ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРОЯВИТЕЛЬ

Затруднения с фотохимикалиями, и особенно с органическими проявляющими веществами, приводят в некоторых местах к сильному суживанию фотолюбительской деятельности. Поэтому редакцией была уже помещена в прошлом году статья о замене проявляющих фотографических веществ друг другом. Настоящая статья дает указания, как пользоваться железным проявителем, который может заменить собой органические проявители.
Редакция обращает внимание фотолюбителей на то, что железный проявитель, являясь одним из лучших проявителей, требует только очень аккуратного и умелого обращения, и что при соблюдении всех указаний, данных в статье, можно достичь весьма успешных результатов.
Составными частями железного или, как его еще называют, железнощавелевого проявителя являются железный купорос и нейтральный щавелевокислый калий.
Проявитель составляется путем смешивания растворов железного купороса с раствором щавелевокиского калия, при чем последнего надо брать большее количество, чем первого, так как иначе образуется трудно растворимая соль закисного щавелевокислого железа FeC2O4 , которая и выпадает в виде осадка.
При избытке же в растворе щавелевокислого калия образовавшая соль закисного щавелевокислого железа присоединяет к себе одну моле
кулу щавелевокислого калия, переходя в хорошо растворимую в воде двойную щавелевокислую соль закиси железа и калия FeK2(C2O4)2. Последнее вещество, являясь сильным восстановителем, собственно и проявляет скрытое изображе
ние. Цвет восстановленного металлического серебра на негативах, проявленных железным прояви
телем, сине-черный, но, видоизменяя растворы различными способами, можно получить разнооб
разные тона, чем и пользуются при проявлении диапозитивов и фотографических бумаг.
Описание веществ, входящих в проявитель
Железный проявитель относится к числу очень капризных проявителей. Одним из условий для устранения неудач является употребление химически чистого железного купороса и щавелевокислого калия. Поэтому мы в кратких чертах из
ложим физико-химические свойства этих веществ и способы их испытания.
Железный купорос, или сернокислое железо (его хик. формула FeSO4.7H2O), представляет собой мелкие голубовато-зеленые кристаллы, хо
рошо растворимые в воде. Кристаллы на воздухе непостоянны: разложение сначала идет от отдельных точек, в которых кристаллы, вследствие по
тери кристаллизационной воды, бледнеют, потом желтеют. Желтизна постепенно распространяется по всей поверхности кристалла. Б таком состоянии железный купорос для фотографических це
лей непригоден. Поэтому перед приготовлением раствора необходимо всегда отобрать все затронутые разложением кристаллы и пользоваться только совершенно чистыми, прозрачными кристаллами.
Железный купорос очень хорошо растворяется в воде. Его растворы должны иметь светло-зеленый цвет и показывать нейтральную или слабокислую реакцию.
В темноте растворы железного купороса мутнеют вследствие окисления и образования серножелезной соли.
Такой разложившийся раствор совершенно непригоден для приготовления проявителя. Хранение раствора на полном солнечном свету в значительной степени задерживает его разложение. Хо
рошо действует на сохраняемость раствора также подкисление его серной, лимонной, виннокаменной и т. п. кислотами. Рекомендуется еще иметь на дне склянки несколько железных гвоздей. Хранить
кристаллический железный купорос и его растворы надо в хорошо закупоренных склянках.
Щавелевокислый калий (нейтральный) - его химич. формула К2С2О4Н2О - представляет бесцветные, ромбические, постоянные на воздухе кристаллы, легко растворимые в воде.
Растворы должны иметь только или нейтральную или слабокислую реакцию. Растворы сохраняются неограниченно долгое время.
Щавелевокислый калий часто содержит примеси хлористых и сернокислых соединений. Осо
бенно вредны для железного проявителя первые, так как они действуют в качестве замедлителей на ход проявления. Поэтому фотолюбитель дол
жен перед употреблением произвести испытание на присутствие данных соединений. Делается это просто. Растворяется в дестиллированной воде некоторое количество щавелевокислого калия. Полученный раствор наливают в две про
бирки (или рюмки), в одну из них приливают немного раствора азотнокислого серебра (ляпи
са). Если получившийся осадок или помутнение раствора не исчезнет от достаточного прибавле
ния нашатырного спирта (раствора аммиака в воде), то это укажет на присутствие примесей хлористых соединений.
Для определения присутствия сернокислых солей во вторую пробирку приливают раствор
хлористого бария. Образование нерастворимого в соляной кислоте осадка укажет на их присутствие.
Щавелевокислый калий сильно ядовит. Смертельная доза - 42. В качестве противоядия давать для оказания первой помощи тертый мел, взболтанный в воде.
Перейдем теперь к рассмотрению рецептуры.
Рецептура
Одним из самых старинных рецептов является рецепт, предложенный в 1879 г. Эдером. Его приготовляют следующим образом:
Запасные растворы
I. Воды дестиллир................... ...........................300 куб. см
Серной кислоты концентр. хим. чистой .... 5-6 капель Железного купороса........................... .... 100 г
Вещества необходимо растворять в порядке, указанном в рецепте.
Раствор сохраняется плохо и разлагается че
рез 2-3 дня.