Таблица № 1
указывалось выше, можно пока решать только опытным путем. Для этой цели нами были поставлены первые ориентировочные опыты гипер
сенсибилизации применительно к отечественным эмульсиям; результаты получились самые разно
образные и далеко не вполне удовлетворительные, как что видно из приводимых ниже данных. (См. таблицу № 2).
Гиперсенсибилизация производилась в одном растворе (т. е. одновременная оптическая и химическая), причем для получения полноценной цвето
чувствительности применялась комбинация пинацианола, пинахрома, и пинафлавола, которая в
аналогичных условиях на пластинках АГФА (применявшихся для описанных выше опытов) дала вполне удовлетворительные результаты. Одной из причин непонятных колебаний может яв
ляться наличие ортохроматизации в пластинках ФОХТ даже в так называемых «обыкновенных», которые не должны содержать в эмульсии красителя. Для более полного освещения вопроса о восприимчивости эмульсии к сенсибилизации в на
стоящее время нами ведется исследование опти
ческой и химической сенсибилизации в связи с условиями синтеза светочувствительной эмульсии.
В заключение настоящего сообщения необходимо еще коснуться вопроса о сохраняемости сен
Таблица № 2
сибилизированных эмульсий, хотя и этот вопрос освещен не более, чем предыдущий. Эмульсии,
подвергнутые только оптической сенсибилизации,
сохраняются довольно хорошо, - обычно почти также, как фабричного приготовления ортохрома
тические и панхроматические эмульсии. Применение же химической сенсибилизации или комбини
рованного метода гиперсенсибилизации вызывает значительное ухудшение сохраняемости, причем последняя зависит как от первоначальных свойств самой эмульсии, так и от примененного метода сен
сибилизации и природы красителей. В некоторых случаях при использовании аммиачного метода наблюдается чрезвычайная неустойчивость эмуль
сии: через одни сутки после обработки происходит такое понижение светочувствительности и увели
чение вуали, что эмульсия делается совершенно непригодной для использования (например, такой неблагоприятной особенностью обладают комбинации с пинахромом фиолетовым); наоборот, в дру
гих случаях наблюдается более удовлетворительная устойчивость подвергнутой химической сен
сибилизации эмульсии - при хранении до двух недель не обнаруживается особо резко выражен
ного падения светочувствительности и роста вуали, вначале даже наблюдается иногда повы
шение чувствительности. Более точных указаний о сохраняемости сенсибилизированных эмульсий дать невозможно, так как, повидимому, очень много факторов влияет на эту особенность.
Таким образом, проблема дополнительного количественного увеличения светочувствительности и расширение диапозона спектральной чувствитель
ности является далеко не вполне разрешенной и требует еще очень большой научной разработки.
Одним из таких боевых на сегодняшний день направлений, затронутых здесь, является пробле
ма фотографических завоеваний инфракрасной области спектра, которому посвящается в настоя
щее время ряд исследований не только в Зап. Европе и Америке, но и в нашем Союзе.
К. В. ЧИБИСОВ