Фото 2
Г. Бондаренко
ствующего отверстия объектива, причем яркость будет изменяться прямо пропорционально квадрату диаметра диафрагмы объектива.
В случае же ночных съемок мы имеем, кроме изображения светящихся точек, еще и изображение освещенных поверхностей, яркость изображения которых зависит, как обычно, и от величи
ны фокусного расстояния и величины диафрагмы. При съемке таких сюжетов двумя аппаратами с объективами одной и той же светосилы, но разных фокусных расстояний (при остальных рав
ных условиях), на пластинки упадет одинаковое количество света, и изображения будут иметь равную плотность. В то же время ореолы на пла
стинке, снятой объективом с большим фокусным расстоянием, будут больше, чем ореолы на пла
стинке, снятой короткофокусным объективом. Это кажущиеся противоречие и объясняется за
коном о точке. Считается, что закону о точке подчиняется изображение источников света, диаметр которых не превышает 0,6 мм.
Пластинки надо употреблять противоореольные и наивысшей чувствительности. Жела
тельно при слабо-светосильной оптике пластинки гиперсенсибилизировать 1, что позволит произвести моментальную съемку. Помимо гиперсен
сибилизации, чувствительность пластинок может быть повышена предварительным освещением до съемки. Продолжительность предварительного освещения зависит от общей чувствительности пластинки, силы и окраски света. Точную продол
жительность освещения можно установить только путем опытов с данным сортом пластинок. Этот способ увеличения чувствительности требует зна
чительного навыка и при неумелом пользовании вызывает только вуалирование пластинки. Это
1 См. „Советское фото № 20 за 1929 г. Чельцов „О гиперсенсибилизации фотографических пластинок .
му вопросу будет посвящена специальная статья. Желтоватая окраска уличного освещения вызыва
ет необходимость употребления ортохроматических пластинок.
Затем, необходимо иметь хороший, устойчивый штатив. Советуем приобрести себе длинный шнур для затвора, чтобы при выжидании удобного мо
мента (при заведенном затворе и открытой кассете) можно было бы держать руку опущенной.
Перейдем теперь к съемке. При выборе экспозиции надо заботиться о проработке не столько светов, сколько теней. Она должна быть тако
вой, чтобы глубокие тени были бы недовырабо
танными, полутени - нормально проработаны, а света - завалены. Подобный негатив с обычной фотографической точки зрения является никуда не годным, но при ночных съемках это так и должно быть. Последующей обработкой можно достигнуть значительного уменьшения контрастности негатива.
Пример сильно недодержанного снимка представлен на фото № 1 (съемка произведена на фоне прожекторов объективом Ортогоз Ф/4,5 при экспозиции в 1/25 сек. на ортохроматических пластинках ФХТ «Ультра-Рапид» 450° по X и Д). Демонстрация вышла силуэтом, без всяких деталей; в то же время, благодаря своеобразному освещению, снимок хорошо смотрится и остается в памяти.
Второе фото, снятое при тех же условиях и той же экспозиции, вследствие более сильного осве
щения, имеет значительно большую проработку в тенях. Этот негатив, при соответствующей обработке, мог дать еще более удовлетворительные результаты.
Фото № 3 снято при экспозиции 1 сек. на пластинке Ортохром ФХТ чувствительностью в 216° по X и Д. Проработка деталей вполне достаточная.