ставке снятого материала, так как в тот период почта и железные дороги не работали.
Большую помощь оказывала нам наша авиация, которая в тот же день доставляла негативы из Вильно, Г родно и Белостока в Москву.
Съемку мы производили на советской пленке.
Нужно особо отметить помощь командования Красной Армии в работе советских фоторепор
теров и журналистов. Наши просьбы по срочной доставке материала или по установлению связи удовлетворялись быстро и четко. На привалах советских фоторепортеров угощали замечательным красноармейским обедом.
В г. Вильно мы познакомились с одним фоторепортером. На наш вопрос, — снимал ли он вступление частей Красной Армии в г. Вильно, мы получили от него ответ: «Нет. Если бы поляки увидели в моих руках фотоаппарат, они рас
стреляли бы меня». Только с приходом Краской Армии этот виленский фотограф смог приступить к съемкам.
Множество интересных фактов из жизни освобожденной Западной Белоруссии запомнилось.
Тов. Дм. Чернову пришлось фотографировать организацию рабочей гвардии. Среди дружинников оказалась женщина без винтовки. Спрашиваем, почему у нее нет винтовки.
— Да как же? Женщине оружие не полагается. А у вас как? Женщинам доверяют оружие?
— Почему же нет, если она умеет обращаться с ним. Она вообще-то умеет? — Умеет!
Мы посоветовали дать женщине винтовку.
Женщине дали оружие, и она, счастливая, сразу
же пошла на пост.

ПЕРВЫЕ СНИМКИ С ФРОНТА

В. ТЕМИН
два часа ночи 19 сентября я получил оперативное задание редакции «Правды» вы
ехать на съемки к месту операций советских войск в Западную Белоруссию. Через четы
ре часа, т. е. в 6 часов утра 19 сентября я уже находился в полете.
За Смоленском погода резко ухудшилась, и самолет до Минска шел бреющим полетом на вы
соте 20—50 метров, прорываясь сквозь густые грозовые облака.
В 10 часов утра самолет прибыл в Минск. Лететь немедленно дальше невозможно: погода ухудшилась еще более. Оставляю самолет в Минске, пересаживаюсь на машину и еду по направлению к Гродно—Вильно. Произвожу первые съемки: раздачу красноармейцами газет на
селению вблизи Вильно, восторженную встречу наших войск и т. д. В течение 45 минут я сделал около 200 снимков.
Условия для съемки были самые неблагоприятные. Солнце выглянуло из-за туч на 2-3 минуты. Почти всю первую съемку я произвел при пас
мурной погоде и дожде — снимал с открытой диафрагмой при выдержке с 1/20 и 1/30 сек.
День быстро закончился, нужно было срочно отправить негативы. Самолет находился в Минске. Через несколько часов 20 сентября я при
ехал на автомашине на минский аэродром. Тут же на аэродроме, пронумеровав пленки, передаю их летчику. Через несколько минут самолет поднялся в воздух, а через четыре часа первые не
гативы встречи населением Западной Белоруссии советских войск были в «Правде».
Тексты к снимкам были переданы по телефону. Возвращаюсь на аэродром. Погода хорошая, летная. Получив разрешение на вылет, направляюсь из Минска прямо в Вильно. Через час са
молет делает несколько кругов над городом и совершает посадку на виленском аэродроме. Здесь лежат разбитые польские самолеты, остатки одного самолета врезались в мачту радио
станции. Одни самолеты валяются обугленные, другие носом врезались в землю. Делаю целый ряд документальных снимков.
Одновременно на самолете были доставлены последние номера «Правды» за 21 сентября, где помещены статьи о событиях в Западной Бело
руссии и Западной Украине, а также первые снимки.
В Вильно встречаюсь с фотокорреспондентом «Известий» т. Трошкиным. Вместе со мной при
летел в Вильно фотокорреспондент «Вечерней Москвы» т. Дебабов. Нас уже трое. Делимся пер
выми впечатлениями о съемке, и приступаем к работе. Снимать есть что!
К вечеру встречаюсь с приехавшими фотокорреспондентами «Фотоклише ТАСС» тт. Лоскуто
вым, Фишманом, Межуевым и Черновым. Они сфотографировали исключительно интересный материал. Нужно срочно отправить его в Москву.
Через несколько часов все негативы, сделанные фотокорреспондентами, за исключением негативов т. Трошкина, выехавшего в другом направле
нии, были отправлены на самолете «Правды» в Москву — и в тот же день вторая партия негативов была в Москве. По отправке негативов работало пять самолетов.

В