в ИМИИНИСТЕРСТВЕ
	ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
	И СТОЛОВЫХ
	нападение на самолет типа «ИЛ.
27 июля в 12 часов 25 минут по мы
стному времени, что в отношении мо.
мента нападения приблизительно сов.
падает с приведенными в советской
ноте данными. В результате указан.
ного нанадения самолет. <ИЛ-12 был
сбит. При этом, однако, ` Правитель:
ство США заявляет, будто самоле
«ИЛ-1!2» был атакован американски.
ми истребителями не над китайско
территорией, а над территорией Ко.
реи, приблизительно в 8 милях от ре.
ки Ялуцзян в пункте с координатами
41°38’ северной широты и 1%
55/ восточной долготы, Такое заявле.
	ние делается несмотря на точно уста.
		новленные факты, что  Hatanenne
американских истребителей на совет.
ский пассажирский самолет в дей.
ствительности произошло не в пунк.
те, указанном в ноте Правительства
США, а в пункте с приведенными
выше координатами 43° 5” северной
широты и 127° 45” восточной долготы,
который находится не на корейской
территории в 8 милях от реки Ялу.
зян, а на китайской территории в 17)
километрах северо-восточнее указан.
ного в ноте пункта.

Таким образом в ноте Правител.
ства США правильно приводится
время нападения американских нетре
бителей н> советский пассажирский
самолет, но неправильно указывая
место нападения. Очевидно, отно.
тельно места нападения америка.
ских истребителей на советский пас.
сажирский самолет  Правительти
США было введено в заблуждение,

Ввиду всего вышеизложенного (..
ветское Правительство подтверждае
заявленный в ноте от’ 31 июля реш.
тельный протест в связи с пиратку
нападением американских  военны
самолетов на советский невооружен:
ный пассажирский самолет «ИЛ.
и настаивает на строгом наказани
лиц, виновных в этом преступлении,
а также на недопущении впредь пу
добных преступных действий со че
роны американского военного коман
дования.

Одновременно Советское Прав.
тельство настаивает на возмещении
Правительством США ущерба, nate
сенного Советскому Союзу в связи с
гибелью указанных 21  советскоо
гражданина и самолета «ИЛ-12», Pay
мер ущерба указан в Приложении +
настоящей ноте».

‚А. А. Громыко также  Bpywy,

г. Ч. Болену упомянутое Ириложене
к ноте, в котором указана суши’
компенсации за ущерб, нанесенный.
Советскому Союзу в результате гибь
ли советских граждан и самолем, з
размере 7.445.800 рублей вм)
1.861.450 долларов. В эту сум
включены:

единовременное пособие семьям п

гибших пассажиров и членов экит
жа самолета — 420.000 руб.;`

пенсии несовершеннолетним детям:
престарелым родителям погибших -
5.670.000 руб.;

расходы, связанные с похоронамия
перевозкой останков погибших -
315.000 py6.; .

возмещение стоимости личного ну.
щества погибших — 84.000 руб;

стоимость самолета  «ИЛ-№-
956.800 руб.

Г-н ЧР Bonen сообщил, что указак
ную ноту он доведет до сведения с
его Правительства.
	для магазинов
	Начинается массовый выпуск
варочных котлов. Они обеспечиваю
быстрое приготовление пищи и пре».
храняют ее от подгорания. Такие кт
лы уже установлены в ресторане №.
стиницы «Советская», в столовых в
сотного здания МГУ и на дум
предприятиях общественного питания

Стационарные машины для п
гревания пищи, так называемые м
миты, переводятся с электричек
на газобаллонный обогрев, что роз»
лит делать их передвижными, Из»
товляются также передвижные хо
дильники. Новые механизмы предн
начаются для разъездных буфет 1
местах ‘народных гуляний, массовки
на стадионах ит. д.

Налажено массовое производит
посудомоечных ‘машин, изобретены
главным конструктором Главторго»
рудования О. Волковым. В сб
каёсету закладываются одновремен
14 тарелок, бьющие в различных #*
правлениях струи горячей воды 1
тельно моют их, затем посуда авто\
тически переключается на стернляе
цию и сушку. Весь процесс заниии
1,5—2 минуты. За восемь часов маш!
на моет и сушит около 4.500 таре

Широко разрабатываются в Гм
тортоборудовании вопросы автомат
зации в торговле. Намечено орга
зовать производство автоматов Mi
продажи штучных булочных излей
газированной воды, открыть нескох
	ко кафе-закусочных автоматов и 1.4
i
	МАГАЗИНЫ
В ВЫСОТНОМ ЗДАНИИ
НА КОТЕЛЬНИЧЕСНОЙ
	НАБЕРЕЖНОЙ
Для улучшения обслуживая
	жильцов высотного дома на Кот
нической набережной = Министери®
внутренней и внешней торговли 000

дало указание открыть к 1 отб
этого года в нижнем этаже здания №
газин «Гастроном» со столом заказ%
К 1 сентября здесь будут откы
плодоовощной и хлебо-булочный №
газины.

ene
	По следам наших
	выступлений
	«С сиропом
	или без?»
	Как уже сообщалось B COBETCKOH
печати, 31 июля Советское Прави-
тельство направило Правительству
Соединенных Штатов ноту, в которой
заявлялся решительный протест про-
тив пиратского нападения 27 июля
с. г. 4 американских истребителей на
советский пассажирский самолет
«ИЛ-12» над территорией Китайской
Народной Республики, в результате
которого. погибли 21 советский граж-
данин и самолет.

1 августа Посольство США в Мо-
скве по поручению Правительства
СПТА прислало Министерству Ино-
странных Дел СССР. ответную ноту
по этому вопросу. В связи с этим
   августа Заместитель Министра
Иностранных Дел СССР А. А. Гро-
мыко принял посла США г. Ч. Бо-
лена и вручил ему ноту следующего
содержания:

«Правительство Союза Советских
Социалистических Республик, под-
тверждая получение ноты Прави-
тельства Соединенных Штатов Аме-
рики от 1 августа 1953 года, считает
необходимым заявить следующее.

Как уже сообщалось в ноте Со-
ветского Правительства от 31 июля,
четыре американских истребителя,
вторгшиеся 27 июля с. г. в пределы
Китайской Народной Республики, в
12 часов 28 минут по местному вре-
мени (в 6 часов 28 минут по Мо-
сковскому времени) атаковали и сби-
ли над китайской территерией совет-
ский пассажирский самолет «ИЛ-12»,
соверштавший регулярный полет ‹ из
Порт-Артура во Владивосток по ус-
тановленной трассе. Нападение аме-
риканских истребителей на советский
невооруженный пассажирский само-
лет имело место в 110 километрах от
китайско-корейской границы в рай-
оне китайского города Хуадянь, где
проходит трасса регулярной авиа-
ционной линии от Порт-Артура к
Владивостоку, по которой советские
пассажирские самолеты совершают
полеты уже в течение нескольких
лет. Координаты советского самолета
в момент нападения на него амери-
канских истребителей были — 43° 5’
северной широты и 127545’ восточной
долготы.

По получении сообщения о напа-
дении американских истребителей на
советский самолет’ и о гибели само-
лета в результате этого нападения в
район Хуадяня немедленно была на-
правлена специальная комиссия Глав-
ного Управления Гражданского Воз-
душного флота СССР для расследо-
вания обстоятельств, относящихся к
гибели советского самолета. Комис-
сия обнаружила 15 трупов пассажи-
ров и 6 трупов членов экипажа, а
также остатки разбитого самолета.
Произведенное комиссией обследова-
ние показало, что 6 трупов имеют
пулевые и осколочные раны, а най-
денные обломки самолета имеют 19
пробоин. Имеют также пулевые про-
боины парашюты и другие находив-
шиеся в самолете вещи. Комиссия,
кроме того, опросила местных китай-
ских жителей, бывших свидетелями
нападения американских истребите-
лей на советский пассажирский са-
молет, которые полностью. подтвер-
дили факты, изложенные в ноте Со-
ветского Правительства от 31 июля.

В своей ноте от   августа с. г.
	Правительство США признает, что
американские истребители совершили
	Оборудование
	Производство машин для торговой
сети и предприятий общественного пи-
тания сосредоточено на заводах Глав-
торгоборудования Министерства внут-
ренней и внешней торговли СССР.
Предприятия этого главка изготовля-
	ют оборудование 107 наименований и
видов.
	В их числе—чновая холодильная ав-
томатическая машина «БСФАК-0,6».
Вес и стоимость ее значительно ниже
прежних систем. Машина этого холо-
дильника вырабатывает по 600 кило-
калорий в час, что полностью обеспе-
чивает охлаждение торгового шкафа,
прилавка или двух наприлавочных
витрин. Улучшена и конструкция
охлаждаемых витрин. Продукты раз-
мещаются под специальным навесом
из гнутого стекла, витрина приподня-
та для лучшего обозрения до уровня
плеч человека среднего роста.
	Недавно освоена машина для рас-
катки теста на лапшу, хворост и пель-
мени. Ее производительность 60 ки-
	лограммов теста в чае.
	В ИСПОЛКОМЕ
МОССОВЕТА
	ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА
ДОРОГ
	Тенеральным планом  реконструк-
ции Москвы на 1951—1960 годы пре-
дусмотрены огромные дорожные ра-
боты.

Исполком Моссовета : рассмотрел
план строительства дорог, мостов, пу-
тепроводов, набережных и трамвай-
ных путей на 1954—1955 годы. Этот
план даст проектным и строительным
Организациям перспективу Ha бли-
жайшие два года, поможет им лучше
подготовить и быстрее вести работы.

Намечается, в частности, реконст-
рукция Ярославского, Щелковского,
Остаповского, Калужского mrecce,
сооружение ряда путепроводов, уст-
ройство набережных у МЛенинских
es дальнейшая реконструкция

узы.

При обсуждении плана особенно
подчеркивалась необходимость за-
блатовременно устраивать хороншие
пороги в районах массового жилиш-
ного строительства. Исполком одоб-
рил основные предложения представ-
ленного плана.
	МЕБЕЛЬ
ДЛЯ МОСКВИЧЕЯ
	Местная промышленность и пром-
кооперация Москвы все еще слабо
удовлетворяют растущий спрос на-
селения на разнсобразную и высоко-
качественную мебель. Особенно от-
стает выпуск буфетов, диванов, ширм,
книжных и посудных шкафов, полок.
Потребители нередко жалуются на
небрежную отделку мебели москов-
ских фабрик.

Исполком ‘Моссовета обсудил этот
вопрос и принял решение юб увели-
чении производства и улучшении ка-
чества мебели.

Отделу местной промышленности и
Мосгорпромсовету предложено уве-
личить программу выпуска мебели
на 2,8 миллиона рублей. Учитывая
спрос населения, исполком несколько
изменил плановые задания по ассор-
тименту мебели. Мощность мебель-
ных фабрик увеличивается.
	ПЕРЕДЕЛКА
ПЕЧЕЯ
		ТРЕСТ И ЕГО ФАБРИКИ
	Главные причины кроются в плохой
организации труда, неудовлетвори-
тельном планировании производства
и сбыта, в выпуске продукции низко-
го качества, подвергающейся  пере-
делке.

Остановимся на этих недостатках.

План на 1953 год, в том числе и
на первый квартал, отдел местной
промышленности =. Мюосгорисполкома
довел до треста только во второй поз
ловине марта. Фабрикам же задания
трест дал лишь 13 апреля. Утвержде-
ние трестом техпромфинпланов пред-
приятий затянулось до июня. Таким
образом в течение многих месяцев
фабрики работали без конкретных
планов выпуска изделий и без Tex-
промфинпланов.

неудовлетворительном планиро-
вании свидетельствуют и такие при:
меры. Фабрика № 16 получила от
треста план поставок спецодежды ми-
нистерствам и ведомствам, в котором
был предусмотрен выпуск только
одних шаровар без телогреек к ним.
Таким образом трест спланировал
заведомо недозволенный выпуск не-
комплектной продукцил.

Еще пример. Задолго до составле-
	ния 15-й фабрикой проекта тодового
	техпромфинплана, трест дал еИ зада-
ние пошить в 1953 году 12.900 штук
детских пальто. Руководители р
ки ответили тресту, что производст-
венные возможности предприятчя
позволяют сиаить в течение года не
больше 9.700 детских пальто.

Но трест и, в частности, начальник
планово-экономического отдела тов.
Карелин не сочли нужным ниж опро-
вергнуть доводы фабрики, ни согла-
ситься с ними. В утвержденный пром-
финплан фабрики включена в денеж-
ном выражении стоимость 9.700 дет-
ских пальто, а в натуральном зыра-
жении указано все же 12.900: пальто.

Еще пример. В утвержденном пром-
финплане 15-й фабрики заложен
убыток в сумме 490 тысяч рублей. В
том же плане значатся накопления
от реализации продукций на 444 ты-
сячи рублей.
	Такая же несуразица с планирова-
нием накоплений имеется и по неко-
торым другим фабрикам.

В ряде случаев планируемое про-
изводство не обеспечивается сырьем.
Предусмотрев, например, 15-й фаб-
рике задание сшить в 1953 году лыж-
ных костюмов на 2.280 тысяч рублей
с обязательной поставкой 21 процен:
та изделий в первом квартале, трест
не позаботился об обеспечении пред-
приятия тканью. Прошло полгода, а
фабрика не получила ни одного мет-
ра ткани на лыжные костюмы.
	о неполным данным непроизво-
дительные расходы на предприятиях
треста за пять месяцев нынешнего
года превысили 1.300 тысяч рублей
(уплата штрафов за нарушение сорт-
ности, выплата пени за просрочен-
	ные платежи, простои оборудования
ит. д.).
Невыполнение фабриками треста
	планов по выпуску продукции и ас-
сортименту, высокий процент брака
изделий, факты неправильной их
маркировки, плохое планирование
производственно-финансовой дея-
тельности предприятий — все это
свидетельствует о неблагополучии в
работе треста «Мосгоршвейпром».

Создавшееся положение  обязывает
хозяйственных, партийных и профсо-
юзных руководителей треста и его
фабрик повести решительную борьбу
за коренное улучшение всей своей
работы и прежде всего за выполне-
	ние плана по всеи номенклатуре из-
	делий, за ликвидацию брака и вы-
пуск хорошо сшитых изделий в ши-
роком ассортименте.
	Конкин.
		ТОБЫ улучшить руководство

швейными фабриками местной
промышленности столицы, по реше-
нию исполкома Моссовета © 1 января
1953 тода организован снециальный
трест «Мосгоршвейпром», ’ которсму
переданы 22 фабрики  райпромтре-
стов. В течение года юни должны
выпустить на сотни миллионов руб-
лей швейных изделий. Однако трест
плохо справляется с поставленными
перед ним задачами. Предприятия не
выполняют план ни по валовой про-
дукцин, ни по ассортименту. Значи-
тельное количество изделий бракует-
ся торговыми организациями.

На 11-й фабрике, например, 40
процентов проверенных на складе
пальто,  замаркированных первым
сортом, пришлось возвратить в цех
для переделки. На 6-й и 17-й фабри-
ках вся проверенная партия детских
и мужских брюк, ‘замаркированных
первым сортом, из-за недоброкачест-
венной пошивки была переведена во
второй сорт. р

Помимо убытков, которые несут
предприятия треста ют внутрифаб-
ричного брака, им приходится выпла-
чивать значительные суммы в виде
штрафов и уценок по рекламациям
торговых организаций и ведомств.

Однако „ вместо того, чтобы при-
нять решительные меры к ликвида-
ции серьезных недостатков в работе

анпарата треста и предприятий, ру-
	ководители треста пытаются их по
	возможности затушевать.

Перед нами две справки о работе
«Мосгоршвейпрома», представленные
руководителями треста в Министер-
ство местной и топливной промыш-
ленности РСФСР. Одна из них от 12
мая подписана управляющим  тре-
стом тов. Ушаковым и заместителем
заведующего отделом местной про-
мышленности исполкома Мосгорсове-

та тов. Беловым, под другой — от
13 мая — стоит подпись тов. Уша-
кова.

Документы противоречат один дру-
гому, в них говорится только о дости-
жениях предприятия и ничего не
сказано 06 имеющихся ‹ там ceppes-
ных недостатках. Из справки от 12
мая видно, что план четырех меся-
цев предприятия треста выполнили
на 136 процентов. В справке же от
13 мая значится, что при плане по-
ставок торговым организациям изде-
лий на 48,6 миллиона рублей сдано
товаров на 707 миллиона рублей,
	  причем в эту сумму включены изде-
	лия на 24,6 миллиона рублей, кото-
рые были сданы в счет погашения за-
долженности по плану 1952 года. Сле-
довательно, четырехмесячный план
поставок 1953 года выполнен лишь
на 94,3 процента.

Полугодовой план выпуска вало-
вой продукции выполнен трестом
лищь на 96,1 процента, а программа
июня и того меньше — на 91,6 про-
цента.

Еше хуже с выполнением плана по
номенклатуре изделий и особенно по
товарам широкого потребления. Так,
полугодовой план поставок товаров
массового потребления торговым ор-
ганизациям Москвы выполнен толь-
ко на 64,5 процента, а по отдельным
видам изделий процент выполнения
еще ниже. По костюмам мужским и
детским школьного. возраста полуто-
довое задание реализовано..на..20,5
процента, по сорочкам. мужским верх-
	ним — на 175, по пальто детским
щкольного возраста — на 34 про-
цента.
	По сравнению -с прошлым годом
значительно снизилась выработка на
одного рабочего. Особенно ‘резко
уменьшилась производительность тру-
да на I, 5, 6, 12, 15 и 17-й фабриках,
переведенных в основном на выпуск
изделий широкого потребления.
	МОСЬВА СЕГОДНЯ. Воробъевское шоссе.
Фото Н. ГРАНОВСКОГО (ТАСС).
		ЛАГЕРЬ ЮНЫХ ТУРИСТОВ
	K OPHSHEBbIA от загара подро-

сток быстро поднялся на само-
дельную, сколоченную из бревен и
досок вышку на берегу. Вытянулся,
как струна... Прыжок — и юный пло-
вец в прохладной воде. За ним пры-
гают другой, третий, еще  несколь-
ко — плавают, ныряют, состязаются
в. быстроте ‘и ловкости, поднимают
фонтаны сверкающих брызг. Так на-
чинают утро юные туристы в своем
лагере на берегу речки Вори.

Еше зимой семиклассники комсо-
мольцы 526-й школы Кировского
района столицы задумали создать лет-
ний туристский лагерь в лесу. Они
мечтали о том, как будут жить в
палатках, ходить в дальние походы
по полям и лесам. Школа, родители,
шефы —- коллектив  автоагрегат-
ного завода — помогли ребятам
осуществить эту мечту. Горячо под-
держала их, взяв на себя обязанно-
сти начальника лагеря,  преподава-
тель физкультуры Мария Васильев-
на Девишева.
	В начале лета, едва кончились эк-
замены, на опушке леса, там, где Во-
ря с трех сторон омывает обиирный,
поросчний густой травой «полуост-
ров», появились юрганизаторы. Здесь
были единогласно избранный пред-
седателем совета лагеря комсомолец
отличник Владислав Юданов, ero
друзья — Игорь Гуськов, Александр
Арсенов. Они установили палатки на
берегу, сложили из кирпича‘ печку,
сколотили навес для летней кухни.
	Вскоре прибыли и остальные школь-
	ники — вся первая смена, больше
двадцати человек
Около пятидесяти юных туристов
	побывало с тех пор в лагере на Oepe-
	ry Bopu.

Лагерем управляет совет, избран-
ный самими ребятами. Нарушать
установленный советом туристский
	режим никому не приходит зв голову.
Стыдно было бы итти против правил,
которые введены самим тобою вместе
с товарищами. А основное из этих
правил гласит, что каждый должен
все делать сам и не только для себя,
но и для других. Поэтому все без
исключения ребята “ беспрекословно
несут трудовые дежурства: ходят в
лес за дровами, участвуют в приго-
товлении обеда, носят воду с рекя,
тщательно следят за чистотой в сво-
	хх 200 БОКСЕРОВ участвуют во
всесоюзных юношеских состязаниях,
проводимых в Ереване. На рингах вы-
ступают спортсмены РСФСР, Украи-
ны, Белоруссии, Азербайджана, Лат-
вии и других союзных республик.

к ДВА ДНЯ на треке стадиона
Юных пионеров продолжались сорев-
нования юных велосипедистов столи-
цы по открытой программе. Молодежь
участвовала в одиночных заездах,
	спринтерской гонке и командных ‘гон=
	ем полотняном городке. А однажды
весь небольшой коллектив занялся
починкой лесной дороги — натаскали
веток, земли, дружно взялись за ло-
паты и отлично справились с этой за-
дачей.

Много времени проводят ребята
в экскуроиях и походах. Как свой дом,
изучили они окрестности лагеря в
этом пленительном уголке Подмо-
сковья. А недавно школьники соверф-
шили прогулку по Воре на самодель-
ных плотах. ;

Больше всего страниц в многочис-
ленных путевых дневниках юных ту-
ристов посвящено дальним походам,
в особенности походам по слепому
маригруту. Идет отряд школьников
через леса и поля по незнакомым
тропам и дорожкам, а то и прямиком
через лес. Впереди — разведчики.
Для этой роли выбирают самых лов-
ких и зорких. Они находят путь,
ориентируясь по компасу, а обнару-
жив лесную сторожку, увидев ручей,
сигнализируют ©б этом остальным
флажками по азбуке Морзе. Эту аз-
‘буку ребята изучили перед отъездом
в латерь. Обнаруженные «объекты»
путешественники сами наносят на
карту. Эта замечательная игра при-
Уучает подростков ориентироваться на
местности, развивает зоркость, дает
много полезных знаний.

Во время походов школьники близ-
ко увидели жизнь окружающих кол-
хозов, побывали в музее в Загорске,
на промышленных предприятиях
Подмосковья.

Все ребята занимаются спортом.
Каждый день на зеленой поляне про-
водятся тренировки и состязания во-
лейболистов и футболистов; ребята
упражняются в беге, прыжках.

За лето почти все юные туристы
сдали под руководством начальника
лагеря М. В. Девишевой нормы на
значок БГТО, прошли в походах
болыше трехсот километров...
	Спускается вечер, теплый,  души-
стый. Темнеет небо. Друзья  соби-
раются у костра. Хорошо, вгля-
	дываясь в пляшущее пламя, весломи-
нать все, что видели за день, поде-
литься прочитанным в книжках, вме-
сте пошутить, посмеяться, прочесть
стихи, хором затянуть любимую пес-
НЮ.
	Я. Лилигенская.
	СПОРТИВНЫЙ ДНЕВНИК
		Елце в апреле исполком Моссовета
принял решение перевести в этом
году 50.000 печей < дровяного отоп-
ления на угольное.

Как показала проверка, Управле-
ние капитального ремонта жилых до-
мов и исполкомы районных Советов
плохо выполняют это задание. К
1 августа приспособлено к отоплению
углем только 8 тысяч печей. Особен-
но отстали в Ленинградском, Совет-
ском и Октябрьском районах.

Исполком Моссовета предупредил
райисполкомы юб их ответственности
за задержку переустройства печей и
обязал полностью закончить эту ра-
боту не позже 15 октября.

I— 2 августа — —
	 34 ВЫДАЮЩИЕСЯ заслуги в

развитии советского изобрази-
тельного искусства и в связи с ше-
стидесятилетнем CO дня рождения
Президиум Верховного Совета СССР
наградил народного художника
СССР  Иогансона Бориса Владями-
ровича орденом Ленина.
	* .
ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ заслуги в

развитии советского театрально-
го искусства, в связи < пятидесяти-
летием творческой деятельности и
семидесятилетием ‹<6 дня рождения
наградил народного артиста РСФСР
Брянцева Алекбандра Александрови-
ча орденом Трудового Красного Зна-
мени.
	х
НА ДНЯХ в библиотеку Академии
наук Латвийской ССР поступила
очередная партия научной литерату-
ры из стран народной демократии,
Китая и Германской Демократиче-
ской Республики, пишут «Известия».
Академия наук Германской Демокра-
тической Республики прислала свои
работы по теологии, ботанике, физи-
ке, лингвистике, искусству. Из Китая
получены третий том избранных про-
изведений товариша Мао Цзэ-дуна
на китайском языке и фотоальбом
«Новый Китай». Из Албании прибы-
ло исследование о лекарственных ра-
стениях. Ученые Советской Латвии
посылают в страны народной демо-
	кратим свои труды по вопросам энер-
гетики и физики.
	Pech soar Ne:
	№\№ы поднимаемся в два верхних
этажа. Они отведены под кабинеты
страноведения. Один из больших ка-
бинетов 22-го этажа будет украшен
богатыми коллекциями, представляю-
щими географию Болгарии. Они пода-
рены нашему факультету правитель-
	ством Ролгарии и Болгарской ака-
демией наук.

В верхних этажах разместятся биб-
лиотека факультета и ее прекрасные
читальные залы. В одном из них мы
поместим приобретенную факульте-
том библиотеку нашего крупнейшего,
недавно скончавшегося географа —
президента Географического общест-
ва_и академика Л. С. Берга.

И здесь же, на наибольшей высоте
и в относительном уединении, распо-
лагается замечательная лаборатория
факультета — лаборатория аэрофо:
тометодов, оснащенная сложным,
преимущественно оптическим обору-
дованием. То, что собрано. в этой
	лаборатории, — глаза географии.
Оптические приборы. ее — позво-
ляют фиксировать все  географиче-
	ское разнообразие любой местности
с высоты самолета нли.с вершины
гор на фотоснимках.

Еще выше, на 23 и 94-м этажах —
залы создаваемого сейчас Музея зем-
леведения. Экспонеты его отразят бо-
	татство природы нашей великой Ро-,
дины.

..Вглядываясь в просторы полей и
лесов, подступающих к новому высот-
ному зданию, мы мысленно рисуем
себе продолжение нашего факуль-
тета.

Вот лента Минской автомобильной
трассы; по ней мы можем достигнуть
Можайска, в окрестностях которого
находится станция географического
факультета Красновидово. Сюда в
нюне и июле ежегодно приезжают
свыше 700 студентов. Они обучаются
методам практического изучения ‘при-
роды, а затем отправляются на до-
полнительную практику на юг и на
север. В Хибинском Заполярье фа-
культет также имеет свою станцию.

Но и этого мало. Студенты факуль-
тега вместе со своими преподавате-
лями ежегодно бывают в экспеди-
циях, изучают природу различных
районов нашей Родины. Не так дав-
но ректор университета вручил участ-
никам одной из наших экспедиций
высшую научную награду универси-
тета — Ломоносовскую премию пер-
вой степени. В этой экспедиции уча-
ствевали 240 человек — стуценты, ас-
чиранты, профессоря.

Мы думаем о новых экспедициях,

снаоженных высокой современнои
	ках преследования. Состязания пока-
зали растущий класс юных гонщиков
и тонщин.,

* B ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ начался
розыгрыш лично-командного первен-
ства РСФСР по городкам. В сорев-
нованиях участвуют сильнейшие

команды городошников Челябинска,
Омска, Чкалова, Свердловска, Пензы,
Саратова и других городов Россий-
ской Федерации. .
	Верхнюю часть высотной башни
главного корпуса дворца науки стро-
ители назвали зоной «А». Здесь, на-
чиная с 17-го этажа и выше, обосно-
вывается географический факультет.
	Семнадцатый этаж предоставляет-
ся в распоряжение четырех кафедо,
на которых изучают законы юобразо-
вания тор и долин, их историю, лед-
ники, реки, океаны и моря.

Работники одной из этих кафедр
начали свою работу на Ленинских го-
рах более четырех лет назад. В. то
время на месте высотного здания
университета находился огромный
котлован. Мы спускались в него, ин-
тересуясь, на чем же будет стоять
гигантское здание. Оказалось, что
Ленинские горы в недавнем геологи-
ческом прошлом дважды  покрыва-
лись толщами огромного ледникового
покрова, надвигавшегося с террито-
рии Финляндии и Скандинавии и от-
ложившего на Ленинских горах два
слоя ледниковых глин.
	Восемнадцатый этаж займет штаб
факультета — деканат, общественные
организации. Здесь находится болышая
часть аудиторий факультета. Среди
них — несколько малых аудиторий,
равсчитанных на студенческую груп-
пу в 25—30 человек. В таких аудито-
риях стоят дубовые’ столы со стулья-
ми, большая доска, снабженная удоб-
ным механизмом, позволяющим сти-
рать написанное, и’ могущая превра-
щаться в экран. Есть аудитория
средняя — на 140 человек.

На:этом же этаже отвелены поме-
	щения для  узспого совета
кабинетов, которые имеют наи-
более общее для всего факультета
	‘значение: кабинета географического
районирования, кабинета истории гео-
графической науки.

Еще один этаж ввысь, Мы на 19-м.
Это область высокой географиче-
ской техники. Прекрасные и сложные
приборы, которые смонтированы сей-
час здесь, позволят производить очень
‚точные исследования, составлять мно-
жество географических карт. Ряд ла-
бораторий и кабинетов расположен

Ha 50-м этаже -
		техникой, Мы получаем катеры, авто-
машины,  экспедиционное  снаряже-
ние.

Поле деятельности географического

факультета — это необъятные просто-
ры нашей Родины.
	*

Факультет создают люди, и факуль-
тет выращивает людей. Мы гордимся
старой гвардией факультета — про-
фессорами Н. Н. Баранским, (И. А.
Витвером, И. С. Щукиным. Они ши.
роко известны советоким людям. Про-
фессора Баранский и Витвер — ав-
торы двух учебников географии для
средней школы, удостоенных Сталин-
ских премий. Профессор Щукин яв-
ляется создателем новой отрасли гео-
графии — учения о поверхности зем-
ли — геоморфологии.

Люди факультета были и остаются
главным его богатством. Это такжеи
молодые кандидаты наук и вче-
рашние студенты, ставшие всего год
или два назад молодыми специали-
стами. Кандидат географических наук,
член КПСС, уроженец славного горо-
да Пржевальска в Тянь-Шане Р. Д
Забиров — один из тех, кто положил
на карту вторую по высоте вершину
Советского Союза — пик Победы.
Эн был руководителем большой трех-
летней экспедиции факультетской мо-
лодежи на Памир* Р. Д. Забиров —
автор большого исследования о лед»
никах Памира, научный сотрудник
кафедры общего земледелия, один из
представителей нашей талантливой
молодежи. -

Сейчас на факультет приходит но-
вая смена — будущие студенты пер-
вого курса, обращающиеся к нам,
препозавателям, со столь милыми нам
словами: «Я мечтаю быть геогра-

аа,
	Профессор К. Марков,
декан географического факуль-

тета Московского университета
имени Ломоносова.
	НА СНИМКЕ: о

дна из аудито-
	a eee

рий нового‘ здания МГУ на Ленин-
ских горах.
	Фото И, АКУЛЕНКО.
	ВО ДВОРЦЕ НАУВИ
		[еографический факультет
		ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО короткий срок строители создали дворен
науки на  `Ленинских горах—замечательное сооружение, равного
	Ботозому нет в миое.
	Ро дворце — многочисленные аудитории — малые ‘и большие,
лаборатории, оборудованные самой совершенной аппаратурой, бога-
тейшая библиотека, великолепный актовый зал, спортивный городок
	и многоз-мяогое другое.
	беличественное здание на Ленинских горах принимает в эти дни
	первых новоселов. Ряд факультетов — географический, механико-ма-
тематический, геологический и другие — начнет новый учебный год
здесь. \

О внешнем виде отдельных помещений, о том, как разместятся в
них факультеты, об интереснейшем оборудовании этого замечатель-
ного здания, об его прекрасном саде будет рассказано в ряде статей
и очерков, которые начинает печатать газета. Сегодня мы помещаем
статью декана географического факультета Московского университе-
	та профессора К. К. Маркова.
		ЗИ дни мы стали жителями Ле-! факультета, требующие мошного пи:
	тания энергией, водой, материалами.
Некоторые лаборатории пришлось
расположить в отдельных корпусах—
метеорологическом и  гидрологиче-
ском, в зоне агроботанического сада,
Здесь будет изучаться местный кли-
мат Ленинских гор и «микроклимат»
	агроботанического сада; на лабора-
	торных установках студенты смогут
знакомиться © законами, управляю-
щими действием морского прибоя и
речных струй. ‘

Поднимемся на одну «ступеньку».
На уровне актового зала универси-
тета с обоих его флангов располага-
ются две большие аудитории, каждая
более чем на 500’ человек. Они обра-
зуют. амфитеатр удобно расположен-
ных скамей, над которыми  возвы-
шается балкон. Аудитории кинофици-
рованы, освещены мягким «дневным»
светом. Одна из них будет самым
людным местом сбора географов. В
ней будут читаться основные лекци-
онные куреы, происходить диспуты и
собрания.
	1 дни мы стали жителями Ле-
нинских гор. 18, 20, 21, 22-й
этажи дворца науки— новое место на-
шей работы. Вступают. в строй и дру-
гие этажи, предназначенные факуль-
тету. Со стометровой высоты верхне-
го этажа открывается вид. «на все че-
тыре стороны»: на север—на родную
Москву; на запад — © подходящими
почти к подножию здания универси-
тета полями и рошами; на восток — с
четкой линией Калужского шоссе, от-
меченной новыми корпусами инсти-
тутов Академии наук; на юг — © зе-
ленеюшим простором полей, убегаю-
щих к Подольску. р
Во дворце науки географы получа-
ют великолепную материальную базу,
которая, конечно, обеспечит нам но-
вые достижения географической нау:
KH. %
Проделаем путешествие по аудито-
риям, кабинетам и лабораториям гео-
графического факультета.
Путешествие начнем снизу. Под
великолепным актовым залом  уни-
верситета находятся лаборатории

e

Под таким заголовком в «Вече
Москве» 2 июля этого года помещей
корреспонденция, в которой mosey!
нуты критнке недостатки в торг .
газированной водой.

Заместитель начальника Управы”.
ния продторгами гор. Москвы 1.
Егоров сообщил редакции, что фа
указанные в корреспонденции, 10“
ностью подтвердились. Материал”.
суждался на производственных 0%
щаниях продавцов газированной 808
в конторах Мосводторга a Kasai
ского райпищеторга.

Продавиам  Бауманской конт.
Мосводторга тт. Сироткиной, Пан?
вой, (Малик и Беляевой объямй
строгий выговор. Продавщица №
новского райпищеторга Комарова

обман покупателей переведена 4
	подсобную работу.