ЗАМЕТКИ О ФОТОПРОМЫШЛЕННОСТИ
В. КАН
НА ПАЙКЕ
Бели спросить фотолюбителя, достаточно ли ему 2, 5 кв. м негативных материалов в год, вряд ли он ответит утвердительно. И это по
нятно. 2, 5 кв. м негативных материалов в перерасчете на ходовой любительский размер 9Х12-- это 240—250 снимков в год.
Не густо!
Как же будет огорчен фотолюбитель, когда узнает, что я эта скромная норма, намеченная торгующими организациями, урезана вдвое. В 1942 году Главное управление фотопромышлен
ности запланировало выпуск... 1, 2 кв. м негативных материалов на один фотоаппарат, счи
тая и продукцию промкооперации. Это почти столько же, сколько и в 1938 году (1, 2 кв. м) и меньше, чем в 1936 году (1, 41 кв. м). Десять снимков в месяц — таков лимит, постав
ленный фотопромышленностью. Эта норма никак не может удовлетворить миллионы любителей, не говоря уже о профессионалах.
А с производством позитивных материалов обстоит еще хуже. Создается диспропорция не только между количеством фотоаппаратуры и
выпуском негативных материалов, но и между последними и позитивными материалами при
мерно в треть. Главное управление фотопромышленности не проявляет необходимой энер
гии, чтобы повысить производительность своих предприятий.
На фабриках Главфотопрома царит кустарщина, оборудование изношено, система заработ
ной платы неправильная, квалифицированных кадров недостаточно и никто их не готовит.
РЕЗУЛЬТАТЫ „ЛИКВИДАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ
В Москве, на Сущевской улице, помещается фабрика № 1 фотопластинок. В течение восьми или девяти лет ее руководители непрерывно слышали от главка: «Вы работаете последний год». Предполагалось, что фабрика будет вынесе
на за город. На этом основании Главфотопром отказывал ей в необходимых средствах на капи
тальный ремонт и переоборудование. Теперь выяснилось, что фабрика № 1 остается на
прежнем месте, лишь с небольшим сокращением территории.
Оборудование фабрики в результате «ликвидаторских настроений» пришло в плачевное состояние. Недавно инспекция котлонадзора за
претила работать старым ресивером, фабрике пришлось срочно делать новую артезианскую скважину. Холодильные установки не в состояния поддерживать необходимую в цехах температуру. Деревянные станки в сушилке не меня
лись уже 15 лет, они щепятся от ветхости и засоряют пластинки.
Холод и чистая вода — необходимые условия для нормального технологического процесса на
фабрике фотопластинок. Сердце предприятия — эмульсионный цех — не может работать при температуре воды выше 8°. Но приходится пользоваться водой, имеющей 20—22°. Воду охлаждают в цехе с помощью рассолов и льда.
Эмульсия перебухает, процесс сушки растягивается, отнимая вместо 4 часов до 10—12 часов.
Та же картина наблюдается и на фабрике пластинок № 2, где холод вынуждены упот
реблять на охлаждение городской воды, так как вода из артезианской скважины по своему составу не может быть использована для про
мывки (она смывает бромиды и растворяет аммиак).
В затемненных, закупоренных цехах летом душно. Всегда грозит опасность, что при загрузке сушилки с пластинок потечет эмульсия.
Неотложным мероприятием для обеих фабрик
является увеличение мощности холодильных установок, без чего нельзя соблюсти необходимый гигиенический и технологический режимы.
Фабрики нуждаются также в смене сушильных станков и расширении складских помещений. Главфотопром должен в текущем году реконструировать свои предприятия, иначе дефицит в фотоматериалах будет расти.
„МУСОР В ОБЕРТКЕ
Два года Главфотопром не собирал конференций потребителей. Быть может с качеством
продукции благополучно и не о чем хлопотать? Факты говорят о другом.
Тов. Портер, сотрудник планового отдела Главфотопрома, во время отпуска решил заняться фотографией. Он зашел в магазин, купил две дюжины пластинок и принялся за дело. Увы! Его ожидало разочарование. Снимки получились в пятнах и царапинах. Их пришлось выбросить.
Одна из основных причин плохого качества пластинок — грязь на фабриках. Эмульсия, осо
бенно в момент застывания, требует, чтобы не только станки и руки, во даже воздух был чи
стым. А на фабриках с их обветшалыми сушилками, с отсутствием приточно-вытяжной
вентиляции невозможно уберечь пластинки от засорения. Доля так называемого «мусора» в общем количестве брака занимает больше половины. На фабрике № 1 весь брак составлял
в мае б, 3%, а «мусор»—2,83%. Сортировщицы, разглядывающие пластинку какую-нибудь десятую долю секунды, не могут уследить за всеми дефектами, и часть негодных пластинок по
падает к потребителю. Фабрика терпит большие убытки из-за грязи.
Засоренная пластинка наполовину пропадает. Из нее можно использовать только стекло и часть химикалий. Себестоимость квадратного метра пластинки на первой фабрике 16 р. 22 к., а потери при засорении составляют 7 р. 9 к. на квадратный метр. Фабрика может сэкономить десятки тысяч рублей ежемесячно, если перестанет зависеть от «мусора».
СЧЕТ ПОСТАВЩИКАМ
На качество пластинок влияют и «внешниепричины. Для того чтобы свободно комбинировать различные составы эмульсии у фабрики должен быть месячный запас фотожелатины. А