не абсолютно прозрачен, т.-е. пропускает лишь часть лучей, то каждая его точка, в силу известного в физике принципа Гюйгенса, будет сама
Черт. 7.
как бы служить источником света (светиться), и таким образом, вся сумма света, пропущенного этой точкой, пойдет не по единому направлению М1М2, а образует пучок лучей М1АВ. Из
этого пучка объективом уловится лишь часть лучей (заштрихованная на чертеже).
Таким образом в точке M2 почернение бумагокажется меньше, чем в точке М1, в случае контактной печати. И наш график распределе
ния плотностей в отпечатке окажется выгнутым книзу: более крутым в темных тонах и более пологим в светлых (черт. 1, II). Это значит, что
тени на отпечатке будут переданы контрастно, а света - монотонно. Отпечаток такого характера обычно считается «недодержанным», и экспози
цию увеличивают настолько, чтобы в области светов не было слишком монотонной градации. Увеличение же экспозиции на нашем графике вызовет смещение кривой вправо (черт. 1, III).
Мы видим, что ход кривой в области светов, а в особенности в области средних тонов, будет более нормален, но зато область черных тонов будет излишне широка, а кривая при подходе к
этой области поднимается попрежнему круче нормы. Последние два обстоятельства предста
вляются как «передержки в тенях» и как «общая контрастность отпечатка».
Таков характер отпечатка при увеличении с конденсатором. Причина контрастности лежит стало быть в том, что из пучка лучей, выходя
щих из светящейся точки M1, в объектив попадет
лишь часть их. Эта часть тем меньше, чем более задиафрагмирован объектив и чем он дальше от
стоит от негатива, т.-е. чем меньше светосила. Следовательно, чтобы уменьшить контрастность отпечатка, нужно пользоваться по возможности
более светосильным объективом. И обратно: при диафрагмировании и при возрастании кратности увеличения контрастность возрастает.
При увеличении без конденсатора с рассеивающим рефлектором явление контрастности должно быть меньше. В самом деле, абсолютно прозрач
ные места негатива освещаются теперь не толькотеми лучами, которые пересекаются в центре объектива, но лучами всевозможных направлений. Таким образом, эти места негатива становятся равнозначными с серыми местами: не весь пучок лучей, проходящих сквозь них, улавливается объ
ективом. Благодаря этому яркость освещения экрана снижается не только в полутенях, но и в
тенях, и график (черт. I, IV) оказывается без особо крутых подъемов, т. е. шкала тонов отпечатка будет ближе к нормальной.
Проф. Г. БОЕВ
Передовой в настоящем номере напечатано обращение Международного бюро объединений рабочих-фотографов, составленное совместно с иностранными делегатами и представителями советской фотообще
ственности (ЦС и МОС ОДСКФ, „Советское Фото , „Рабоче-крестьянский Корреспондент , „Пресс-Клише , „Унион-Фото и т. д.) Центральное бюро создано в Берлине» Председатель - тов. Вилли Мюнценберг. Пере
писка с Бюро - через редакцию „Советского Фото и создаваемую в ближайшее время советскую секцию Международного бюро.