ДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДОСТРАИВАЕТСЯС. ШИНГАРЕВ (МОСКВА)
эритрозин, акридин, оранжевая, пинафлавол и родалин Б являются ортохроматическими сенсибилизаторами, т. е. граница спектральной чувствительности при введении их в эмульсию сдвигается к области оранжевых лучей; акридин, оранжевая и пинафлавол дают более розную сен
сибилизацию, начиная от области естественной чувствительности, тогда как два других красителя показывают минимум действия в желто-зеленых лучах. Три следующих изучавшихся красителя - ортохром Т, пинавердол и пинахром очень близки по эффекту действия как в качественном отноше
нии - порог спектральной чувствительности в случае этих сенсибилизаторов лежит на границе оранжевых и красных лучей, так и в количественном - в смысле распределения общей светочув
ствительности на естественную и добавочную. И, наконец, два последних красителя вызывают сен
сибилизацию также и в красной области спектра, причем в случае дицианина порог чувствительности сдвигается несколько дальше границы видимых лучей, т. е. - в инфракрасную область.
Для получения панхроматических эмульсий, оказывается, недостаточно применять только один краситель, поэтому изучались комбинации с орто
хромом, пинавердолом или пинахромом - эти данные приводятся ниже вместе с результатами
гиперсенсибилизации. В количественном отношении эффект оптической сенсибилизации различными красителями выражается в некоторых слу
чаях повышением, в других же - наоборот, понижением общей светочувствительности; во всех изу
чаемых случаях наблюдается понижение естественной чувствительности.
Для исследования химической сенсибилизации по аммиачно-серебряному методу в качестве исходного вещества бралось азотнокислое серебро, ра
створялось в небольшом объеме воды и осаждалось
соответствующей солью (таким образом, было исследовано 14 различных соединений); осадок собирался на фильтре, тщательно промывался и растворялся в концентрированном (25%) аммиаке, полученный раствор служил в качестве запасного. Исследование показало, что при низких темпера
турах (10 - 15° Ц) сенсибилизирующего раствора
эффект сенсибилизации одинаков, независимо от применявшейся серебряной соли. Для практиче
ских целей следует применять аммиачный раствор азотнокислого или хлористого серебра; в первом случае для приготовления запасного раствора 1,5 г азотнокислого серебра растворяются в 200 куб. см 25% аммиака; во втором случае - раствор 1,5 г азотнокислого серебра осаждается разведенной соляной кислотой и осадок хлористого серебра