Вторая сессия Московского. городского Совета’ депутатов трудящ

Продолжится строительство второи
	очереди
	Северной водопроводе и
‚ зарартпится сооружение
	станции ‘и завершитея мя
Курьяновской станции. биологической
	ОЧИСТКИ сточных ВОД.
	На строительство TILDE AL Pe

Ce ль < оба ааа аи. B
	коммунального обслуживания В 1552

году выделяются капиталовложения. В
	BN АВ 4:01

сумме 30 миллионов рублей.
усматривается окончание \ст}
на! т
	электростанций и электропромышлен-
ности, 2200 квартир в домах Мини-
стерства сельского хозяйства и ‘заго-
TOBOK.

Планом на 1953 год на работы по
газификации выделяются 65.-миллио-
нов рублей. Будет построено 380 ки-
лометров газовых сетей и вводов, на-
мечается  газифицировать 30’ тысяч
квартир, иззних 20 тысяч — в домах
министерств и. ведомств. ~ ue
	О плане развития городского хозяйства
	Товарищи депутаты! Коммунисти-
ческая партия, советский народ и
все прогрессивное человечество высо-
ко чтут память ушедшего от нас
соратника и гениального: продолжа-
теля дела Ленина — мудрого вождя
и учителя Иосифа Виссарионовича
Сталина. Имя Иосифа Виссарионовича
Сталина бесконечно дорого нашей
партии, советскому народу,  трудя-
щимся всего мира.

Все народы нашей страны в брат-
ском единении с великим русским
народом еще теснее сплотили свои
ряды вокруг родной Коммунистиче-
ской партии и ее ленинско-сталинско-
го Центрального Комитета, вокруг
Советского Правительства.

С единодушным одобрением встре-
TH наш народ постановление Цент:
рального Комитета Коммунистической
партии, Совета Министров Союза
ССР и Президиума Верховного. Сове-
та СССР, а также постановления
четвертой сессии Верховного Совета
СССР, направленные на. обеспече-
ние бесперебойного и правильного
руководства государственной и хо-
зяйственной деятельностью страны.

Под  испытанным руководством
Коммунистической партии и Совет-
ского Правительства успешно осу-
ществляется величественная програм-
ма работ, предусмотренных пятой ста-
линской пятнлеткой. На новом мощ-
ном подъеме находятся социалисти-
неская экономика, передовая совет-
ская наука и культура.

Исторический ХХ съезд Коммуни-
стической партии Советского Союза
определил главные задачи нашей пар-
тии, которые состоят ныне в том,
чтобы построить коммунистическое
общество путем постепенного  пере-
хода от социализма к коммунизму,
непрерывно повышать материальный
и культурный уровень общества, вос-
питывать его членов в духе проле-
тарского интернационализма и друж-
бы народов, всемерно укреплять ак-
тивную оборону советской Ролины от
агрессивных действий её врагов.

Благодаря повседневной заботе н
помощи, которую оказывали и оказы-
вают Центральный Комитет Комму-
нистической партии и наше Советское
Правительство, столица нашей социа-
листической Родины за годы рекон-
струкции коренным образом изменила
свой облик.
	По инициативе товарища Сталина
и под его непосредственным руковод-
ством разработан генеральный план
реконструкции Москвы. Выполнение
его еще больше преобразит столину
первого в мире — роциалистического
государства.

План реконструкции Москвы пред-
усматривает осуществление в боль-
шом масштабе жилищного и куль-
турно-бытового строительства, а
также дальнейшее значительное раз-
витие всех отраслей городского хозяй-
ства.

За десятилетие в Москве должно
быть построено 10 миллионов квад-
ратных метров жилой площади, 400
школьных зданий, больниц Ha 26
тысяч коек, кинотеатров на 25 ты-
сяч мест. Будут сооружены новые
гостиничные здания на 4 тысячи но-
меров.

В ближайшее время завершатся ра-
боты по газификации жилого фонда
столицы. Генеральным планом пред-
усматривается дальнейшее значитель-
ное развитие метрополитена и дру-
гих видов городского транспорта.

Осуществляя задания  генерально-
го плана, строители Москвы и работ-
ники городского хозяйства, широкс
развернув“ социалистическое соревно-
вание, в прошлом году построили и
сдали в эксплуатацию 782 тысячи
	квадратных метров жилой площади,

зто в два раза превышает  соъем
жилищного строительства — довоен-
ного 1940 года.

Ввод в эксплуатацию новых школь-
ных зданий позволил полностью ‘лик-
видировать З-сменные занятия в
школах. Число учащихся во второй
смене значительно сократилось.

Продолжалось дальнейшее разви-
тие городского транспорта. Проло-
жены трамвайные линии на участках
Новогиреево— Перово и по Загородно-
му шоссе до Окружной железной до-
poru, Построено. 28 километров
троллейбусных линий от площади
Ногина до заставы Ильича и далее
по шоссе Энтузиастов ‘до Владимир-
ского поселка, по Октябрьской ули-
це_от площади Коммуны до Сущев-
ского вала и по Варшавскому шоссе.

Городской транспорт в 1952 году
получил 60 новых вагонов метро, 24
троллейбуса, 357 автобусов ‘и 233
такси. В истекшем году всеми вида-
ми транспорта перевезено пассажи-
ров на 135 миллионов больше, чем в
1951 году. При этом значительно улуч-
шены перевозки населения, прожива-
ющего на окраинах города и в при-
городах.

В прошлом году проведены боль-
шие работы по дальнейшему благо-
устройству города. Построено и ре-
конструировано 1.120 тысяч квадрат-
ных метров асфальтированных дорог.
Закончены работы на шоссе Энтузи-
астов, Красноказарменной, Первомай-
ской, Тулинской, Ульяновской ули-
нах, набережной Горького, заставе
Ильича. Построена магистраль, сое-
диняющая площадь  Прямикова с
площадью Курского вокзала, рекон-
струированы проезды по набережным
Москвы-реки в районе Бородинского
моста.

Заасфальтировано 270 тысяч квад-
ратных метров дворовых территорий.
На улицах н площадях города по-
сажено 310 тысяч деревьев и 1.730
тысяч кустов. Продолжались работы
по дальнейшей газификации города.
В настоящее время в Москве газифи-
цирована 381 тысяча квартир. Более
	Доклад председателя исполкома Московского
	90 процентов населения  столины
пользуется газом.
Значительное развитие получило
	ae

водопроводно-канализационное хо-
зяйство. Вошли в строй первая оче-
редь Северной водопроводной стан-
ции и сооружения биологической
очистки Курьяновской станции аэра-
ции. Мощность водопроводных стан-
-  ций по сравнению с 1951 годом уве-

личилась на 19 процентов, а очист-
- ных канализационных сооружений—
   на 32 процента. Построено 105. кило-
[

метров’ водопроводных и 47 километ-

ров. канализационных ‘ магистралей,
-  сетей и коллекторов.
   Выполнен план капитального ре-

монта жилых домов Моссовета. От-
-   ремонтировано свыше 5 тысяч жилых
строений. Введена в эксплуатацию
гостиница «Советская» на Ленинград-
‚ ском шоссе. Открыты 25 павильонов
-   бытового ны и 14 пунктов
‘  по приемке белья в стиоку.
В истекшем году проводилось даль-
нейшее оснащение продовольственных
  магазинов и столовых наиболее совер-
‘  шенным технологическим и холодиль-
ным оборудованием.  Расширилась
`  торговая сеть. Открыто 58 магазинов,
  14 столовых и 6 ателье в домах-ново-
стройках. План товарооборота выпол-
нен досрочно. `

Значительно укреплена . производ-
ственно-техническая база строитель-.
ных организаций. Численность строи-
тельных рабочих возросла на 5.600
человек. Увеличен парк  строитель-
ных машин.

Наряду с достижениями в работе
  некоторых управлений и отделов ис-
‚  полкома Московского ’ ‘Совета имели’
‚  место серьезные недостатки.
  Установленный на 1952 г. план ка-
  питальных- работ по Рородскому хо-
зяйству выполнен на 92 процента.
Недовыполнение плана капитальных
‘работ составило 98 миллионов руб-
лей, в том числе: по жилищному
строительству — 41 миллион руб-
лей, -школьному и больничному стро-
ительству — 12 миллионов ‘рублей,
по коммунальному хозяйству — 22
миллиона рублей и промышленности
строительных материалов и строи-
тельных деталей — 16 миллионов
рублей.

Ряд управлений и отделов  испол-
кома Московского Совета не обеспе-
чил ввода в эксплуатацию важней-
ших объектов городского хозяйства.
Городские организации не сдали в
эксплуатацию 25 тысяч квадратных
метров жилой площади.

Городской отдел здравоохранения
и Управление «Москультстрой» не-
удовлетворительно организовали
больничное строительство, в `резуль-
Tare чего не были закончены строи-
тельством и не были сданы в эксплу-
атацию 5 больничных корпусов на 940
коек.

Управление промышленности стро-
ительных материалов и Управление
промышленности строительных  дета-
лей не выполнили плана капитальных
работ, в результате чего не были
введены в эксплуатацию новые мощ-
ности по производству  железобетон-
ных изделий на 24 тысячи кубометров
и добыче нерудных материалов на 120
тысяч кубометров.

Было бы неправильным считать, что
причинами неудовлетворительного
выполнения плана капитальных ра-
бот прошлого года является только
плохая работа некоторых строитель-
вых организаций. В этом ^ в значи-
тельной мере повинен и ‘исполком
Московского ‚ Совета. х

Жилишное, школьное и  больнич-
ное строительство на протяжении вее-
го минувшего года ощущало целый
ряд недостатков, к числу которых от-
  носится несвоевременное обеспечение
строительных организаций  техниче-
ской документацией и несвоевремен-
ное освобождение, а следовательно, и
освоение строительных площадок, от-
водимых под строительство жилых
домов, школ и больниц: Это являет-
ся одной из основных. причин, поро-
дивших неудовлетворительное выпол-
нение плана капитальных работ 8
прошлом году, в особенности  пла-
на жилищного и культурно-бытового
строительства.

Устранение отмеченных и ряда дру-
гих недостатков является первооче-
редной задачей исполкома `Моссове-
та, его управлений, отделов и’ испол-
комов райсоветов.

Товарищи депутаты! Представлен-
ный на ваше рассмотрение и утвер-
ждение план развития городского хо-
зяйства Москвы составлен в соот-
ветствин C заданиями. генерального
плана реконструкции города и поста-
новлениями Совета Министров СССР.
и Совета Министров РСФСР о го-
сударственном плане развития народ-
ного хозяйства на 1953 год.

Важнейшей частью плана являет-
ся жилищное, школьное и больничное
строительство. Планом предусматри-
вается также дальнейшее развитие
всех отраслей городского хозяйства.

Общий объем капиталовложений
на работы по реконструкции столицы
в 1953 году значительно возрастет. В
1953 году должно быть завершено
строительство высотных ‘зданий —
МГУ, гостиниц на Дорогомиловской
набережной и Каланчевской улице,
жилого здания на площади Boccta-
ния. Будет продолжаться  строитель-
ство высотного здания в Зарядье.

Капиталовложения на развитие хо-
зяйства Моссовета предусматривают-
ся на 22 процента больше объема ра-
бот, выполненных в прошлом году.
На жилищное строительство  Моссо-
вета выделяется 442,5 миллиона руб-
лей. На коммунальное хозяйство —
540 миллионов рублей, на школьное
строительство —= 109 миллионов руб-
лей и на больничное строительство —
65 миллионов рублей.

ко) выполнил ‘план на 107 процен-
тов, трест «Мосжилгорстрой» Управ-
ления жилищного строительства Мос-
совета (управляющий тов. Локтюхов)
выполнил плай на 103 процента,

В соревновании ` между районами
столицы по вводу жилой площади
лучших показателей достигля Моск-
ворецкий, Первомайский, Калинин-
ский, Ждановский районы.
	На стройках выросли квалифини-
рованные кадры рабочих, инженерно-
технических работников, умело и ши-
роко применяющих передовую совет-
скую строительную технику. Под ру-
ководством Московской партийной
организации коллективы ‹ строителей
воспитали большой отряд новаторов
производства, борющихся за внедре-
ние передовых методов труда в
строительстве. Звания лучших масте-
ров с?роительного дела в прошлом
году ‘присвоены 2 тысячам рабочих
различных специальностей.
	Болыцие задачи в области жилищ-
ного и  культурно-бытового строи-
тельства в Москве требуют от всех
строительных организаций столицы
четкой: и слаженной ‘работы. К сожа-
лению, в работе многих проектных и
строительных организаций имеются
существенные недостатки.
	Управлению жилищного строитель-
ства в прошлом году была оказана
значительная помошь в расширении
производственной базы. Предоставле-
но свыше 30 тысяч квадратных мет-
ров жилой площади для строитель-
ных рабочих, выделен 31! миллион
рублей на приобретение машин и ме-
ханизмов и расширение пройзводст-
венных предприятий. Однако Управ-
ление жилищного строительства (на-
чальник тов. Пащенко, главный инже-
нер тов. Галицкий) не сумело пол-
ностью использовать имеющиеся мощ-
ности ив 1952 г. работало пло-
хо. Строительная программа управ:
лением выполнена только на 83 про-
цента. Вместо снижения стоимости
строительства допущено удорожание
на 7,3 процента к выполненному объе-
му работ.
	В истекшем году на стройках ‚уп:
равления 4,5 тысячи строителей бы-
ли заняты на подсобных работах,
что в полтора раза превынгает уста-
новленное соотношение между основ-
ными и подсобными рабочими.

Исполком Московского Совета и
руководители Управления жилишно-
Го строительства должны обратить
	серьезное внимание на работу тре-
	стов, оказать им необходимую по-
мощь.

В соответствии с заданием  гене-
рального плана реконструкнии Мо-
	сквы в 1955 году в Москве должно
быть построено и введено в эксплуа-
тацию 800 тысяч квадратных метров
новой жилой площади, из которых
255 тысяч квадратных метров по-
	строят строительные организации ис-
полкома Моссовета.
	В общем объеме жилищного-строи-
тельства Москвы на 1953 год удель-
ный вес жилищного строительства
	Моссовета возрастет до 32 процентов
против ‘21 процента в прошлом году.
Управление жилищного строительства
должно построить и. ввести в’ эксплуа-
тацию’ 208 тысяч квадратных метров
жилой площади.

Планом также  предусматривается
построить 12 тысяч квадратных мет-
ров жилой площади организациями
исполкомов -райсоветов. и 35 тысяч
квадратных метров управлениями и
отделами Мосгорисполкома.

Планом текущего года намечается’
 не только ` дальнейшее ее
объема жилищного строительства, но.
и значительное изменение характера
застройки: повышается этажность,
увеличивается объем вновь сооружае-
мых домов. ^

Болыная часть жилых домов будет
построена на магистралях, набереж-
ных, площадях, автомобильных . и
железнодорожных въездах в город.
На основных магистралях в 1953 году.
должно быть построено 480. тысяч.

что почти в три раза больше, чем бы-
ло построено на магистралях в прош-
лом году.

Осуществляемое в Москве новое
школьное стройтельство даст возмож-
ность значительно улучшить воспита-
ние и обучение детей в школах. В
течение пятой пятилетки в Москве
будет построено 170 нкольных зда-
‘ний, или в 8 раз больше, чем построе-
но за четвертую пятилетку. За два
последних года постооена 51 шко-
ла, в текущем году намечается по-
строить и сдать в эксплуатацию 36
школьных зданий, что позволит зна-
чительно увеличить число учащихся”
в одну смену.

В директивах ХХ съезда партии
по пятому ‘пятилетнему плану уста-
навливаются задания по дальнейше-
му улучшению здравоохранения на-
селения. В плане на 1953 год предус-
матривается ввод 15 больничных кор-
пусов на 2920 ‹ коек, из которых 3
корпуса на 650 коек уже сданы в
эксплуатацию в первом квартале.
Строительство новых больниц наме-
чается в Сокольническом, — Сталин-
ском, ШЩербаковском, Первомайском,
Москворецком, Ждановском, Тими-
рязевском, Калининском, Советском
и Краснопресненском районах.

Плохо работает управление «Мос-
культстрой» (начальник тов. Нико-
нов), которое специально создано для
ведения школьного и больничного
строительства. Это управление долж-
но в нынешнем ‘ году построить и
сдать в эксплуатацию 21 школьное
здание, 13 больничных корпусов. и
приступить к заделу 24 школьных и
больничных зданий, подлежащих вво-
ду в эксплуатацию в 1954 году.

Исполком Моссовета разработали
утвердил мероприятия по оказанию
помощи Управлению «Москульт-
строй» в выполнёнии плана 1953 го-
да. Осуществление-этих мероприятий
и устранение имеющихся недостатков
как в работе самого упоавления, так
и еГо трестов. обеспечат выполнение
плана школьного и больничного строи-

и ра TpyaAA щихся

Москвы на   1958 ron
	цент, Увеличиваются также производ.
ство сухой штукатурки,  сантехниче.
	ской плитки, добыча бутового камня,
гравия и других строительных мате-
риалов. :
Важнейшей задачей всех работни:
ков промышленности строительных
материалов и строителыных деталей
является более полное — исполь-
зование производственных резервов,
дальнейшее повышение качества и
снижение стоимости выпускаемой
продукции, расширение производства
крунномерных деталей и обеспечение

бесперебойной поставки материалов’ и
прталей ймея в виду, что поточно-
	скоростное строительство зданий тре-
	бует четкого ‚соблюдения комплект.
вого и своевременного снабжения

строек

en
	Строителям Москвы в текущем го-
ду предстоит выполнить огромный
объем строительно-монтажных работ,
Лля выполнения поставленных ответ.
ственйых задач по осуществлению
сталинского генерального плана ре.
конструкции Москвы имеются все
условия: мощная‘ материально-техни-
ческая база, подготовленные кадры
рабочих и специалистов, обладающие
спытом ‚индустриализации работ,
умеющие применять новые эффектив-
ные материалы и детали.
	В текущем году строительные ор.
ганизации Мосгорисполкома получат
свыше 40 тысяч квадратных метров
жилой площади, 38 экскаваторов, 30
бульдозеров, около 50 автокранов и
погрузчиков, 60 башенных кранов,
свьшие 100 различных станков. На
	развитие материально-технической
базы выделяется 55 миллионов руб.

лей.
Олна из первостепенных задач
	строителей заключается в том, чтобы
полностью использовать предостав-
ленные им возможности привести в
действие внутренние резервы и на
основе этого обеспечить. успешное
выполнение годового плана, повысить
качество. и снизить стоимость строн-
	тельства.
	Е а Mocks ства ‘бани-прачечнов во
Ресурсы газа в Москве позволяют   районе, прачечной на Варшавском

полностью газифицировать KOMMY-  шоссе, четырех. душевых. павильонов,
нальные, культурно-бытовые — пред-   0 прачечных домового типа, 20 пунк-
27%. + 7 q
	приятия и предприятия .общественно-
го питегния. Олнако эти работы вы-
полняются крайне медленно.

В 1953 году намечается газифици-
ровать 350 ‘коммунальных и куль-
турно-бытовых предприятий. у

Продолжатся работы по дальней-
шей теплофикации города. Намечает-
ся построить 16,5 километра теплофи-
кационных сетей и вводов, теплофи-
пировать 300 зданий.
	Планом предусматривается строи-
	тов но‹ приему белья. в стирку * —
Нарикмахерских. Продолжится строи:
	тельство оао ара 75 Зла ЕЕ $ о ЕО
Текстильщики ановского, района.
	Следует указать, что Управление
	eg

предприятий коммунального обслу-
живания (начальник управления тов.
	Фролов) недостаточно уделяет вни-
мания развитию хозяйства.
	Из намеченных к открытию В
1951—52 гг. 35 прачечных домового
	тельство 7/2 километров водопровод-
вых и канализационных магистралей
и сетей. Будут закончены строитель-
ство резервуара чистой воды и ‹оо-
ружения Яузской канализационной
насосной станции, начнется ° строи-
тельство Саввинской насосной кана--
masa UnOHHOR станции. >

‚Руководители

типа оборудованы вые 1556 © <

из 55 пунктов для приема белья от
населения открыты только 22.

управления и его
предприятий не проявляют инициати-
вы. Они еше‘ мало заботятся “06
улучшении обслуживания трудящих-
ся, `

Дорожно-мостовое хозяйство -
и благоустройство о

TT

waa 7

ng ae me TRA
	На дорожно-мостовое строительст-
во в 1953 году выделяются капитало-
вложения в сумме 194 миллионов руб-
лей, что превышает уровень прошло-
го года на 10 процентов.
` В 1953 году должно быть построе-
но И реконструировано 1.200 тысяч
квадратных метров дорог, проложено
35 километров водостоков и коллек-
торов, построено 9 мостов и путе-
проводов, заасфальтировано 200 ты-
сяч квадратных метров дворовых
территорий.

Строители завершат дорожные ра-
боты на подъездах и территории
Московского государственного уни-
верситета на Ленинских горах и Все-
союзной сельскохозяйственной вы-
ставки. Закончится реконструкция
Воробьевского шоссе, будут сданы в
эксплуатацию мост через реку Се-
тунь и второй проезд под Окружной
железной дорогой на Бережковской
набережной. :

‚ Планом предусмотрено  строитель-
ство новой магистрали в юго-запад-
ном районе города. Здесь проложат
трамвайные пути, будет сооружен
путепровод через Окружную` желез-
ную дорогу.

Будет закончено строительство
путепровода через пути Ярославской
железной дороги у платформы Севе-
рянин. Начнется реконструкция Яро-
славского шоссе и строительство. но-
вого моста через Яузу:”
	План перевозок пассажиров в це-
лом в прошлом году выполнен на 103
процента, однако в работе городско-
го транспорта имелись недостатки.
Управление троллейбусного транспор-
та (начальник тов. Трофимов) не
выполнило плана по перевозке
пассажиров. В работе . троллейбуса
допущены большие потери из-за
опозданий выпуска машин на линию,
простоев и возвратов.

В плане на 1953 г. предусматри-
вается развитие всех видов городско-
го транспорта, для чего на капи-
тальные работы только по лимитам
Московского Совета выделяется 94.
миллиоча рублей.

текущем. году заканчивается со-
оружение 4-го участка’ Большого
кольца метрополитена от Белорус-
ского вокзала до Центрального пар-
	ка культуры И отдыха.
	В довоенные годы началась рекон-
струкция Яузы. Берега ее украсили
	гранитные набережные, построены 5
	новых и реконструированы 4 моста.
Реконструкция Яузы продолжится,
будут построены асфальтовые проез-
ды до Электрозаводского моста.
	‚ В прошлом году площадь механи-
зированной уборки улин была дове-
дена до 14 миллионов квадратных
метров. Прибавилось 180 уборочных
машин и механизмов. В 1953 году
на дальнейшее улучшение санитар-
ной очистки города Управлению бла-
гоустройства ассигновано 20 милли-
	онов рублей. Будут изготовлены 160
	уборочных машин новых  конструк-
ций. Должны быть закончены очи-
стка и благоустройство прудов Крас-
нопресненского парка культуры и
отдыха, Оленьих прудов в Сокольни-
ках и поудов в парке культуры и
отдыха им. Дзержинского.
	На озеленение города предусмат-
ривается выделить 16 миллионов
рублей. Завершится озеленение тер-
	ритории Московского государственно-
го университета, Воробьевского шос-
	се и подходов к Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставке.
	В питомниках Управления озелене-
ния закладываются для выращива-
ния 520’ тысяч саженцев деревьев и
1 миллион 300 тысяч саженцев. ку-
старника.
	Развитие торговли
и производство товаров
‘широкого потребления
	`Директивы АПХ съезда партии по
пятому пятилетнему плану определи.
ли новый мощный подъем народного
хозяйства, значительное увеличение
выпуска товаров массового потребле-
ния и дальнейшее расигирение совет:
ской торговли. В текущем пятилетии
розничный товарооборот увеличивает.
ся примерно’ на 70 процентов. Из
дня в день возрастает количество то
варов широкого потребления, посту:
пающих в торговую сеть,
	Систематическое снижение цен, по
следовательно ‘из года в год осуще
ствляемое Коммунистической партией
и Советским Правительством, служи
	важнеишим источником роста ре
альной заработной платы рабочих
	служащих и доходов крестьян,

В результате пятикратного сниже
Hust HeH уже в 1952 году на одну п
ту же сумму трудящиеся покупали
товаров в два раза больше; чем В
1947 году.

Осуществленное с 1 апреля этого
года шестое по счету снижение цен
дало трудящимся одну ‘из’ самых
крупных выгод, какие получало насе-
ление от снижения пен за. все по-
слевоенные годы. Это новое сниже:
ние цен на  продовольственные #1
промышленные товары служит ярким
выражением неослабной заботы Ком:
мунистической партии и Советского
Правительства о благе; народа, 0
максимальном удовлетворении его
материальных и культурных потреб
ностей.

Общий объем товарооборота госу.
дарственной и кооперативной торгов
ли в Москве. в прошлом году увели:
чился по сравнению с 1950 годом на
24 процента. За этот период прода:
жа мяса и птицы увеличилась на 91
процент, колбасных изделий — на 49
процентов, рыбы—на 23 процента, жи:
ров животных—на 82 процента, Зна-
чительно возросла продажа шелковых
тканей, трикотажных изделий, кожа“
ной обуви, мебели, металлической по-
суды и предметов домашнего обихо-
да, радио- .и музыкальных товаров,
часов, велосипедов,
	На развитие торговли в плане те:
кущего года предусматриваются ас
сигнования в размере 24 миллионов
рублей. Намечено дальнейшее укру!
нение магазинов и столовых. В до
мах-новостройках будут открыты в
этом году 50 новых магазинов 1
183 столовых.
	Увеличится продажа населению 10:
варов против прошлого года: швей
ных изделий — на 34 процента, шел.
ковых тканей — на 17 процентов,
трикотажных изделий — на 23 пре
цента, чулочно-носочных ‚изделий —
на 19 процентов, кожаной обуви —

на 11 процентов, мебели — на 34 про
цента.
	Задаца всех работников местной 1
кооперативной промышленности Мо
сквы, производящих товары широкого
потребления, состоит в том, чтобы по.
вседневно улучшать ассортимент !
качество этих товаров.
		Городской ‘транспорт и связь”
	Будут построены трамвайные ли-
нии от 5-го Донского проезда до Мо-
сковского государственного универ-
ситета на Ленинских горах протяже-
нием в 11 километров и от Загород-
ного шоссе в Черемушки  протяже-
нием в 3,9 километра.
	В первом полугодии заканчивается
строительство троллейбусной линии
по Беговой › улице, Хорошевскому
шоссе до Серебрявого бора.

Тородской транспорт получит 70
вагонов метро, 180 автобусов, 150

такси, 20 троллейбусов, ‚520 грузовых
и легковых автомашин.
	Предусматривается увеличение те-
лефонов на. 19 тысяч номеров, допол-
нительно будут установлены 500 те-
лефонов-автоматов и 15 тысяч радио-
	трансляционных точек.
	милищное хозяйство
	Наряду с новым жилищным строи-
тельством значительные работы про-
водятся по капитальному ремонту,
восстановлению существующего жи-
лого фонда и повышению его благо-
устройства.

В 1952 году на капитальный ремонт
жилых домов Московского Совета
затрачено. 289 миллионов рублей. В
целом план капитального — ремонта
выполнен. Однако исполкомы Киров-
	ского, Краснопресненского, Пролетар-
ского. Коминтеоновского и 1Шерба-
	9:0, коминтерновского и Щерба-’ В; текушем году, намечено
ковского районных Советов не спра- (монтировать 3450. домов. пер
	вились с заданиями.

В 1952 году правительство приня-
ло специальное постановление по
улучшению технического — состояния
жилых домов. Значительно возрастут
затраты на капитальный ремонт жи-
лого! фонда Моссовета в 1952—1955 гг:
В течение этих четырех ‘лет должен
	пла-  быть произведен комплексный ремонт
	6.500 домов и ремонт отдельных кон:
структивных элементов и санитарно-
технического оборудования в 1! ты-
сячах домов. .

Получат центральное — отопление
взамен печного 1600 домов, будут
теплофицированы 1400 домов, водо-
провод и канализацию получат 3500
	домов, 290 наиболее крупных котель-
ных жилых домов будут переведены
на газовое топливо.

Для выполнения такого объема ‘ра-
бот организовано специальное уп-
равление в составе 4 городских и 25
районных ремонтно-строительных тре-
стов. Объем. капитального — ремонта
жилых домов на \1953: г. определен в
размере 350 миллионов рублей, что
превышает затраты прошлого года на
21 процент. . %

В. текущем году, намечено . отре-
монтировать 3450 домов, перевести с
печного отопления на центральное
414. домов, теплофицировать 250 до-
‘мов, оборудовать водопроводно-кана-
лизационными устройствами 750 до-
мов, в 38 домах установить лифты.

Важнейшему мероприятию, направ-
ленному на коренное ‘улучшение тех-
нического состояния жилых домов,
исполкомы ‹ районных Советов и
исполком Московского Совета долж-
ны уделять больше внимания. Надо
как можно’ быстрее укомплектовать
ремонтно-строительные тресты, уси-
лить их мощность, чтобы обеспечить
безусловное выполнение плана кани-
тального ремонта жилых домов И

повышение их благоустройства.
	  Промышленность строительных материалев
	AYCTPUA
	и стройи

В директивах ХХ съезда партии
пс пятилетнему плану ставится зада-
ча широкого внедрения в строитель-
ство иовых, прогрессивных стеновых
материалов и изделий, а также зна-
чительного увеличения выпуска  но-
вых, высококачественных отделочных

и облицовочных строительных мате-
		риалов, деталей и конструкций завод-
ского изготовления из керамики, гип:
са, бетона и железобетона.
	Для обеспечения возрастающего
объема строительства в Москве в
настоящее время строятся и рекон-
	струируются 46` предприятий по про-
	Фото И. АРЕФЬЕВА.
	изводству строительных материалов и
строительных деталей.
Заканчивается строительство двух
крупнейших заводов железобетонных
деталей. Один из них — Люберецкий
в ближайшее время вступит в строй.
	С окончанием строительства новых
и реконструкции действующих пред-
приятий мощности промышленности
строительных материалов и .строи-
тельных деталей Москвы и Москов-
ской области полностью обеспечат
объем жилищного и культурно-быто-
вого строительства в Москве,
	В истекшем году предприятия го-
родских управлений недодали 90
миллионов кирпичей, 6 тысяч куби-
ческих метров железобетона, 9 ты-
сяч тонн извести, 82 тысячи кубиче-
ских метров нерудных” материалов.

Одной из главных причин плохой
работы промышленности строитель-
ных материалов является все еще
крайне низкое использование обору-
дования и агрегатов. Характерен та-
кой пример: съем кирпича с   куби-
ческого метра канала обжиговой пе-
чи на передовых заводах — Николь-
ском и Нижнекотельском превысил
	г тысячи штук, тогда как на боль-

шинстве кирпичных заводов он со-
ставляет 1.000—1.300 штук.
	Только за счет наиболее эффектив-
ного использования существующих
производственных мощностей и широ-
кого внедрения передовых методов
производства работники кирпичной
промышленности могут дать допол
нительно несколько сот миллионов
штук ‘кирпича в год.
	На развитие промышленности стро-
ительных материалов и строительных
деталей предусмотрены капиталовло-
жения в размере 83 миллионов руб-
лей. В 1953 году будет начато строи-
тельство двух заводов крупных шла-
коблоков мощностью по 100 тысяч
кубических метров ‚В год каждый.
	План производства в 1953 _ году

строительных материалов и строи.
а wee ery ges
	> СТК.
тельных — деталей предусматривает
увеличение выпуска кирпича Ha 2}
процент, железобетонных излелий—на
tr

процентов, извести

ее SAND ee STAR ET GG

—wHa 21 ‘npo-
	Газификация, водопроводно-канализационное
хозяйство, коммунальное обслуживание
	1-я Мещанская улица. .
		В последние годы в. больших мас-
штабах проводились работы по гази-
фиканции Москвы. В настоящее время
жилые дома Московского Совета га-
зифицированы на 96 процентов, а до-
ма министерств и веломств — на
	(0

процентов.

Около

THIC AY
		СЕГОДНЯ.
	квартир в домах министерств и ве-
домств не имеют газа, в том‘ числе
не газифицировано 8300 квартир в до-
мах Министерства путей сообщения,
3400 квартир в домах Министерства
легкой и пищевой ^ промышленности,
	2100 квартир в домах’ Министерства
	Товарищи депутаты! В 1953 году
перед работниками городского хозяй:
ства поставлены большие и ответ
ственные задачи, Выполнение #
явится новым вкладом в осуществле:
ние сталинского плана реконструкции
Москвы, в дело дальнейшего подъема
материального благосостояния и КУЛЬ
турного уровня трудящихся столицы,
	В плане развития городского ХС
зяйства Москвы на 1953 год выраже
на огромная ‘забота Коммунистиче
ской партии и Советского Правитель
ства о повышении жизненных условий
трудящихся столины.
	На заботу нашей партии и пра’
рительства о благе народа  трудя
щиеся Москвы ответят новым мощ’
ным подъемом социалистического 60°
ревнования за перевыполнение коли’
чественных и качественных показа.
телей плана 1953 года, добьются #0
вых успехов в борьбе за социалисти
ческую реконструкцию столицы Co
ветского государства, за осуществле
ние решений ХХ съезда партии, #
  борьбе за полное торжество комм)
\ низма в нашей стране,
	пилишное, школьное и больничное
строительство
	© Аж ем =

В соответствии с генеральным пла-
ном реконструкнии Москвы в 1951
году построено и введено в эксплуа-
тацию 735 тысяч квадратных метров
и в 1952 году — 782 ‘тысячи квад-
ратных метров жилой площади.

В прошлем году многие строитель-
ные организации Москвы успешно вы-
полнили план жилищного и культур-
но-бытового строительства. Crpou-
тельные организации Министерства
нефтяной промышленности выполни-
ли план ввода жилой плошади на 193

процента, Министерства электростан-
ций и электропромышленности — на
112 процентов, Министерства химиче-
‘ской промышленности — на 109 про-
центов, Министерства путей сообще-
ния — на 121 процент, Министерства
морского и речного флота — на 116
процентов, Управление строительства
Дворца Советов — на 104 процента:

Трест № 4 Министерства нефтяной
промышленности (управляющий тре-.
стом тов. Тимофеев) выполнил план
1952 года на 130 процентов,’ ‘трест
«Мосграждануглежилстрой» Мини-
стерства угольной промышленности
	(управляющий трестом тов. Шевчен-
		* Доклад печатается по сокразцен-
	FCH стенограмме.