Фоторепортаж

С ФОТОАППАРАТОМ

ПО ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ

М. КАЛАШНИКОВ
пустившись на аэродроме близ нашего пограничного города, я сразу же почувствовал приближение фронта: то и дело совершали посадку наши боевые самолеты, коман
диры докладывали о выполненных заданиях, машины вновь взлетали и уходили в даль. Все делалось быстро, бесшумно, спокойно и четко.
Оформив свое дальнейшее продвижение, я вылетел в город Ровно. С высоты 300 метров не видно было каких-либо пограничных знаков, но ясно было видно, что кончились широкие ровные колхозные поля, покрытые молодой светлозеленой озимью, и под крылом самолета поплыли по
ля крестьян Западной Украины, похожие на большое лоскутное одеяло.
Близ г. Ровно мы опустились на аэродром, предъявили документы и были радушно приня
ты красноармейцами. Связавшись по телефону с командованием, мы отправились в город, погрузив на машину несколько тысяч экземпляров га
зет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» и журналов.
Город был занят нашими войсками несколько дней назад. Начиналась нормальная жизнь, это я и решил отразить в снимках
Демонстрировались советские фильмы, работали магазины, крестьяне на базаре продавали сель
скохозяйственные продукты, на улицах много народа, на окраине порода, у кирпичного завода— митинг рабочих и жителей. Это были первые сюжеты моих съемок.
После митинга я роздал свежие московские газеты. Узнав, что только вчера я был в Москве, жители забросали меня вопросами. Некоторые граждане г. Ровно до империалистической войны жили в Москве. Они называют улицы: Домнмковка, Преображенская застава, Сухаревка. Рас
сказываю, что Сухаревская башня давно снесена, рынок переведен в другое место, и сейчас там большая транспортная магистраль шириной в 60—70 метров, залитая асфальтом, а площадь называется Колхозной. Рассказываю о новых заво
дах, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, больших новых домах.
Все слушают с большим интересом. Потом ктото из слушателей прерывает мой рассказ:
«А вот посмотрите, как мы живем», и ведет в свое жилье — жалкую конуру из досок, обсы
панную землей, с одним подслеповатым окошком. Внутри — самодельная деревянная кровать, сундук, стол, земляной пол, сырость. «Вот все, что мы имеем за 20 лет господства панов», — говорит в заключение хозяин коморки.
От приглашений нет отбоя: все просят, чтобы я посмотрел, как они жили под гнетом панско
помещичьей Польши. Объясняю, что должен ехать на аэродром, срочно отправить негативы в Москву. Тепло провожают, желают успеха, приглашают заехать еще.
Все негативы, сделанные в течение часа, я передал на аэродром пилотам тт. Зыбковскому и
Береговому, дождался их взлета и в тот же день выехал в г. Луцк.
Луцк — город областного значения. Улицы покрыты булыжником, тротуары из каменных плит, асфальта нет совершенно, много извозчиков, ав
томашины только иностранных марок. Правда, есть «Фиат польский». Я поинтересовался, что это за фирма. Мне объяснили, что итальянская
фирма «Фиат» поставляла в Польшу моторы и другие части, а в Польше делали кузова и про
изводили сборку. Так получался «Фиат польский». Население восхищается машинами «ЗИС-101», подробно осматривает их внутри и снаружи. Нахо
дятся знатоки, которые расшифровывают марку «ЗИС». Это, говорят они, завод имени Сталина в Москве. Все горячо интересуются жизнью в Советском Союзе. Около каждого красноармей
ца — толпа. Польские паны нагло клеветали на Страну Советов, где, мол, нельзя ни петь, ни танцевать, где все ходят в одинаковой одежде, где все жены живут в одном доме, а дети — в другом и т. д. Большинство населения этому, конечно, не верило, но всем хотелось правду слышать из уст советских людей.
Увидев красноармейцев, едущих непрерывным потоком на автомашинах, громадные орудия, бы
строходные танки и скоростные серебристые и темнозеленые самолеты, население Западной Украины убедилось, что Красная Армия мощна, мо
гуча, блестяще оснащена. Жители поражены обилием машин, обилием советской военной техники.
Рассказы красноармейцев о том, что у нас в
колхозах и на производстве человеку, работаю

С