2. Оптическая и химическая сенсибилизация
Оптимальный эффект сенсибилизации (как оптической, так и химической) путем погружения в раствор пластинки или пленки зависит от следующих факторов: 1) концентрации веществ, вхо
дящих в раствор, 2) природы растворителя, 3) температуры раствора, 4) продолжительности погружения в раствор и 5) режима сушки после сенсибилизации.
Концентрация веществ при сенсибилизации должна быть сообразована с необходимостью со
здания на поверхности эмульсионных зерен как бы тончайшей пленки красителя-сенсибилизатора, поэтому для осуществления этого метода приме
няются очень разведенные растворы порядка - от 1 : 100 000 до 1:25 000. В случае оптической сенсибилизации пользуются обычно запасными растворами с концентрацией 1 : 1 000, которые прибавляют в рабочий раствор в количестве от 1 до 4 куб. см на 100 куб. см сенсибилизирующего раствора.
В качестве растворителя для приготовления запасного раствора большей частью применяют спирт метиловый (древесный, СН3ОН) или
этиловый (винный, С2Н5ОН), так как большинство оптических сенсибилизаторов нерастворимы или трудно растворимы в воде. Для приготовления рабочего раствора необходимо применять воду или смесь спирта и воды (1 :2); чистые спиртовые растворы здесь не подходят, так как в спирту не набухает желатина, а следовательно, затрудняется проникновение красителя к эмульсионным зер
нам; наиболее выгодным оказывается применение водно-спиртовых растворов, значительно облегчающих высушивание слоя после сенсибилизации.
При сенсибилизации готовой эмульсии очень важное значение имеет температура раствора, в
особенности изменение температуры сказывается при химической сенсибилизации, вследствие побочных реакций в слое, около эмульсионных зерен, и наиболее выгодным температурным интервалом является 10 - 15°Ц.
Продолжительность погружения пластинки или пленки в сенсибилизирующий раствор колеблется в пределах 2 - 5 минут с расчетом, чтобы за это время эмульсионный слой успел пропитаться ра
створом и чтобы зерна эмульсии восприняли на своей поверхности молекулы сенсибилизирующего вещества. После сенсибилизации целесообразно применять промывание в водно-спиртовой смеси и затем в чистом спирту. Последнее дает возможность значительно ускорить сушку, которая в методике сенсибилизации путем погружения («купания») имеет очень важное значение.
Режиму сушки следует всегда уделять серьезное внимание, регулируя его таким образом, что
бы процесс сушки заканчивался в 15 - 30 минут; такое быстрое высушивание достигается применением сушильного шкафа с подогреванием и хорошей вентиляцией; очень удобно также сушку про
изводить в теплом токе воздуха, направленного на светочувствительный слой, при помощи вентилятора.
Ниже приводятся некоторые результаты производившегося нами длительного экспериментально
го исследования, рассматриваемого метода сенсибилизации. В этом исследовании в части оптиче
ской сенсибилизации были изучены большинство известных красителей - сенсибилизаторов (здесь приводятся только главнейшие) и некоторые их комбинации. В части химической сенсибилизации был изучен аммиачно-серебряный метод (при помощи разведенных аммиачных растворов и различных солей серебра неорганических и органических кислот) и недавно описанный метод с пе
рекисью водорода. При изучении фотохимических свойств сенсибилизированных эмульсий был при
менен метод сенситометрии, указанный еще Эдером и усовершенствованный нами на основе си
стемы Хертера и Дриффильда (X и Д). Этот, до известной степени, условный метод позволяет, однако, общую светочувствительность сенсибилизированной эмульсии разложить на два слагаемых - на естественную светочувствительность к голубым, синим и фиолетовым лучам и на доба
вочную от введенного в эмульсию оптического сенсибилизатора.
При оптической сенсибилизации применялась следующая рецептура, которую следует рекомендовать для лабораторного употребления: запас
ный раствор красителя применяется концентрации 1 : 1 000, для эритрозина и акридинов, оранжевой запасный раствор - водный; для остальных кра
сителей - спиртовой (в метиловом или этиловом спирту); запасный раствор никогда не следует готовить в больших количествах и хранить его необходимо в склянках с притертой пробкой в темноте. Для приготовления рабочего раствора к 100 куб. см воды или смеси воды и спирта (2 : 1) прибавляют:
Остальные условия сенсибилизации указаны выше.
Количественное измерение эффекта сенсибилизации для указанных веществ дало следующие результаты:
Изучавшиеся красители, фотографическое действие которых приведено выше, представляют наиболее часто применяемые в практике из них

ЛАБОРАТОРНОЕ ОЧУВСТВЛЕНИЕ

ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАСТИНОК