Kinernas

Б странах народной демократии
	Промышленное строительство в Китае.
	ПЕКИН, 9. (ТАСС). На ‘строи-
тельстве промышленных предприятий
Китая развернулось соревнование за
достойную встречу 32-й годовщины
Коммунистической партии Китая.
Как сообщает газета «Женьминьжи-
бао», успешно идут строительные ра-
боты на. Аньшаньском металлургиче-
ском комбинате, 60 тыс. строителей
соревнуются за перевыполнение пла-
на работ. Весь объем ‘работ почти
вдвое больше прошлогоднего. Кроме
начатого в прошлом году строитель-
ства крупного прокатного завода, за-
вода .цельнотянутых стальных труб,
осуществляется реконструкция листо-
прокатного цеха, доменной печи №7,
1-го сталелитейного цеха и цеха пер-
вичного проката. Все заводы“и цехи
оснащаются передовой техникой. Так,
например, листопрокатный цех будет
целиком автоматизирован. Выпуск
проката увеличится в пять раз. Ав-
томатизация доменной печи № 7 бу-
дет более совершенной, чем автома-
тизация доменной печи № 8, уже
сданной в эксплуатацию. Эта домна
будет крупнейшей в Китае.
	Строители: Аньшаньского  металлур-
гического комбината, подчеркивает
Газета, получают бескорыстную тех-
ническую ‘помощь великого Советско-
го Союза. Важнейшие объекты стро-
ительства проектировались на осно-
ве передовых. советских. технических
норм., Основное оборудование, — это
первоклассные ‘автоматы, поступив-
шие из Советского Союза. В строи-
тельстве Аньшаньского’ `металлурги-
ческого комбината ‘участвует более
40 заводов страны.
	Газета «Дунбэйжибао» ‘сбобщила,
что коллектив строителей Хайчжоу-
ского угольного карьера Фусиньского
горного` управления’ соревнуется за
сдачу карьера в эксплуатацию к
1 июля — 32-й годовщине Комму-
нистической партии Китая.
	Каменноугольный пласт Хайчжоу-
ского карьера имеет ‘более 60 метров
в толщину. К 1955 году ежегодная
добыча угля в этом карьере. будет
равняться нынешней годовой добыче
всех ‘копей Фусиньского горного уп-
равления.
	Гослитиздате вышли книги:
	ШОТА РУСТАВЕЛИ. «Витязь в
тигровой шкуре». Поэма. Перевод с
грузинского Георгия Цагарели. 246
стр. Цена 9 руб. 45 коп. -
	ЛЕОНИД ЛЕОНОВ. Собрание со-
чинений в пяти томах. Том первый.
«Барсуки». Роман. 366 стр. Цена
9 руб. `50 коп.

Роман «Барсуки» (1923—1924 гг.)
— первое крупное произведение Лео-
нида Максимовича Леонова.

В основе романа и» как
указано в предисловии Ковалева,
лежит острый Kongo порожден-
ный классовой борьбой. Писатель
последовательно, этап за этапом про-
слеживает рост и крушение антисо-
ветского кулацко-эсеровского мятежа
«барсуков», явившегося выражением
действий различных социальных сил;
анархической мелкобуржуазной сти-
хии и сознательной борьбы против
советской власти буржуазных  эле-
ментов.
	ТАРАС ШЕВЧЕНКО. Лирика и
поэмы. 120 стр. Цена Т руб. 25 коп.
	М. БОГДАНОВИЧ. — Избранные
произведения. 296 стр. Цена 3 руб.
45 коп.

Среди выдающихся деятелей бе-
порусской классической литературы
одно из первых мест занимает Мак-
сим Богданович (1891 — 1917 rr.),
поэт-демократ, певец горькой народ-
ной доли, страстный проповедник
освобождения народа из-под гнета
царизма. М. Богданович — поэт по
преимуществу социально-политиче-
ской темы. Он вырос под непоеред-
ственным влиянием передовой рус-
ской литературы, русской классиче-
ской поэзии. В своем творчестве он
широко использовал богатства род:
ного поэтического фольклора.
	ФРАНЯ КРАЛЬ. <Тернистый
путь». Роман. 232 стр. Цена 5 руб.
35 коп.

Роман современного словацкого
писателя Франи Краля «Тернистый
путь» (1934 г.) написан под влияни-
ем исторических событий того вре-
мени. Мировой экономический кри-
зис 192$ — 1934 годов захватил и
маленькую буржуазную Словакию. В
стране резко возросло число безра-
ботных. Голодали целые районы. Ро-
ман разоблачает басню буржуазных
политиков о TOM, что буржуазная
Чехословакия якобы представляла
«остров покоя и порядка».
	Е. БОГУШЕВСКАЯ, Е. КОРНАЦ-
КИЙ. Избранное, Повести и расска-
зы. 424 стр. Цена 8 руб. 10 кон.

Герои повестей и рассказов Е. Бо-
гушевской и ее мужа Е. Корнацкого
— обыкновенные „простые люди
Польши времен фашистской пилсуд-
	чины — жители тородских окраин,
рабочие, интеллигенты, поденщики,
лавочники, чиновники, ремесленники,
	домашние работницы, дети. „Рисуя
будничную жизнь простого человека,
его горести и страдания, писатели
живо, искренне, глубоко реалистич-
но показывают, как шла к своей не-
минуемой гибели фашистская капита-
листическая Польша,
	ЕЛИН ПЕЛИН. Рассказы и по-
вести. 408 стр. Цена 7 руб. 15 коп.

Имя Елина Пелина — выдающе-
гося народного писателя Болгарии
широко известно за пределами его
родины. Елин Пелин, ‘как указы-
вается в предисловии Б. Диденко к
сборнику избранных повестей и рас-
сказов болгарского новеллиста, соз-
дал неповторимую галлерею образов
скромных тружеников. В сборнике
помещены рассказы из циклов «Лет-
ний день», «Аистовы гнезда». «Ми-
лые родные картинки», «Черные ро-
зы», а также повести «Гераговы» и
«Земля».
	зыкальной и сценарной редакции. В
первую очередь должна быть ютме-
чена продуманная, тщательная рабо-
та театра над реставрацией отдельных
музыкальных отрывков, изъятых из
партитуры в разное время. Так, в но-
вой постановке зрители слышат пол-
ностью вальс и полонез первого ак-
та, шедшие обычно с большими сок-
ращениями. Возвращен и другой от-
рывок — очаровательный дуэт габоя
и фагота, являющийся музыкальной
характеристикой принца, подчерки-
вающей его лиричность и романтиче-
скую устремленность. Во втором ак-
те восстановлены музыкальные от-
рывки, сопутствующие сцене встречи
принца с Одеттой.

Большое значение для музыкаль-
HOH характеристики злого волшебни-
ка, появляющегося в третьем акте,
имеет восстановленный отрывок, сле-
дующий после мазурки. В этом акте
вообще звучит много ранее не ис-
полнявшейся музыки. На ней постав-
лены дуэт Одиллии и принца, проход
Одиллии мимо невест, сцена, рисую-
шая смятение и тревогу принца. В
партитуру четвертого акта зверну-
лись музыка, на которую поставлен
танец лебедей, ожидающих возвра-
шения Одетты, и большой симфони-
ческий отрывок, на фоне которого
прэходит картина бури и наводнения.
Если учесть, что все это — гениаль-
ная музыка Чайковского, становится
понятным значение реставрации, про-
деланной театром.

Но этим далеко не исчерпывается
внимание театра к замыслу компози-
	тора. В новой постановке возвраще-
	ИЗОСТУЛИЯ МОСКОВСКИХ
	‚А ЛЕКСЕЙ Мишутин внимательно
вгляделся в свой рисунок, укрен-
ленный перед ним на мольберте: дзое
	рабочих укладывают бетон На строя-
	тельной площадке, третий стоит воз-
ле вибратора, вокруг запечатлен `мос-
ховский пейзаж — корпуса строя-
щихся домов, силузты высотных зда-
ний вдали.
	Каждое движение изображенных им
люлей было в подробностях известно
молодому бетоншику. Не раз в тече-
ние рабочего дня на стройке нового
здания Горного института он вспо-
минал свой ‘рисунок и старался уви-
деть себя со стороны. Но вечером, в
нзостудии, ему никак не удавалось
передать на бумаге такое призычяое
для него самого напряжение работы,
которое испытывает каждый мускул.
А без этого челозеческие фигуры на
рисунке получались безжизненнымя,
КУКОЛЬНЫМИ...
	В выходной день, принарядивигись,
Мишутин отправлялся по хоронто зна-
комой ему дороге в Лаврушинский
переулок. Стоя передф любимыми кар-
тихухми Федотова, Сурикова, Репинл,
ов снова и снова восхищался мастер-
ством великих живописцев. Покинув
Третьяковку, он с новой энэогией
брался за карандаш,
	106086 K живописи, настойчивост
в свладении мастерством отличают и
ближайшего товарища Мишутияа по
студии — комсомольца, мастера стро-
ительных работ Сергея Савкина. Ри-
совать он начал с детских лет, еше в
родной тульской деревне Радуговн-
	шах. Позже, когда он служил в рядах  .
	Советской Армии, эту“склонноесть за-
метили и поддержали `товарищи. Сав-
кина рекомендовали для работы B
гарнизонном клубе. Там в дальнезос-
точном городе до’ сих пор хранятся
картины, скопированные — молодым
сержантом: «Богатыри» Васнецова,
«Рожь» Шишкина, «В. И. Ленин в
Суиольном» Бродского и т. д.

Вскоре Савкин приехал в Москву,
где облюбовал себе специальность
строителя. Был бурильщиком на
строительстве высотного дома в
Зарядье, затем бетонщиком. Расто-
ропного, живого паренька  вско-
ре направили`на курсы mactéies. Bee
свободное врёмя он отдавал любимо-
му искусству. И, когда в прошлом го-
пу прослышал об открывающейсч изо-
студии при клубе строительства Двор-
па Советов. явился туда одним из
	первых. Студия. руководимая хулож-
	ником Б. Ф. Рыбченковым, дала ему
много ненных знаний и навыков.
	..Комната заставлена плитами Неж-
нейших оттенков. По светлоголубому
или розоватому фону тянутся тончай-
шие прожилки других цветов. Это —
образцы искусственного мрамора для
стен и колонн, выпускаемые лепным
цехом Управления отделочных работ
строительства Московского универси-
тета. Из-под рук искусных лепщиков
здесь выходят потолочные розетки
затейливых рисунков, ажурные вейти-
ляционные решетки из мастики, обра-
ботанной под бронзу, детали к люст-
рам и другие декоративные изделия
лля внутреннего оформления дворца
науки.

Лепщики-моделыники Илья Буна-
ков. Вадим Бучкин, Алексей Тарасе-
вич, мастер-мастичница Евлалия Ма-
линовская и сам начальник цеха Вла-
димир Балашов вот уже второй год.
усердно посешают занятия студии
	московских строителей. Изучение ос-
	СТРОИТЕЛЕЙ
	нов изобразительного искусства, прак-
тические занятия все явственнез сха-

зываются на-результатах их ежеднез-
ного труда.
	— Особенно много студия дает для
модельщиков, — rOBOpHT Владимир
Терентьевич Балашов. Им гораздо
легче стало работать с чертежами, у
них увереннее рисунок, глаз сразу
схватывает все характерные особен-
ности того или иного узора. Модель-
щик Бунаков скоро будет назначен
мастером, Бучкин получит другой,
высший разряд. Все это, несомненно,
результаты их занятий в студии. Бу-
дем стремиться к тому, чтобы на
следующий год все модельщики, а
их у нас И человек, посещали
студию. Это — хорошее, полезное де-
ло для нас, строителей.
	..За одним из мольбертов сидит
художник. Это — 18-летний ма-
ляр Виктор Пухтилов. Только в
1949 году он приехал из Смоленщи-
ны и поступил в фабрично-заводское
училище, которое окончил по специ-
альности маляра-стекольщика. Сей-
час он занят окраской жилых поме:
щений в новых домах на улице Ле-
витана, на  Ново-Васильевской: С
увлечением занимается юноша в сту-
дии. Мечта его — рисовать ` пейза-
жи, родной смоленский лес. Туда он
поедет летом в отпуск.
	Другой паренек, постарше, Виктор
Махонкин — уже признанный всеми
мастер-краснодеревец. Ему поручают-
ся ответственные работы по изготоз-
лению и реставрации высокосортной
мебели. В студии он работает над
инкрустацией из разных пород деоева.
Последние его произведения — худо-
жественно выполненные портреты
В И Левина и И. В Сталина.
	Среди участников’ студии — маля-
ры, столяры, слесари, сварщикя, ин-
женеры-строители и др. Результаты
их работы были показаны осенью на
выставке, открытой в клубе строитель-
ства Дворца Советов. Сейчас готдрит-
ся вторая экспозиция произведений
стулнйцев. .
	‚В студии строители приобщаются к

основам любимого искусства, повы-
шают свою культуру. С нями. за-
нимаются, кроме Bb, Ф. Рыбченкова,
молодые “художники — выпускники
Художественного института имени
Сурикова М. Иванов и М. Ланглебен.
Обучение, поставленное очень серьез-
но, рассчитано на два года, по 10
асов в неделю.
	Сейчас в студии учатся сорок пять!
	челсвек. А желающих заниматься
неизмеримо. больше. Но руководители
принуждены отказывать строителям в
приеме — в их распоряжении всего
лишь одна небольшая комната, где
нельзя даже как следует расставить
мольберты.
	Правлению клуба следует проявить
большее внимание к студии, делаю-

щей болыное и нужное для стройте:
мей лето
	лей дело. 4
К. Самойло.
	НА СНИМКЕ: краснодеревец
В. МАХОНКИН, лепщик Е. МАЛИ-
НОВСКАЯ, техник Н. КАБАН; сза-
ди — маляр А. СТУПНИКОВ, ху-
дожнин-преподаватель М. ЛАНГ.
ЛЕБЕН, корректор М. ГЛАДКОВА
и бетонщик А. МИШУТИН в изо-
студии строителей.

Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
	Писатели Румынии готовятся к четвертому
	молодежи и студентов
	Над большой поэмой, посвящен-
ной светлому будущему народной
Румынии, работает лауреат Государ-
ственной премии поэт Эуджен Жебе-
ляну, лауреат Государственной  пре-
мии поэтесса Нина Касиан пишет
цикл стихов «Молодость». О борьбе
молодежи за мир, о радостном твор-
ческом труде молодых строителей’ со-
циализма намерены рассказать в сво-
их произведениях поэты Миху Дра-
гомир, Демосфен Ботез, Гаврил Ми-
хай, драматург Лучия Деметриус и
другие.

Ряд поэтов работает над стихами
для новых песен. Так, Михай Бенюк
пишет стихотворение‘ «Хоровод фе-
стиваля», Эуджен Фрунза — «Пес-
ню. четвертого Всемирного фестива-
ля», поэтесса Вероника Порумбаку—
тексты для гимна Союза трудящей-
ся молодежи Румынии и для «Валь-
са молодежи». Над песней, посвя-
‘щенной девушкам Румынии, работает
поэтесса Mapua Бануш.

Новые произведения к фестивалю
готовят также композиторы, худож-
ники и скульпторы Румынии.
	Бсемирному фестивалю
	БУХАРЕСТ, 9. (ТАСС). К четвер-
тому Всемирному‘ фестивалю молоде-
жи и студентов за мир и дружбу,
который состоится в августе 1953 го-
да в Бухаресте, писатели Румынии
готовят новые произведения, посвя-
щенные молодому поколению, кото-
рое под руководетвом Румынской ра-
бочей партии вместе со всем румын-
ским народом вдохновенно строит
свободную, счастливую жизнь.-

Лауреат Государственной. премии
писатель Петре. Думитриу пишет ро-
ман о жизни молодых сталеваров
крупного металлургического центра.
О молодых строителях крупнейшей в
стране гидроэлектростанции имени
В. И. Ленина в Биказе пишет роман
писатель Штефан Андрей. Бойцам На-
родной армии, верно стоящим на
страже любимой родины, посвящают
свои произведения писатели Алек-
сандру Жар и Захария Станку. Са-
моотверженный труд’ юношей и де-
вушек села, молодых ученых страны
найдет отображение в произведениях
писателей Думитру Мирча, Аурела
Михале и Петру Винтила. ф
	ПРАГА — столица Чехословацкой Республини.
	мост м на Градчаны
		Вид

на

Карлов
	(пражский Кремль}.
(Снимок из журнала «СВЕТ В ОБРАЗЕХ»).
		ПО ПУТИ’ МИРА И СОЗИДАНИЯ _
	лого года почти на 1 процентов, а
производительность труда увеличи:
лась за это время на 8,8 процента.

Успешно развивается также и
сельское хозяйство Чехословакии;
Все новые и новые тысячи крестьян-
ских хозяйств вступают на путь с93-
дания единых сельскохозяйственных
кооперативов. К концу первого
квартала нынентнего- года в страче
была в основном закончена весеняяя
пахота.

Неуклонно возрастает материаль-
ный и культурный уровень жизни
чехословацкого народа. В промыш-
ленных центрах страны в первом
квартале 1953 года было сдано в
пользование трудящихся около 5
тысяч новых квартир. Магазины го-
сударственной и кооперативной роз*
ничной торговли продали населению
гораздо больше продуктов питания
и товаров широкого потребления, чем
в первом квартале минувшего года.

Чехословацкий нарэд  yBepeHniio
смотрит в будущее.  Отмечая вось-
мую годовшину своего освобожде-
ния, он с любовью и благодарностью
обращает взоры к своему великому
другу —. Советскому Союзу. «Чеи-
ский и словацкий народы, — гово-
рил год назад на торжественном за-
седании в Праге ныненний  прези-
дент Чехословацкой Республики Ан-
TOHHH  Запотоцкий, — исполнены
твердой решимости в нерушимом со-
юзе с Советским Союзом, в дружбе
с народно-демократическими респуд-
ликами, с народным Китаем и Гзр-
манской Демократической Республи-
кой отстоять мир и построить в сво=
ей стране сопиализм».
	 Пироким,. председатель Националь»
ного собрания Олдржих Ион, акадез
мики, писатели, композиторы, а так-
же дипломатические представители
СССР и стран народной демократии.

С большой речью выступил заме-
ститель премьер-министра Зденек
Фирлингер,
	Весенним днем 9 мая 1945 года
на улицах древней Праги поязи-
лись советские танки. Навстречу на-
шим воинам вышло все население
чехословацкой столицы. Жители
Праги с любовью и радостью встре-
чали своих дорогих освободителей,
принесших свободу и независимость
народу Чехословакии.
	Этот исторический день навсегда
остался в памяти тружеников чехо-
словацких городов и сел. Именно в
эти майские дни — дни  безгранич-
ной благодарности своим советским
братьям — родился в Чехословакии
лозунг: «С Советским Союзом — на
вечные времена!».

Восемь лет, прошедшие со дня
освобождения Чехословакии Coser-
ской Армией, были годами напря-
женного мирного, созидательного
	труда, направленного на строитель-
ство новой, счастливой жизни. За
эти годы чехословацкие трудящиеся
под руководством своей коммунисги-
ческой партии заложили прочные ос-
новы для построения социализма в
стране.. Опираясь на братскую и
бескорыстную помощь советского на-
рода, трудящиеся Чеховловакии ус-
пешно претворяют в жизнь задания
первого пятилетнего, плана.

В первом квартале нынешнего го-
да уровень. промышленной продукдин
	Чехословакии возрос по сравнению
с соответствующим перисдом прош-
	Открытие в Праге музея истории
	чехословацкой литературы
	ПРАГА, 9. (ТАСС). Вчера в Пра-! Широким,. председатель
	ге в бывшем Драговском монастыре
был открыт Музей истории чехосло-
вацкой литературы.

На открытии музея присутствовали
президент республики Антонин За-
потоцкий, члены правительства во
главе с премьер-министром Вилемом
	Подготовка профсоюзных кадров в Польше
	ВАРШАВА, 9. (ТАСС). Проходив-
шая в текущем году в стране отчет-
но-выборная кампания низовых проф-
союзных органов выдвинула на рабо-

ту в профсоюзах много новых проф-
союзных активистов.

На организованных профсоюзных

курсах уже прошли подготовку 230
тыс. активистов — профуполномочен-
	(Озеленение
	ных, организаторов культурно-просве-
тительной работы и т. д. Всего курса-
ми профактива будет охвачено около
450 тыс. человек.

Образцово организовал подготовку
профактива профсоюз железнодорож-
ников, где уже прошло подготовку на
	курсах более 75 процентов нового
актива.

Будапешта
лицу в город-сад» — таков лозунг
	трудящихся Будапешта.

Закончились весенние посадки, во
время которых на улицах города бы-
ло высажено 29 тыс. деревьев. Осенью
работы по озеленению будут продол-
жаться. Создается зеленая зона на
большой площади вокруг столицы.
	БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). За по-
следние годы многие улицы и пло-
щади столицы Венгрии оделись в
	зелень, на месте разрушенных зда-
ний выросли скверы. В озеленении
Будапешта принимает участие все
	население города. «Превратить сто-
	созда
ЗИ
орать
weet
grab

TKOB,
OFA:
Wat
TaN
porpa
OTM

нау
	ребы
( Watts
нато
„слей
Аба
он
	Индийская газета о деятельности американских
ученых в. Индии
	Далее газета подчеркивает, что
«американские профессора — физио-
логи, антропологи и социологи — во
	время последней мировой войны бы-
ли мобилизованы для внешнеполити-
ческой разведки, и они зарекомендо-
вали себя наиболее успешными раз-
ведчиками. Этот факт, вероятно, не-
известен индийским представителям
науки». —
	жертва злого волшебства. Гак вознч-
кает в спектакле образ королевы ле-
бедей Одетты, которую встретил BO
время охоты и нежно полюбил принц.

Сюжетной стройностью, последова-
тельным развитием действия отли-
чается сейчас и первый акт, который
в старых постановках представлял
собой сюиту из разрозненных танце-
вальных номеров. Действенным,
логически оправданным содержанием
‚насыщены сами танцы, ставшие 60-
лее осмысленными и выразительны:
ми. Так выглядит веселая игра шута,
принца и его друзей с крестьянски-
ми девушками, проходящая на.музы-
ке вальса. По-новому воспринимает-
ся и полонез, на фоне которого про-
исходит шутливое пародирование ше-
ствия владетельной принцессы и ее
свиты. Но самое замечательное, что
мы находим сейчас в первом акте,
— это музыкальная и танцевальная
характеристика принца, глубокое и
впечатляющее раскрытие лирико-ро-
мантической сущности этого образа:

Очень интересно в хореографиче-
ском отношении, с яркой режисеер-
ской выдумкой поставлен третий
акт, в котором дивертисмент обычно
подменял собой развернутое дейст-
вие. Раныне испанский, неанполитан-
ский, венгерский танцы и мазурка
выглядели . обыкновенными концерт-
ными номерами, ничего общего не
имеющими с происходящим на сце-
не. Теперь ‘исполнители этих танцев
принимают! активное участие в раз-
витийи сюжета, они составляют. сви-
ту, в окружении которой появляется
на балу злой волшебник, принявший
	ДЕЛИ, 9. (ТАСС); Орган правя-
щей ‘партии Индийский национальный
конгресс газета «Нейшнл  геральд»,
касаясь деятельности американских
ученых в Индии, пишет: «Цель мно-
гочисленных американских исследо-
вательских центров, создаваемых в
Индии, не может быть понята изо-

лированно’ от американской внешней
политики».
	ны на места музыкальные отрывки,
неправомерно перенесенные в другие
акты. Удалены вставные номера, ко-
торые не переставали быть вставными,
даже несмотря на то, что были взя-
	ты в свое время из Ффортенианных
пьес самого Чайковского.

Новую постановку «Лебединого озе-
ра» осуществил лауреат Сталинской
премии В. Бурмейстер, яркое и раз-
ностороннее дарование которого вновь
подтвердилось этим интересным и
ответственным творческим экспери-
ментом. Предложенная им сцениче-
ская редакция старого балета прив-
лекает органическим слиянием музы-
ки и танца, простотой, ясностью и ло-
гичным развитием сюжета.

О том; что лебеди, томящиеся в
голубом покое таинственного озера,
— это девушки, заколдованные злым
волшебником, зрители обычно узна-
вали из программ, продававшихся в
театре. Новая постановка начинается
поставленным на музыку увертюры
коротким прологом, в котором ясность
повествования сочетается. с лаконич-
ностью и художественной убедитель-
ностью выразительных средств. Мы
видим девушку, собирающшую цветы
на берегу озера. Но вдруг распахнул
свои огромные, страшные крылья
злой волшебник, обитающий на вер-
шине скалы. Как не похожи эти
крылья на «оперение» волшебника в
старых постановках! Здесь крылья—
образ, зловещий символ власти тьмы.
Медленно сокращая свой гигантский
размах, они прячут девушку, крадут
ee из жизни. И вот уже плывет по
osépy белоснежный лебедь — новая
	События в Ворее
СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИЙ
	различного калибра. В результате
бомбардировки убито и ранено мно-
го мирных жителей, разрушено боль-
шое количество жилых домов и зем-
лянок.
	Сегодня зенитные части Народной
армии и стрелки —охотники за
вражескими самолетами сбили 4 са-
молета противника.
	ПХЕНЬЯН, 8. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что за
истекший день на фронтах не про-
изошло никаких изменений.

В ночь на 8 мая американская
авиация вновь совершила налет на
	город Гокчхонь и сбросила на его
жилые кварталы свыше 500 бомб
		балета, занятого во втором и четвер:
том актах. Ценное чувство ансамбля,
безукоризненная стройность танце*
вальных движений и поз присущи
участницам_ этих — лирико-элегиче-
ских сцен.

Успеху новой постановки BO MHO-
гом содействует поэтичное, близкое
по духу музыке — художественное
оформление (художник А. Лушин).
С тонкой музыкальностью, верным
постижением замысла композитора
дирижирует балетом В. Эдельман.
	Следует сказать и о недостатках,
которые имеются в этой большой и
сложной работе театра. Недостаточ-
но действенным, по большей части —.
созерцательным получился образ
принца. А ведь он-—единственная по
существу сила, противостоящая
балете злому волшебнику. Первый
акт сверх меры насыщен суматошли+
выми движениями, второстепенные
детали, мелькающие, словно в калейч
доскопе, задерживают развитие дейз
ствия. Не соответствует характеру
музыки танец невест в третьем акте.
Недостаточно, на мой взгляд, связан
с сюжетом балета весь первый акт,
в котором никак не развивается ос-
новной конфликт, намеченный в про=

логе.
	«Лебединое озеро» в. : постановке
театра имени К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко—круп-
Hoe событие в художественной жиз-
ни. Дело чести талантливого коллекз
тива продолжить работу над спек:
таклем и внести этим значительный
вклад в развитие лучшего в мире
советского хореографического искус-
	ства.

Композитор
	Спладавеккиа.
	облик рыцаря Ротбарта. В полном
соответствии с таким замыслом. по-
ставлены танцы: они тесно связаны
между собой и объединены вокруг
Ротбарта, они бурны, стремительны
— это настоящий каскад великоле-
пия, которым злой волшебник ослеп-
ляет двор владетельной принцессы.
Запоминается первое появление Рот
барта, раздвигающего завесу, обра-
зованную красными плащами участ-
ников испанского танца.

Превосходно придуман В. Бурмей-
стером апофеоз спектакля. Одетта
бросается со скалы на помощь воз-
любленному, погибающему в’ борьбе
с разбушевавщейся стихией. В дыму
и пламени исчезает злой волшебник.
Любовь торжествует над смертью,
свет побеждает тьму.

С большим интересом и чувством
признательности к авторам спектак=
ля принимают зрители второй акт
балета, для которого заслуженный
артист РСФСР П. Гусев возобновил
танцы, поставленный Л. Ивановым
почти шестьдесят лет назад. Вдохно-
венные композиции Иванова, овеян-
ные поэзией, озаренные волнением
глубоких чувств, с огромной худо-
жественной силой воплощают в тан-
цах эмоциональное и образное со-
держание музыки. Театр правильно
поступил, восстановив важнейшие
элементы этой наиболее совершенной
редакции второго акта.
	В. спектакле радует возросшее ма-
стерство исполнителей. Это, в пер-
вую очередь относится к молодой
балерине Виолетте Бовт. Она создает
внутренне насыщенный,  впечатляю-
щий образ. Особо хочется отметить
уверенную технику и чистоту формы
ее танца. Отличным партнером бале-
рины показал себя А. Чичинадзе. Хо-
роню играет и танцует А. Сорокин
	Талантливый спектакль
	«Лебединое озеро» в театре имени К. С. Станиславского
и Вл. И. Немировича-Данченко”

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ произведение

отечественной хореографии —
балет П. И. Чайковского «Лебединое
озеро» пользуется огромной популяр-
ностью, горячо любим советскими
зрителями. В этом балете их неиз-
менно привлекает идея победы свет-
лого начала над злыми, темными си-
лами, эмоциональная, психологически
насыщенная музыка с ее задушевной
лирикой, правдивые и трогательные
образы. Сказочный сюжет произве-
дения воспринимается как реальная
жизненная драма, волнует ` зрителей
глубиной и яркостью живых челове-
ческих чувств. .

В последних числах апреля музы-
кальный театр имени народных арти-
стов СССР К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко позна-
комил москвичей с новой постанов-
кой гениального балета П. И. Чай-
ковского. Когда думаешь о причинах
большого и заслуженного успеха этой
талантливой, интересной работы те-
атра,‚ невольно вспоминаешь про
споры о традициях и новаторстве, ко-
торые велись на заре становления со-
ветского° хореографического искусст-
ва. Новая постановка именно тем и
примечательна, что чаглядно демон-
стрирует плодотворность творческого
отношения к балетным традициям, при
котором бережному, любовному сле-
дованию лучш образцам классиче-
ского наследия ®Фопутствуют поиски в
области его дальнейшего развития. и
совершенствования.

Говоря о традициях в связи с.<«Ле-
бединым озером», следует иметь в
виду их неравноценность. Можно ли,
например, поичислить к положитель-
ным традициям первую постановку
«Лебединого озера» на сцене Боль-
пЮго театра, осуществленную в 1877
	‘году посредственным балетмейстером
	Ю. Рейзингером, который кроил и
переделывал тениальную музыку по
собственному усмотрению, насыщал
балет многочисленными вставными
номерами и дешевыми аценическими
эффектами.   `

Вторая постановка «Лебединото озе-
ра» была осуществлена в 1895 году
на снене Петеобуогского Мариинско-
го театра Мариусом Петипа и Львом
Ивановым. Музыка балета снова пе-
реставлялась, обрастала вставными
номерами. Исключение составляла
лишь сказочно-фантастическая часть
спектакля, поставленная Львом Ива-
новым, который проникся идеей про-
изведения и создал глубоко впечат-
ляющие лирико-романтические кар-
тины, насышенные подлинным дра-
матизмом.

Второй раз на московской сцене
балет был поставлен в начале наше-
го столетия А. А. Горским, сохранив-
шим оснсвные элементы петербург-
ского спектакля. В этой сценической
редакции, с четвертым актом, заново
поставленным. А. Мессерером, балет
идет в Болышом театре по настоящее
время. История «Лебединого озера»
знает и ленинградскую постановку
1938 года, в которой время действия
было перенесено из средневековья в
30-е годы ХПХ века. Несмотря на то,
что в спектакле, были бережно со-
хранены лучшие танцы Петипа и

ванова, переделанное таким обра-
зом либретто вошло в противоречие
с музыкальной драматургией произ-
ведения.

Становятся понятными после всего
этого значительные трудности, с ко-
торыми пришлось столкнуться теат-
ру, решившему максимально прибли-
	зить балет к его первоначальной му-
	(шут). Очень интересен внешний ри-

ский танцы и мазурка
сунок роли злого волшебника, ¢03-

обыкновенными концерт-
данный А. Клейном. Достойно сожа-
ления, что эта роль не решена тан-\
нцневальными средствами.

На.высоком уровне находится ис-
NOAHEHHE HaPORHO-xXapakTepHbIxX тан-
цев в третьем акте, танцев тройки и
	четверки ‘лебедей и особенно корде-
	НА СНИМИЕ: сцена нмз второго
	действия балета «ЛЕБЕДИНОЕ
ОЗЕРО» в музыкальном театре
имени К. С. Станиславского и
Bn. ‚И. Немирсовича-Данченно:
Одетта — В. БОВТ, принц —
	А. ЧИЧИНАДЗЕ. ^
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.