Обзор писем. читателей
	Когда. обед готов...
	который имел бы остановку на стам
ции Мирская. .
Работница бюро ответила, что она
может принять заказ на -билеты в ку-
пированный вагон на поезд № 20, ко.
торый останавливается на этой стан.
ции, но прибудет туда не 2, а 3 июля,
29 июня работник бюро заказов
этого вокзала принес мне билеты, но
не в купированный, а в общий вагон,
Но это лишь полбеды. При посадке не-
ожиданно выяснилось, что этот поезд
на Мирской не останавливается»,
Много жалоб поступает по поводу
плохого обслуживания пригородных
пассажиров на Киевском вокзале,
В. Нечаев пишет в редакцию, что в
утренние часы в сторону Нары HOYT
всего три поезда, что краине недоста.
	точно. По количеству поездов летнее
расписание ничем не отличается 0

зимнего.
	По этой дороге живет много моск.
вичей-дачников. По субботам в вечер
ние часы добавочных поездов не на.
значают, количество вагонов не увели.
чивается. Расписание построено tax
что вечером невозможно попасть на
	дачу. :
Непонятно также, почему йаровые

поезда, следующие до Москвы по
	Московско-Киевскои дороге, как пра.
вило, делают все остановки. Частые
и ненужные остановки значительно
увеличивают время прохождения та-
ких поездов в пути.

Паровые поезда, прибывающие в
Москву, подаются на последнюю плат.
форму Киевского вокзала, где есть зы.
ход в город, но нет выхода в метро.
Чтобы попасть в метро, приходится
обходить вокруг всего здания вокзала
или переходить через пути, что ч
делает большинство пассажиров,

Задача руководителей станций я
вокзалов, всех пассажирских работни-
ков — лучше организовать обслуж.
вание пассажиров-москвичей, широко
распространить опыт передового в
столице Курского вокзала по доставке
проездных билетов на дом.
	На весь обширный обеденный зал
имеются лишь ‘две-три вилки и один
нож. Здесь кисель подаютв глубокой
тарелке или приходится 40 мину
ждать, когла подадут остывший су.
Так принято.
	Книга жалоб и предложении столо:
вой № 175 Кировского района пере
полнена отнюдь ‹не благодарственны.
ми записями в адрес руководства это
го предприятия общественного пита-
ния. Неоднократно писала о непоряд-
ках в столовой и многотиражная газе.
та «Правда полиграфиста».
	Может быть, заведующая столово
тов. Семенова не виновата в том, чт
в юбеденном зале нет вилок, ножей
нехватает стаканов? Обратимся к
цифрам. С января по июнь этого года
столовая получила. 313 Вилок, 562 сто:
ловых ложки, 202 ножа и 1.233 ста.
кана. Почему же их нет в обеденном
зале? Пр..чина оказывается ` очен
простой. Ее объясняет бригадир офи:
цпиантов тов. Плеева.
	— Мы их храним в кладовой, —
заявляет она. И действительно, в
кладовой имеются солидные запасы
самой различной посуды. «Целее бу:
дет!» — рассуждает тов. Семенова,
не видя большой беды в том, ч
посетители столовой вынуждены раз
резать жареное мясо... СТОЛОВОЙ
	ложкой.

М. Дубовский.
	В текущем году работники Курского
вокзала столицы значительно улучши-
ли обслуживание- пассажиров. Кроме
предварительного заказа проездных
билетов по телефону, они организова-
ли доставку на дом билетов, заказы-
ваемых по почте. В своих письмах в
редакцию тов. Гутин и другие москви-
чи положительно отзываются об этом

‘новшестве, осуществленном на Kyp-

ском вокзале.

Однако в обслуживании пассажиров
на ряде вокзалов Москвы еще много
серьезных недостатков. Плохо, напри-
мер, работает бюро предварительных
заказов проездных билетов Рижского
вокзала.

— По телефону туда не дозвонишь-
ся, — сообщает в редакцию тов. Ба-
кин. — Чтобы заказать билет, надо
лично приехать на вокзал и встать в
очередь. Заказы ‘почему-то прини-
маются через... окно справочного бю-
ро. Когда подошла моя очередь, кас-
сирша записала на конверте необхо-

‘димые данные и тут же вложила в

конверт билет. Я попросил отдать мне
билет, так как в квартире никого нет

`и доставленный билет принять будет

некому. Сотлашался я и уплатить
сумму, взыскиваемую за доставку
билета. Кассирша почему-то категори-
чески отказалась вручить мне билет.
	<26 нюня я по телефону заказал в
бюро заказов Киевского вокзала. три
билета на ноезд №17 на 3 июля. При-
нявшая заказ работница бюро зака-
зов обещала, что билеты доставят
27 июня. Специально из-за этого жена
взяла выходной день, но билеты так и
не принесли», — пишет в редакцию
тов. Попереченко.
	Справедливо возмущается неудов”
летворительной работой бюро заказов
читатель тов. Голубев, который сооб-
щил в редакцию:

«27 июня я обратился в бюро зака-
зов Казанского вокзала с. просьбой
обеспечить меня двумя местами в ку-
пированном вагоне в любом поезде,
	В центре города на углу Кузнецкого
моста и Неглинной улицы находится
закусочная № 1.

За одним из столиков зала = чет-
веро посетителей. Двое из них — «ста-
рожилы», они сидят в ожидании обеда
уже около часа. На’их лицах выра“
жение тоски сменилось чувством
гнева.

Проходит еще минут десять-пятнад-
цать. Официантка, наконец, подходит
к столику. Г

— Смените эту грязную бумажную

скатерть.

— Пожалуйста, я могу ее снять, но
только та, что лежит под ней, — не
чище, — отвечает официантка.

Матерчатая скатерть, открывшаяся
взорам, действительно, не чище, а по-
жалуй, даже грязнее верхней.

Вызывает удивление процедура за-
каза обеда. Официантка почему-то не
знакома с ценами блюд и разбчрается
в меню только с активной помошью
посетителей. Затем несколько раз бе-
гает на кухню, чтобы узнать, а есть
ли в действительности блюда, запи-
санные в меню.

*
	Плохо заботятся 06 обслуживании
посетителей руководители столовой
1-й Образцовой типографии имени
А. А. Жданова. В типографской сто-
ловой посетителям приходится управ-
ляться с отбивной котлетой при помо-
	щи... столовой ложки.
	м токарь Бакинского за-
вода нефтяного машиностроения
имени 1 Мая комсомолец Борис Уна-
нов сконструировал новый универ-
сальный резец. Этот резец имеет осо-
бый угол заточки. Кроме того ‘у него
нет канавки, что дает возможность
устанавливать резен параллельно об-
рабатываемой детали, Внедрение усо-
вершенствованного резца позволяет
увеличить число оборотов шпинделя с
одновременным усилением подачи рез-
ца. Работая по-новому, тов. Унанов
уже первую деталь обработал в 10 раз

быстрее, чем обычным резцом, пи-
шет «Правда».
	* $

МНОГИЕ машиностроительные и
` металлургические  предприятая

Южного Урала расширяют производ:

ство товаров массового потребления.

Так. Челябинский трубопрокатный за-
	становки различных опытов, Большой
интерес в этом отношении представ-
ляет участок изучения почв. На нем
будут ставить опыты, показывающие
воздействие различных почв на расте-
ния и различных растений на почву.
Для этого разные виды почв разме-
стят в специальных цементных бассей-
нах. Кроме того на участке имеется
наклонная стоковая ’ бетонированная
площадка, заканчивающаяся лотком.
Эта площадка предназначена для по-
стансвки. опытов, показывающих, ка-
кие вещества вымываются. из‘ почвы
сильным дождем.

Не меньший интерес представляют
построенные на территории сада веге-
тациснные и фотопериодические до-
мики. Первые из них являются не чем
иным, как неотапливаемыми теплица-
ми. Они используются в тех случаях,
когда при постановке опыта надо ог-
радить растение от воздействия aT-
мосферных осадков. Вторые, так на-
зываемые фотопериодические, или за-
темненные, домики используются для
изучения воздействия на растение
света. Помещенные в эти домики ра-
стения можно облучать синим, крас-
ным, желтым, любым цветом спектра.

Экспериментальные теплицы сада
дадут возможность студентам и уче-
ным изучать воздействие на растения
таких факторов, как температура,
свет и влажность. При теплицах за-
проектированы прекрасные помеще-
ния для лабораторий и аудиторий. в

Так задуман, так создается, таким
‘будет этот учебный сад, сад-книга,
сад-коллекция, сад, где все сделано
для того, чтобы молодые хозяева уни-
верситета, будущие бнологи и ‘почво-
веды, будущие мичуринны, могли не
только познакомиться со всем расти-
тельным миром нашей планеты, но и
научиться управлять им, научиться ви-
доизменять его, продолжая великое и
	славное дело Ивана Владимировича
Мичурина.
	Е. Казаринов.
НА СНИМКЕ: в новом ботаниче.
	оно» саду МГУ на Ленинсних горах.
Фото И. АКУЛЕНКО.
	Южный порт
крупнейнтий в столи-
	це. К его. причалам
ежедневно приходят
теплоходы и баржи
с грузом, взятым на
борт у пристаней
Молотова, Астрахани,

Ростова, Горького,
Калинина и многих
	других городов стра-
ны. Сейчас в порту
можно видеть суда с
зерном ‘нового уро-
жая, собранного кол-

хозниками Дона и

Кубани. Хлеб раз-

гружается с’ по-

монью высокопроиз-.
водительных — меха-

HH3MOB. Работники

порта усиленно гото-

вятся к приему ово-

щей нового урожая.

Из Южного порта в

различные города

страны суда уходят

с грузом машин,
тканей и других из-

делий столичных

предприятий.

НА СНИМКЕ: у при-
чалов Южного порта.
	Фото
М ХАРЛАМПИЕВА

Шути удешевления
  проектирования
	пе партия и
Советское правительство уделяют
огромное внимание жилищному строи-
тельству в Москве. За последние два
с половиной года трудящиеся столицы
получили 1.770 тысяч квадратных мет-
ров благоустроенной жилой площади,
много новых школ, детских и культур-
во-бытовых учреждений.

Известно, что темпы строительства,
ето качество и стоимость в значитель-
ной мере зависят от работы проект-
ных организаций. За последнее время
в Москве проведена перестройка про-
ектного дела. Специализированы, ук-
руннены и укреплены кадрами проект-
ные институты. Проектировщикам. соз-
даны несбходимые условия для пло-
дотворной работы. Партийные и со-
ветские органы стали уделять больше
внимания их деятельности. Все’ это
позволило улучшить работу проектных
ортанизаний. Однако некоторые про-
ектные организации и прежде всего
институты «Моснроект» (директор тов.
Осмер), «Горстройпроект» (директор
тов. Шаронов), «Гипрогор» (директор
тов. Кравчук) все еще отстают от тре
бований жизни.
	Стоимость строительства продол-
жает оставаться непомерно высокой.
А ведь она находится в прямой зави-
симости от проектировщиков. Многие
проектные институты до сих пор сла-
бо борются с удорожанием строитель-
ства ине принимают достаточных мер
для сокращения затрат. Чем же иначе
можно объяснить, что за последние
шесть месяцев Архитектурно-строи-
тельный совет Архитектурно-планиро-
вочного управления гор. Москвы за-
браковал и вернул на доработку более
20 процентов всех представленных на
его рассмотрение проектов. Как пра-
вило, отклонялись они из-за высокой
стоимости строительства, а также вви-
ду серьезных недостатков в архитек-
турных и конструктивных решениях.
	Низкого качества проекты выпуска-
ют институты «Гипровуз» и «Центро-
гипрошахтироект». Из трех проектов
зданий вузов, представленных «lun
ровузом» на рассмотрение Архитек-
турно-строительного совета, был ут-
вержден лишь один, а два других
пришлось отклонить и вернуть на. до-
работку.

жилого дома в Кожухове
‘(автор тов. Метельский, «Центрогип-
рошахтпроект») откленялся и возвра-
щался на доработку четыре раза. При-
чины: низкий художественный уровень
и высокая стоимость, удорожающая
среднюю стоимость каждого квадрат-
ното метра жилой площади на 800—
900 рублей.

В течение нескольких лет «Центрэ-
гипрошахтпроект» (автор тов. Варна-
вер) проектирует здания Всесоюзного
угольного института. За это время на
переделки проекта затрачено немало
средств, но строители до сих пор
не имеют полностью утвержденного
проекта.

В 1953 году «Центрогипрошахтпро-
ект» представил на рассмотрение Ар-
хитектурно-строительного совета четы-
ре проекта. Три из них были отклюне-
ны. Спрашивается, целесообразно ли
специализированной организации, при-
званной проектировать ответственные
предприятия и сооружения угольной
промышленности, поручать ‘составле-
ние.проектов жилых и культурно-бы-
товых зданий Москвы? Ответ может
быть только один: нет!

При огромном объеме строительст-
ва необходимо широко внедрять типо-
вые проекты. Собственно для этого в
Архитектурно-планировочном управле-
нии г. Москвы и созлано Специальное
	архитектурно-конструкторское бюро
(САКБ). Однако САКБ (директор тов.
Русяев) еще слабо справляется © воз-
ложенными на него задачами. Архи-
тектурно-планировочное управление и
Мосгорисполком не оказывают ему
должной помощи.

Между тем практика показывает,
что типовое проектирование позволяет
снизить сроки и стоимость проектиро-
вания не менее чем на 25—30 процен-
тов. Кроме того, строительство зданий
по типовым проектам дает широкую
возможность для индустриализации
работ.
	Тут нельзя не отметить, что в типо-
	вом проектировании, как правило, не
участвуют ведущие мастера архитек-
туры. Видимо, они считают для себя
такую работу зазорной.

Большие возможности снижения
стоимости строительства ‘и проектиро-
вания открывает сооружение зданий
по повторным проектам. В Москве по
таким проектам возведено немало до-
мов. Однако этому делу, как и тино-
вому проектированию, не уделяется
должного внимания.

Борясь за снижение стоимостч, про-
ектировщики ни в коей мере не долж-
ны забывать о качестве строительства.
Но, как ни странно, в ряде проектов
допускаются плохие архитектурно-
планировочные и конструктивные ре-
шения, что вызывает справедливые
	нарекания москвичей. 5 некоторых до-
	мах на Песчаной улице, имеющих
удобную планировку (мастерская, воз-
главляемая архитектором тов. Розен-
фельдом), по существу не решена
проблема звукоизоляции квартир.
Некоторые проектировщики, стре-
мясь «украсить» здание, перегружают
его громоздкими карнизами, башнями,
обходящимися очень дорого государ-
ству. В то же время эти авторы мало
заботятся o6 удобствах будущих
		В ИСПОЛКОМЕ _
МОССОВЕТА? —
	ПРОИЗВОДСТВО ЛИНЗ
К ТЕЛЕВИЗОРАМ
	Фабрика «Металлическая фурниту-
ра» Железнодорожного. `райпромтре-
та освоила производство из силикат-
ного стекла универсальных увеличи-
тельных линз к телевизорам. Образ-
цы ‘утверждены экспертным советом
Всесоюзной торговой палаты,

Применение силикатного стекла. для
изготовления увеличительных линз к
телевизорам значительно снижает
стоимость этих изделий.

Исполком Моссовета обязал Город-
ской отдел местной промышленности
и Железнодорожный ‘райпромтрест
организовать на фабрике «Металличе-
ская фурнитура» массовое производ-
ство универсальных линз к телевизо-
рам из силикатного стекла. .
	НОВЫЕ ПРИХОДНЫЕ.
КАССЫ!
	Для лучшего обслуживания москви-
чей приходными кассами Мосгорбан-
ка исполком Моссовета поручил бан-
ку открыть несколько новых приход-
ных касс, принимающих плату за квар-
тиру, электричество, газ и т. д. До-
полнительные кассы открываются в
районах: Киевском — на Можайском
валу, Калининском — в Карачарове,
Пролетарском—в поселке Кожухово,
Советском — вблизи Электрического
переулка и в Сокольническом — на
Халтуринской улице.
	жильцов. На Велозаводской улице, на-
пример, сооружается десятиэтажный
дом. Архитектор тов. Карасев (инсти-
тут «Моспроект») запроектировал кар-
низ высотой 3 метра с вылетом на 2,5
метра. Стоимость такого карниза пре-
вышает пятьсот тысяч рублей. В то же
время в этом доме совершенно неудов-
летворительно задумана планировка:
коридоры ‘узки, есть однокомнатные
квартиры, в которых кухня болыне
комнаты, а ванные малы и неудобны.

Совершенно очевидно, что еще, не
все работники проектных организаций
	прониклись чувством высокой ответст-
	венности за порученное дело. В таких
организациях, как «Моспроект», «Гип-
рогор», «Горстройпроект» и других,
	руководители чувствуют себя лишь

консультантами, не ведут должной
борьбы за высокие темпы и качество
проектирования. В этих ‘институтах
слабо критикуются творческие неудачи
и недостатки, редко и на низком ‘уров-
не проводятся творческие обсуждения
проектов, недостаточно развернуты
критика и самокритика.

Важную роль в улучшении проек-
тирования’и снижении стоимости про-
ектов должно сыграть Архитектурно-
планировочное управление г. Москвы.
Но в работе его имеются серьезные.
недостатки. Управление плохо связано
с архитектурными мастерскими, от-
дельные его работники до сих пор до“
пускают бюрократизм и волокиту при
рассмотрении и решении вопросов,
связанных с проектированием. Утвер-
ждение проектно-сметной документа-
ции, нередко занимает много времени.

Только отсутствием оперативности
можно объяснить и тот факт, что от-
вод земельных ‘участков под строи-
тельство тянется месяцами. Нередко
управление отводит участки, а проек-
тировщики приступают к составлению
проектов без решения вопросов тепло-
фикации, энергоснабжения, транспор-
та района застройки.

Большая роль в борьбе за снижение
стоимости проектирования и строи-
тельства принадлежит партийным ор-
ганизациям проектных институтов.

Тем не менее некоторые парторга-
низации проектных институтов строят
партийную работу в отрыве от задач
проектных организаций. Партийные
организации ’ институтов «Гипрогор»
(секретарь тов. Громов), Генерально-
го плана (секретарь. тов. Потапенко),
‚САКБ (секретарь тов. Босак) слабо
мобилизуют ‚архитекторов и проекти-
ровшиков на борьбу за удешевле-
ние стоимости и повышение ка-
чества проектирования; редко об-
суждают эти вопросы на партийных
собраниях и заседаниях партбюро. В
этих организациях недостаточно раз-
вернуты критика и самокритика по
творческим вопросам. Нельзя мирить-
ся и с тем, что партийные организа-
ции проходят мимо фактов излишеств,
допускаемых отдельными проектиров-
щиками, и не дают этим фактам дол-
жной оценки.

Партийные организации проектных
институтов всю свою партийно-органи-
зационную и партийно-политическую
работу должны подчинить главной за-
даче — своевременному обеспечению
строительства высококачественной до-
кументацией и снижению стоимости
строительства ‘и проектирования.

Строители Москвы ждут от проект-
ных организаций. дальнейшего улуч-
шения их работы. Дело чести проек-
тировшиков — удовлетворить эти за-
конные требования; создать проекты
новых прекрасных сооружений, доб-
ротных и дешевых.

Л. Чувпило.
	ПУТЕЙЦЫ
РАБОТАЮТ
	Ночью, когда уходят в депо по-
следние трамвайные поезда, на сво-
бодных от движения трассах появ-
ляется вагон-путеизмеритель.
	Это своеобразный «цех точности на
колесах». В течение года путеиэмери-
тель несколько раз проходит по трам-
вайным линиям столицы. Ето аппара-
тура механически «фотографирует»
на длинную бумажную ленту <остоя-
ние путей. Полученные записи юбра-
батываются специалистами. и в ви-
де готовой карты передаются службе
пути, как руководство для текущего
ремонта.
	Аппаратура вагона-путеизмерителя
проверяет, соответствует ли техниче-
ской норме расстояние между рельса-
ми, исправны ли стыки, нет ли про-
садки или перекоса полотна. Каждое
отклонение от нормального ‘состояния
пути оненивафтся в баллах;
	..В июле прошлого года, вагон-пу-
теизмеритель прошел по всем линиям
6-й дистанции службы пути. Полу-
ченные данные заставили  путейцев
насторожиться. А в апреле 1953 го-
да при новом объезде’ тех же
путей средний балл на километр пути
снизился до уровня, который соответ-
ствует оценке «отлично».
	В чем же причина успеха?
	Неделя венге
	В передачах центрального радио
систематически и широко пропаган-
дируется музыка стран наролной де-
мократии. Произведения композито-
ров-профессионалов, народные пес-
ни и танцы включаются в программы
отдельных радиоконцертов и в серии
радиопередач. Г
	Вчера большим концертом совре-
менной венгерской народной песни и
танца началась «Неделя венгерской
музыки». В дальнейших передачах
этого цикла будут исполняться‘ попу-
лярные сочинения классиков венгер-
ской музыки, произведения современ-
ных композиторов; в специальном
очерке будет рассказано о популяр-
ных жанрах народного-искусства.
	Одна из передач посвящена творче-
ству Ф; Листа. Будут. исполнены сим-
фоническая поэма «Венгрия» и фан-
тазия на венгерские народные темы.
	‘Большую популярность у советских
слушателей получила..оперетта Фар.
	каша «Чином Палко», внервые испол-
	По поводу статьи «В поисках ок-
рошки», помещенной в «Вечерней Мо-
скве» 3 августа 1953 года, Главное
управление столовых и ресторанов —
Главнарпит сообщает:

Приведенные в статье факты от-
сутствия окрошки и ботвиньи в сто-
ловых №№ 301 и 310 Куйбышевско-
го треста столовых гор. Москвы под-
твердились. Проведенной Главнарпи-
	том проверкой обнаружено, что ок-
	ТРАМВАЯ
ПО-ПОВОШУ.
	Здесь по-новому организован труд
путейцев, что позволило лучше ис-
пользовать рабочую силу и механиз-
мы. Вместо пяти рабочих отделений
созданы три группы неотложного ре-
мента. Изо высвобожденных рабочих
была образована специальная
группа по текущему планово-преду-
предительному ремонту и содержанию
пути под руководством дорожного ма-
стера.

Приступая к работе, группа состав-
ляет график. В основу его берутся
данные путеизмерения < указанием
всех операций, которые надо выпол-
нить на том или ином участке.

Дистанция предоставляет рабочим
транспорт, передвижные электростан-
ции и компрессорные устёновки. Они
приводят в действие отбойные и бу-
рильные молотки; шпалоподбойки, бе-
тоноломы. Механизмы вскрывают бу-
лыжные мостовые, . поднимают ас-
фальт, разрыхляют годами слежав-
шийся грунт. Они шлифуют, режут и
сваривают металл, утрамбовывают пе-
сок, завертывают шурупы и гайки,
выдирают и забивают костыли. —
	Управление трамвая решило пере-
нести этот опыт комплексной меха-
низации работ по текущему ремон-
ту на все остальные дистанции мо-
сковского трамвая.
	Мишин.
	рской музыки
	нявшаяся по радио. В передаче «Не-
дели венгерской музыки», которая co-
	стоится 16 августа, будет вновь пере-
дан монтаж этой оперетты.
	Опера венгерского композитора

Эркеля «Банк Бан» прозвучит 19 ав-
густа в исполнении музыкальных кол-
лективов и солистов будапештской

оперы.
	В концерте мастеров искусств, ко-
тогый включен в программы «Недели
венгерской музыки», будут переда-
ваться выступления хорсшо известных
москвичам (по их гастролям в столи-
це) певцов М. Матиаш, Ю. Шандор,
Ш. Шведа, пианиста Э. Петри и
других. 20 августа — заключительный
радноконцерт «недели».
	3 августа центральное радио орга-
низует «Неделю румынской музыки».
В этих передачах радиослушатели
познакомятся со многими популярны-
ми музыкальными произведениями,
народными песнями и танцами Ру-
мынской Народной Республики.
	рошка отсутствует в меню и в Дру-
гих столовых.
	Главнарпитом даны указания Мос-
главресторану об обязательном при-
готовлении и продаже в предприя-
тиях общественного питания окрошки,
ботвиньи и других блюд из картофе-
ля и овошей.
	Начальник Главнарпита
: A. MOCHH.
		Ботанический
	сад
	белых и розовых цветов. Их мечевид-
ные листья, как бы оттленяя цветы,
	придают им еще большую красоту. Гут
	же можно видеть знаменитые азиат-
ские тюльпаны — красные, желтые,
лиловые, перемежающиеся то © овся-
ницей, то с ковылем, то с полевицей,
то с шиповником.

На горе «Алтай» растет кустарник—
рододендрон. Вечнозеленые листья его
такие гладкие, что кажется, будто они
вырезаны из лакированной кожи. Цве-
ты яркосиреневого цвета. Невдалеке
поднялись аконитумы — растения, ук-
рашенные темносиними шлемообраз-
ными цветами.

Сотни всевозможных растений, и
каждое из них требует для себя осо-
бой почвы, особого ухода и заботы.
Работники ботанического сада, его
циректор Н. А. Базилевская и научные
сотрудники А. В. Болотов и В. Н. Ко-
ренева, строители инженеры И. С.
 Малашков и А. Г. Марков немало по-
трудились над тем, чтобы создать эти
условия. Многое уже удалось им сде-
лать.

Немало пришлось потрудиться уче-
ным и рабочим и над созданием на
территории нового сада дендрария —
парка, занимающего целых девять
гектаров. В этом парке собрана
замечательная коллекция деревьев и
кустарников. Их насчитывается свы-
ше пятисот видов. Все они’ строго
распределены по странам. Здесь мож-
	ПРАВА от белокрылого, устрем-
ленного ввысь университетского
вдания тянется красивая металличе-
ская ограда. Каменные столбы ее ша-
гают к окутанной синеватой дымкой
черте горизонта, вдоль залитых голу-
боватым асфальтом тротуаров и пло-
шадей, вдоль отсвечивающих  изум-
рудной зеленью цветников и выстлан-
ных ярким песком площадок. Почти на
сорок гектаров тянется  обнесен-
ный этой оградой новый ботанический
сад. Каких только растений нет в нем!
Тут можно встретитьи цветы альпий-
ских лугов, и кустарники Африки, и
мхи севера...

А ведь всего каких-нибуль три года
назад на этой земле валялся битый
кирпич да тянулись рвы и большие
ямы, вырытые нивесть кем и нивесть
для чего. По краям их рыжела земля,
поросшая сорной травой. Трудно было
представить себе в ту пору, что имен-
но на этой совсем, казалось бы, скуд-
ной почве поселятся, наберут силу и
пойдут в рост все эти деревья и тра-
вы, злаки и кустарники.

Много чудесных растений в этом са-
ду. Красив сад. И, пожалуй, самым
замечательным его уголком является
альтинарий—небольшая площадка, на
которой воздвигнуты маленькие искус-
ственные горы. То крутые, то отлогие
склоны их покрыты огромными тра“
нитными глыбами. Между этими глы-
бами чернеет земля и ярко зеленеют
	самые разнообразные растения, роди-

ЕТ  aeiycma в
	вод изготовляет из отходов основного
производства ннкелированные крова.
ти с сетками. Выпуск их по сравне
нию с прошлым годом возрос №
42 ‘процента. Цех ширпотреба Челя:
бинского тракторйого завода должен
поставить торгующим организациям
95 тонн алюминиевой посуды — 1
20 тонн больше, чем в прошлом год).
Все более широко используются отхе-
ды производства для изготовления
предметов потребления на Челябин:
ском заводе имени Колющенко, Зла
тоустовском заводе имени Ленин,
Магнитогорском металлургическом
комбинате («Правда»).

*
B КАРАГАНДИНСКОМ магазин
7” Автотракторосбыта большое ожив:
	ление. В магазин прибыла партия
комфортабельных машин  «ЗИМ»
сообщают «Известия». Первую &
	них купил механик шахты имени Ки.
рова тов. Сипович. Обзавелись маши
нами крепильщик шахты имени Киро
ва тов. Касаев, врубмашинист шахты
имени Жданова т. Богодельцяков,
столяр промстройконторы тов. Скач
ков и другие. За последние годы шах
теры и строители Карагандинского
угольного бассейна купили в этом ма.
газине 1.400 автомашин и около
мотоциклов.
ee ee
	Коллектив автозавода имени
Сталина настойчиво. борется за до-
срочное завершение годового пла-
	Ka. Хороших производственных
показателей достиг  токарь-ско-
ростнин рамного цеха Л. Журановь
Успешно применяя силовое реёза-
ние металла, он ежедневно выпол
няет норму на 140—150 процентов’
при высоком качестве обработки
деталей. НА СНИМНЕ: -тонарь-ско-
	ростнинк Л. ЖУРАНОВ,
Фото В. ЗУНИНА (ТАСС

По следам наших выступлений.
	«В поисках окрошки»
		юза, леса Сибири, Дальнего Востока,
Китая, Японии, Америки... Тысячи де-
ревьев самой различной ‘окраски и
формы. Тут и знаменитое дальнево-
сточное бархатное дерево. Тут и акти-
нидия, из которой Мичурин вывел пло-
довое растение. Тут и дальневосточ-
ный лимонник—небольшой кустарник,
избавляющий человека от’ усталости,
тут и тамарикс — растение, произра-
стающее на сильно. засоленных поч-
вах.

Особо выделен участок тибридов.
Здесь собраны растения, выведенные
советскими учеными-мичуринцами.
Особенно красивы лиственницы Аль-
бенского — стройные, ‘темнозеленые,
густо убранные хвоей. Как бы ста’
раясь затмить их красу, тут же встали
осанистые пирамидальные  тополи
Яблокова.

Кроме этого коллекционного парка
в ботаническом саду заложен так на-
зываемый «мичуринский сад». В этом
саду будут представлены все сорта ра-
	стении, выведенных Мичуриным и
его последователями, — около 450
сортов яблонь, груш, вишен, слив,
абрикосов. В саду будут расти
	также карликовые яблони, мичурин-
ский виноград, мичуринская земляни-
ка, мичуринский крыжовник. Рядом с
этими прекрасными растениями будут
посажены так называемые исходные
сорта, т. е. те деревья и кустарники,
воспользовавшись которыми великий
ученый создал новые формы расте-
ний. Этот сад явится живой иллюстра-
цией к бессмертным ‘идеям и делам
Мичурина о преобразовании природы.

На небольшой площади разместится
участок систематики растений. Здесь
будут представлены растения, ка-
кие могут произрастать в Советском
Союзе. По,соседству`< дикорастущи-
ми кустарниками и травами, всевоз-
можными луками, лютиками, коло-
кольчиками, шиповниками, ивами са-
довники посадят сотни растений, кото-
рые имеют промышленное применение
в народном хозяйстве.

Здесь можно будет увидеть такие
интересные злаковые растения, как
	урожая за один год. Один раз ее ко-
сят на зерно, другой раз — на силос.
Кроме того она обладает ‘еще одним
драгоценным качеством: не  боится
ветров и дождей, ‘неё полегает. По со-
седству с многолетней зашумят. тяже-
лым колосом ветвистая пшеница и пы-
рейные гибриды. Поднимутся. расте-
ния, дающие масло, сахар, витамины,
растения, использующиеся для приго-
товления различных лекарств. Будут
на этом участке и дубильные растения
и растения, дающие человеку волокно.
Тот же, скажем, широко известный в
Средней Азии кунжут, из волокна ко-
торого делают веревки и тросы.

Большую площадь займет на терри-
тории сада розарий. В нем будет семь
с половиной тысяч ‘кустов роз — бе-
лые, желтые, розовые, красные. Меж-
ду штамбовыми розами посадят пле-
тистые. Это позволит садовникам соз-
дать гирлянды исключительной красо-
ты. В конце розария установят памят-
ник Мичурину. Вокруг этого памят-
ника поднимутся выведенные вели-
ким преобразователем природы розы.

Рядом с розарием разместятся три
участка декоративных растений. Один
из них специально отводится для того,
чтобы посадить на нем все цветы, какие
растут в СССР: ирисы и флоксы, фи-
алки и тюльпаны, георгины и астры...
Тысячи цветов. Этот участок явится,
как говорят ученые, палитрой худож-
ника. По соседству с ним расположит-
ся другой, на котором будут разбиты
цветники и клумбы, будет показано,
как может, используя свою палитру,
цветовод-художник украсить землю,
подобрав растения по росту, по крас-
кам, по времени цветения.

Третий участок — это участок так
называемой ковровой живописи. На
нем искусные руки садоводов созда-
дут, используя специальные декора-
тивные растения, чудесные клумбы в
виде русских вышивок. Словно расши-
тые мастерицами рушники и скатерти,
зацветут они на земле, отливая то го-
лубым, то красным, то белым, то оран-
жевым:

На территории нового ботанического
	ной которых являются горные массивы
нашей планеты.

У подножия горы «Крым—Кавказ»
синеет прозрачная чаша озера. С вер-
шины горы в эту чашу падает водопад.
Серебряные брызги его, звеня, разле-
таются в разные стороны. Они осыпа-
ют мелкой водяной пылью растения,
которыми поросли склоны. ‘Вот среди
серых гранитных глыб ` серебрится
звездообразный цветок с мягкими дым-
чатыми лепестками. Это эдельвейс —
дитя горных вершин. Несколько в сто-
роне от него виднеется растение, очень
напоминающее по форме лилию, Неж-
ные розовые лепестки его лежат пря-
мо на земле. Это красавица меренде-
ра. Тут же можно видеть рассыпанные
по каменным кручам желтые и крас-
ные тюльпаны, сильно разросшиеся, с
нежнозелеными листьями, горные ма-
ки, дикие кавказские пеоны яркомали-
нового цвета, то желтые, то лиловые
ирисы. Все это горит, переливается
красками.

По соседству с горой «Крым—Кав-
каз» поднялась гора «Средняя’ Азия».
Ее склоны тоже расцвечены десятка-
ми замечательных растений. Здесь по-
селились эремурусы—высокие-травя:
	  нистые растения, увенчанные кистями   но видеть леса европейской части Co-
	многолетняя пшеница, Она дает два] сада выделены также участки для по-