ДИСКУССИОННЫЙ ОТДЕЛ

DISKÜSSIONSBLATT
Не по вине редакции открытая СА дискуссия о современной архитектуре и правильности или неправильности идеологических позиций конструктивизма принимает пестрый характер и как бы уклоняется от серьезной и научной постановки вопроса.
Несмотря на то, что у конструктивизма имеется не мало идейных противников, - редакцией еще не получено ни одной контрстатьи на статью тов. Р. Хигера, которой открыт был дискуссионный отдел СА.
Статья Казимира Малевича „Цвет, форма и ощущение?“ - переносит дискуссию также в иной план.
Проблема архитектурной формы, значение цвета, вопросы восприятия решаются нами в порядке дня. Борьба с представителями эклектизма и выразителями чисто формальных течений в архитектуре продолжается.
Словом и делом нам приходится доказывать, что Формальные проблемы не являются самодовлеющим началом, исход
ным пунктом в проектировании новой архитектуры молодого класса - строителя. Наиболее верная, наиболее совершенная форма проле
тарских сооружений может явиться только в результате правильного решения его классово-общественных задач и социально-коллектив
ной целеустремленности. Представление, что идеологию класса можно выражать архитектурными массами идя путями идеалистической эстетики, абстрактно - есть ребячество и легкомыслие дилетантов и любителей, и с этим также необходимо вести непримиримую борьбу.
Над проблемой цвета в архитектуре конструктивисты ведут большую экспериментально-опытную работу.
В 1929 году СА даст несколько номеров в красках, чтобы наглядно продемонстрировать эту работу. В первом номере 1929 года редакция помещает статьи по вопросу цвета в архитектуре. С этой же целью помещается здесь статья Казимира Малевича, а в сле
дующем дискуссионном отделе будет помещена статья художника И. В. Клюна „Кубизм, как живописный метод“. Чтобы острее и
наиболее четко показать, как работают над цветом архитекторыконструктивисты, - помещение статей художников, живописцев и цветописцев редакция считает ценным.
Что Казимир Малевич теолог, мистик и эклектически мыслящий художкин, здесь можно не говорить. Сам автор статьи достаточно ясно это доказывает. Слово „ощущение склоняется им на протяжении всей статьи во всех падежах, с целым рядом прилагательных. Можно подумать, что Казимир Малевич придерживается фило
софии Шопенгауэра. Но когда вычитаешь, что „мир как ощущение составляет неизменные явления, в силу чего возникает гармония беспредметного мира , - убеждаешься, что ветер дует не оттуда.
Если исходить из того, из чего исходят все ученые естествоиспытатели и марксисты, - что ощущения составляют основу жизни сознания и признаются одним из свойств движущейся материи, что ощущения есть отображение вещей, а не вещи есть символы наших ощущений - то на „философских и „научных обоснованиях Малевича - никаких серьезных основ живописной теории не построишь.
Как основоположник супрематизма понимает конструктивизм и относится к нему, видно из его письма, направленного в редакцию СА.
Редакция печатает это письмо полностью несмотря на то, что некоторые места его совершенно непонятны
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. KASIMIR MALEWITSCH
МНОГОУВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!
Ознакомившись с журналом „Современная архитектура“, я обнаружил большие принципиаль
ные расхождения с современной архитектурной мыслью. Идеология архитектуры и вообще искус
ства Вами не то что не уяснена, но даже и нет попытки к выяснению этой великой стороны жизни в Вашем журнале.
Это положение заставляет меня воздержаться от сотрудничества в редактируемом Вами журнале. Это значит: не печатайте моей Фами
лии в списках сотрудников, но этим я не исключаю возможность того, чтобы Вы печатали мои работы. Я хочу быть случайным в Вашем журнале, и пишите о моих работах сами, что хотите.
В силу принципиальных расхождений посылаю Вам только небольшую историческую справку о супрематизме.
Супрематизм возник в 1913 г. (плоскостное явление) статического и динамического порядка, окрашенный в цвета преимущественно черный, красный, впоследствии белый, причем белый супрематизм появился в 1918 году на выставке (работы были сделаны в 1917 году).
С 1918 года начинается развитие объемного супрематизма, элементы которого возникли еще в 1915 году. Форма их была, как показано на ри
сунке. В 1923 году были осуществлены те объемы, которые помещены у Вас, в СА 3 - 1927 года, при чем супрематическое строение прямой объемной выявилось по двум моментам: динамического диагонального строения и статического, отнесенных - первый к металлической культуре, а вто
рой вид к статической культуре искусства, как такового, с определением в них архитектуры.
Таким образом весь путь нового искусства во всех своих видах культуры вышел к современ
ному искусству, которое есть архитектура. Последняя резко расходится со второй линией, иду
щей из обстоятельств металлического прогресса, т. е. конструктивизма, тоже современного.
Вот из этих двух положений исходят разные идеологи, в силу чего наступает конфликт, который не разрешён ни в одном журнале, ни в одной книге. В виду того, что я над этим вопросом уже много лет работаю, то я успел кое-что выяснить, в силу чего и нахожу, что Ваш журнал расходится с путями архитектуры, и являясь журна
лом конструктивизма, таким образом с искусством ничего общего не имеет.
Отсюда вижу, что писать статьи для Вашего журнала невозможно. Причины разные, не хочу обрушить гнев.
В скором времени появятся за границей мои записки, из коих будут видны причины расхождения.
Помещая мои вещи - супрематические объемостроения, прошу под ними сделать общее назва
ние „супрематическое искусство объемостроения“ (супрематический ордер) год 1923. Жму дружески Ваши руки.
Казимир Малевич
К. МАЛЕВИЧ В БАУХАУЗЕ (ДЕССАУ)