гигант, Ста-
	Хайдушагский завод
	линварошский завод огнеупорного кирпича,
	медцкаментов ци другие.
	Антидемократический закон в Австралии

ria

Памире
		ОИВЕТНОЯ
	Куда ‘ни кинешь взгляд, всюду го-
ры. Заснеженные вершины, скалистые
горные склоны. Это страна гор —
лалекий Памир. Об этом отдаленней-
шем, в прошлом  труднодоступном
уголке нашей страны работники
Сталинабадской студии кинохроники
рассказывают в цветном фильме «На
Памире» (автор сценария и режис-
сер Б. Кимягаров). Сейчас эта кар-
тина начала демонстрироваться в
московских кинотеатрах.

Фильм знакомит зрителя с теми
большими — изменениями, которые
произошли в хозяйстве и культурной
жизни Горно-Бадахшанской автоном-
ной области. На экране город Хорог,
расположенный на высоте 2.000 мет-
ров над уровнем моря: зеленые ули-
цы, новые дома, школы.

Своеобразна и неповторима приро-
да Памира. Перед зрителями про-.
ходят высочайшие вершины горных.
хребтов, цветущие долины, высоко-
горные пастбища — альпийские лу-
га. Сюда, на Памир, в эту страну
гор смело пришел советский человек
— преобразователь природы. Опера-
торы засняли ботанический сад, рас-
положенный», в_ ущелье. над, Хорогом,
биологическую. станцию, находящую-
ся на высоте четырех километров
Побывали они и на самой -высоко-
горной в Союзе гидрометеорологиче-
ской станции — на леднике Фед-
ченко. Здесь самоотверженно трудит-

ся отряд разведчиков погоды, изуча-
	Творчеству русских художников-
пейзажистов посвящаются альбомы
репродукций, которые выпускает из-
дательство «Искусство». Альбомы
рассчитаны на самый широкий круг
любителей живописи. Кроме репро-
дукций известных картин они будут
содержать монографическую статью,
рассказывающую о важнейших эта-
пах творчества того или иного ма-
стера.

Первый из. альбомов, подготовляе-
мых к печати, посвящается творче-
ству певца русской природы И. Шиш-
кина. Сюда будут вложены цветные
репродукции с лучших его. картин,
рисунки, оферты. Среди них — «Утро
в сосновом лесу», «Лесные дали»,
«Рожь» и многие другие хорошо
	знакомые произведения.
	„СОЛНЕН
	УЧШАЯ сцена спектакля театра

имени Ленинского комсомола
«Солнечная сторона» разыгрывается
между председателем колхоза агроно-
мом Середой и инспектором _облнар-
образа Бугаем. Исполнители этих ро-
лей В. Мельников и В. Марута игра-
ют с увлечением и красочно, обра-
зы, создаваемые ими, врезаются в
память.
	Бугаю недосуг вникать в суть живо-
го дела, задумываться над людскими
судьбами. Он живет в своем бюро-
кратическом мирке, где человеческие
отношения‘ заменены бумажными, а
степень уважения к человеку изме-
ряется только одним — его служеб-
ным положением. Бугай распоря-
жается выбросить в 24 часа боль-
ницу из временно ею занимаемо-
го школьного здания, ибо не мо-
жет, по мнению бюрократа, учреж-
дение,  подведомственное — одному
министерству, занимать помещение,
принадлежашее другому.
	Бугаю безразлично, что в больнице
лечатся люди, что там испытываются
новые методы лечения, двигающие
вперед науку, что до начала учебного
года еще немало времени. Все это —
пустяки для бюрократа, стоящего на
страже «ведомственных интересов».
Бугай убежден в собственной непо-
грешимости, более того, он в ‘упое-
нии от собственного «величия». Он
слова не скажет, чтобы жестом, мно-
гозначительным взглядом не подчерк-
нуть свою весомость, чтобы не дать
понять собеседнику, сколь”велико бу-
гаевское начальственное достоинство.
Так играет Бугая В. Марута.
	Агроном Середа оценивает Бугая
по заслугам. Первые же реплики ин-
спектора облнаробраза заставляют
председателя колхоза насторожиться.
Еще минута, другая — и Середе яс-
но, с кем он имеет дело: перед ним
заядлый бюрократ, да к тому же
весьма наглый. И Середа — обыч-
	но сдержанный — теряет терпение.
	ющий различные явления природы.

В горы пришли советские геологи.
На экране лагерь геологов на лед-
нике Хрустальном. На высоте пяти
километров над уровнем моря от-
крыты месторождения горного хру-
сталя. .

Большим  созидательным трудом
заняты трудящиеся Памира. Новых
успехов добиваются памирские жи-
вотноводы, над выращиванием но-
вых сельскохозяйственных = KYJIb-
тур трудятся колхозники. Вот кол-
хозницы  сельскохозяйственной ар-
тели имени Ленина, находящейся в
долине Рушана, срезают с кустов
чудесные грозди винограда. В горах
выращивают арбузы, картофель, ка-
пусту, а совсем недавно из цвету-
щих долин Таджикистана в горные
районы Памира пришло шелковод-
ство. Девушки-колхозницы собирают
коконы белого золота.

В долинах Памира идет сбор уро-
жая зерновых: созрел хлеб. В гор-
ных колхозах, как и во всей нашей
стране, окончание уборки — празд-
ник хлеборобов. Кадрами, посвящен-
ными этому празднику, и’ заканчи-
вается фильм. ВЕ

Среди других эпизодов картины
авторы показывают спортивные успе-
хи. советских альпинистов.

Фильм «На Памире» — еше одна
страница своеобразного  киноатласа
Советского Союза, который создает-
ся нашими кинематографистами.
	В следующем альбоме, посвящен-
ном творчеству И. Айвазовского, на-
ряду с репродукциями картин, храня-
щихся в Государственной Третьяков-
ской галлерее и ленинградском Рус-
ском музее, будут даны репродукции
с менее известных картин, находя-
щихся в собраниях Горьковского,
Киевского, Астраханского, Вильнюс-
ского музеев. Наиболее полно здесь
будет представлено собрание картин
Айвазовского из Феодосийской галле-
реи.

Монография о творчестве И. Шиш-
кина написана старшим научным со-
трудником Третьяковской галлереи
Ф. Мальцевой; статья об Айвазов-
ском принадлежит перу директора
Феодосийской галлереи Н. Bapca-
		ведственное положение
трудящихся Ливана
	и Сирии
	Ниже рассказывается 06 OCOHCH из этих величественных строек
	социализма, гиганте венгерской металлургии — ДиошОдьере.

* *

..Лиошльер — сердие черной ме-  ветского народа, приславшего сюда
	своих лучших сталеваров, инженеров
и ученых, диошдьерские металлурги
быстро освоили передовые методы
производства. Из СССР было полу-
чено необходимое оборудование, со-
ветские инженеры и ученые приняли
деятельное участие в конструирова-

нии новых печей — кроме домен-
ной печи в Диошдьере построена
высокопроизводительная маргенов-

ская печь, которая также сооружеча
за рекордно короткий срок — 53 дня
вместо 10 месяпев.
	С каждым днем растет Диошдьер,
непрерывно вступают в строй новые
машины и механизмы. Из Советско-
{Fo Союза поступают прокатные cTa-
ны, блюминги и другое современное
промышленное оборудование. Модер-
низируются цехи — чугунолитейный,
прокатный, кузнечный. Уже дает вы-
сококачественную сталь перестроен-
ный электросталеплавильный цех.

Венгерская партия трудящихся в
народное правительство постоянно за-
ботятся о тружениках Диошдьера.
Для них по первому  пятилетнему
плану будет выстроено шесть тысяч
квартир; сейчас уже сооружены но-
вые больницы. ясли, детские сады
итд. Возле горола Мишкольце
строится первый в Венгрин политех-
нический институт, который будет
готовить кадры для всей металлурги-
ческой промышленности страны.
	.. Тверло и увереяно, под руковод-
ством Венгерской партии трудящихся
идет венгерский народ по пути стро-
ительства социализма. В этом могу-
чем движении венгерских трудящихся
активно участвуют замечательные ме-
таллурги Диошдьера.
	третья домна
	НА СНИМВЕ:
Лношдьера,
	таллургии народной Венгрии. Этот
	крупнейший металлургический комбч-
нат играет решающую роль в исто-
	рическом преобразовании ‘некогда ог-.
	сталой Венгрии в страну индустри-
альную, с хорошо развитым сельским
хозяйством. Чугун и сталь Диошдье-
ра идет на строительство тепловых
электростанций, на сооружение новых
портов и чромышленных  предприя-
тий.

На нашем снимке — новая, третья
по счету, домна.Диошльера. Она бы-
ла построена не за десять и девят-
налцать лет, как строились две пре-
дыдушие печи, а за восемь с поло-
виной месянев. Новая домна, объе-
mom sp 700 кубических метров, дает
втрое больше чугуна, чем обе ста-
	Ъ чрые печи.
	БЕИРУТ, 3. (ТАСС). Газета «Жур»
обращает внимание на рост числа са-
моубийств и попыток самоубийства.
Газета пишет, что побудительными
мотивами к самоубийству были пло-
хое материальное положение, дли-
тельная безработица, нищета, болез-
ни, нервная депрессия.

Газета «Ас-Сарха» сообщает, что в
Ливане в настоящее время насчиты-
ваются 65.тыс. безработных, а в Си-
	рии — 120 тысяч безработных.
	На митинге, посвяшенном пуску
нсвой домны, председатель Совета
народного хозяйства Венгерской на-
родной республики Эрне Герэ сказал
о ее замечательных строителях: «Они
строили днем и ночью. Строили в
снег, в мороз, в дождь. на ледяном
ветру и под паляшим солнцем. Стро-
или на глубине 26—27 метров под
землей и на головокружительной
68-метровой высоте... И в ходе стро-
ительства, когда невозможное нужно
было сделать. возможным, рождались
смелая инициатива, замечательное
новаторство. И не только инициати-
ва и новаторство — здесь были вы-
кованы новые люди — твердые, со-
знательные, боевые, преданно любя-
щие свою родину».

Много десятков лет сушествует
Диошльер. Здесь, в Омаше, при сли-
янии двух речек — Синвы и Гарад-
ны слесарь Генрик Фазола построял
первую венгерскую рудоплавильную
мастерскую. Во второй половине
прошлого века на месте этой ма-
стерской вырос металлургический за-
BOL. :

3 декабря 1944 года Советская
Армия освободила Диошльер. Через
несколько дней в цехах завода воз-
	обновилось мирное производство. C
бескорыстной помощью братского со-
	АЛЬБОМЫ РЕПРОДУКЦИЙ
ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН
	Шведские банковские
и промышленные круги
требуют расширения
торговли между
Западом и Востоком
	СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Видный
орган шведских банковских и Про-
мышленных кругов — еженедельник
«Финанстиднинген» указывает в пе-
реловице, что предстоящая  конфе-
ренция тринаднати европейских
стран в Женеве по вопросам торгов-
ли между странами Восточной 4
Западной Европы дает основания
«питать серьезные надежды». Жур-
вал признает нынешнее состояние
европейской торговли ненормальным.
«Торговля между восточной и запад-
ной частями Европы в послевоенное
	время сохранялась на уровне гораздо
более низком. чем до войны, — заяв-
ляет журнал. — Для западноевропей-
ских стран это означало, что они
оказались почти отгороженными не
только от богатых источников сырья,
но также и от незаменимых рынков
сбыта традиционного значения, осо-
бенно для их тяжелой промышлен-
	НОСТИ».

Журнал вынужден констатировать,
что политика США вредит традици-
онным торговым связям в Европе.
«Следует, пожалуй, отметить, — пи-
шет журнал, — что страна, не имею-
шая непосредственных интересов во
внутриевропейской торговле, а имеч-
но — США. ответственна за ту по-
литику, которая нашла свое выраже-
ние в энергичных мерах против экс-
порта в страны Востока так назы-
ваемых стратегических товаров».

Указав па то, что «в случае общей
нормализации торговых связей меж-
ду Востоком и Западом ситуация
стала бы совершенно иной и благо-
приятной», журнал подчеркивает за-
интересованность Швеции в расши-
рении европейской торговли. «Исходя
из спенпифической шведской точки
зрения, — заявляет журнал, — важ-
но, чтобы прекратилось политиканет-
во И расширился товарообмен между
Востоком и Западом. что представ
	  ляет несомненный  торгово-политичез
\ ский интерес».
	Малый театр показал на днях премьеру — пьесу Н. Погодина «КОГДА ЛОМАЮТСЯ ВОПЬя» (режиссер-
постановщик Л. Волнов, художник Б. Волнов). НА СНИМКЕ: сцена из четвертого действия: В. К. Брешно
— артист В. ДОРОНИН, директор института Г. И. Лобачев — артист Ю. АВЕРИН, кандидат наук М. Р.
	4. NAKCO,
	Чебаков — артист Е. МАТВЕЕВ,
Ф, Ф. Картавин — народный ар
	Е. МАТВЕЕВ, Виктория Владимировна — заслуженная артистка РСФСР
— народный артист СССР И. ИЛЬИНСКИЙ. Moro A. BATA
	окрылили те образы, в воплощении ко-
торых есть над чем посмеяться.

Очень впечатляюще изображает
счетовода колхоза Курипку С. Кили-
гин. Курипка — личность угрюмая; ни
разу улыбка не осветила его ностоян-
но озабоченного лица, ни разу его
хмурый вэгляд не заискрился юмором

С. Килигин ведет свою роль. после-
довательно и точно, высмеивая огра-
ниченность Куринки и выявляя поло-
жительное в его характере. С. Кили-
гин, как и В. Марута в роли Бугая,
строит свой образ на прочном фунда-
менте жизненной правды, художест-
венно усиливая ведущие черты харак-
тера. ‘

Запоминаются санитарка Ульяна и
шофер Макагон в сочном исполнении
Л. Лисецкой и М. Пуговкина. Улья-
на не верит в свою женскую привле-
кательность, ей кажется, что ее—об-
ладательницу зычного голоса и круп-
ной фигуры — нельзя всерьез полю-
бить. А Макагон полюбил, ему нра-
вится ее энергия, ему пришлась по ду-
ше ее честная, прямая натура...

Талантливо играет молодая актри-
са Г. Матвеева Тэтю, дочь заведую-
шей Домом колхозника. Тэтя — еще
девочка, мечтающая о восьмом классе,
однако это не мешает ей вмешиваться
в дела взрослых, страстно ратовать за
научные открытия Столяренко. Актив-
ностью своего участия в борьбе Тэтя
превосходит всех остальных героев
пьесы.

Ну, а как же сам Столяренко, в чем
проявляются его страстность советско-
го ученого, его темперамент новатора
и борца?

Никак нельзя сказать, что артист А.
Петроченко играет Столяренко фаль-
шиво. Он, что называется, вполне убе-
дителен в роли, чужд наигрыша, прост
и обаятелен. Ему удается показать
доброту Григория Столяренко, ero
внимательность к людям. И все-таки
яркого характера артисту создать не
удается. Причина этого заложена от-
части в драматургическом материале
роли, но частично и в ее сценическом
решении.

В больницу, руководимую Григо-
рием, неожиданно приезжает на рабо-
	Фото А. БАТАНОВА (ТАСС),
		да она не уедет, то и зрителям волно-
ваться нечего: видимо, слаб Божко,
ничего не стоит с ним справиться.
	Случайна ли эта ошибка? Думается,
что нет.

Пресловутая «теория бесконфликт-
ности» нанесла ущерб не только на-
шей драматургии, но и сценическому
воплощению драматургических произ-
ведений. В некоторых спектаклях да-
же те конфликты, которые заложены
в пьесах, выглядят ослабленными. На
сцене частыми гостями стали «поло-
жительные персонажи», логически
правильно расставляющие ударения в
своих репликах, дарящие зрителей
обаятельными улыбками и деклариру-
ющие каждым словом свою «буднич-
ность», повседневность. Они лишены
всплесков незаурядных мыслей и стра-
стей, они спокойны настолько, что не-
возможно уразуметь, что именно за
их спокойствием скрывается. Надо ли
доказывать, что такие «герои» нети-
пичны для нашей действительности?
	Да, героизм, непреклонность в борь-
бе за счастье народа стали у нас мас-
совым явлением, но от этого они не
сделались и не могут сделаться «буд-
ничными». Этот героизм показывает,
сколь возросла и непрерывно продол-
жает возрастать нравственная, духов-
ная красота советских людей. И сла-
вить ее средствами искусства надо во
всем ее величии и многообразии.
	Наши герои — люди неповторимых
человеческих индивидуальностей, сдер-
жанные и порывистые, замкнутые и
общительные — разные. Изобразить
на сцене сдержанного человека труд-
нее, чем порывистого. Нельзя играть
сдержанность сдержанно, подменять
подлинный характер привычным шаб-
лоном. Зритель должен непрерывно
видеть, какими помыслами и пережи-
ваниями одержим борющийся герой,
как они воплошаются в его поступ-
ках. Тогда-то герой становится зрите-
лю особенно близким, дорогим чело-
веком, за судьбу которого нельзя не
волноваться. И история борьбы тако-
го героя запомнится надолго, может
	быть, навсегда.

В Блок.
	ту любимая им девушка Людмила
Криничная. Естественно было бы,
чтобы артист ясно выразил охватив-
шую Столяренко радость. Но он уме:
ло себя сдерживает. Больницу посе-
шает профессор Божко и после осмот-
ра исчезает, не сказав никому ни сло-
ва. Плохой признак, но Григорий сно-
ва сдерживает свое волнение. Моло-
дому врачу становится все труднее;
Божко шельмует всю его работу, и
Людмила собирается покинуть боль-
ницу: Но Столяренко на сцене снова
демонстрирует свое самообладание. И
так до конца, что бы ни случилось,
Столяренко сдерживает свои чувства,
так сдерживает, что начинаешь в кон-
це концов сомневаться, сильны ли они
у него. Ведь не замечаешь и того, что
ему трудно их сдерживать.
	Сдержан Григорий у А. Петрочен-
ко, почти всегда спокоен Божко у ар-
тиста О. Фрелиха, редки вспышки ис-
кренних переживаний Людмилы Кри-
ничной у артистки Е. Фадеевой. Имен-
но эти три лица и являются главными
в пьесе, именно они в первую очередь
движут ее конфликт, и именно они
сыграны, как говорится, корректно, не
более того. А рядом бушует Тэтя, вол-
нуются Ульяна и Середа, бесчинству-
ет Бугай... Конечно же, персонажи,
активно действующие, привлекают к
себе больше внимания.
	Работа театра над спектаклем дол-
жна была идти прежде всего по пути
усиления конфликта и укрупнения
характеров главных героев «Солнеч-
ной стороны». Театр же, определив
пьесу, как комедию, подчеркнул в ней
комедийные элементы и явно убоялся
в полной мере раскрыть драматиче-
ские столкновения: условно опреде-
ленный жанр притупил их остроту.
	Способный режиссер Наталья Иар-
калаб допустила ошибку. Пьеса рас-
палась на ряд самостоятельных ко-
медийных сцен, нанизанных на тон-
кую ниточку малоконфликтного сюже-
та, развязка которого фактически
предрешается во втором акте. Раз не
очень волнуется за судьбу своих от-
	крытий Столяренко, раз Людмила сра-
	зу же дает понять зрителям, что вику- ‘

АЯ СТОРОНА“
	so
Спектакль
театра имени
Ленинского комсомола
>
	Видно, как возмущение перепол-
няет его душу и, наконен, вырывает-
ся наружу. Артист В. Мельников за-
ражает нас, зрителей, чувствами ге-
роя, и мы как бы вместе с ним выго-
няем Бугая, а когда тот, тщетно пы-
таясь сохранить величественный вид,
выскальзывает за дверь, мысленно по-
жимаем Середе руку.

Эта интересная, творчески решенная
артистами и режиссером Натальей
Паркалаб сцена—отнюль не ключевая
в спектакле, Бугай — роль эпизоди-
ческая, не имеющая отношения к ос-
новному конфликту пьесы, Середа —
также не первостепенный в ней пер-
сснаж. И все же, когда думаешь о
спектакле, рассказанная сцена вспо-
минается одной из первых.

Что же в пьесе основное, определя-
ющее ее идею?

_..Ученик известного профессора
Божко молодой врач Григорий Столя-
ренко, работая в небольшой сельской
больнице, практически развивает уче-
ние Павлова об условных рефлексах,
применяет его для лечения. Но про-
фессор Божко не поддерживает нова-
торских начинаний Столяренко, а, на-
против, старается пресечь их в корие.
Так завязывается конфликт в пьесе
С. Голованивского «Солнечная сторо-
на». Выясняется, что Божко — идей-
ный противник Столяренко, он пытает-
ся опровергнуть открытия своего уче-
ника с плохо замаскированных идеа-
листических позиций. Конечно, Cro-
ляренко побеждает, иначе и не может
быть, но это дается ему нелегко: ему
приходится преодолевать немало пре:
пятствий, пережить сложные драма-
	тические положения.
	Как отмечала уже критика, острота
конфликта в пьесе несколько ослабле-
на тем, что характеры Столяренко и
Божко очерчены бегло, недостаточно
выявлен их внутренний мир. И все-
таки жизненность темы, ясная мысль,
ряд свежих образов обеспечили пьесе
широкое распространение.

Московский театр имени Ленинского
комсомола поставил «Солнечную стс-
рону» после многих периферийных те-
атров. Это накладывало на него до-
полнительные творческие  обязатель-
ства. В его распоряжении оказался
творческий опыт постановок пьесы,
проанализированный в статьях и ре-
пензиях. В них отмечались ошибки и
просчеты как автора пьесы, так и ее
постановщиков. Следовало ожидать,
что столичный коллектив продолжит
работу с С. Голованивским над его
произведением.

Однако этого не случилось. По срав-
нению с предыдущим вариантом «Сол-
нечной стороны» в ней исправлены
лишь малозначантие частности да из-
менилось жанровое определение; она
	из «пьесы» превратилась в «коме-

дию».
Правомерность этого «превраше-
	ния» вызывает сомнения. Дело не в
том, что в пьесе мало смешного.
Смешное там есть. Но центральные
события пьесы, основной ве KOH-
фликт драматичен, не комедиен. А
режиссер Н. Паркалаб направила
главные усилия постановочного кол-
лектива на разработку  комедий-
ных характеров и смешных по-
ложений, в чем и достигла извест-
ного успеха. Что же касается прямых
героев «Солнечной стороны», то они
отступили в художественном отноше-
нии па второй план, хотя в их распо-
ряжении больше всего текста и... кон-
фликт.

Комедия так комедия — решил те-
атр (забыв, кстати сказать, что и ко-
медия не исключает сцен большого
драматического накала). И режиссер-
ская фантазия, актерское вдохновение