Тов. Г. И. Петровский и члены ВУЦИКаМ. ГЛИДЕР
щего раствора, что увеличит возможность образования пятна.
Чтобы Предотвратить образование белого пятна сульфита алюминия и увеличить работоспособ
ность кислого дубящего фиксирующего раствора,
следует возможно тщательнее промывать негативы или отпечатки между проявлением и фиксированием для возможно полного удаления проявителя, оставшегося после проявления на негативах или отпечатках.
Кроме того, важное значение имеет покачивание кюветы, что ускоряет переход проявителя из же
латины в раствор. Оба указанные средства явля
ются общеизвестными элементарными приемами, применяемыми в фотолабораторной практике.
Кроме того, возможно применение особого так называемого «останавливающего раствора» между проявлением и фиксированием, содержащего вещество, нейтрализующее щелочь. В качестве такого раствора рекомендуется для фильм и плас
тинок 2,5%-ый раствор бисульфита нат
рия, а для бумаг - 1,25%-ый раствор ледяной уксусной кислоты.
Удаление пятен сульфита алюминия производится промыванием негативов или отпечатков в течение нескольких минут в 5%-ом растворе со
ды с последующим тщательным промыванием. При температуре растворов около 18° Ц рекомендуется перед удалением пятна произвести дубле
ние негатива или позитива в 3%-ом растворе формалина в течение 2 - 3 минут с тщательной последующей промывкой.
2. Желтовато-белое пятно серы, видимое обыкновенно только на негативах и при
дающее негативу вид как бы сделанного из опалового стекла. Оно состоит из мельчайших части
чек серы. Сера нерастворима в воде, кислотах и в соде; таким образом, это пятно нетрудно отли
чить. Желтовато-белое пятно серы образуется, если кислый фиксирующий раствор содержит
сравнительно большое количество кислоты и сравнительно мало сульфита. Если взять кристаллик гипосульфита, растворить его в воде и при
бавить какой-либо кислоты, например, соляной, серной или даже более слабой, например, уксус
ной, то через короткое время можно заметить, как раствор делается опаловым вследствие выделения мельчайших частичек серы.
Если растворы гипосульфита и кислоты взять покрепче, то сера выделяется почти моментально и дает желтый осадок, опускающийся на дно со
суда. Наоборот, чем слабее наши растворы, тем медленнее и тем в меньшем количестве выделяется сера.
Указанные опыты каждый может проделать в течение нескольких минут. Явление, которое наблюдается при этих опытах, объясняется с химической стороны очень просто. Кислота разлагает гипосульфит. Последний представляет собою натриевую соль серноватистой кислоты, кото
рая выделяется под действием более сильной кислоты и сейчас же разлагается, как непрочное вещество, с выделением серы.
Чтобы избежать выделения серы, к фиксирующему раствору прибавляют сульфит, который
растворяет серу. Если кислоты взято немного при достаточном количестве сульфита, то выделения серы происходить не будет:
Наоборот, если относительные количества кислоты и сульфита взяты неправильно или если
использован нечистый сульфит, сера в большей или меньшей степени будет выделяться. Кроме того, выделение серы увеличивается с повышеним
температуры. Наконец, пятно серы образуется также, если после фиксирования производить дубление в растворе квасцов при недостаточно.