шие сквозь объектив, отражаются зеркалом вверх и падают на верхнее матовое стекло, на котором и строят изображение предметов. Таким образом, если смотреть на это матовое стекло сверху, то на нем можно видеть изображение снимаемых предметов, подобно тому как мы это видим на матовом стекле обыкновенных аппаратов.
Однако если проследить за ходом лучей, идущих из объектива к зеркалу и от этого последне
го к матовому стеклу (см. рис. 2), то легко заметить, что изображение предметов на этом стекле будет не перевернутым, как это бывает обычно, а
прямым. Это, в сущности, и составляло основную цель конструкторов зеркалки. Наблюдающий, бла
годаря правильному расположению кадра, имеет возможность легко оценивать композицию кадра, его выразительность и т. д.
Отражающее зеркало установлено в камере не наглухо, а так, что оно может подниматься кверху, и тогда лучи, идущие из объектива, не встретят на своем пути к пластинке препятствий.
Таким образом, схематически работа с зеркальной камерой сводится к тому, что снимающий наблюдает за снимаемым предметом по верхнему матовому стеклу, в момент же съемки он при помощи специального рычага поднимает зеркало кверху, открывая доступ лучам на пластинку.
Из всего сказанного видно, что как сама конструкция зеркальной камеры, так и схема ее дей
ствия весьма несложны. Однако построенная на этом принципе зеркальная камера будет работать хорошо только в том случае, если в основу ее по
стройки будет положен правильный и точный
расчет и самая работа будет выполнена весьма тщательно.
Расчет зеркальной камеры
Основным условием при расчете зеркальной камеры должно быть соблюдение угла, под кото
рым зеркало находится к плоскости объективной доски и верхней стенки камеры. Этот угол, как мы указывали, должен быть равен 45° и ника
кие отступления здесь недопустимы. Не менее, а может быть и более важно, чтобы задняя стенка камеры была строго параллельна объективной доске и перпендикулярна к верхней стенке, и самое главное, чтобы расстояние между объективом и
поверхностью пластинки АВ (рис. 3) было точно равно сумме расстояний АО и ОС, а также чтобы расстояние ОВ было равно ОС. Все эти усло
вия необходимы для того, чтобы момент резкости на матовом стекле точно соответствовал моменту
резкости на пластинке. Построение этой схемы весьма несложно, и если все стороны четырехугольника КМ. МР, PN и NK будут равны
между собой, иными словами, четырехугольник будет точным квадратом, а плоскость зеркала бу
дет диагональю этого квадрата, то такая схема будет полностью удовлетворять всем нашим требованиям.
Второй задачей наших расчетов явится определение абсолютных размеров стенок камер и зер
кала. Все эти размеры будут стоять в прямой зависимости от применяемого объектива, или точнее, от его фокусного расстояния и кроющей способ
ности (полезного поля изображения). Эти данные обычно всегда имеются в распоряжении строите
ля. Фокусное расстояние предопределяет собой расстояние между объективной и задней стенка
ми камеры, а так как в зависимости от этого расстояния стоит и местоположение верхней стенки камеры, то в общем фокусное расстояние объ
ектива даст нам сразу цифровые данные всех основых размеров камеры. Эти размеры определяются следующим путем: расстояние между оптическим центром объектива и поверхностью пла
стинки должно быть не более длины главного фокусного расстояния объектива, и лучше всего, если оно точно будет равно фокусному расстоя
нию. В таком случае камера в обычном состоянии будет всегда установлена на бесконечность. Определив это основное расстояние, которое таким образом и явится минимальным растяжением каме
ры, определяем и местоположение верхней стенки камеры (матового стекла), пользуясь схемой, по
казанной на рис. 3, и условиями сопряженности расстояний, о которых говорилось выше.
Из всего сказанного видно, что местоположение нижней стенки камеры (донышко) строго не обусловливается, и донышко камеры может быть опущено ниже; однако в интересах компактности ка
меры его следует располагать возможно ближе к нижнему обрезу зеркала. Теперь определяем размеры стенок. Размеры задней стенки стоят в за
висимости от размеров применяемой пластинки, а эти последние от полезного поля изображения объектива, поэтому будем исходить именно из этого свойства объектива. Если объектив кроет, например, пластинку размером 9×12 см, то, оче
видно, задняя стенка камеры будет не меньше этих размеров, учитывая же, что на этой стенке должны быть пазы для вдвигания рамки с матовым стеклом и кассет, она очевидно будет несколько больше указанных размеров.
Кроме того, нужно учесть, что конструкция зеркальной камеры позволяет пользоваться этой ка
мерой всегда в одном положении, а различные условия съемки требуют иногда горизонтального.
а иногда вертикального расположения кадра на пластинке, следовательно, пазы для вдвигания кассеты должны быть вращающимися, а окно в задней стенке должно иметь не прямоугольную, а квадратную форму, со стороной, равной большей стороне пластинки. Таким образом, и форма всей задней стенки будет квадратной.
Рис. 3. Сопряженность расстояний в зеркальной камере АВ = АО+
+ ОС; ОВ = ОС.
Рис. 4. Определение высоты зеркала.
Рис. 5. Определение формы и предельных разме
ров зеркала АВ = 2Ф.