после промывания растворяется в 200 куб. см 25% аммиака. Кроме аммиачно-серебряного мето
да изучался аммиачный метод, и недавно описанный метод с перекисью водорода и азотнокислым серебром. Для сенсибилизации применялись следующие составы рабочего раствора:
I
Воды......................... .... 130 куб. см Спирта . . 20
25% аммиака . . . . . 3 „ „
II
Воды ..............................................................130 куб. см Спирта 20 „ „ Запасного аммиачно-серебрян. раств. 3 „ „
III
Воды...................................................... 200 куб. см 1% раствора азотно-кислого се
ребра ...... .... 2 „ „ 30 % перекиси водорода.....................0,5 „ „
Пластинки погружаются в раствор при 15°Ц на 5 мин., затем следует промывание в водноспиртовой смеси (3:1) и в спирту.
Количественное измерение эффекта химической сенсибилизации методом, применявшимся для оп
тической сенсибилизации, показывает смещение порога спектральной чувствительности в сторону красных лучей, как это видно из приводимых ниже данных:
Из сравнения полученных результатов видно, что для метода сенсибилизации с перекисью водорода (ӀӀӀ) является характерным больший сенси
билизирующий эффект вместе с увеличением вуалирующей способности по сравнению с аммиачным и аммиачно-серебряным методом. Таким об
разом, химическая сенсибилизация вместе с по
вышением общей светочувствительности, ведет к улучшению светочувствительности, что особенно ценно в виде суммарного эффекта при комбинированном методе оптической и химической сенсибилизации.
(Окончание в следующем номере)
К. ЧИБИСОВ

КАК УСТРАНЯТЬ

ПЯТНА НА НЕГАТИВАХ И ОТПЕЧАТКАХ

Желтые пятна
В предыдущей статье было рассмотрено желтое пятно проявления. Другая форма желтого пятна обязана своим происхождением соединениям се
ребра, оставшимся на негативе или отпечатке после фиксирования и промывания. По внешнему виду рассматриваемое пятно трудно отличить от пятна окисления, но обыкновенно оно менее проз
рачно и имеет более грязно-желтый цвет. Оно вызывается следующими причинами:
1) Использование старого и истощенного фиксирующего раствора, содержащего избыток серебра, так что при недостаточном промывании некоторое количество его остается в растворе; эти со
единения серебра бесцветны, но на воздухе они постепенно превращаются в желтое сернистое серебро.
2) Недостаточное покачивание с самого начала погружения снимка в фиксаж. В результате этого проявитель оставшийся в слое превращает галоид
ное серебро, растворенное гипосульфитом в ме
таллическое серебро, которое и дает желтое пятно. Склонность к образованию этого пятна особенно велика в случае использования щелочных проявителей и старых фиксирующих растворов, которые стали нейтральными или щелочными. Удаляется пятно с трудом. Рекомендуется пользо
ваться цианистым калием, но мы не описываем этого способа в виду чрезвычайной ядовитости упомянутого вещества. Иногда пятно может быть удалено фотографическим способом, при помощи фильтра, как это было указано в отношении пятна скисления.
Желтое пятно сернистого серебра
Если дубящий фиксаж содержит избыток серебра, то последнее превращается в мелко раздроб
ленное сернистое серебро под действием серы, содержащейся в фиксаже. Образующееся серни
стое серебро осаждается в виде желтого пятна главным образом в наиболее сильных светах отпе
чатка. Для предотвращения пятна необходимо пользоваться фиксажным раствором, содержащим не слишком большое количество соединение серебра и следить, чтобы температура была не выше 54°Ц. Пятно удаляется или цианистым калием или 5% раствором марганцевокислого калия. В последнем случае после обработки необходимо обесцветить отпечаток, ставший коричневым от соединений марганца при помощи слабого раствора бисульфита натрия или метабисульфита калия.
Зеленое пятно или дихроичная вуаль
Дихроичная вуаль имеет вид желтовато- или красновато-зеленого металлического сияния - при
рассматривании в отраженном свете, и розоватый оттенок при рассматривании на просвет.
В виду этого описываемое явление и получило название дихроичной или двухцветной вуали. Как показали исследования при помощи ультрамикрос
копа дихроичная вуаль состоит из чрезвычайно мелких частиц металлического серебра.
Дихроичная вуаль образуется или при проявлении, или при фиксировании.
В первом случае дихроичная вуаль получается, если в проявителе содержится какое-нибудь веще
ство, растворяющее бромистое серебро, как, например, значительное количество сульфита, углекислой щелочи или аммиака. Тогда бромистое
серебро растворяется - и притом в количестве тем большем, чем дольше шло проявление и затем восстанавливается (превращется) проявителем в металлическое серебро, в частности в тене