полном удалении гипосульфита промыванием, тогда квасцы действуют на гипосульфит подобно кислоте, т. е. выделяют из него серу.
У деление пятен серы производится теплым (38 - 50° Ц) 10%,-ым раствором сульфита, с предварительным дублением негатива а течение 2 - 3 минут в 3%-ом растворе формалина и тщательным промыванием после дубления.
3. Серебрист о-б елое пятно. В виду меньшего значения этого пятна мы скажем о нем лишь очень кратко. Оно образуется при суш
ке негативов денатурированным или древесным спиртом, особенно если сушка производилась при повышенной температуре.
Спирт действует на желатину, отнимая от нее воду и превращая ее в особое видоизменение, так называемую обезвоженную желатину. Эта последняя и образует пятно, которое, однако, исчезает при промывании в воде, потому что при этом обезвоженная желатина обратно превращается в свою первоначальную форму.
Образование такой желатины наблюдается также, если негатив помещен в концентрированный раствор некоторых солей, например, гипосульфита или сульфита.
Описываемое пятно часто появляется, когда производится удаление пятен серы теплым раст
вором сульфита, как это было описано выше, - но оно исчезает при промывании.
Удаление пятна производится погружением негатива или отпечатка в воду и высушиванием при нормальной температуре.
4, Желтовато-белое пятно, вызывающее блеклый вид старых фотографических отпечатков, образуется постепенно по истечении
более или менее продолжительного времени и связано с превращением серебряного изображения в желтовато-белое сернистое серебро. Позитивы более склонны давать это пятно, чем негативы. Образование пятна объясняется многими причинами. Главнейшей из них является наличие гипосульфита и солей серебра, оставшихся на от
печатке вследствие неполного промывания. При действии воздуха и влаги упомянутые выше вещества разлагаются медленно с выделением сернистого серебра.
Последнее образуется также в результате соединения серебра изображения с серою, если использовывался фиксирующий раствор, склонный выделять серу в силу причин, о которых говорилось выше. Наконец, при образовании пятен могут играть роль содержащие серу газы, находящиеся в воздухе, например, сероводород.
Предотвращение образования желтовато-белого пятна сернистого серебра достигается тщательным фиксированием в свежем (не истощенном) кислом фиксирующем растворе, а также тщательным промыванием до полного удаления гипосульфита и солей серебра, образующихся при фиксировании.
Для удаления пятна пользуются цианистым калием, но так как это вещество чрезвычайно ядовито не только само по себе, но и вследствие выделения паров синильной кислоты, то пользо
вание им затруднено. В некоторых случаях пятно может быть удалено отбеливанием и последующим проявлением. Этот способ применим и в отноше
нии некоторых других пятен. Он будет рассмотрен в следующей статье.
К. МАРХИЛЕВИЧ
РАСЧЕТ

САМОДЕЛЬНОЙ ЗЕРКАЛЬНОЙ КАМЕРЫ

В редакцию поступает немалое количество писем читателей с просьбой детально объяснить устройство зеркальной камеры и способ ее самодельной постройки. В ответ этим товарищам редакция помещает настоящую статью.
ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС, проявленный к зеркальным камерам в момент их появления в свет, не затухает и сейчас, и стремления каждого фотолюбителя-конструктора в ко
нечном итоге направляются к постройке зеркальной камеры, однако отсутствие теоретической ос
новы, хотя и несложной, очень часто приводит к неудачам или заставляет конструктора затрачивавать немалое количество времени и умственной энергии. Мы не будем останавливаться на оценке достоинств и недостатков зеркальной камеры, так как это не является нашей задачей, а остановимся главным образом на описании устройства зеркалки и на элементарных основах расчета ее.
Устройство зеркальной камеры
На рис. 1 приведен схематический разрез зеркальной камеры. Как видно из этого рисунка, зеркалка представляет собой ящик, в передней стенке которого помещен объектив, а на противополож
ной стенке - пазы для рамки с матовым стеклом и кассет. В этих деталях зеркальная камера ничем не отличается от схемы всякого иного фото
аппарата. Существенную деталь зеркальной камеры составляет зеркало, находящееся внутри ящика и расположенное под углом в 45° к плос
кости объективной доски камеры и ее верхней стенки (крышки). Эта же верхняя стенка устроена также в виде рамки и снабжена матовым стеклом. Благодаря такому устройству лучи света, прошед
Рис. 1. Схематический разрез зеркальной ка
меры.
Рис. 2. Схема хода лучей в зеркальной камере при опущенном_зер
кале.