спичку - и вспыхнула бы не только стружка, но и весь завод. Тушить пожар было бы невозможно, - некуда въехать. Все это было заснято и помещено в газету.
Результат: в тот же день на завод явилась пожарная инспекция, следственные органы, пред
ставители РКИ. На следующий день ГОМХ
устроил внеочередное совещание о принятии срочных притовопожарных мер по заводу. На первом же заседании президиума губисполкома обсуждено это дело. Выяснился слабый пожарный надзор по городу вообще. Поднялась газетная кампания. Срочно назначен противопожарный пятидневник. На осмотр всех домов и строений в городе мобилизовано сто пожарников, 300 комсомольцев и 300 добровольцев. Выяснены многочисленные очаги пожарной опасности и ряд вопи
ющих безобразий в пожарной охране. Вычищен и выметен мусор, исправлены дымоходы и печи, виновные привлечены к ответственности.
Вот какую конкретную пользу повлекла за собой газетная фотозаметка.
Увязка газетной фотографии с содержательным текстом превращает фотоснимок в фотозаметку, фотостатью, фотоочерк. Из подсоб
ного, подверсточного материала фотоснимок мо
жет быть превращен в крепкое звено на боевой газетной странице.
Техника оформления фотозаметки - дело совершенно новое. Подавляющее большинство наших газет это дело еще игнорирует. Лучшие примеры в этом отношении мы находим на страницах центральных газет «Труд», «Комсомольская правдаи др.
Особый интерес представляет новый прием использования фотографии в газете «Труд». На протяжении нескольких номеров газета ведет в интересно оформленной фотосерии какую-либо серьезную политическую кампанию (например, по вопросам о всеобуче или рабочем снабжении). Снимки поражают своей оригинальностью, выде
ляются на странице, так как помещены в особой рамке и с текстом, набранным разными шрифтами.
В качестве иллюстраций к этой статье мы помещаем несколько аналогичных фотозаметок из
иваново-вознесенской газеты «Рабочий край». Вглядитесь в эти фотографии, как сильно отличаются они от обычных серых, обрубленных пря
моугольников, которые заплатами покрывают газетную страницу (см. снимок 7).
В общем теперь, когда фотозаметка, фотоочерк являются достоянием еще немногих газет, можно все же установить следующие необходимые элементы техники оформления фотозаметки.
1. Форма фотоснимка должна быть самой разнообразной: круг, овал, разной пропорции прямоугольники, обтравка по контуру рисунка и пр.
2. Фотомонтаж из двух или нескольких фото.
3. Верстать клише с текстом в особую рамку (подобно объявлению) и текст набирать разными шрифтами.
4. Ввести в газетную практику серии фотозаметок, печатающихся из номера в номер (см. газету «Труд»), и на тех же началах фотоочерк (как например, очерк Самсонова «Девушка у штурвала» в «Комсомольской правде»),
5. Совмещать монтаж фотографии с штриховым рисунком, диаграммой, картой, факсимиле, цифрами и пр.

Ник. СОФРОНОВ

1. ПРИЕМ ЗАМЕТОК О СМОТРЕ ЗА ВОДА. 2. ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА НЕПРЕРЫВКУ. 3. ВСТУПАЮТ В
ПАРТИЮ.
харь», расположенный в центре города, заметил вопиющие безобразия: весь двор завода был за
вален щепой и сухим тесом; из четырех ворот к заводу трое также были завалены тесом; а в четвертые нельзя было проехать; у забора, выхо
дящего в переулки, лежало несколько тонн сухой стружки; достаточно было бы бросить с улицы
Фото 1, 2 и 3. Попробуйте сказать, какую кампанию отображают эти снимки? Если мы спу
таем эти подписи или поставим другие, напр.,— „Подписка на заем , „Прием добровольцев на лесозаготовки , „Подписка на дирижабль и пр., то никакой беды не будет. Ведь все эти фото— штампы, заполняющие до сего времени страни
цы газет.