РАБКОРЫ-
		москвичи
В ЛЕНИНГРАДЕ
	Несколько лет назад завязалась
дружба между рабкорами московской
шерстопрядильной фабрики имени
Калинина и ленинградского комбина-
та тонких и-технических сукон имени
	Тельмана.
		ПУТЯМИ ХОЗРАСЧЕТА
	РОНЫЮ около трех месяцев с
тех пор; как рабозие и снециали-
	сты строительного управления №
треста «Мосжилгостстрой»  обратн-
	лись к коллективам ©столичных стро-
ек с предложением развернуть со-
нциалистическое соревнование за
улучшение качественных  показате-
лей.

За этот короткий срок передовой
коллектив добился значительных ус-
пехов. Только в течение мая 2-е уп-
равление получило 134 тысячи рублей
прибыли, сэкономив 49 тысяч штук
кирпича, 32 кубометра раствора.

Во многом успехам строителей спо-
собствует новая сфганизация pa-
бот. Раныне кирпичная кладка на
площадках управления велась. лишь
в одну смену. Теперь все башенные
краны работают круглосуточно. Клад-
Ka кирпича ведется в две смены; с
8 утра и до 12 часов ночи, третья
мена —  полготовительная. В ре-
зультате такой организации работы
повысилась производительность тру-
да: бригады каменщиков К. Велич-
ко, П. Аверченко, Е.  Скурского,
К. Ковалева, работающие на корпу-
се № 20, изо дня в день выполняют
по ‘две—-две с половиной нормы.

Переходят на хозраечет и другие
управления. На строительстве девя-
тиэтажного 78-квартирного жилого
дома № 65—73 по Ленинградскому
шоссе, как и на других площадках,
управление ввело новый порядок он-
латы за доставку материалов. Рас-
четы по транспорту ведутся здесь не
по числу рейсов, сделанных водите-
лями автомашин, а по количеству пе-
ревезенных грузов.

По-новому организовано на <трой-
ке и хранение материалов. Все де-
тали и конструкции складываются и
хранятся вблизи башенных кранов.
Это намного сократило расходы на
перештабелевку и переноску матери-
алов, значительно ускорило темпы
строительства.

Трест «Мосэлектромонтаж» стал
вести сборку лифтов индустриальны-
ми методами. Большинство = узлов:
монтируется в специальных мастер-
ских и уже в готовом виде достав-
ляется на площадку. Здесь ‘их остает-
ся лишь собрать. Таким способом
специалисты треста смонтировали не-
давно 10 лифтов в строящемся жи-
лом доме МГУ, сократив цикл работ
	и сэкономив свыше 26 тысяч руб-
лей.
Много государственных средств
	сберегли новаторы «Мосзлектромон-
тажа» за счет рационального раскроя
электропровода, кабеля, применения
стеклянных трубок для скрытой mpo-
водки электрошнура.
	Трест «Мосэлектромонтаж» за 5 ме-
сяцев снизил стоимость работы про-
тив сметной на 3,8 процента. На сэко-
номленные коллективом средства мож-
но дополнительно оборудовать 7 пас-
сажирских лифтов в многоэтажных
домах.

Экономнее стали расходовать го-
сударственные средства в трестах
№ 5, «Мосжилгостстрой», «Мосотдел-
строй», «Мосгорсантехстрой».

На большинстве объектов треста
«Мосотделстрой» цемент и алебастр
сейчас подают на рабочие места с
помощью механизмов, экономя на
каждой тонне вяжущих материалов
17 рублей 24 копейки. Использование
мерного стекла, изготовление меха?
ническим путем шпаклевки, меловой
пасты, замазки, грунтовки также сбе-
регают немало государственных
средств.

Очень экономически выгодным ока-
залось применение нового материа-
ла — цветных асфальтовых плиток
для полов в кухнях и коридорах.
Они не дороги, красивы и по каче-
ству не уступают полам, покрытым
пинолеумом или паркетом.

Введение хозяйственного . расчета
на стройках позволяет навести твер-
дый порядок в расходовании средств
на автотранспорт, механизмы, мате-
риалы и заработную плату. И все же
отдельные руководители недопустимо
медлят с внедрением хозрасчета.

Этот упрек прежде всего относит-
ся к работникам Мосстройтреста (уп-
равляющий  тов. Васильев). В строи-
тельных управлениях Этого треста
удорожание работ за пять месяцев
достигло 21 процента no сравнению
со сметой. На стройках треста не бе-
регут материалов. Например, строй-
управление № $3 оставило после себя
на площадке жилого корпуса № 9
свыше 10 тысяч штук битого кир-
пича

На болышинстве строек этого тре-
ста башенные краны не загружены, _
кирпичная кладка ведется в одну сме-.
HY. :
	РИНА возвращалась из института
такая счастливая и радостная —
сегодня был сдан последний государ-
	ственныи экзамен. Она готова была
хоть сейчас приступить к работе;

— Поздравляю тебя с окончанием
института, Ирнночка! Теперь ты у
меня станешь образцовой женой! —
Владимир Николаевич с веселым сме-
хом обнял ее. — И, я надеюсь, по-
настоящему приучишься к хозяйству.

Ирина с пытливым изумлением за-
глянула ему в лицо.

— Почему? — недоумевающе спро-
сила она.

— Ну, ты же знаешь, что у Викто-
ра ждут прибавления семейства. Ма-
ма хочет теперь пожить у них.
	Ирина обежала ‘взглядом комнату,
заботливо прибранную руками свекро-
ви: туго накрахмаленные занавески
на окнах; хрустальный блеск посуды
за стеклами буфета; паркет, в кото-
ром отражается стол, накрытый на
три прибора; большой букет белых
пионов на тумбочке возле тахты.
	— Знаешь что, — предложил муж,
— давай сегодня как следует отпразд-
нуем твой день. Поедем в Химки, но-

катаемся на лодке. А вечером потан-
цуем. Хочешь?.,
	Увы, это был последний настоящий
праздник в жизни супругов Бобровых.

В школе Ирина сразу получила
большую нагрузку — она преподава-
ла литературу в восьмых и девятых
классах. Молодая учительница с
увлечением готовилась к урокам, вол-
новалась перед ними, допоздна заси-
живалась дома за проверкой сочине-
ний своих учениц.

Свекровь перебралась к младшему
сыну, и сразу выяснилось, что муж
и не собирается участвовать в домани-
них делах. Вся тяжесть их целиком
легла на Ирину. Владимир Николае-
вич мягко, но настойчиво предъявлял
все больше и больше требований’ к
дому, «в котором живут интеллигент-
ные люди». Обеды: непременно долж-
ны быть «с выдумкой»; паркет
— натираться каждый день до зер-
	Белики перерасходы и потери так:
же на стройках. треста . «Мосжилгор-
строй» (Управляющий тов. `Локтю-
хоз). На площадках управления, ко-
торым руководит тов. Татариниев,
такие материалы, как цемент, из-
весть, песок, систематически перерас-
ходуются. Сплошь и рядом нужные
детали, которых ждут каменщики и
монтажники, приходится долго разы-
скивать.

Инженерно-технические работники
«Мосжилторстроя» уделяют недоста-
точное внимание борьбе за качест-
во. Так, на корпусах, сооружаемых
в юго-западном районе, очень часто
	к концу кладки обнаруживается
брак.

Руководители другого крупного
треста — «Мосжилстрой»  (управля-
	юший тов. Ананьев) мало заботят-
ся 0б организации низового плани-
рования и внедрении  хозрасчета.
Сказывается на стоимости и плохая
организация работ. В этом тресте на
800 квалифицированных рабочих при-
ходится 1.269 вспомогательных.

Однако есть еще ряд серьезных
помех, значительно усложняющих ра-
боту строительных организаций.

Очень дезорганизуют экономику
строительства значительные расхож-
дения между запроектированными
объемами работ и отпускаемыми на
них средствами. Например, для того,
чтобы закончить сооружение жилого
дома МГУ, необходимо выполнить в
этом году работ на 43.200 тысяч руб-
лей. Ассигновано же почти на 10
миллионов меньше,

Тяжело отражаются на. себестон-
мости частые изменения, вносимые в
месячные, квартальные и годовые пла-
ны, несвоевременное обеспечение
строек проектами и сметами. Особен-
но часто задерживаются проекты по
сантехнике, электрохозяйству и на-
ружным коммуникациям. Как пра-
вило, чертежи поступают на площад-
ки спустя 8—10 месяцев после нача-
ла работ. Запоздалое поступление
технической документации не позво-
ляет руководителям своевременно
полтотовиться к строительству.

Хозяйственный расчет требует бо-
лее добросовестного отношения к со-
ставлению смет. Нельзя считать нор-
мальным, когда в смете пятиэтажно-
‘го корпуса при больнице имени Ру-
сакова проёктировщики (руководи-
тель проектной мастерской 3. Розен-
‘фельд) «пропустили», например, ры-
тье траншей под фундаменты, кир-
пичную кладку подвалов, облицовку
стен и потолков сухой штукатуркой,
армирование стен и простенков ме-
таллической сеткой, масляную окрас-
ку панелей.

За это приходится расплачивать-
ся многими тысячами рублей.

Слишком дорого. обходится строи-
телям продукция предприятий мест-
ной промышленности и промкоопера-
ции. В этом году тресты Московско-
го Совета вынуждены переплатить им
сверх государственных цен свыше
двух миллионов рублей за паклю,
гвозди, толь и другие материалы.

К сожалению, все еще очень мед-
ленно осуществляется важное реше-
ние исполкома Моссовета о контей-
нерных перевозках кирпича. Доста-
точно сказать лишь, что в прошлом
году из 115 миллионов кирпичёй 80
миллионов было доставлено HaBa-
лом. В результате строительство по-
терпело на три миллиона рублей
убытков. За пять месяцев этого года
уже потеряно свыше 700 тысяч руб-
лей.

Для того, чтобы строятели могли’
сооружать дома быстро, хорошо и
дешево, необходимо добиться широ-
кого применения поточно-скоростных
индустриальных методов  строитель-
ства, высокой организации проектных
и строительных работ. Следует как
можно скорее организовать перспек-
тивное проектирование новых райо-
нов застройки с тем, чтобы заблаго-
временно осуществлять инженерную
подготовку новых площадок.

Сама жизнь настоятельно ставит
на повестку дня вопрос о ведении
строительных работ по единому свол:
ному трафику, в котором были бы
взаимно увязаны деятельность про-
ектных, строительных организаций и
предприятий промышленности строи-
тельных материалов.

Быстрейшее решение этих вопро-
сов поможет успешному выполнению
директив Х!Х съезда Коммунистиче-
ской партии о внедрении хозрасчета,
снижении стоимости строительства и
повышении его качества.

Н. Пащенко,
		Неудачная
покупка
	Фабрика имени МЮД  выпускае
дамские сумки (артикул 280) низко-
го качества. 21 июня я купил   в фи:
лиале № 3 Шербаковского универ:
мага дамскую сумку с маркой этой
фабрики, заплатив за нее 81 рубль
0 копеек. На следующий же день у
сумки оторвалась ‘ручка. Мои попыт-
ки заменить или сдать в магазин
злополучную сумку не имели успеха,
Из разговоров с покупателями выяс-
нилось, что это не единичный случай,
	М. МОРОЗОВ.
зе
	Больше внимания
студентам-
заочникам
	Без отрыва от производства учатся
во Всесоюзном заочном институте
текстильной и легкой промышленно“
сти paGouve, техники, ‚инженеры
практики. Вместе’ с И. Агеевым, в
прошлом. чертежником-копировщиком
комбината твердых сплавов, успешио
окончили этот вуз мастер фабрики
«Лента» Т. Красовская (г. Костро-
ма), молодой рабочий из Павлов-
ского Посада В. Колосов и другие.
Дипломные проекты многих из вы-
	пускников представляют значитель`

НЫЙ практический интерес.
Из года в год растет число сту-
	дентов института. В новом учебном
году здесь будут заниматься шесть
тысяч человек, 1.700 из них примут
вновь. Но, к сожалению, заочникам
в вузе еще не созданы все условия
для плодотворной учебы. В помеще-
нии, отведенном институту, крайне
тесно — нет.своих аудиторий, комнат
для лабораторных занятий. Библиоте-
ка не может обеспечить полностью
студентов технической литературой —
ее книжный фонд мал, а средства,
отпускаемые на приобретение книг,
ограничены. Слабо еще снабжаются
студенты-заочники учебниками и ме-
тодическими пособиями.

Больше внимания студентам-заоч-
никам, получающим без отрыва от
производства высшее образование,
обязано уделять Главное управление
высшего образования Министерства
	культуры СССР.
ИР м. РОЗАНОВА,
	методист Всесоюзного заочного
института текстильной и лег-
	кой промышленности.
	Редакции многотиражных — газет
этих предприятий регулярно обмени-
вались номерами газет, завязали
оживленную переписку. Затем воз-
никла мысль о встрече рабкоров обе-
их фабрик в Ленинграде. На днях
рабкоры-калининцы Туда выезжали.
	Участвовало в поездке 15 человек,
в том числе лучшие производственни-
цы фабрики имени. Калинина—пря-
дилыцицы Е. Казакова и Л. Зинова,
крутильщица Л. Попова, чесальшица
3. Чвилева, электрик В. Крылов,
старший мастер ‘ровничного цеха
Е. Белова, помощник мастера В. Ку-
прашевич, сотрудник ОТК Т. Голова-
нова и др.

Радушно встреченные на комбина-
те имени Тельмана, рабкоры с боль-
шим интересом ознакомились с произ-

водственным процессом, с достиже-
HHAMH лучших людей предприятия.
	Москвичей ` особенно ‘интересовали
формы передачи передового опыта
	через фабричную печать »и средства.
у
	иагляднои агитации. Калининиы по-
	черинули много ценного, познакомив

шись с постановкой на комбинате по-
литико-массовой и культурной рабо-
ты, ‘с деятельностью цеховых красных
уголков, фабричного клуба.

Москвичи убедились, что заводские
организации уделяют огромное внима-
ние удовлетворению культурно-быто-
вых нужд рабочих комбината. Пре-
красное впечатление на них произве-
ли чистые, уютные, блатоустроенные
общежития, где живет рабочая MOJIO-
дежь.
	Участники поездки с интересом 0о3-
накомились с историко-революнцион-
ными памятниками Ленинграда, носе-
тили Эрмитаж, Русский музей, музеи-
квартиры Пушкина и Некрасова.
	ТОКАРНЫЙ
АВТОМАТ
	Завод «Красный пролетарий» имени
А. И. Ефремова изготовил новый вы-
сокопроизводительный токарный авто-
мат, на котором можно обрабатывать
детали полшилняков.
	На новом станке одновременно
действуют десятки режущих инстру-
ментов. Без участия рабочего 3aro-
товки ролико-подшипниковых колец
автоматически передаются с одного
шпинделя на другой. Это обеспечива-
ет последовательную обработку ко-
лец на различных операциях.
	Новый агрегат будет вмонтирован
в автоматическую линию.

MOIST AA OPO  повивечного
цеха швейной фабрики Ne 3
«Красная оборона» Лидия Нови-
кова, работая на двух машинах,
первой на фабрике в июне вы-
полнила свое пятилетнее задание.
Сейчас сна работает в счет 1956
года. НА СНИМКЕ: Л. НОВЫНОВА.
	Фото И. СИНИЦЬЫЧА.
		ОТ РЕДАКЦИИ. Проверка факта,
приведенного в письме тов. Морозова,
подтвердила, что фабрика имени
МЮД (директор тов. Федоров) выпу-
скает еще немало изделий низкого ка-
чества. Только за шесть месяцев этого
года фабрика уплатила по реклама-
циям различным торгующим органи-
запиям 7.600 рублей. Предприятию
возврашаются главным образом дам-
ские сумки. Почти каждый месяц они
приходят обратно, проделав длинный
путь в Харьков, Новосибирск, Ленин-

град и другие города.
	Однако руководство фабрики, в
частности главный инженер тов. Гин-
дикин, а также начальник отдела тех-
нического контроля тов. Кондрашев,
не делает из этого необходимых вы-
водов, не борется по-настоящему за
улучшение качества изделий широко-
го потребления, придерживаясь лож-
ного мнения, что-де «в нашем деле
брак неизбежен».
	Гараж на 19 машин проектироваля
на Волоколамском шоссе, на 18 ма-
шин — по Беговой улице. ’Неэконо-
мичноеть их очевидна.

Не упорядочен и вопрос об отводе
участков под строительство гаражей,
Зачастую земельные участки выделя:-
ются без учета санитарно-гигиениче-
ских условий.
	Проектирование гаражей должно
быть значительно улучшено. Необхо-
димо разработать типовые проекты
гаражей различной вместимости для
легковых автомашин, грузовых, авто-
бусов. Архитектурно-планировочному
управлению надо составить схему ди-
слокации гаражей в зависимости от
их назначения (автобусные, — грузо-
вые, легковые и прочие).
	В условиях Москвы следует осо-
бенно бережно относиться к использо-
ванию земельных участков. Снос
строений должен быть минимальным.
Поэтому преимущественного внима-
HHA заслуживает — проектирование
подземных и многоэтажных гаражей,
	Инженер Г. ПЛАТКОВ.
	дома на Bapwascr
Владимира Ильича.
	МОСНВА СЕГОДНЯ. Строительство
рабочих и служащих завода имени
	Варшавском шоссе для
	Фото М. КУЛЕПЮВА
		Где хранить автомашины?
	Ророткие сигналы
	ПРЕТЕНЗИИ ФМЛАТЛТЕЛИСТОВ
	С нетерпением ждут  фнлателисты
дополнительных вкладных листов к
альбомам советских почтовых марок,
выпущенным в последние годы.
	Большую пользу поинесли бы сис-
тематические встречи работников
конторы с опытными филателистами.
Во время таких встреч можно было
бы обсудить планы выпуска тех или
иных изданий, некоторые существен-
но важные технические вопросы, на-
пример, вопрос о систематизации и
нумерации марок в каталогах и прей-
скурантах.
	Отличным средством пропаганды
филателии могли бы служить также
периодически организуемые передвиж-
ные выставки. Следовало бы создать
кружки филателистов при клубах, до-
мах пионеров, школах (пока в Мос-
кве существует единственный кружок
коллекционеров — при Доме ученых).

Филателия — это полезное и увлека-
тельное занятие — заслуживает‘ боль-
шего внимания и со стороны Мини-

стерства связи. Пора наладить широ-
кую пропаганду советских марок —
	этих маленьких документов, отражаю-
щих величие нашей советской Родины.
	Иглицкий.
	Филателией — собиранием почто-
вых марок — занимаются сотни ты-
сяч советских граждан.
	Наибольший интерес для филате-
листов представляет собирание ма:
рок, выпущенных в СССР. Советская
марка — это  художественно-выпол-
ненный миниатюрный политическнй
плакат, знакомящий со  строительст-
вом коммунизма в нашей стране, ©
мирным созидательным трудом совет-
ского народа, с его самоотверженной
борьбой за мир во всем мире, с раз-
личными знаменательными  события-
ми и датами. Видовые серни марок
рисуют богатейшую и красизейшую
природу нашей. страны.
	Дело распространения, а стало быть,
и пропаганды советских почтовых ма-
рок возложено на Главную филатели-
стическую контору. К сожалению, ее
работа ‚оставляет желать лучшего.
Вопросам филателии посвящено со-
вершенно незначительное количество
изданий. Филателисты не получают
своевременной и систематической ин-
формации о поступивших в продажу
марках. Каталоги ‘и. прейскуранты
выходят нерегулярно и © большим
запозданием. В ‘результате к момен-
ту выхода их в свет. многие упомя-
	Г нутые в этих изданиях марки в пПро-
	даже уже отсутствуют.
	Пятый пятилетний план предусмат-
ривает дальнейнтий рост автомобиль-
ного парка. Будет увеличен и авто-
транспорт столицы. С дальнейшим
повышением благосостояния трудя-
шихся увеличится, в частности, коли-
чество машин индивидуального поль-
зования.

В связи с этим приобретают перво-
степенное значение вопросы проекти-
рования и строительства гаражей в
столице. В настоящее время этим
занимаются многие проектные орга-
низации. Каждая разрабатывает ин-
дивидуальные ‘проекты. Многие из
них технически и экономически несо-
вершенны.

Архитектурне-планировочное управ-
ление Мосгорисполкома проверило
ряд проектов. Среди них были проек-
ты гаражей вместимостью от семи до
ста машин. Почти все здания проек-
тировались одноэтажными, с несовер-
шенной технологией хранения и ре-
монта машин. Коэффициент исполь-
зования площадей намечался чрезвы-
чайно низким, а стоимость гаражей—
высокой.
	Из Прямого переулка (Киевский
район) на улицу 25 Октября мне по-
слали 22 июня почтовую открытку.
Получил же я ее только 27 июня
утром,

Случаи столь длительного путе-
шествия местного письма по городу
	недопустимы,
Б. ШМУГЛЯКОВ.

*

Постоянный шум от шаровсй мель-
‚ницы, установленной во дворе артелью
«Мосрезина», не первый год не дает
покоя жильцам шестиэтажного дома
№ 7/9 по Волкову переулку.

Правление артели (председатель
тов. Масальский}) отделывается обе-
щаниями перевести мельницу в за-
крытое помещение, Исполком Совет-
ского районного Совета, несмотря
на наши неоднократные жалобы, так-
же ничем не помог нам.

Н. ЯКОВЛЕВ.
С НОВИЦКИЙ.

Домик детского сада карандашной
фабрики имени Сакко и Ванцетти на
1-й Извозной улице, 21, стоит в ок-
ружении нескольких десятков деревьев.
Этот зеленый уголок, которым распо-
лагает детвора, кстати сказать, един-
	ственный на всей Извозной улице.
Но, к сожалению, за деревьями нет
	никакого ухода. Их никто не поли
вает, не окапывает, не подрезает кро-
ны. Деревья заражены короедом, и с
каждым годом их становится. все
меньше. Появившиеся на тополях
вредители уничтожают листву,
Необходимо принять срочные меры
к сохранению насаждений и уходу за
	деревьями
М. НАУМОВ.
		По неспубликованным
		УЧИТЕЛЬ ЗАЩИЩАЕТ ДИССЕРТАЦИЮ
	АСПИРАНТЬ! АКАДЕМИМ ПЕЛАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
	Около 140 педагогов и выпускни-
ков педагогических вузов занимаются
в аспирантуре Академии педагогиче-
ских наук. Немало работников народ-
ного образования готовится к науч-
ной деятельности в заочной аспиран-
туре. Педагоги, самостоятельно сдав-
шие кандидатский минимум, занима-
ются в одногодичной аспирантуре.
	В этом году многие аспиранты ус-
пешно защитили диссертации, пред-
ставляющие большой интерес для со-
ветской педагогической науки. 37 дис-
сертаций защищено только при Ин-
ституте методов обучения академии.
	Аспирантка Эльдарова-Осипова, не-
сколько лет работавшая в Чувашской
АССР, защитила диссертацию на те-
му «Методы преподавания русского
	языка в чувашскои школе». за этот
	труд, в котором отражен ценный пе-
дагогический опыт, ей присвоена уче-
ная степень кандидата  педагогиче-
ских наук.

Высокую оценку получило исследо-
вание диссертанта Охапкина, рабо-
тавшего раньше директором одной из
школ. Кировской области. Его труд
посвящен внешкольной работе по гео-
графии. Сейчас тов. Охапкин являет-
ся деканом  естественно-географиче-
ского факультета педагогического ин-
ститута в городе Кирове. Интересна
диссертация методиста тов. Сотнико-
Ba, работавшего до зачисления. в ас-
пирантуру в Вологодском областном
институте усовершенствования учите-
лей. Свое исследование он посвятил
методам использования произведений
изобразительного искусства в препо-
давании литературы.
	Читатель Ф. Попов писал в редак-
цию, что некоторые водители грузо-
вых такси отказываются от поездки.
	Управление автогрузового  транс-
порта Мосгорисполкома, проверив
факты, сообщило редакции, что на
	щофера грузового такси № 58-01 Но-
викова. допустившего нарущение пра-
вил обслуживания населения, нало“
жено взыскание.
	————
По следам наших
выступлений

«Исполком и местная
промышленность»
	Статья под таким заголовком была
опубликована в «Вечерней Москве»
25 мая с. г. Обсудив ее, Краснопрес-
ненский райисполком отметил, что
она правильно освещает положение
дел на предприятиях местной про-
мышленности района. Они слабо Oc
нащены оборудованием и механиз-
мами, мало и в ограниченном ассор-
тименте выпускают товаров широко-
го потребления.

В решении отмечены серьезные
упущения в руководстве местной
промышленностью со стороны испол-
кома райсовета. Он недостаточно за-
нимался вопросами наращивания
мощностей предприятий, расширения
ассортимента изделий, улучшения ка»
чества продукции.

Намечены мероприятия по развиз
тию местной промышленности райо-
на. Вопрос о расширении  производ-
ства и повышении качества товаров
широкого потребления исполком вы-
нес на обсуждение сессии районного
	Совета, которая состоялась в конце
ИЮНЯ.
		МОСКВА СЕГОДНЯ. В Централь-
	ном 8 napHKe культуры и отдыха
имени А. М. Горького.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВ
	начальник Управления жилиш-
ного строительства Mocropuc-
полкома.
	>
PACCKA3
				Ирина возмутилась.

— Это ты меня превращаеть о в
свою рабыню! Как будто именно для
этого я кончала институт! Ты сме-
ешься над моей работой, считаешь ее
незначительной... ты не уважаешь ни
меня, ни мою деятельность...

— Подумаешь, деятельность, =
опять съязвял муж. Но сразу осекся,
перехватив грозный взгляд Ирины. И
заговорил примирительно:

— Ладно, не будем ссориться! Мы
неплохо прожили с тобой четыре го-
да, смешно вздорить из-за мелочей...
Все у нас наладится.

Но ничего не налаживалось. Ирина
сбивалась с ног, не досыпала ночей,
разрываясь между школой и домом.
Часто была раздражена, к урокам го-
товилась наспех. Жизнь ее перенла
«на рысь», и толку от этой «рыси»
выходило маловато. .

Уже методист района, на первый
раз мягко, сделал ей замечание по
поводу неглубоко проведенного уро-
ка; уже однажды она была вынужде-
на отказаться от выступления на се-
минаре по политучебе. А дома непре-
рывно продолжались ссоры с мужем,
ссоры, в которых причина совершен-
но не соответствовала затратам ухо-
дившей на‘них энергии.

С горечью Ирина замечала, как по-
степенно притупляется ее чувство к
мужу, как он перестает быть для нее
близким и дорогим. А ведь как она
любила его! Как была счастлива, ко-
гда красивый тридцатилетний инже-
Hep предложил ей — первокурснице—
стать его женой. Как светло жилось
ей первые четыре года: муж—чумный,
любящий и любимый; ласковая и хло-
потливая свекровь; учеба, сулящая
замечательную прбфессию...

И вдруг все рухнуло. Почему? По-
чему он не хочет понять, что она
тоже очень занята, даже больше, чем
он — ей ведь и дома приходится ра-
ботать, проверяя тетрадки. Почему он
считает для себя позорным помочь ей
хоть немного по дому2.. Разве она
виновата, что хозяйство отнимает так
много. времени; что ей трудно справ-
	ляться, особенно при его требователь-
HOCTH? .

Владимир Николаевич старался не
замечать настроения жены. Иногда он
даже немного’ заискивал перед ней,
чтобы не дать вспыхнуть очередной
ссоре. Однажды он пригласил Ирину
в гости:

— Пойдем, Иришенька, к Городец-
ким — у них сегодня новоселье.

— Я не могу, мне нужно пригото-
вить обед на завтра, кое-что пости-
рать, погладить тебе рубашку...

— Ну, это можно завтра утром.

— Завтра утром у меня. дополни-
тельный урок с отстающими девочка-
ми, я и так встану ни свет ни за-
ря. Иди один, если хочешь...

Владимир Николаевич передернул
плечами: мол, один так один — и
ушел. А Ирина весь вечер проплака-
ла от чувства обиды и жалости к
себе. :

— Неужели нет выхода? — разду-
мывала она. — Неужели мы не мо-
жем договориться? А как же в дру-
гих семьях? Вот хотя бы Городецкие,
У них и ребенок есть и работают оба.
Сергей Петрович — технолог большо-
ro цеха на заводе — занят не мень-
ше Володи. А сколько раз я встре-
чала егс вечером в магазине! Он да-
же сам иногда обед готовит, если
Люся задерживается на работе. И
	мальчик у них с малолетства приучен
помогать матери.
	Паплакавшись вволю, сказала са-
мой себе: нельзя так! Страшно поду-
мать, во что превращается жизнь. И
из-за чего? Нет, нельзя все так болез-
ненно воспринимать. Вот не покажу
даже вида, как сегодня мне было
горько... .

Владимир Николаевич. возвращался
домой с опаской: совесть все-таки
грызла его — не надо было уходить
Или уж во всяком случае следовало
пораньше вернуться. Он был приятно
удивлен, когда застал Ирину спокой-
но склонившейся над тетрадями. Она
мирно улыбнулась‘ и спросила:

— Весело было?.

— Не очень, — соврал OH, — вот
если бы ты со. мной была...

Однако мир установился непроч-
ный. Владимир Николаевич, обрадо-
ванный, что так спокойно прошел его
	первый «выход в свет», все чаще
	стал уходить из дому без жены. Сна-
чала он звал ее с собой, но не на-
стаивал, когда она говорила, что за-
нята или устала. Потом и звать пере-
стал. Уходя, объяснял лишь, куда
идет. Вскоре прекратились и объяс-
нения. А Ирина никогда его не спра-
итивала. т

Без жалоб переносила она накапли-
вающиеся обиды. Давно прекратились
послеобеденные разговоры о собы-
тиях минувшего дня, вечерние про-
гулки, посещение театров и кино.

Перед весенними экзаменами в
школе Ирина предложила перейти на
обеды в столовой. Очень неохотно
Владимир Николаевич согласился, но
предупредил, что это только времен-
но и что он «не для того женился,
чтобы таскаться по столовым».

Когда горячка с экзаменами закон-
чилась, Ирина облегченно вздохнула,
Теперь уже хватало времени и Ha
домашние дела, и на отдых, и на лю-
бые вечерние развлечения. Но неожн-
данно оказалось, что Владимир Нико-
лаевич довольно равнодушне отнесся
к радостному заявлению жены, что
вот теперь они могут снова бывать
повсюду вместе. Он продолжал ухо-
дить ‘по вечерам один, ссылаясь на
какие-то собрания, лекции, заседания
в министерстве.

Как-то в ответ на просьбу Ирины
пойти вместе в парк он сказал с
иронией:

— Не стоит привыкать к этому. С
первого сентября все, к сожалению,
снова пойдет, как прежде.

Ирина возмутилась: как он может
смеяться над тем, что целый год при-
чиняло ей такие страдания? И тогда
Владимир Николаевич решительно за-
явил:

— Вот что, Ирина, раз нет другого
выхода — бросай работу! Я кормил
тебя четыре года, прокормлю и’ те-
перь. Твой заработок не делает вес-
ны в нашем доме. ;

— Бросить работу? Это ты серьез-
HO?

—- Вполне серьезно. Что-нибудь од-
но — или жена или учительница.
Как выяснилось, совмещать обе обя-
занности тебе трудно.

Разговоры эти повторялись не од-
	нажды, и наконец Ирина не выдержа-
ла: }
	— Вот что, Володя, запомни раз и
навсегда: я работу не брошу даже в
глубокой старости. Я не вижу смысла
в жизни, если целью ее становится
ублаготворение мужа. Словом, к
должности «образцовой супруги» в
твоем понимании я не гожусь.
	— Помни и ты, — вспылил он,—
мое терпение лопается! Я делаю все,
чтобы наладить мирную жизнь, но ты
все время толкаешь меня на реши-
тельные действия. Смотри, не раскаи-
	вайися потом — ведь ты же любишь
меня...
	— Нет, — почти спокойно выгово-
рила она, — я тебя ненавижу!
	Вот как? Этого он не ожидал, это
уже слишком!.. Впрочем, чего только
ни наговорит раздраженная женщина!
	Но Ирина сказала правду: от преж-
ней любви не осталось даже воспоми-
наний, даже сожаления о прошлом не
было больше в мыслях Ирины; толь-
ко недоумение: как же она сразу не
разглядела этого человека, его эгоиз-
	ма, его мужскои заносчивой caMo-
влюбленности?!
	В этот день Ирина вернулась из
школы поздно. На столе она уви-
дела записку. В самом почерке, кото-
рым эта записка была написана, чув-
ствовались раздражение и досада:

«Куда ты пропала? Ушел голодный.
	КУА ВТО РА

Приду в 10. Приготовь что-нибудь по-
есть». .
	Ирина сидела на диване и маши-
нально рвала записку в мелкие
клочья. И думала. О странной своей
судьбе, Об исчезнувшей любви. О му-
же. И о том, какое все-таки страшное
слово — развод. Неужели нет выхо-
	да: Неужели они не могут _ догово-
риться?
	Раздался звонок. Она сняла трубку.

Чужим; сердитым голосом Владимир
Николаевич сказал:
	— Разогревай. Еду.
	кального блеска; рубашки — еже-
дневно по утрам гладиться. :

— Не понимаю, на что ты xKa-
луешься, — посмеивался он. — Детей
у нас нет, деньги есть — чего тебе
еще нужно?

«Еще» Ирине нужна была чуткая,
товарищеская поддержка и помощь.
Когда она училась в институте, муж
не раз говорил:

— Прежде всего тебе нужно закон-
чить образование. Остальное прило-
жится,

Пока с ними жила свекровь, это
«остальное» прилагалось ее умелыми
руками. Теперь же, когда они оста-
лись вдвоем, «прилагать остальное»
полностью выпало на долю Ирины.

— Пойми, Володя, я ведь первый
год преподаю, ‘мне нужно много и
серьезно готовиться к урокам. Мне
надо завоевать авторитет у девочек
— я же должна воспитывать их. Вот
если бы ты хоть немного помогал
мне...

— Ерунда! — резко перебил Вла-
димир Николаевич. — Тебе нужен ав-
торитет, а мне нужен порядок в до-
ме. Хозяйство всегда было женским
делом. А я — инженер, и’мне не
пристало заниматься мытьем посуды!

— Не обязательно посуда. Я прошу
помочь мне, ну хотя бы в хождениях
по магазинам. Разве ты не можешь
получить в «Гастрономе» заказ? Ты
прекрасно мог бы сам разогреть себе
обед, и тогда я не обязана была бы
присутствовать при этой важной про-
цедуре. И, наконец, отгладить co6-
ственные брюки ты тоже можешь.. А
ведь мне из-за этого приходится вста-
вать в шесть часов утра,

— Ого! Ты. меня совсем в прислу-
гу превратишь! — ядовито усмехнул-
ся муж и развернул газету, показы-
вая, что не намерен больше разгова-
ривать на эту тему.
	И все. Эти два слова, как двойная
пощечина, хлестнули Ирину. Она на-
дела шляпу, взяла на руку пальто и
вышла из дому. Пошла ночевать ‘к
подруге. А дальше? Дальше видно
будет. Не удалась семейная ЖИЗНЬ...
А ведь все могло быть иначе.

М. Яновская.