Фотовоенкоры больше чем кто-либо должны подумать о применении фото в боевой обстановке. Они сейчас, в дни мирной учебы, должны разра
ботать методы своей работы в условиях полевого выхода и маневров. Рационализаторская и изобретательская мысль должна обсудить такие вопросы фотолюбительства, как конструкция походной фотолаборатории, портативных принадлеж
ностей к аппарату и т. д. Эта работа пригодится не только для военного времени, но и в равной мере в совхозах и колхозах.
Применение фото в боевой подготовке приобретает особенное значение для наших территориальных формирований. Краткий срок обучения неграмотных и малограмотных контингентов насто
ятельно диктует применить фото как учебное пособие. На этом участке успехи фото еще очень незначительны.
Необходимо установить тесный контакт и обмен опытом между военными и гражданскими фотокружками.
Армейскому фотодвижению очень могли бы помочь работники военно-возушных частей, имеющие
солидные фотобазы. Пример хорошей работы фотолюбителей Военно-воздушной академии показы
вает, какие огромные возможности имеют специ
альные части и, вместе с тем, - как замыкаются они в своих фотолабораториях, не оказывая помощи фотолюбителям других красноармейских частей.
1500 фотоаппаратов, получаемых в этом году на снабжение Красной армии, должны быть использованы с максимальной нагрузкой. Фотоактив обязан принять все меры к тому, чтобы фото
аппаратура была бережно сохраняема и попадала действительно в руки тех, кто сможет поставить фотоаппарат на службу боевой подготовке и политической выучке бойца.
С нынешнего года в Красной армии начинается огромный расцвет технических средств политра
боты, в том числе и фотоотдела. Журналы «Красноармейское кино», «Военкор», «Советское фото», близко стоящие к фотодвижению в Крас
ной армии, и вся красноармейская печать должна помочь осуществлению задач, намеченных в этой статье.

ОТЖИВШЕЕ И НОВОЕ

В ФОТОРЕПОРТАЖЕ

У

НАС еще недостаточно определены элементарные требования к газетному фотоснимку. Не всем еще ясно, например, что га
зета и журнал предъявляют разные претензии к снимку в отношении техники и оформления.
В журнале - может быть помещен художественный снимок с хорошей проработкой светотени, с проработкой облаков, мелких деталей и пр. Эффектно получаются снимки контр-жур (против света) и ночные.
В газете - проработка неба (облака) испортит все дело, так как в печати получаются грязные пятна. Мелкие детали безнадежно пропадают. Ночные снимки - вынужденное исключение. Снимки контр-жур - напрасный труд, ухудшающий качество иллюстраций.
В отношении газетного фотоснимка необходимо соблюдать условия, которые мы считаем элементарными и обязательными:
1. Максимальная контрастность снимка. 2. Крупный план. 3. Отказ от мягкой оптики. 4. Отказ от сложного, искажающего предмет освещения. 5. Отказ от сложных ракурсов или особо необычных точек зрения. 6. Вертикальную съемку предпочитать горизонтальной.
Газетная техника в передаче иллюстраций, особенно в провинциальной печати, стоит еще на
столько невысоко, что вынуждает нас соблюдать все эти, подчас неприятные, условия.
Однако советским фотокорам и фоторепортерам не приходится унывать по этому поводу. Уступки, которые делаются ради полиграфического про
цесса в ущерб художественному качеству снимка, с избытком возмещаются.
Нужно, наконец, усвоить ту мысль, что фотография в газете отнюдь не призвана исполнять лишь единственную функцию «объективно», в буквальном смысле этого слова, отражать хронику жизни и событий наших дней. Разве это деловое разрешние задачи, когда любую полити
ческую кампанию, будь то прием в партию, перевыборы фабкома, вербовка в шахты, отчет совета, организация ударничества, декада обороны и
пр., - газеты начинают подавать с неизменного снимка группы рабочих, записывающихся в очередь у стола (см. снимки №№ 1, 2, и 3).
За последнее время ежедневно мы видим в газетах «семейные» портреты всевозможных бригад. Такие снимки принести пользу, остаться в памяти не могут; они оторваны от реального по
каза самого факта (см. снимок № 4). А между тем можно было бы подать иначе тот или другой факт из деятельности бригады, что было бы значительно интереснее (см. снимок № 5).
Нам известны факты самого безобразного отношения к фоторепортажу на газетной службе. Например, некоторые фоторепортеры делают не
сколько десятков портретов ударников, редакция заготовляет про запас клише, а затем при верстке очередных номеров за отсутствием других иллюстраций дается распоряжение выпускающему поставить дежурную физиономию.
Какие же требования мы должны предъявить теперь к газетному фотоснимку?
Вероятно, эти требования можно предъявить так: актуальность и содержательность снимка при непременном сочетании с насыщенным, острым выразительным текстом.
Газетный фоторепортаж ставит прежде всего качество темы, а не поиски красивого сюжета.
В качестве любопытного примера мы приводим простой снимок обыкновенного деревянного дома. Снимок сделан в плохую погоду, выглядит очень невзрачным (см. снимок № 6) и в любом журнале он был бы не нужен ни при каких условиях.
Однако этот снимок, сделанный в момент важнейшей политической кампании по мобилизации средств населения, начинает играть исключительную роль в деле практической помощи в этой кампании.