Такой же формы и размеров должны быть передняя и верхняя стенки камеры. Отсюда нетруд
но заметить, что наиболее выгодной и удобной формой всей камеры будет правильный куб.
Остановимся теперь на размерах и формах зеркала. Назначение зеркала, как мы уже знаем, со
стоит в том, чтобы отражать все падающие на него из объектива лучи вверх на матовое стекло. Для удовлетворения этому требованию совершен
но необязательно иметь зеркало четырехугольной формы и таких размеров, как оно показано на наших схемах (рис. 1 и 2). Больше того, зеркало, длиной во всю диагональ камеры, совершенно не
пригодно, т. к. оно, упираясь в углы камеры, бу
дет лишено возможности двигаться (подыматься кверху). Значит, зеркало должно быть несколько меньшим; однако уменьшение размеров зеркала не может проделываться произвольно, т. к. минимальные размеры его также строго обусловлива
ются конструкцией камеры; поэтому размеры зеркала также определяются путем точного расчета. Для этого, начертив схематический разрез камеры в натуральную величину (см. рис. 4), соединяем двумя прямыми оптический центр объектива с крайними гранями пластинки1.
Эти прямые явятся границами пучка лучей, идущих из объектива и принимающих участие в по
строении изображения на пластинке. Из рис. 4 мы видим, что эти прямые при пересечении плоскости зеркала отсекут на последнем отрезок ав. Длина этого отрезка и определяет минимально допустимую длину зеркала. Она может быть чуть больше, но не может быть меньше. Зеркало вра
щается вокруг оси х, идущей вдоль верхнего его среза; таким образом, определяется и местополо
жение этой оси. Если конструкция камеры потребует сместить эту ось несколько выше, - это мо
жно сделать без ущерба для действия камеры; опускать же ось ниже - нельзя.
Теперь определим ширину зеркала. Без особых вычислений и без всякого вреда для дела ее можно было бы взять равной длине зеркала и сде
лать последнее квадратным; однако, если проследить за ходом лучей, идущих из объектива, то мо
жно заметить, что ширина зеркала в нижней его части может быть уменьшена. Для этого обратимся к рис. 5, из которого видно, что пучок лучей, идущих из объектива и принимающих участие в построении изображения, имеет форму пирамиды, зеркало же является плоскостью, пересекающей эту пирамиду под углом; таким образом, если взять разрез пирамиды в плоскости зеркала (см. рис. 5 - заштриховано), то он будет иметь форму обращенной вниз трапеции, именно такой формы и может быть зеркало. Для определения же размеров всех сторон зеркала следует принять в расчет расстояние АВ (от объектива до пластинки) за двойное фокусное расстояние 2, сторону
1 Так как оптический центр объектива определить трудно, то на практике можно пользоваться центром передней линям объектива, но отнюдь не задней.
2 Мы учитываем, что камера будет иметь двойное растяжение меха.
квадрата авсд - равной большей стороне пластинки, а угол сечения пирамиды плоскостью зеркала - равным 45°.
Таким образом, мы определим все главнейшие размеры деталей камеры в зависимости от данных нашего объектива. Если же предполагается строить камеру, не имея объектива, то при исчислении всех размеров следует принять во внима
ние, что для пластинок размером 6×9 см и 6 1/2×9 см нормальным фокусным расстоянием будет 105-115 мм, а для 9×12 см - 125-135 мм.
Важные указания
Ниже мы приводим некоторые практические указания о деталях механизмов камеры и ее конструкции, которые должны быть обязательно соблюдены при изготовлении камеры.
1. Учитывая, что зеркало камеры, исполняя роль отражателя, в то же время является и све
тонепроницаемой заслонкой, которая в одном случае (при наводке на резкость) должна совершенно закрывать доступ лучам на пластинку, а в другом (при съемке) - устранять проникновение лу
чей света сквозь верхнее матовое стекло внутрь
камеры и на пластинку, оно должно в первом слу чае совершенно плотно прилегать к внутренней
диагональной перегородке, а в другом - к рамке верхнего матового стекла. Кроме того, зеркало должно иметь снизу светонепроницаемую подложку.
2. Так как для построения правильного и несдвоенного изображения на матовом стекле зерка
ло должно иметь одну отражающую поверхность,
то для зеркальной камеры зеркало должно быть амальгамировано не снизу, а сверху (без лака), и поверхность его должна быть абсолютно правильной. Во многих зеркалах применяются поэтому металлические зеркала. Обычные зеркала, употребляемые в обиходе, как бы хороши они ни были, для зеркальной камеры не годятся.
3. Для универсальности камеры передняя ее стенка должна соединяться с корпусом при по
мощи меха, позволяющего выдвигать объектив вперед с двойного фокусного расстояния. Передвижение может быть осуществлено помощью кремальеры.
4. Объективная доска позволяет смещать объектив с центра во все стороны, что можно осуществить по образцу обычных штативных камер.
5. Верхнее матовое стекло должно быть обращено матовой поверхностью внутрь камеры, и именно эта поверхность должна приниматься в расчет при постройке камеры и, наконец,
6. Камера должна быть снабжена щелевым затвором, приходящим в действие в тот момент, когда зеркало до-отказа поднимается кверху. Описание устройства и способа постройки, к сожале
нию, за недостатком места, не может быть помещено здесь и будет дано в следующем номере.
Д. БУНИМОВИЧ
КОМПЛЕКТЫ „СОВЕТСКОГО ФОТО ЗА 1926, 1927 и 1928 гг., А ТАКЖЕ ДЕРМАНТИНОВЫЕ ПАПКИ К КОМПЛЕКТАМ ЗА 1928 И 1929 гг. РА ЗОШЛИСЬ ПОЛНОСТЬЮ, И ЗАКАЗЫ НА НИХ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.