щему лучше других — почет и уважение, что лучших людей выбирают в Верховный Совет — высший орган власти в стране, — встречались всеобщим одобрением. На лицах расцветали улыбки, глаза влажнели и загорались светлым и радостным огоньком. «Дождались и мы хоро
ших дней, —говорили трудящиеся Западной Украины, — теперь будем устраивать жизнь по образцу Советского Союза».
Форма красноармейца была моим лучшим пропуском для съемок. Это во многом облегчало мне съемки в городе, в пути, в деревне, я не терял времени на предъявление документов.
Население относилось ко мне как к представителю Красной Армии, пользующейся у него огромным доверием и любовью.
Как важно военному фотокорреспонденту быть политически подготовленным, доказывать не приходится. Нередко мне задавали сложные вопросы. Например: в деревне находятся земли трех
помещиков, в соседней нет помещичьих земель. Как делить землю между деревнями? В лесу у
помещика заготовлены дрова, лес примыкает к нескольким деревням и каждая деревня претендует на эти дрова. Как их распределить?
Разъясняю, что дровами надо обеспечить, в первую очередь, общественные постройки каждой деревни: школу, здание, в котором откры
вается читальня, выделить больше дров для той деревни, в которой есть паровая мельница, так как эта мельница обслуживает соседние деревни. Земли помещиков нужно распределять между де
ревнями, снабдив в первую очередь батраков и малоземельных крестьян, и т. д. Работа фото
корреспондента в таких условиях требует серьез
ного, продуманного отношения к каждому слову, к каждому шагу.
В глазах населения фотокорреспондент в военной обстановке является представителем Рабоче- Крестьянской Красной Армии. Я помнил это каждую минуту.

НА СЪЕМКАХ

В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ

С. ЛОСКУТОВ
ригада фотокорреспондентов «Фотоклише ТАСС» выехала на съемки в Западную Белоруссию с некоторым опозданием, не попав, таким образом, к началу, к развороту первых событий.
Наибольшие трудности мы испытывали в самом начале нашей работы из-за отсутствия у нас средств передвижения, что было вполне естественно в боевой обстановке, в условиях передвижения частей Красной Армии, очищавшей территорию от польских войск и офицерских банд.
Первое время мы ехали на грузовой машине, но должны были ее отправить обратно. Военное
командование всячески шло нам навстречу. В Вильно мы получили брошенные буржуазией мо
тоцикл и малолитражку. И тут оказалось, что мы, фоторепортеры, не подготовлены к вождению машин.
Я-то, правда, некоторый опыт имею. Быстро завел мотоцикл и поехал, посадив с собой одно
го товарища. С автомашиной дело обстояло сложнее. Шофер, служивший у какого-то высо
копоставленного лица, не внушал нам большого доверия. Пришлось т. Фишману в два дня осво
ить машину. Учеником он оказался способным. Очень быстро он научился управлять автомобилем, проехав 1200 километров без единой аварии.
Первая ваша фотосъемка была в районе г. Мо
лодечно. Первое, что бросилось в глаза советскому фоторепортеру, — это чудовищная нищета белорусского крестьянства. В ряде снимков мы
показали оборванных, полуголодных грязных крестьянских детишек.
Мы фотографировали ликование народа при встречах с Красной Армией, отличившихся бой

цов Красной Армии в боях с польской армией.

Мы старались показать в снимках ужасающие условия белорусского крестьянства, жившего под - гнетом панов и помещиков.
С особым удовольствием мы делали снимки, показывающие работу рабочих и крестьянских комитетов, восстановление разрушенного хозяйства, — все это мы старались показать нашему со
ветскому читателю, который проявляет огромный интерес к нашим братьям украинцам и белоруссам. Многие крупные заводы взяты рабочими в свои руки и уже приступили к работе.
Жители городов и местечек, освобожденные от панского гнета, везде встречали советского фоторепортера радушно, помогали ему в работе, по
дробно расспрашивали о жизни в Советском Союзе, передавали письма родным и близким, рассказывали о себе, о своем тягостном прошлом, об огромном счастьи, принесенном им Красной Армией.
Наибольшие трудности мы испытывали при до

Б