Китайские ученые о поездке
в Советский Союз
	ПЕКИН, 2. (ТАСС). Газета «Гу-
анминжибао» опубликовала высказы-
вания китайских ученых об их пре-
бывания с Советском: Союзе.
	Ученый-бниолог Бэй Си-чжан ска-
зал, что, несмотря на небольшой
срок пребывания в Советском Союзе,
благодаря теплой заботе Академии
наук СССР и дружескому приему и
братской помоши советских ученых
китайские ученые увидели очень мно-
гое. Мы увидели, отмечает ученый,
как советская наука служит делу
коммунистического строительства,
убедились в том, как велика роль
великого. учения Маркса—Энгельса-—
Ленина— Сталина в развитии всех об-
ластей науки. Китайским ученым не-
обходимо, как указал Мао Изэ-дун,
всесторонне учиться у Советского
	Союза, изучать достижения и методы
научно-исследовательской работы со-
ветских ученых.

Зоолог Чжу Си пишет, что отличи-
тельной особенностью советской нау-
ки является ее плановость и целе-
направленность. Цель советской нау-
ки состоит в развитии производства,
облегчении труда человека, ликвида-
ции болезней, повышении культурно-
го уровня трудящихся с тем, чтобы
каждый человек жил зажиточной,
культурной и счастливой жизнью.

Историк Лю Да-нянь отмечает, что
советские историки серьезно изучают
историю Китая. В настоящее время
они приступили к составлению четы-
рехтомной «Истории Китая». В со-
ставлении этого труда примут учас-
тие советские и китайские историки
и экономисты.
	ПЕРВЕНСТВО
СТРАНЫ
	ПО ФУТБОЛУ

В КЛАССЕ «A>
	Вчера состоялись две встречи на
первенство CCCP по футболу
команд класса «А».

Московский «Локомотив» играл со
спартаковцами Вильнюса и одержал
победу со счетом 2:0. У железнодо-
рожников 15 очков после 12 игр. Та-
кое же количество очков у динамов-
цев Тбилиси, ленинградского «Зениз
та» и московского «Спартака», HO
последний провел на игру меньше.
	Вильнюсские футболисты потерпе-
ли седьмое поражение подряд и за-
нимают сейчас последнее место в
таблице чемпионата.

Динамовцы Ленинграда выиграли
вчера у харьковского «Локомотива»—
	Сегодня на московском стадионе
«Динамо» встречаются динамовцы
Киева и Москвы.
		Гребывание советских спортеменов в Стокгольме
	СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). Приезд
советских легкоатлетов в Стокгольм
находится в центре внимания швед-
ской споотивной общественности. Все
газеты публикуют обширные мате-
риалы о советских легкоатлетах и о
тренировках, которые они проводят,
готовясь к предстоящим ` товарище-
ским соревнованиям. Газеты поме-
щают также многочисленные фото-
CHUMKH.

Спортивные обозреватели крупней-
ших газет, наблюдавшие тренировку
советских спортсменов на стокгольм-
ском стадионе, отмечают высокий
класс спортивного мастерства и хо-
рошую физическую подготовку совет-
ских мастеров. Обозреватель газеты
«Стокгольмс-таднинген» пишет, что
шведские спортсмены могут поучить-
ся у советских легкоатлетов, особен-
но — метанию диска. Газета «Мор-
гон-тиднинген» называет Александра
Ануфриева выдающимся  спортсме-
ном. Высокую оценку дает ему и га-
зета «Свенска дагбладет». Легкоатле-
ты Марулин, Литуев и Юлин, по
оценке газеты  «Моргон-тиднинген»,
отлично натренированы. ’Корреспон-
	дент газеты «Дагенс нюхетер» пишет,
что спортсменки Нина Думбадзе и
Нина Пономарева во воемя трени-
ровки показали высокую технику.
Думбадзе метала диск на расстоя-
ние свыше 50 метров. Шведский же
рекорд, отмечает газета, равен всего
44,38 метра.
	Все газеты указывают, что наибо-
лее интересным моментом соревнова-
ний будет, несомненно, бег на ди-
станцию в 5 тысяч метров советского
бегуна Александра Ануфриева и
шведа Бертиля Альбертссона.
	Известный шведский бегун Гундер
Хэгг, установивший в свое время ми-
ровой рекорд в беге на дистанцию
5 тысяч метров, прислал Ануфриеву
письмо, в котором он приветствует
приезд советского ‘спортсмена в Сток-
гольм, отмечает его высокие достиже-
ния и желает новых спортивных успе-
XOB.

Состоялась пресс-конференция со-
ветских спортсменов, на которой при-
сутствовали многочисленные швед-
ские корреспонденты. Газеты поме-
	стили отчеты о пресс-конференции.
	КЕНИЯ (Восточная Африка). Концентрационный лагерь, в котором
содержатся арестованные англичанами негры.
	Фото из французского журнала «ПАРИ МАТЧь.
	COBBITHA B ROPHE
	СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНЛОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	противника при поддержке свыше
20 самолетов 7 раз предпринимали
ожесточенные атаки. Все атаки про-
	тивника были отбиты.

Сегодня зенитные части Народной
армии сбили 6 и повредили 4 само-
лета противника.
	ПХЕНЬЯН, 1. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило 1 июля, что в
течение истекшего дня народные вой-
ска вели оборонительные бои с про-
тивником в районах южнее Кахори
и Пенамдона. Около двух полков
	tQtLOPT-APT VY P«
	На сцене Малого театра
	Заканчивается первый круг розыг»
рыша первенства страны по футбо-
лу для команд класса «Б». Во второй
и третьей подгруппах проведены все
встречи. В первой подгрунпе. оста-
лось провести два состязания.

Лидер первой подгруппы — коман-
да ереванского «Динамо» имеет 12
очков. На два очка отстают спарта-
ковцы Тбилиси. Они могут выйти на
первое место лишь в том случае, вс-
ли в последней встрече первого кру-
га выиграют у ереванских динамов-
	цев с минимальным счетом 1:0.
Команда «Трактор» (Ростов-на-До-
ну) — на третьем месте.
	За троекратную неявку на игры
ташкентская команда «Спартака» из
розыгрыша исключена.
	Во второй подгруппе первое место
удерживает минское «Динамо». На
втором месте — рижская команда
«Даугава». Третье место заняла
команда «Красное знамя» (Иваново).
Далее следуют «Металлург» (Одес-
са), «Зенит» (Москва) ит. д.
	В третьей подгруппе без пораже-
ний идет команда «Шахтер» (Стали-
но). На втором месте — «Металлург»
(Запорожье). Третье место заняли
футболисты `горьковского «Торпедо».

5 нюля команды класса «Б» на’и*
нают игры второго круга.
	РЫСАКИ
ОТПРАВЛЕНЫ
В ОЛЕССУ
	НА ПОБИТИЕ ВСЕСОЮЗНЫХ
РЕКОРДОВ
	Труппа русских и орловских рыса-
ков Московского ипподрома отправ-
лена на побитие всесоюзных рекор-
	дов в Одессу.
Самый резвый рысак в нашей
стране — «Жест». 1.600 метров он
	пробежал в прошлом году на Одес-
ском ипподроме за 2 минуты 01 се
кунду.

Вместе с «Жестом» — отправле-
ны в Одессу «Гибрид» (2 м. 03.2 с.),
«Гомон» (2 м. 06,4 с.) и «Кремень»
(2 м. 06,6 с.).

В ближайшие дни будут вывезены
победитель «Большого всесоюзного»
приза «Перзенец» (2 м. 06,4 с.) и
	другие рысаки.
	Малый театр завершил сезон по-
становкой пьесы И. Попова и А. Сте-
панова «Порт-Артур». Пьеса постав-
лена народным артистом СССР К. Зу-
бовым и заслуженным деятелем
искусств П. Марковым. В беседе с
	нашим корреспондентом К. Зубов
рассказал:

В спектакле отражены события,
евязанные с героической обороной
	крепости Порт-Артур во время русско-
японской войны 1904 года. В основу
	идейного замысла спектакля положе-
ны историчёские слова В. И. Ленина
	о том, что падение Нюрт-Артура —
начало падения самодержавия. Из
истории Коммунистической партии
мы знаем, что царское правительство
рассчитывало в русско-японской вой-
не укрепить свое политическое по-
ложение и остановить революцию.
Однако расчеты правительства ‘не
оправдались. Продажность и бездар-
ность генералов, воровство и преда-
тельство многих сановников привели
к поражению царской армии.

Авторы пьесы, а вслед за ними и в
содружестве с ними театр, стремились
отразить героизм и самоотвержен-
ность русских’ солдат, силу и муже-
ство простых людей, рост революци-
онного самосознания масс, политиче-
ское банкротство царского правитель-
ства. В пьесе выведен образ благо-
родного русского командира Флота
	адмирала Степана Осиповича  Maxa-
	Посетители Московского , музея во-

сточных культур с интересом знако-
мятся с древним и современным ис-
кусством советского и зарубежного
Востока. К обширным коллекциям,
экспонированным в многочисленных
залах музея, на днях прибавилось
собрание впервые выставляемых ма-
териалов. В небольшом зале пред-
ставлены образцы искусства корей-
ского народа.
	Собрание это невелико по объему,
но содержащиеся в нем экспонаты
свидетельствуют об одаренности на-
родных художников, о большой и
многогранной культуре всего народа.
	На центральной стене нового зала
под знаменем Корейской Народно-
Демократической Республики — пор-
трет Ким Ир Сена. Вокруг —
красочные плакаты, выполненные ко-
рейскими художниками. Они говорят
о нерушимой дружбе между совет
ским и корейским народами, об их
совместной борьбе за дело мира во
всем мире.
	МИНСК, 2. (По телефону. Наш
	спец. корр.). Участники многодневной   женныи
	велогонки вчера отдыхали. До Мо-
сквы остается четыре последних этапа.

Тепло ‘встретила велосипедистов
столица Белоруссии. Образцовый по-
рядок на финише, много цветов.

Пока механики налаживают вело-
сипеды, гонщики совершают прогул-
ки по городу. Всюду идет строитель-
ство. Широкие проспекты белорус-
ской столицы застроены красивыми
зданиями, много зелени. Преобра-
жается и хорошеет Минск.
	рова, который погиб на ‘броненосце
«Петропавловск», наткнувшемся близ
Порт-Артура на японскую мину. В то
же время зритель увидит в спектак-
ле фигуру коменданта ‘и начальника
укрепленного района Порт-Артура ге-
нерала Стесселя, подписавшего акто
капитуляции Порт-Артура. Стессель
был присужден к смертной казни.
Царское. правительство, признав этот
приговор «слишком суровым», заме-
нило его 10-летним заключением в
крепости, где изменник родины про-
сидел, однако, только пять лети был
выпущен на свободу.

Роль адмирала Макарова играет
Н. Анненков, генерала Стесселя —
К. Зубов и Н. Комиссаров, его жены,
Веры Алексеевны, — Е. НТатрова, ге-
	нерала Кондратенко — Б. 1орбатов,
поручика ‘Борейко — В. Доронин,
прапорщика Звонарева — Е. Матвеев,
барона Танака — в очередь В. Ке-
нигсон и И. Лепштейн, великого кня-
зя Кирилла — Б. Телегин, генерала
Фока — В. Савельев; роли. солдат
исполняют: Филиппа Блохина —
Н. Рыжов, Софрона Родионова —
К. Светлов. Терешнкина — Б. Попов.
	Декорации
Б Волковым.
	написаны художником
	Заседание представителей оккупационных властей
четырех держав по вопросу об обеспечении
воздушной безопасности
	молодежи и студентов
	Рост дороговизны в Турции
	Заявление египетского министра
	БЕРЛИН, 2. (ТАСС). 1 июля в
Берлине в помешении Британской
военной администрации состоялось
	очередное заседание ’представителеин
оккупационных властей четырех дер-
жав по вопросам обеспечения BO3-
	душной безопасности.
	канскую — тенерал-майор авиации
р. Ф. Тэйт.

На заседании продолжался ‘обмен
мнениями < целью выработки кон-
кретных мер ‘по обеспечению воздуш-
ной безопасности. Было решено, что-
бы рабочая группа технических экс-
пертов продолжала разрабатывать
систему сигнализации между самоле-
тами.

Следующее заседание состоится в
помещении Французской военной ад-
министрации. Время заседания будет
установлено дополнительно.
	Всемирному фестивалю
	Комитет проводит активную ‚рабо-
ту по организации местных «фести-
вале{ молодежи» во многих ‘городах
СПА.

В недавнем обращении к молодеж-
ным группам комитет указывает, что
«идея проведения фестиваля» мира и
дружбы между молодежью всего ми-
ра «выражает мысли. и надежды
всех молодых людей».
	ловек, то судьба 480 тыс. людеи за-
висит от прихоти хозяев. Кязим Бо-
сун заявил, что в Стамбуле средний
дневной заработок рабочих составля-
et 3—3,5 лиры. Килограмм же мя-
са, — сказал он, — стоит 3,8 лиры».

Далее газета пишет: «На вопрос,
кончаются ли в пользу рабочих кон-
фликты между ними и хозяевамн,
Босун ответил: «При возникновенин
конфликтов хозяева применяют лока-
уты. Они массами выбрасывают на
улицу рабочих, которые пытаются бо-
роться за свои права... Хозяева при-
меняют следующую тактику; они
увольняют под различными предло-
гами рабочих — членов профсоюза и
руководящих профсоюзных деятелей.
Таким образом OHH добиваются с
	одной стороны того, что рабочие
боятся вступать в профсоюзы, a c
другой стороны лишают рабочих их
руковолителей».
	ку, проводимую Индией, и указал,
что, как заявила Индия, она не по-
шлет своей армии за пределы полу-
острова Индостан и не будет сра-
жаться или враждовать с кем-либо,
если сама не подвергнется нападе-
	НИЮ.
«Мы, — заявил Салем, — должны
вести нашу внешнюю политику в
	этом же направлении».
	Британскую делегацию возглавлял
вице-маршал авиации Дж. Х. Эд-
вардс-Джонс, французскую — дивн-
	вионный тенерал авиащии /1. Монтре-
ле, советскую — тенерал-лейтенант
авиации И. Д, Подгорный, амери-
	Подготовка в США к
	НБЬЮ-ИОРК, › 2. (ТАСС).  Амерч-
канский комитет по подготовке к фе-
тивалю молодежи сообщает, ‘что
многочисленные группы молодежи —
студенты, руководители негритянской
	мслодежи, спортсмены  присоеди-
няются к американской делегации,
которая будет участвовать в 4-м
	Всемирном фестивале молодежи 1
студентов за мир и дружбу.

СТАМБУЛ, 1. (ТАСС). Турецкая
газета «Ени сабах» сообщает о рос-
те дороговизны в Турции.

Газета пишет, что если с мая
1938 г. по май 1950 г. стоимость жиз-
ни возросла на 287 проц., то с ‘мая
1950 г. по май   19583: т. — на 220
проц. а

Дороговизна особенно сказывается
на положении трудящихся. На днях
еженедельная газета «Тюркие» опуб-
  ликовала интервью своего корреспон-
дента с заместителем генерального
секретаря «Объединения рабочих
профсоюзов Стамбула» Ахметом Ну-
ри Сарыичиком и < генеральным сек-
ретарем профсоюза рабочих конди-
терской промышленности Кязимом

Босуном.
«По заявлению Сарыичика, — пи-
шет тазета, — в настоящее время в

Стамбуле насчитывается 120 тыс. ра-
бочих. Если считать, что каждая ра-
бочая семья состоит из четырех че-
	КАИР, 2. (ТАСС). Газеты публи-
куют текст речи, произнесенной 30
июня ‘министром национального ру-
ководства Египта Салахом Салемом
	в Александрийском университете, ко-
торую он посвятил вопросам внеш-
ней политики. Египта.
	Разъясняя будушую политику
Египта, Салем сослался на полити-
	Международный музыкальный фестиваль
«Пражская весна»
		духовых инструментах. Вчера про-
ходил третий тур конкурса, K Ko-
торому были допущены кандидаты
на первую и вторую премии. В сопоо-
вождении симфонического оркестра
под управлением В. Сметачека вы-
ступили советские музыканты Вита-
лий  Буяновский, исполнивший с
большим мастерством произведение
Моцарта — концерт для лесного рога,
Александр Корнеев, который испол-
нил произведение того же компози-
тора — концерт для флейты; и Ми-
хаил Измайлов, сыгравший рапсодию
Дебюсси для кларнета. Из чехосло-
вацких мастеров выступили В. Ганус
и С. Духонь (гобой), Я. Ржезач
(фагот), Р. Беранек и В. Черный
	(лесной рог) и Ф. Чех (флейта).
	ПРАГА, 2. (ТАСС). Как сообщает
Чехословацкое телеграфное атентство,
вчера на международном музыкаль-
нсм фестивале «Пражская весна» со-
стоялось представление оперы Смета-
ны «Проданная невеста». Главную
роль исполнила солистка будапешт-
ского тосударственного оперного те-
атра, лауреат премии им. Кошута
Мария Матиаги.

В театре имени Сметаны в Праге
с большим успехом выступили в ба-
лете П. И. Чайковского «Лебединое
озеро» солисты будапештского госу-
дарственного оперного театра Дора
Чинади (Одетта) и Виктор Фюлеп
(принц).

В доме работников искусств про-
должался конкурс исполнителей на
	HA СНИМКЕ: сцена из четвер-
того действия пьесы НМ. Попова и
А. Степанова «ПОРТ-АРТУР» в Ma-
лом театре.
	CPOTO
	BATAHOBA (ТАСС),
	Искусство Кореи
	Несомненную художественную и эт-
нографическую ценность представляет
	  хранякееся в музее собрание рисун-
	ков на шелку из альбома художника
.Ки Сана. По содержанию — это жи:
вые сценки бытового характера. Из
46 рисунков, находящихся в фондах
музея, экспонированы 10 — «Прода-
вец посуды», «Мельница», «Гкачиха»,
«Посев риса» и т. д. }

Образцы живописи на шелку для
ширм воссоздают пейзажи восточно-
го побережья страны — Гымганзан
(алмазные горы); на бумажных свит-
ках — рисунки художников ХХ сто-
летия: Пэк Ун «Тигр», У Тун «Селе-
ние в горах после дождя», Нэ Чан
	«Пейзаж» и. другие.
	Под стеклом витрин собраны об-
разцы искусства прошлых дней, Сре-
ди них — шлем корейского полковод-
па ХХ века, фарфоровые сосуды, та-
релки, лаковые шкатулки и коробки,
украшенные росписью.

Посетители музея с большим ин-
тересом осматривают произведения
искусства героического народа.
	— Велогонка носит очень напря-
женный характер, — рассказывает
лидер гонки Е. Клевцов (ИДСА). —
Большинство участников подготови-
лось отлично. Поэтому на каждом
этапе идет сильная борьба.
	Стать лидером легче, чем. удер-
жать лидерство. Впереди еще четыре
	этапа, и какие неожиданные «сюр-
призы» могут быть — сказать невоз-

можно,
	П. Миронов,
	Новая прсдукция болгарских предприятий
	СОФИЯ, 2. (ТАСС). No coo6ule-   изБодства генераторов мощностью в
нию Болгарского телеграфного агент-  500 и 1.000 киловатт.
	ства, рабочие электрозавода имени
Василя Коларова впервые в стране
	изготовили д синхронных генератора
мощностью 315 киловатт. Коллектив
цеха, выпустившего эти тенераторы,
работает также над. освоением про-
	Коллектив аппаратного .цеха за-
кончил первые масляные выключате-
ли в 60 и 110 киловатт, которые до
сих пор ввозились из-за границы. На
	заводе изготовлен. также первый
асинхронный электромотор мМОЩ-
ностью в 160 киловатт.

1 угля во Франции

стианских трудящихся» и «Форс
	увриер», ведут совместную борьбу
против увольнений и свертывания
производства. Делегация горняков по-
сетила префектуру департамента и
заявила протест против пагубных по-
следствий участия Франции в «Евро-
пейском объединении угля и стали».
	тия вместе с подчиненными и с0-
блюдать общепринятую дисциплину.
Он непременно должен возвы:наться
над «работниками» для. соблюдения
авторитета. Актер рисует сего «руко-
водителя» персоной, у которой все—
и голос, и мимика, и жесты — соз-
дано для внушения почтения подчи-
ненным. Даже -брови его приспособ-
лены для строгой’специально началь-
ственной складки. А в глазах Fo
между тем недоумение и обида: кто-
то недостаточна оценил Бокова и по-
низил его в должности, сделав’ на-
чальником такого незначительного
учреждения, как Справкаиздат. Отсю-
да — его глубокое презрение к делам
этого издательства и душевное рас-
положение к оборотливому Клещеву,
взявшему на себя все тяготы и за-
боты по управлению учреждением.
Подстать Бокову и его супруга Ев-
гения Аркадьевна  — женщина не-
сбыкновенно ограниченная и невеже-
ственная. О. Левыкина, подобно Ге-
раге, не скупится на краски, показы-
вая Евгению Аркадьевну не просто
мещанкой, а воплощением мешанст-
ва и тупости, лицом анекдотическим.
В ином плане ведет роль Струнни-
кова Н. Парфенов. С таким челове-
ксм вы встречались не раз. Он no-
началу не привлекает к себе внима-
ния — просто рядовой служака, ста-
ренький, лысеющий, безликий. У не-
го трусливые глазки, нерешительная
походка, неуверенный голос. Он, по-
жалуй, не мечтал играть видную роль
в своем учреждении, предпочитал ос-
таваться всегда на втором плане.
Струнников прожил бы жизнь без
громких фраз и заметных поступков,
не принося Справкаиздату ни вреда,
ни пользы, но Бокову понадобился
именно безликий человек на роль
парторга, и вот Струнников «выдви-
	На Одесском ипподроме рысаки
будут выступать под управлением
своих тренеров-наездников Сороки“
	на, Бондаревского, Зотова, Снеткова,
Ратомского и Кочеткова.
	РАДИО
	СЕГОДНЯ
	Свертывание добычи угля во Франции
	ПАРИЖ, 2. (ТАСС). Как сообщает
газета «Юманите», в угольном бас-
сейне департамента Авейрон наблю-
дается свертывание добычи угля как
следствие плана Шумана. 29 июня
на весь день шахты были закрыты.
Шахтеры, являющиеся членами ВКТ,
<Франнузской конфедерации  хри-
	обвинение со стороны секретаря
райкома Марцевой он так усерд-
но, так старательно бранит самого
себя, что Марцева готова взмолить-
ся: «Довольно! Пощадите! Если бы
вы так работали, как каетесь!..». Но
	Струнников и тут опережает ее:
«Каяться-то ведь легче! Святая

истина!»
Драматург верно, с сатирической
	едкостью рисует этих HeyJIOBHMO-
скользких, увертливых приспособлен-
нев, наловчившихся выдавать себя за
людей порядочных и даже идейных.

Живость спектакля и его  непод-
дельная веселость свидетельствуют
о том, что театр (режиссер А. Шапс)
серьезно, с увлечением работал над
пьесой. Многие актеры — П. Герага
и О. Левыкина в ролях супругов Бо-
ковых, К. Михайлов в роли Клеше-
ва, Н. Парфенов в роли Струннико-
ва — создали меткие сатирические
образы.

Боков-Герага выглядит — вопло-
шением тупого вельможного чванст-
ва. Пожалуй, такого ярко выражен-
ного, откровенно наглого вельможу в
жизни и не встретишь — актер как
бы укрупнил сатирические черты сво-
ей роли. Фигура  Бокова-Гераги,
тучная. ленивая,  неповоротливая,

будто отлита по форме тех глубоких
и покойных кабинетных кресел, в ко-
торых он просидел не один десяток
лет и обрел сановитый облик на-
чальника-профессионала. Невозмож-
нс представить себе  Бокова-Гера-
гу; сидяшего на обыкновенном стуле
з2 обыкновенным столом. Боков по-

лагает, что «руководитель» — это
особая профессия и призвание.
«Руководитель —не работник» — та-

ков его девиз. Руководитель в пони-
маний Бокова есть лицо, которому
	неприлично посещать лекции и заня-
	МНОГОЛНЕВНАЯ ВЕЛОГОНКА
	ПЕРЕД ФИНПИШЕМ
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 20.00 — Ре
портаж о футбольном состязании
команд «Динамо» (Москва) — «Динамо»
(Киев). 20.15 — Песни советских ком-
позиторов. 20.30 — Передача «Новые
товары для населения». 20.50 — Кон-
церт народного артиста СССР Б. Гмы-
ри. 21.25 — Эстрадный концерт. 22.15
— А. И. Колосов «Таня и ее мать».
«Песня» (рассказы). 22.45 — Калин-
ников — Первая симфония (по заяв-
кам радиослушателей).
	ВТСРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — И.
Дик. «Незаменимый человек». Ра-
диопостановка для детей. 19.30 — Ре-
порта о футбольном состязании
команд «Динамо» (Москва) — «Дина-
мо» (Киев). 20.45 — Русские хоровод
ные песни. 21.30 — Т. Г. Шевченко
«Назар Стодоля». Спектакль Кневско-
го государственного академического
украинского драматического  тезтра.
им. Фоанко.
			ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — He-
гритянские песни. 19.50 — Опера
Моцарта «Дон-Жуан». 23.10 — Tecua
советских композиторов.
		заслуженный мастер спорта.
		нут». Н. Парфенов играет роль мяг-
ко, нигде не сгушая краски, наоборот.
он как бы поставил перед собой зада-
чу выглядеть не театральным героем,
а живым человеком, попавшим Ha
сцену из служебного кабинета и чув-
ствующим себя неловко под ярким
светом прожекторов и рампы. И на
должность парторга и в сатириче-
ский спектакль Струнников = попал
против своей воли.

Что более свойственно  сатириче-
скому жанру — резкость красок П.
Гераги или мягкая игра Н. Парфено-
ва? Такой вопрос встает перед акте-
рами любого театра всегда, когда
театр работает над сатирической ко-
медией. Сгущенные, «броские» краски
вполне уместны в сатире. Это испы-
танный, традиционный сценический
прием. Но часто более действенными
и интересными по результатам ока-
зываются другие художественные
средства, которые делают = сцениче-
ский образ простым, правдивым и в
то же время обобщенным, когда об-
раз выглядит как бы выхваченным из
живой ‘жизни. Именно таков Струн-
ников в исполнении Н. Парфенова.
	К. Михайлов рисует Клещева че-
ловеком, способным произвести на
кого угодно самое благоприятное
впечатление — он энергичен и дело-
вит, у него есть чувство собственного
достоинства, он умеет располагать к
себе людей. Это ловкий, далеко ме-
тящий игрок, беспринципный и бессо-
вестный демагог, более умный; чем
Боков, и более решительный, чем
Струнников. Он клевещет на Усачева
потому, что такой человек, правдивый
и неподкупный, нежелателен в руко-
водимом им учреждении.

Следует заметить, однако, что дра-
матург, на наш взгляд, допустил
ошибку в построении этой роли’ и
тем несколько притупил сатирическое
острие комедии. Клещев, стремясь
скомпрометировать Усачева, решает-
ся на подлог. Он заставляет маши-
нистку Трапезникову вписать несколь-
ко строк в протокол общего собрания
сотрудников. Прежде всего для тако-
го ловкача, как Клещев, подлог в
протоколе общего собрания — слиш-
ком примитивная и рискованная
затея Но дело не только в этом.
Когда в пьесе действие близится к

а
	развязке, Клещев униженно приз-
нается Трапезниковой в подлоге, «са-
моразоблачается». Думается, — пьеса
была бы острее, если бы Клещев со
свойственной ему наглостью и дема-
гогией продолжал маневрировать, не
сдавался так трусливо и поспешно.
Не так-то быстро складывают кле-
щевы оружие.

Положительные роли комедии  —
Усачева, Марцевой и некоторые дру-
гие — разработаны автором и теат-
ром менее интересно, чем роли сати-
рические. Автор не дал своим героям
энергичных действий и самобытных
живых характеров. Как выиграла бы
пьеса, если бы Усачев был не только
честнее и благороднее своих против-
ников, но и умнее их, если бы он‹раз-
облачал их не только справедливым,
но и острым, метким словом! К сожа-
лению, мы видим Усачева главным
образом в роли «жертвы». Он произ-
носит верные, правдивые, но холод-
ные слова. А ведь этот образ должен
быть пронизан горячим, боевым, на-
ступательным духом!..

...На сненах московских театров по-
ставлено несколько новых комедий.
Есть много общего между этими пье-
сами: за исключением лирико-юмори-
стической «Стрекозы», все они сто-
ят.в ряду обличительно-сатирических
произведений. Центральное место за-
нимают в них такие‘ персонажи, как
самовлюбленный вельможа Лопоухов
и ловко играющий на его слабостях
авантюрист Ленский («Раки» С. Ми-
халкова), как Боков и Клешев в
«Больших хлопотах» Л. Ленча. He
повторяют ли драматурги ‘друг друга,
не замыкаются ли в слишком узком
кругу действующих лиц? Нока гово-
рить об этом рано. Но хотелось бы,
чтобы драматурги избежали одно-
стороннего увлечения поднятой  те-
мой, смелее обращались к новым и
новым образам -— ведь возможности
сатирического жанра так же богаты
и широки, как темы и возможности

всей нашей драматургии.
	71. Гарданова.
	Острая и веселая комедия
		«Большие хлопоты» JI. Генча в театре им. Моссовета
		В ЗАКАНЧИВАЮЩЕМСЯ теат-
ральном сезоне многие москов-
ские театры порадовали зрителя сов-
ременными советскими комедиями.
Уже поставлены «Стрекоза» М. Ба-
раташвили. «Откровенный разговор»
Л. Зорина, «Раки» С. Михалкова,
репетируются «Гибель Помпеева»
Н. Вирты, «Не называя фамилии»
В. Минко. Театр имени Моссовета
завершил сезон постановкой острой
и веселой комедии Л. Ленча «Боль-
шие хлопоты». \
Драматурги зло и едко смеются
над зазнавшимися вельможами, над
ловкачами-делягами, над тупыми и
самодовольными чиновниками, над
беспечными ротозеями. Советский те-
атр переходит, наконец, в наступле-
ние на все гнилое, фальшивое, кос-
ное, мешающее советскому народу в
его борьбе за коммунизм.

..Андрей Усачев, честный и скром-
ный сотрудник издательства, выпу-
скающего всякого рода справочники,
уволен с работы. Он коротает дни
дома вместе сс старушкой-матерью,
томится от вынужденного безделья,
ждет ответа на свое заявление, на-
правленное против расправившихся
с ним за критику прохвостов. С гру-
стью смотрит Усачев на безмолв-
ствуюший телефон. Кто-то позвонил,
но спросил не Усачева, а регистратора
поликлиники... Обидно и грустно.

Тем не менее в зрительном зале то
и дело слышен смех. История, при-
ключившаяся с Андреем  Усачевым,
не смешна, а. печальна, однако ни-
кто, кроме старушки-матери, не гру-
стит. Сам Усачев (артист А. Дубов)
охвачен не тоской, а вполне понятной
злостью; он предвкушает день и
час, когда можно будет рассчитать-
ся с бездельником Боковым, занима-
ющим по недоразумению должность
директора Справкаиздата, с прохо-
димцем Клещевым,  превратившим
это издательство в свою вотчину, ©
	темной компанией дельцов и их по-
кровителей.

Не так-то просто Усачеву бороться
за бдительность и принципиальность
в своем учреждении, потому что бо-
ковы и клещевы превосходно разы-
грывают из себя людей бдительных и
принципиальных. Они отлично вла-
деют языком советского общества и
ловко жонглируют словами и поня-
тиями, Которые дороги’ советским
людям. В этом —  сатирическая
острота ‘пьесы и главная пружина ее
	действия. Является, скажем, в рай-
ком партии приспособленец и хал-
туршик о Пустянский (артист
	С. Цейц), чтобы дать показания 0
деле Усачева. Секретарь райкома
партии Марцева спрашивает этого
«литератора», чем он в данный  м0-
мент занимается. «Пишу сценарий о
моральном облике советского  чело-
века», — Гордо заявляет Пуетянский.
Подобному человеку ничего не сто-
ит выставить себя борцом за высокую
советскую мораль — он научился
говорить о ней более громко и крас-
норечиво, чем немногословный Анд-
рей Усачев. Скажите что-нибудь. о
зоркости и бдительности простофиле
и лодырю Бокову — и бн выпалит
вам в ответ целую тираду на эту
тему. Заговорит кто-нибудь о чести
и справедливости при авантюристе
	Клешеве, и Клещев немедленно ста-
нет разглагольствовать о чести и
справедливости и будет выглядеть
при этом непримиримым и стойким
борцом за советскую этику.

Боковы и клещевы умеют призна-
вать свои ошибки, умеют каяться.
Для них покаяние — отличное средст-
во борьбы за сохранение приобре-
тенных чинов, удобств и авторитета.
Охотно кается один из прихлебателей
Бокова мелкий человечек Струнников
(артист Н. Парфенов), занявший с
помощью своих покровителей пост
парторга издательства. В ответ на
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 —Т. Xan.
кевич — «Эхо в горах» (глава из по-
вести). 11.15 — Для детей: Н. Конча-
ловская — «Сназание про нагодные

восстания» (поэма). 12.20 — Нанцерт
по программе, составленной радно-
слушателями. 14.00 — Музыкально-об-

разовательная передача «И. Гайдн».
16.10 — Романсы Глазунова. 17.30 —

Ответы на письма радиослушателей
по вопросам науки и техники.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.45 — Бе
седа «Сверхдальняя линия электропе-
редач». 16.00 — Бетховен — Восьмая
симфония. 16.30 — Трансляция кон-

перта из Баку.

pS ERTL 5 Sa PARE SE En lat RT,

5] 2.
		Московский областной коми-
тет защиты мира с глубоким
прискорбием извещает о смер-
ти председателя областного но-
митета защиты мира, лауреата
Сталинской премии, народного
артиста Союза ССР, кинорежис-

сера
	Всеволода Илларионовича
ПУДОВКИНА,
	последовавшей 309 июня, и вы-
ражает свое соболезнование
семье покойного.
	Главное управление кинема-
тографии Министерства культу-
ры СССР с глубоким приекор-
бием извещает о кончине ста-
рейшего художника советской
кинематографии, заслуженного
деятеля искусств РСФСР
	соболезнование

Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	и выражает
семье покойного.
	Ивана Георгиевича
СТЕПАНОВА
	НА СНИМКЕ: сцена мз комедии
Леонида Ленча «БОЛЬШИЕ ХЛО-
ПОТЬ!ь в театре имени Моссовета:
Усачев — артист А. ДУБОВ, Бо-
ков — артист П. ГЕРАГА.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.