полностью и в наилучшем качестве. В борьбе за выполнение всех этих планов в срок, за продук
цию самого высокого качества и должен зорко стоять на посту фотокор рядом с рабкором.
Особая ответственность выпадает на долю колхозных и сельских фотокоров. Еще год назад многие из них показали умение пропагандировать коллективизацию, разоблачать и разоружать кулака (см. итоги октябрьского конкурса прошлого года - №№ 3, 6, 7 «Совфото»; журнал
«Селькор»), К большевистскому севу решающего третьего года пятилетки они несомненно
развили свои успехи, острее отточили свое ору
жие борьбы за коллективизацию, за расширение посевных площадей.
Для того, чтобы дать им возможность шире развернуть свою работу и лучше осветить ее опыт, редакция „Советского фото“ постановила: большой октябрьский конкурс № 15, в части
смотра работы колхозных и деревенских фотокружков, бригад и групп, продолжить до 1 мая (условия конкурса-смотра см. на стр. 139).
Короче говоря, вся пролетарская фотографическая общественность, все фотокоры - заводские и колхозные во главе их - должны так провести вторую большевистскую весну, чтобы подводя
итог их участия в этой решающей весне можно было сказать:
- Роль фотографических сил и средств в социалистическом наступлении действительно растет.
Да, в эту с.-х. кампанию наши фотокоры дали такие снимки, выпускали вместе с рабселькорами такие газеты, которые действительно помогли партии в мобилизации и организации многомил
лионных масс на борьбу за генеральную линию партии в сельском хозяйстве, на новый могучий прилив в колхозы.

КАК УСТРАНЯТЬ

ПЯТНА НА НЕГАТИВАХ И ОТПЕЧАТКАХ

Как известно каждому, бывают случаи, когда на негативе или позитиве возникают посторонние образования или пятна вследствие несоблюдения определенных условий проявления, фик
сирования или некоторых других причин. Если некоторая часть негативного изображения покрыта пятном, то при копировании оно будет поглощать свет, и следовательно на позитиве по
лучится изображение пятна, т. е. изображение сфотографированного сюжета окажется испорчен
ным. Образование пятна особенно досадно в тех случаях, когда нельзя возобновить снимок и когда, вместе с тем, он представляет в силу тех или иных причин большую ценность. Таким об
разом, важно знать причины образования пятен, уметь предотвратить их, а если все-таки пятна образовались, - уметь удалить их, насколько это вообще возможно. Все пятна могут быть разде
лены на несколько классов по их цвету, как это увидит читатель из дальнейшего изложения.
Материалом для данной статьи послужила серия статей, помещенных в американском фото
графическом журнале и являющихся результатом работ Исследовательской лаборатории Кодака в Нью-Иорке. Мы опустили при этом некоторые технические подробности, не представляющие ин
тереса для читателя, а с другой стороны, сделали некоторые пояснения, касающиеся химической стороны образования пятен.
Белые пятна
1. Белый порошкообразный налет; он встречается в двух видах. Если он уда
ляется промыванием в воде, т. е. представляет собою вещество, растворимое в воде, то это указывает, что он состоит из гипосульфита, оставшегося на негативе или отпечатке в резуль
тате недостаточного промывания. Если же пятно не растворяется в воде, но растворяется в рас
творе уксусной кислоты или в растворе соды, то это значит, что он состоит из сульфита алюминия. Испытание на растворимость пятна производят 10%-ным раствором соды, для чего ка
пают на край пятна одну каплю раствора соды, а затем промывают. Если пятно растворяется от действия соды, то это указывает, что оно состоит
из сульфита алюминия. Но это бывает только в случае, если фиксирование производилось дубящим раствором, содержащим алюминиево-калийные квасцы. Обыкновенно кислый дубящий фиксаж содержит гипосульфит, сульфит, уксусную, ли
монную, борную или серную кислоты и квасцы. Если такой фиксирующий раствор содержит недостаточное количество кислоты, то в результате действия сульфита на алюминиевые квасцы обра
зуется сульфит алюминия, вызывающий помутнение раствора и отлагающийся на поверхности негатива.
Чтобы понять условия, способствующие образованию пятна сульфита алюминия, необходимо вспомнить, что процесс проявления происходит в щелочной среде, т. е. про
явитель содержит известное количество щелочи,
потому что только при наличии ее проявление скрытого изображения совершается достаточно быстро. С другой стороны, кислый фиксаж со
держит кислоту, цель которой - нейтрализовать щелочь проявителя для того, чтобы прекратить процесс проявления и создать условия, благоприятные для фиксирования и дубления.
Когда мы опускаем проявленные негативы в фиксирующий раствор, то мы вместе с тем пере
носим в него некоторое количество проявителя, оставшегося в желатине, а следовательно, - пе
реносим и щелочь. В результате этого кислота фиксирующего раствора и щелочь проявителя вступают во взаимодействие. Происходит процесс нейтрализации.
Чем большее количество негативов или отпечатков отфиксировано в данном количестве фиксажа, тем большее количество кислоты, содержащейся в нем, будет израсходовано на нейтрализацию ще
лочи и тем более вероятно образование белого пятна сульфита алюминия; кроме того понятно,
что чем больше щелочи содержит проявитель, которым пользовались в данном случае, тем скорее будет нейтрализоваться кислота фиксирую