СОВЕТСКИЕ ФОТОРЕПОРТЕРЫ

В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ И В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ
емнадцатого сентября войска Рабоче-Крестьянской Красной Армии по распоряже
нию советского правительства перешли границу, чтобы взять под защиту жизнь и иму
щество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно с этим к месту опе
раций советских войск выехали специальные корреспонденты московских, киевских и минских газет, фоторепортеры, кинооператоры, писатели, работники искусств.
Как всегда, большую оперативность проявил специальный фотокорреспондент «Правды» В. Те. мин, одним из первых вылетевший на самолете в занятые частями Красной Армии города и се
ла Западной Белоруссии. Первые снимки В. Темина были опубликованы в «Правде» 21 сентября
с. г. В тот же день в «Красной Звезде» была помещена панорама специального фотокоррес
пондента «Красной Звезды» Ф. Левшина, показывающая момент, когда жители села в районе Гродецка (Западная Белоруссия) радостно приветствуют части Красной Армии.
Кроме т. Темина, редакция «Правды» командировала к месту операций советских войск М. Калашникова и К, Девишеша.
В Западную Украину и Западную Белоруссию выехали от «Известий» — фотокорреспонденты
П. Трошкин, В. Мусинов, С. Гурарий и М. Грачев, от «Вечерней Москвы» — Д. Дебабов (взявший с собой в числе прочего фотографического сна
ряжения камеру для цветных съемок), от «Фотоклише ТАСС»—С. Лоскутов, Б. Фишман, Дм. Чер
нов и А. Межуев, от «Фотохроники РАТАУ» — Б. Козюк.
Из снимков В. Темина, опубликованных в газетах, хорошо запомнились: «Бойцы Красной Армии раздают населению свежие московские газеты» (снято вблизи города Вильнo) и «Старая
крестьянка приветствует бойцов и командиров(снимок сделан в селе Молодечно). Много внут
ренней теплоты и в других снимках, изображающих красноармейцев, беседующих с населением Западной Белоруссии, с пленными польскими солдатами и, в особенности, в снимках, передающих неподдельную радость ребят, наряду со взрослыми восторженно встречавших армию-освободительницу.
Снимки В. Темина- были доставлены в Москву летчиками тт. Н. Михайловым и В. Шульгиным.
Ряд отличных снимков сделал М. Калашников, производивший съемки в Западной Украине. Среди этих снимков — «Старший политрук
т. Максимов рассказывает трудящимся г. Ровно о Советской стране», «Митинг населения в г. Ров
но», живые жанровые сценки «На базаре в г. Ровню» и «Жители г. Ровно читают афишу о демонстрации первого советского фильма «Выборгская сторона».
Фотографически очень выразительно показан М. Калашниковым эпизод из фронтовой жизни в одной из советских авиачастей: «Прием в партию летчика-наблюдателя лейтенанта тов. Кошелева».
Дыхание исторических событий хорошо чувствуется в снимке того же автора — «В штабе ра
бочей гвардии в г. Луцке (Западная Украина). Раздача оружия».
Следует отметить также его снимки, опубликованные 1 октября с. г. «Дети крестьян села Шкринь (Луцкий уезд, Западная Украина)», и в
особенности превосходный снимок, изображаю
щий члена крестьянской милиции Ф. Б. Граб, охраняющего дом, принадлежавший помещику Зволинскому и ныне ставший народной собственностью.
Снимки М. Калашникова были доставлены летчикам» тт. Зыбковским и Береговым, а также передавались через Киев по бильдаппарату.
Снимки О. Трошкина рассказывают читателям «Известий» о жизни г. Вильно после занятия его советскими войсками.
Снимок, сделанный близ города Лида (Западная Белоруссия), изображает полковника т. Петро
ва, беседующего с возвращающимися домой пленными солдатами польской армии. Взволнованные, стоят они, не смея верить, что их действительно отпустили домой...
Запоминаются также снимки П. Трошкина, опубликованные 28 и 29 сентября с. г., — «Бойцы Красной Армии беседуют с жителями «Нового
Двора» (Западная Белоруссия)», «Разбившиеся польские самолеты на аэродроме в г. Вильно» и
«Солдаты польской армии возвращаются домой (район Гродно, Западная Белоруссия)».
Снимки были доставлены летчиком т. Е. Васильевым.
Два снимка Н. Цидильховского, переданные через Киев по бильдаппарату, показывают митинг на улицах Тарнополя и разборку бойцами и командирами Красной Армии захваченных трофеев.
В «Известиях» были помещены также снимок Мих. Сытова. «Танцы на площади в освобожден
ном городе Барановичи», переданный по бильдаппарату через Минск, и снимок К. Лишко «Бой
цы беседуют с молодежью на улицах Тарнополя», переданный по бильдаппарату через Киев.
Заслуживают внимании снимки П. Бернштейна по Западной Украине, помещенные в номере от 29 сентября с. г., и снимки В. Мусинова, сделанные под Львовом, во Львове и в Перемышле.
Содержательный, волнующий снимок Д. Дебабова был опубликован в «Вечерней Москве». Снимок изображает граждан г. Вильно, горячо встречающих освобожденных из тюрьмы политических заключенных — М. Сухоцкого и его сына.
В той же газете был помещен -выразительный снимок, сделанный Д. Дебабовым с самоле
та, Снимок изображает жалкие полоски куцых крестьянских земель в Западной Белоруссии.
Значительное количество снимков поступило в «Фотоклише ТАСС» от его специальных фотокорреспондентов в Западной Украине и Западной Белоруссии.

С