целом оставляет отличное впечатление. Панорама выгодно выделяется среди остальных экспонатов.
Удачен и фотомонтаж в зале Якутской АССР «Добыча золота». Качество этого монтажа опре
деляется прекрасным снимком двух стахановцев золотодобычи. Их двое, но их образы дают представление о тысячах таких же, как и они, замечательных людей Дальнего Востока.
По теме «Колхозники Дальнего Востока готовы к обороне» показана девушка-колхозница с парашютом в момент приземления, — хороший, запоминающийся снимок.
Неплохо выполнен и другой снимок «Занятия колхозного пулеметного кружка в колхозе «Па
мять Парижской коммуны». Из удачных работ хочется еще отметить снимки «Доярка Людмила Кузьминична Смолякова с семьей в фруктовом саду», «Колхозный родильный дом» (в зале Ха
баровского и Приморского краев), «Колхозная семья» (в зале Еврейской автономной области), «Галафирка с ребенком» (в зале Иркутской обла
сти) и «Танцы у полевого стана» из фотоочерка о тракторной бригаде Щербаковой (в зале Читинской области). Во всех этих снимках чув
ствуется, правда, некоторая позировка, организа
ционное вмешательство фоторепортера, — тем не менее снимки правдиво рассказывают о культурной, счастливой жизни колхозного села.
Широко представлены в павильоне фотоочерки; среди них следует отметить фотоочерк о конеферме колхоза «Объединение». Удачные сним
ки знакомят зрителя с тем, как организован в колхозе уход за лошадьми и их тренировка для пополнения Красной конницы.
Неплохо выполнен очерк о знатном бригадире огородной бригады Анне Ивановне Ефимовой. С большой теплотой передан в очерке сюжет:
Анна Ивановна провожает детей в школу. Этот снимок по своей композиции и освещению хорошо передает ощущение утра.
Снимков, показывающих производственные процессы, в павильоне много, но большинство из них выполнены равнодушно без попыток пре
одоления штампа. Отпечатки увеличений сделаны недостаточно тщательно, бросается в глаза грубая ретушь.
Увеличение ряда отпечатков во многих случаях решительно ничем не оправдано. Например трафаретнейший снимок «Уборка капусты в Надеждинском совхозе» почему-то сделан до размеров панно.
Основные съемки для павильона «Дальний Восток» производили тт. Дебабов, Чемко, Соловьев, Колобаев, Данагов, но их работы обезличены. Даже на сверхувеличениях не указаны фамилии авторов.

ФОТОГРАФИЯ

В ПАВИЛЬОНЕ „КАЗАХСКАЯ ССР“

С. АЛЕКСАНДРОВ

П

авильон Казахской ССР относится к павильонам, где посетителя покоряет общая слаженность всех элементов художествен
ного оформления. И архитектурный облик па
вильона, и яркие краски панно, и скупые линии национальных орнаментов сливаются в единый образ, оставляющий незабываемое впечатление о национальных чертах молодой республики.
Ведь еще недавно в представлении о казахских степях рисовались лишь ряды юрт да слепые саманные мазанки — зимовки бедняков. Под двой
ным угнетением — царских наместников и баев — влачил нищенское существование закабаленный талантливый народ.
И вот, мы — свидетели торжества ленинскосталинской национальной политики —с чувством изумления и радости обозреваем в павильоне Казахстана плоды завоеваний свободного народа: 25 340 тракторов и 8 688 комбайнов обрабатывали еще в прошлом году колхозные и совхозные поля; быстро растет животноводство; недра дают
ценнейшие металлы и уголь; раскинулась по стране несравнимая с прошлым сеть школ, народ двигает вперед культуру, радует своим искусством.
Немалая роль в оформлении павильона отведена фотографии. Метод использования фотографии в павильоне Казахстана выгодно отличается от методов применения ее во многих других па
вильонах. Значение фотографии не снизведено здесь до значения лишь декоративного материа
ла. Вовсе нет вырезанных по контурам снимков, наклеенных на фанеру или на стекло, нет фото
монтажей, даже лучшие из которых как правило уступают хорошему фото, а слабые по наивности или искусственности своей композиции лишь пу
тают зрителя. Все снимки даны полным кадром, окаймлены деревянными рамками. Размер большинства из них 50 X 60 и 30 X 40 см. Разве
шены фотографии строго одна над другой и умело сочетаются на стендах с натуральными экспонатами. Предусмотрена при этом и высота,